Упандасакйапуттаттхера Ваттху. Притча о тхера Упапанде Сакйапутте
Аттанамева патхамам
патирупе нивесайе
атханнаманусасеййа
на килиссеййа пандито.
Стих 158
Сначала нужно самому достигнуть всего, что полагается,
и только потом учить других. Мудрец не должен вызывать упрека.
Во время пребывания в монастрые Джетавана Будда произнес стих (158) в связи с историей об Упананде, тхера из рода Сакйан.
Упананда был очень красноречивым проповедником. Он учил других людей не быть жадными, иметь как можно меньше потребностей, он красноречиво рассказывал о достоинствах удовлетворенности, скромности (аппиччхата) и аскетического образа жизни (дхутанга). Однако сам он никогда не действовал в соответствии со своими словами, забирал себе все одежды и принадлежности, которые выбрасывали другие.
Однажды Упананда перед самым васса пошел в деревенский монастырь. Несколько молодых монахов, впечатленных его красноречием, попросили его провести васса в этом монастыре. Он спросил их, сколько одежд обычно получает каждый монах в их монастыре как пожертование на васса, и они ответили, что каждый монах получает только по одному комплекту. Из-за этого он не стал сам оставаться там, но оставил там свои тапочки. В следующем монастыре он узнал, что на васса монахи получают по два комплекта одежды, там он оставил свои пожитки. В следующем монастыре монахи получали по три комплекта одежд каждый в качестве пожертвований на васса, там он оставил свою бутылку. И, наконец, в монастыре, где каждому полагалось по четыре комплекта одежд, он решил провести васса.
По окончании васса он потребовал свою долю одежд в тех монастырях, где оставлял свои личные принадлежности. Он собрал все это в повозку и вернулся в свой старый монастырь. По дороге он встретил двух молодых монахов, которые спорили о том, как им разделить два комплекта одежд и дорогое бархатное одеяло, которые у них были. Так как они никак не могли договориться между собой, они попросили Упананду рассудить их. Упананда дал каждому из них по комплекту одежд, а себе как плату за свое участие взял бархатное одеяло.
Молодые монахи не были довольны этим решением, но ничего не могли поделать. Из чувства неудовлетворенности и расстройства они пошли к Будде и рассказали ему о том, что произошло. Будда же сказал им: «Тот, кто учит других, сначала должен научить себя и действовать соответственно».
Затем Будда произнес следующий стих:
Сначала нужно самому достигнуть всего, что полагается,
и только потом учить других. Мудрец не должен вызывать упрека.
По окончании проповеди два молодых монаха достигли Плода Сотапатти
.
Падханикатиссаттхера Ваттху. Притча о тхера Падханикатиссе
Аттананче татха кайира
Йатханнаманусасати
судано вата даметха
атта хи кара дуддамо.
Стих 159
Нужно и самому поступать так, как учишь тому других;
только смирив должным образом себя самого,
можно смирять других.
Смирить же себя поистине нелегко.
Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стих (159) в связи с историей о тхера Падханикатиссе.
Тхера Падханикатисса, получив у Будды тему медитации, ушел в лес с пятистами другими монахами. Там он сказал остальным монахам быть серьёзными и прилежными во время медитаций. Убеждая так других, сам он ложился и спал. Молодые монахи поступали так, каким было сказано. Они медитировали во время первого ночного бдения, а когда они собирались уже ложиться спать, Падханикатисса просыпался и наказывал им продолжать медитировать. Когда они возвращались после медитаций во время второго и третьего ночного бдения, он говорил им то же самое.
Из-за такого его поведения, монахи совсем не имели покоя, поэтому не могли сосредоточиться ни на медитации, ни даже на простом чтении текстов. Однажды они решили выяснить, так ли бодрствовал и усердствовал их учитель, как он хотел показать. Когда они узнали, что учитель Падханикатисса только увещевал других, а сам по большей части просто спал, они заметили: «Мы разбиты, наш учитель может только браниться, а сам просто бесполезно тратит время и ничего не делает».
К тому времени, не имея достаточно отдыха, монахи устали и были совсем истощены, в результате чего ни один монах не добился результатов в медитации.
По окончании васса они вернулись в монастырь Джетавана и рассказали обо всем Будде. Будда же сказал им: «Монахи! Тот, кто хочет учить других, сначала должен учиться сам и вести себя соответственно».
Затем Будда произнес следующий стих:
Нужно и самому поступать так, как учишь тому других;
только смирив должным образом себя самого,
можно смирять других.
Смирить же себя поистине нелегко.
По окончании проповеди пятьсот монахов достигли просветления
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|