Сделай Сам Свою Работу на 5

И.Ф. Албегова (Ярославль)

В настоящее время в России активно работают более 300 тысяч некоммерческих общественных объединений, которые своей деятельностью оказывают огромную материальную и психологическую помощь нуждающимся в поддержке слоям населения. Основным целям и задачами НКО являются содействие решению важных социальных проблем в обществе, создание условий для развития потенциала личности, а так же развитие связей между основными сферами жизни общества.

Гармонизируя отношения между личностью, группой, государством и бизнесом, НКО консолидируют российское общество, развивают демократию, способствуют ослаблению социальной напряжённости и являются важным фактором становления гражданского общества в России.

Обладая правом юридического лица, экономической обособленностью и самостоятельностью хозяйственной деятельности НКО, выступают в России как инновационная организационная форма социальной работы с населением. Они постоянно разрабатывают принципиально новые технологии решения социальных задач, чему во многом способствует их мобильная организационная структура, свободная от стереотипов психология членов НКО, ограниченность финансовых средств. Философия существования некоммерческих организаций современное положение НКО в обществе, новизна задач и нестандартные пути их решения, позволяют третьему сектору выступать общественным генератором идей, реализация которых не требует особых материальных затрат, но даёт значимый положительный социальный эффект. В связи с этим для НКО принципиально важным является применение уже имеющихся технологий менеджмента, а также активная разработка новых и их апробирование.

Само решение о создании общественной, негосударственной, неполитической, некоммерческой организации ставит будущих её членов перед задачей разработки организационной структуры НКО, органов её управления, основ институционального развития, определение миссии, целей и задач. При этом любая организация должна ориентироваться на спрос и потребности рынка социальных услуг, чётко обозначить своих бенефициаров (благополучателей) и, в соответствии с этим, определить набор основных видов деятельности.



Конечно, рынок и изменяющиеся условия функционирования организации корректируют первоначальные замыслы, но основная уставная деятельность и её направления, как правило, остаются неизменными.

НКО, как организационная форма социальной работы, прежде всего обязаны оказывать разные виды помощи населению в решении их проблем. Любая помощь, независимо от её содержания, требует определённых финансовых вложений. Хозяйственная самостоятельность НКО, особенности финансирования их деятельности, а лучше сказать, его отсутствие, ставят любую организацию перед проблемой привлечения ресурсов или фандрайзинга.

Согласно ст. 26 ФЗ «О не­коммерческих организациях», источниками формирования имущества некоммер­ческой организации в денежной и иных формах, являются:

регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

добровольные имущественные взносы и пожертвования, в том чис­ле государственные, муниципальные гранты и гранты международных благотворительных фондов;

выручка от реализации товаров, работ, услуг;

дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигаци­ям, другим ценным бумагам и вкладам;

доходы, получаемые от собственности НКО;

другие не запрещенные законом поступления.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» также опреде­ляет источники формирования имущества. Имущество общественного объединения формируется на основе: вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожерт­вований; поступлений от проводимых лекций, выставок, лотерей, аукцио­нов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности; градажданско-правовых сделок; внешнеэкономической дея­тельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.

Следует обратить внимание на тот факт, что две из предусмотренных законом «О некоммерческих организациях» ОПФ (фонд и автономная не­коммерческая организация) создаются на основе имущественных взносов их учредителей. Однако Закон не устанавливает каких-либо требований к размеру и порядку внесения указанных взносов - они определяются учре­дителями.

Каждая НКО в своей деятельности может использовать разные виды ресурсов. К их числу относят финансовые средства (деньги). При этом их разделяют на внутренние ресурсы (экономия средств, совместные расходы с другими организациями или программами внутри одной НКО); членские взносы; заработанные средства (плата за услуги НКО плата за услуги НГО (деятельность, связанная с уставными целями); выполнение государственного (муниципального) социального заказа доходы от инвестиций и прочие внереализационные доходы; доходы от собственной деятельности, не связанной с уставными целями); сбор частных пожертвований, гранты, специальные мероприятия (марафоны, аукционы, ярмарки, акции и т.д.); запланированные пожертвования (наследство и т.д.); инвестиции и кредиты; пожертвования капиталов, приносящих доход.

Следующим ресурсом организации являются товары (как подержанные или неликвиды, так и новые товары – продукция). Товар может использоваться по-разному (продаваться со скидкой, раздаваться бесплатно или обмениваться по бартеру. Товар может быть заемным, а также приобретенный и используемый совместно с другими НКО.

К числу важнейших относятся человеческий ресурс (люди). Его составляют правление или совет организации, члены НКО, добровольцы (волонтеры), привлеченные работники, штатные работники, а также консультанты, направленные органами власти или предпринимательскими структурами.

Услуги организации также составляют ее ресурс. Они могут быть трех видов: бесплатные или льготные, совместные с другими организациями и бартерные.

Важным ресурсом является информация, которая может быть как официальной, так и неофициальной. Помещения и оборудование, стоящие на балансе организации также составляют ее ресурс.

Другим ресурсом НКО являются ее связи и влияние.

Для любой НКО возможными источниками финансовых и натуральных поступлений могут быть государство или муниципалитеты (бюджетное финансирование), частные пожертвования (люди), коммерческие структуры (корпоративный фандрайзинг), иностранные и отечественные фонды (гранты), членские взносы, собственные доходы от предпринимательской деятельнос­ти, связанной с уставными целями, собственные доходы от предпринимательской деятельнос­ти, не связанной с уставными целями, доходы от учрежденных предприятий, внереализационные доходы (депозиты, акции, сдача в аренду имущества), помощь от других некоммерческих организаций, а также прочие источники.

Ресурсы организации необходимо регулярно пополнять и рационально использовать, по-другому, каждая организация в своей деятельности должна осваивать и активно использовать технологию фандрайзинга.

Фандрайзинг – это деятельность некоммерческой организации, базирующаяся на ее уникальной миссии и стратегии, использующая эффективные и продуктивные способы получения ею ресур­сов, необходимых для реализации ее программ и достижения стоящих перед ней целей, обеспе­чивающая желаемую удовлетворенность дарителю (источнику ресурсов) и имеющая конечным результатом укрепление благополучия общества в целом. Фандрайзинг - это наука и искусство, теория и практика, это определённая философия и психология, это и специфический вид деятельности.

Фандрайзинг заключается не только в привлечении и получении необходимых ресурсов для достижения целей организации и решения ее текущих задач, но и в укреплении благополучия общества в целом. Кроме того, необходимо отметить, что фандрайзинг не должен вступать в противоречие с миссией организации, а также ее базовыми стратегиями. Процесс привлечения ресурсов не должен приводить к потере идентичности организации, размыванию ее целей, отступлению от генеральной линии ее развития.

Учитывая необходимость использования эффективных и продуктивных методов, фандрай­зинг предполагает определенные стратегию, тактику и методологию. Деятельность по фандрайзингу является продолжением стратегии и тактики организации по планированию и управле­нию. Эффективная работа по созданию положительного имиджа организации и обеспечению ее широкой известности безусловно будет содействовать более эффективному фандрайзигу.

Философию или идеологию фандрайзинга НКО составляют следующие постулаты: отсутствие денег у НКО - не проблема! Проблема - это то, для решения чего НКО создана; фандрайзинг - не поиски денег, а работа организации по решению конкретных проблем, для выполнения которой нужны деньги; фандрайзинг - не искусство: каждый может научиться вносить свой вклад в поиск ресурсов для организации; фандрайзинг - продажа Вашего дела; фандрайзинг - долгосрочные отношения между людьми!!!

Фандрайзинг - нужный человек в
нужном месте в нужное время. Просите!!! Вы никогда не получите того, о чем не просите!!!; фандрайзинг - радость, воодушевление, которые надо передать и тому, кто может оказать поддержку организации.

Как теория фандрайзинг имеет свой особый понятийный аппарат. Существует достаточное количество терминов, смысл которых помогает раскрыть суть фандрайзинга. К числу основных относятся следующие: благотворительность, меценат, спонсор, донор, грант, бесприбыльный (некоммерческий) проект и т.д.

Благотворительность - добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц в форме предоставления получателям минимальной финансовой, организационной и иной благотворительной помощи. Формы благотворительности - меценатство и спонсорство.

Меценат - физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь на бескорыстной добровольной основе.

Спонсор - юридическое или физическое лицо, оказывающее на добровольной и бесприбыльной основе материальную поддержку благотворительной деятельности в целях популяризации исключительно своего имени (названия), торговой марки и т.д.

Донор - юридическое или физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь неприбыльным организациям на добровольной бескорыстной основе.

Грант - благотворительный взнос или пожертвование, имеющее целевой характер, предоставленное физическими и юридическими лицами в денежной и натуральной формах.

Бесприбыльный (некоммерческий) проект - комплекс запланированных мероприятий, объединенных общими задачами, целью которого является достижение социально значимого эффекта, а не получение прибыли.

Фандрайзинг в широком смысле представляет собой технологию поиска источников финансирования, которой в основном занимаются общественные организации. В связи с этим можно сказать, что фандрайзинг - это поиск источников финансирования, необходимых для осуществления деятельности НКО, включая реализацию неприбыльных программ и проектов.

Как правило, фандрайзинг бывает "внутренним" и "внешним". В первом случае речь идёт о внутреннем менеджменте НКО, когда разработкой и реализацией стратегии поиска финансирования сотрудники НКО занимаются самостоятельно.

Во втором случае - это одно из направлений консалтинговой деятельности, когда поиск финансирования осуществляется посредством привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу. В данном случае в этой роли могут выступать как независимые эксперты, так и специализированные фандрайзинговые фирмы.

Основной целью НКО в сфере фандрайзинга является разработка и реализация разнообразных фандрайзинговых стратегий, итогом которых должно быть получение средств. Отсюда задачи фандрайзинга: подготовка проектов для донорских организаций, социальное партнёрство с органами власти, развитие корпоративности, связей с общественностью.

Сама технология сбора средств довольно сложна, но именно от степени её освоения зависит решение вопроса о жизнеспособности некоммерческих организаций.

В современных российских условиях существует пять традиционных источников финансирования НКО. Это - благотворительные фонды и международные донорские организации; предпринимательские структуры; органы исполнительной власти и местного самоуправления; физические лица; другие НКО. Для работы с каждым из них НКО использует особые технологии и методики.

При этом надо отметить, что работа с донорами и спонсорами в России затруднена из-за недостаточного количества организаций и лиц, способных оказать реальную помощь, а также ещё достаточно распространённого стереотипа восприятия НКО как просто просящих организаций, не способных в свою очередь компенсировать её своими услугами. Определённую роль играет и то, что "новые русские" отнюдь не торопятся тратить свои капиталы на дела благие, делиться ими с малоимущими слоями населения, забывая при этом, что завоевать общественное признание, сформировать привлекательный образ и благоприятное отношение к себе можно только через благотворительность. История отечественного меценатства является ярким тому доказательством.

Сложно обстоит дело и с получением заказов от государственных структур, хотя имеется опыт их распределения на конкурсной основе среди НКО в Москве, Нижнем Новгороде, Ярославле и др.

В России, в отличии от других стран, основными источниками финансирования НКО являются пожертвования от физических лиц и гранты от донорских организаций.

Донорскими организациями, как правило, выступают благотворительные фонды (как отечественные, так и зарубежные). Существуют несколько классификаций фондов данного типа. Исходя из источников финансирования, они подразделяются на ассоциированные (корпоративные) фонды, которые создаются и финансируются определенной коммерческой структурой (например, IBM Foundation). Это наиболее распространенный вид БФ; государственные (межгосударственные) фонды (донорские организации), которые создаются и финансируются правительством одной или нескольких стран (USAID, TACIS); независимые (частные) фонды, которые создаются и финансируются частным лицом или группой лиц, как правило, связанных родственными узами (MacArthur Foundation).

Существуют и другие классификации БФ, например, по сфере интересов они подразделяются на экологические, фонды развития местного сообщества, социальной адаптации и т.д.; по социальной ориентации выделяются фонды, оказывающие помощь инвалидам, пенсионерам, женщинам, ученым.

В связи с широким развитием в последнее время международной информационной сети Интернет стали возникать виртуальные фонды - благотворительные организации, осуществляющие программы грантов непосредственно в режиме on-line.

Основные формы финансирования, осуществляемые БФ:

• грант - благотворительное пожертвование (взнос), предоставляемое донорской организацией для реализации неприбыльного проекта или программы;

• беспроцентная возвратная финансовая помощь (возвратный грант) предоставляется НКО для реализации проектов, предполагающих получение доходов в результате осуществления деятельности по проекту. Возвратная финансовая помощь предполагает полный или частичный возврат предоставленного финансирования;

• оплата услуг - оплата (на договорной основе) услуг, предоставляемых НКО донорской организации (проведение семинаров, исследований).

Наиболее распространенной формой финансирования НКО донорскими организациями являются гранты. Они предоставляются в результате проведения грантовых программ - конкурсов, объявляемых среди НКО. Грантовые программы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае к участию в конкурсе допускаются все организации, которые отвечают определенным требованиям донорской организации (например, НКО должна быть внесена в Реестр неприбыльных организаций). К участию в закрытых конкурсах допускаются только те НКО, которые соответствуют особым условиям грантовой программы (например, только региональные партнеры донорской организации или НКО, ранее получавшие (или не получавшие) гранты от БФ).

Таким образом, российские общественные организации активно осваивают и используют в своей деятельности инновационные технологии фандрайзинга, укрепляя тем самым свой статус и положение в обществе.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.