Пилотикатиссаттхера Ваттху. Притча о тхера Пилотикатиссе
Хириниседхо пурисо
кочи локасми виджджати
йо ниддам апабодхети
ассо бхадро касамива.
Ассо йатха бхадро касанивиттхо
атапино самвегино бхаваттха
саддхайа силена ча вирийена ча
самадхина дхаммавиниччхайена[131] ча
сампаннавидьячарана патиссата
джахиссатха дуккхамижам анаппакам.
Стих 143
Редко в этом мире найдется человек,
который из чувства стыда
воздерживается от злодеяний и держится осторожно,
подобно лошади, которая не подает повода для стегания хлыстом.
Стих 144
Подобно тому, как лошадь содрогается от удара хлыста,
будь прилежным и настороженно относись к циклу перерождении (самсаре).
Пусть вера, нравственность,
усиленная концентрация и понимание Дхаммы
принесут тебе знание и практику нравственности,
и с серьёзностью оставь позади неизмеримую Дуккху (Сансару).
Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стихи (143 и 144) в связи с историей о тхера Пилотикатиссе.
Однажды тхера Ананда увидел плохо одетого молодого человека, который просил милостыню; ему стало жаль юношу, и он сделал его саманера. Молодой саманера оставил свою старую одежду и миску для милостыни на ветке дерева. Когда он стал монахом, он стал известен как Пилотикатисса. Так как он стал монахом, ему не приходилось больше беспокоиться о пище и одежде, так как всего было достаточно. Тем не менее, он почему-то не был доволен жизнью монаха и подумывал о том чтобы вернуться к мирской жизни. Каждый раз, когда у него возникали такие мысли он ходил к тому дереву, где оставил одежду и миску. Там, под деревом, он задавал себе вопрос: «О бесстыжий! Неужели ты хочешь покинуть место, где тебя хорошо кормят и одевают? Неужели ты снова хочешь надеть эту потрепанную одежду и попрошайничать с миской в руке?» Так он ругал себя и, успокоившись, возвращался в монастырь.
Через два-три дня он снова хотел оставить жизнь монаха и снова шел к дереву, где осталась его старая одежда и миска. Задав себе тот же вопрос, вспомнив о презренности своей прошлой жизни, он возвращался в монастырь. Это повторялось много раз. Когда другие монахи спросили его, почему он так часто ходит к дереву, где осталась его одежда и миска, он сказал, что ходит увидеться со своим учителем. Так, постоянно думая о своей старой одежде как о предмете медитации, он осознал истинную природу множеств кхандха (т.е. аничча, Дуккха, анатта), и со временем стал арахатом. Тогда он перестал ходить к дереву. Другие монахи, заметив, что Пилотикатисса перестал ходить к дереву, где осталась его старая одежда и миска, спросили его: «Почему ты больше не ходишь к своему учителю?» Он ответил им: «Когда я в этом нуждался, я ходил к нему; но сейчас у меня нет необходимости ходить к нему». Когда монахи услышали этот ответ, они повели его к Будде. Представ перед ним, они сказали: «Достопочтенный Господин! Этот монах утверждает, что достиг просветления; он, должно быть, лжет». Но Будда ответил им: «Монахи! Пилотикатисса не лжет, он говорит правду. Хоть он и поддерживал раньше отношения со своим учителем, сейчас этих отношений больше нет. Тхера Пилотикатисса приказал себе различить верные и неверные причины и различить истинную природу вещей. Теперь он стал арахатом, поэтому между ним и его учителем нет больше связи».
Затем Будда проиэес следующие стихи:
Редко в этом мире найдется человек,
который из чувства стыда
водерживается от злодеяний и держится осторожно,
подобно лошади, которая не подает повода для стегания хлыстом.
Подобно тому, как лошадь содрогается oт удара хлыста,
будь прилежным и настороженно относись к циклу перерождений (самсаре).
Пусть вера, нравственность,
усиленная концентрация и понимание Дхаммы
принесут тебе знание и практику нравственности
и с серьёзностью оставь позади неизмеримую Дуккху (Сансару).
Сукхасаманера Ваттху. Притча о Саманера Сукхе[132]
Удакам хи найанти неттика
усукара намайанти теджанам
дарум намайанти таччхака
аттанам дамайанти суббати.
Стих 145
Крестьяне[133] направляют воду по каналам,
изготовители стрел выпрямляют свои стрелы,
плотники обрабатывают дерево,
мудрые же укрощают самих себя.
Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стих (145) в связи с историей о саманера по имени Сукха.
Сукху сделал саманера в возрасте семи лет тхера Шарипутра. На восьмой день саманера пошел с тхера Шарипутрой за подаянием. По дороге они увидели крестьян, орошающих свои поля, изготовителей стрел, выпрямляющих свои стрелы, и плотников, делающих из дерева колеса. Увидев все это, он спросил тхера Шарипутру, можно ли направить эти неживые вещи туда, куда захочешь, или сделать из них то, что захочешь, и тхера ответил ему утвердительно. Тогда молодой саманера задумался о том, что если это так, то нет причин, по которым человек не мог бы укротить свой разум и заниматься Медитацией Познания и Спокойствия.
Поэтому он спросил у тхера разрешения вернуться в монастырь. Там он закрылся в комнате и в одиночестве предавался медитации; Сакка и дэвы помогали ему в этом, охраняя тишину в монастыре. В тот самый день, на восьмой день после того, как Сукха стал саманера, он достиг просветления. В связи с этим Будда сказал на собрании монахов: «Когда человек всерьез занимается Дхаммой, даже Сакка и дэвы помогают ему и защищают его. Я сам задержал Шарипутру у входа, чтобы Сукху никто не беспокоил. Саманера, увидев, как крестьяне орошают поля, как изготовители стрел выпрямляют свои стрелы и как плотники делают из дерева колеса и другие вещи, тренирует свой ум и занимается Дхаммой. Так он сейчас стал арахатом.»
Затем Будда произнес следующий стих:
Крестьяне направляют воду по каналам, изготовители стрел выпрямляют свои стрелы, плотники обрабатывают дерево, мудрые же укрощают самих себя.
ГЛАВА 11
Jaravagga — О Старости
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|