Сделай Сам Свою Работу на 5

Кумаракассапаматуттхери Ваттху. Притча о матери Кумаракассапа

Атта хи аттано натхо

ко хи натхо паро сийа

аттана хи судантена

натхам лабхати дуллабхам.

 

Стих 160

Человек сам является для себя спасением,

как могут другие быть спасением для тебя?

Смирив себя как следует, можно достичь спасения (т.е. Арахатта Пхала),

что так нелегко.

 

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стих (160) в связи с историей о матери Кумаракассапа.

Однажды молодая замужняя женщина попросила у своего мужа разрешения стать монахиней. По незнанию она присоединилась к монахиням, которые были учениками Девадатты. Эта молодая женщина забеременела перед тем, как стать монахиней, но тогда она еще не знала об этом. Но с течением времени это стало очевидным, и другие монахини привели ее к Девадатте. Девадатта наказал ей вер­нуться к обычной жизни. Тогда она сказала другим монахиням: «Я не собиралась становиться учеником Девадатты, я пришла сюда по ошибке. Пожалуйста, отведите меня в монастырь Джетаванна, отведите меня к Будде». Так она пришла к Будде. Будда знал, что она забеременела еще до того, как стала монахиней и, таким обра­зом, была невиновна; но он не собирался разбираться в этом деле сам. Будда послал за правителем Пасенади из Косалы, Анантапидиком, известным богачом, Висакхой, известной меценаткой монастыря Пуббарама и многими другими. Тогда он сказал тхера Упали, чтобы тот разобрался в этом деле на публике.

Висакха отвела молодую девушку за занавеску, осмотрела ее и сказала тхера Упали, что девушка стала монахиней, уже будучи беременной. Тхера Упали тогда объявил, что девушка невиновна и не запятнала свою нравственность (сила). Со вре­менем у нее родился сын. Мальчика усыновил правитель Пасенади и назвал его Кумаракассапа. Когда мальчику исполнилось семь лет, он узнал, что мать его монахиня и решил стать саманера под покровительством Будды. Когда он достиг соответству­ющего возраста, он стал монахам. Будучи монахом, он получил у Будды тему для медитации и ушел в лес. Там он яростно и усердно медитировал и в скором времени достиг просветления. Однако он продолжал жить в лесу еще двадцать лет.



Так как мать не видела своего сына в течение двадцати лет, ей очень захоте­лось увидеть его. Однажды, увидев его, мать-монахиня побежала за ним; она пла­кала и звала его по имени. Увидев мать, Кумаракассапа подумал, что, если он по­говорит с ней ласково, то только привяжет ее к себе и этим разрушит ее будущее. Поэтому ради ее будущего (достижения Нирваны) он был намеренно суров и груб в разговоре с ней: «Как могло случиться, что ты, монахиня, не смогла справиться даже с привязанностью к своему сыну?» Мать подумала, что сын очень жесток с ней, и она спросила, почему. Кумаракассапа повторил то, что сказал ранее. Услы­шав такой ответ, мать Кумаракассапы подумала: «Да, двадцать лет я оплакиваю своего сына. Тем не менее, он груб со мной. Какой смысл в моей любви к нему?» Тогда она начала понимать тщетность своей привязанности к сыну, и она решила покончить с этой привязанностью. Сделав это, мать Кумаракассапа в тот же день достигла просветления.

Однажды на собрании монахов несколько монахов сказали Будде: «Достопоч­тенный Господин! Если бы мать Кумаракассапы послушалась Девадатты, ни она, ни ее сын не стали бы арахатами. Девадатта, несомненно, хотел поступить с ними не­правильно; но вы, Достопочтенный Господин, утешение для них!» Будда же сказал им: «Монахи! Пытаясь достигнуть мира богов, пытаясь достигнуть просветления, нельзя полагаться на других, нужно просто усердно работать над самим собой».

Затем Будда произнес следующий стих:

 

Человек сам является для себя спасением,

как могут другие быть спасением для тебя?

Смирив себя как следует, можно достичь спасения (т.е. Арахатта Пхала),

достичь которого так нелегко.

 

Махакала Упасака Ваттху. Притча о Махакале Упасаке

Аттана хи катам папам аттаджам аттасамбхавам

абхиматтхати думмедхам вариджирамва 'смамайам маним.

 

Стих 161

Зло, содеянное человеком, появляющееся в нем и вызванное им,

разрушает этого глупца, как алмаз точит скалу, из которой он появился.

 


.

Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стих (161) в с историей о Махакале, мирском ученике.

В один день саббатх Махакала, мирской ученик, пришел в монастырь Джетавана. В тот день он провел саббат, соблюдая восемь моральных принципов (Упосатха сила), и слушал всю ночь проповеди о Дхамме. Случилось так, что в ту самую ночь воры вторглись в один дом, владельцы которого, проснувшись, пустились за ними в погоню. Воры разбежались в разные стороны. Некоторые из них побежали в сторону монастыря. Уже приближался рассвет, и Махакала умывался у пруда близ монастыря. Воры бросили награбленное перед Махакалой и убежали. Когда прибыли хозяева дома, они увидели Махакалу с украденными вещами. Приняв его за одного из воров, они кричали на него, угрожали ему, а потом избили его так сильно, что он умер прямо там же. Рано утром, когда несколько молодых монахов и саманера из монастыря пришли к пруду, чтобы набрать воды, они увидели мертвое тело и узнали его.

По возвращении в монастырь они рассказали Будде о том, что увидели, и сказали ему: «Достопочтенный Господин! Мирской ученик, который был в этом монастыре и всю ночь слушал религиозные проповеди, встретил смерть, которой не заслужил». Будда же ответил им: «Монахи! Если судить по тем хорошим делам, которые он сделал в этом воп­лощении, то действительно можно сказать, что он встретил незаслуженную смерть. Но дело в том, что он просто заплатил за зло, которое совершил в одном из прежних воп­лощений. В одном из прежних воплощений, когда он был придворным во дворце прави­теля, он влюбился в чужую жену и до смерти избил ее мужа. Таким образом, злодеяния наверняка приведут к неприятностям; они приводят даже в один из четырех апайа».

Затем Будда произнес следующий стих:

 

Зло, содеянное человеком, появляющееся в нем и вызванное им,

разрушает этого глупца, как алмаз точит скалу, из которой он появился.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.