Развитие личности, опосредствованное Интернетом
Глобальное влияние Интернета на современного человека — тема, волнующая многих. Так, анализируя преобразования в организации среды обучения К. Керделлан и Г. Грезийон цитируют высказывание психоаналитика М. Браше — Леюр: «Перед лицом компьютера дети более одарены, чем их родители. Возможно, впервые в истории ребенок превосходит своих родителей». Такая «смена компетенций» ведет к тому, что учитель (и вообще взрослый) перестает играть роль носителя и транслятора культуры; культура перестает быть «вертикальной», так как доступ ко всем знаниям открыт одновременно, и функцией учителя становится дозировка и сортировка предоставляемых ученику знаний; авторитеты в «горизонтальной» культуре не играют значимой роли, и информация становится анонимной (это «культура без ссылок на первоисточники») [106, с. 133-135].
Существенными представляются и изменения в сфере общения. По мнению П. Вайль, в Интернете формируется новый тип общения, характеризующийся как «легкая социальность»: особая форма отношений, которая ни к чему не обязывает и не имеет никаких последствий. Ф. Бре-тон же видит в распространении такого рода отношений надежду на снижение конфронтации между людьми: уменьшение личных контактов равно укреплению социального спокойствия [106, с. 35].
Обсуждаются и предпосылки изменений в личностной сфере. К свойствам Интернета как среды, расширяющим возможности субъектности участника компьютерно-опосредованной коммуникации, Е. П. Белинская относит отсутствие привычных рамок для категоризации, что делает необходимым условием существования решение задачи самоопределения и поиска идентичности, а также возможность осмысления мотивацион-ных ориентиров собственной деятельности [20].
Наши данные свидетельствуют о том, что длительная активность в Сети способствует развитию у человека определенных черт, концентрирующихся вокруг нескольких ключевых точек:
• снижение реактивности и, в этом смысле, зависимости от среды: уменьшение готовности немедленно реагировать на любые новые предложения и вызовы, развитие способности оттормаживать стимуляцию, не лежащую в русле реализуемой деятельности, увеличение периода концентрации и «ухода в себя», снижения социальной и физической активности;
снижение зависимости от социума и рост нонконформизма: процесс построения образа Я и формирования самооценки в меньшей степени направляется ожидаемым отношением других и представлениями субъекта об общепринятом, «приличном», повышением удельного веса внутренней мотивации за счет снижения заинтересованности в сравнении себя с другими;
повышение способности к дифференциации: склонность видеть различия и способность проводить категоризацию по разным основаниям; повышение рациональности в суждениях и поведении: отказ от привнесения дополнительного, не заданного прямо ситуацией (в частности, инструкцией психологического обследования), смысла в интерпретацию событий и задач собственного поведения — своеобразное применение «бритвы Оккама» к явлениям повседневной жизни.
На основе полученных нами данных математиком Г. С. Осипо-вым была построена модель личностного развития, опосредствованного Интернет-средой (в рамках работ по Программе фундаментальных исследований ОИТВС РАН. проект №2.12). Модель представляет собой неоднородную семантическую сеть, вершинами которой являются различные показатели, характеризующиеличность Интернет-пользователя, а ребрами — положительные и отрицательные корреляционные связи между различными показателями. Обнаружены виды неустойчивости системы (личности носителя Интернет-культуры) в условиях длительного пребывания в Сети:
• в цепи элементов транзитивных отношений, образующих пути от черты А к черте В и от черты В к черте А наблюдаются взаимоисключающие влияния изменений А на В и В на А: этот случай описывает ситуацию кризиса идентичности, когда развитие личности приводит к появлению таких отношений между чертами личности, что поддержание прежнего состояния системы оказывается невозможным, что и предстает субъекту в виде когнитивного диссонанса; переход к состоянию устойчивости требует изменения отношений между А и В, что для рассматриваемой системы означает изменение «социальной ситуации развития»;
• взаимное усиление А и В, монотонное по длине пути. Этот случай гипертрофии черты личности за счет наличия положительной обратной связи. Для ситуации развития, опосредствованного длительным пребыванием в Сети, этот случай наблюдается, в частности, для когнитивного стиля «Аналитичность» — усиление этой черты делает человека более приспособленным к техническим условиям современных интерфейсных средств, а большая адаптированность выступает как подкрепление для развития именно такого стиля переработки информации;
• рост значения показателя детерминируется самим значением показателя, иначе говоря, гипертрофия черты за счет отсутствия отрицательной обратной связи — например, алексетимия в среде опосредствованного информационными технологиями общения не препятствует успешности, что может стимулировать ее рост;
Вместо заключения
Развитие личности, опосредствованное Интернетом 195
• колебания системы как неустойчивой по состоянию (а не по траектории, как в вышерассмотренных случаях). Это означает, что свойства системы в невозмущенном состоянии не являются подмножеством свойств системы в возмущенном состоянии; для рассматриваемой системы этот случай реализуется в усилении такой черты характера как циклотимность.
Как можно видеть, наблюдаемые изменения позволяют интерпретировать их и как тенденции развития, усложнения, повышения эффективности психического функционирования, и как регрессивные тенденции, приводящие в конечном итоге к деградации и дезадаптации. Так, например, рост способности к дифференциации многими исследователями трактуется как показатель развития интеллекта, однако беспрепятственное развитие аналитичности за счет наличия положительной обратной связи в среде Интернет в перспективе приводит к девальвации ценности понятийного мышления.
Итак, Интернет — как, впрочем, любое крупное изобретение человечества — может давать возможности как для развития, так и для стагнации и деградации личности. Использование первой или второй из этих возможностей, или же отказ от обращения к Интернет-деятельности как к средству изменения себя и своей жизни, определяется задачами субъекта. Можно лишь констатировать, что человек меняется под влиянием деятельности, опосредствованной Интернетом, причем меняется закономерно, в соответствии с внутренними и внешними условиями этой деятельности. Внутренние условия задаются тем, какой этап в развитии идентичности и развитии высших психических функций человек проходит с опорой на возможности данной среды; внешние — теми формами психической активности, которые поддерживаются этой средой.
Базовым внутренним условием, рамочным по отношению ко всем другим факторам развития, является статус идентичности. Развитие идентичности задает контекст функционирования всех психических процессов и предопределяет направление изменений отдельных свойств личности.
По Эриксону, идентичность — это «активное напряжение, ... которое должно побудить человека к действию, но без гарантии успеха, а не такое, которое без этой гарантии сменяется бессилием» [224, с. 28], с чем связаны те проявления зрелой идентичности, которые, в отличие от самого субъективного феномена, могут быть наиболее естественно наблюдаемы и изучаемы извне — зрелая личность продуктивна и «витальна» во всех своих проявлениях. Являющееся закономерным итогом нормативного взросления, это состояние, однако, нельзя понимать как достигнутое раз и навсегда: идентичность — «это не доспехи, не нечто статичное и неизменное» [224, с. 33]. Более того, в контексте жизни она не является целью, но только средством — в зрелости, уже построив свою идентичность, человек должен выйти за ее рамки, так как, если говорить о задачах развития, «в человеческой сущности есть многое, кроме идентичности»: это трансцендентирующий центр сознания и воли, я человека.
В зрелости человеку предстоит научиться близости и отстаиванию границ, умению заботиться и принимать заботу, способности порождать и отдавать порождаемое миру, принимать свою жизнь и Жизнь вообще, зная, что в ее конце он столкнется с неизбежностью смерти... Формирование идентичности, таким образом, действительно лишь важный, но частный вопрос развития, и он подчинен более общей логике жизни. «Использование» же зрелой личностью идентичности в качестве средства, ее существование в качестве компонента «той всегда новой конфигурации, которой является развивающаяся личность», подразумевает необходимость усовершенствования, приведение орудия в соответствие с требованиями новой деятельности. Поэтому, как указывает Э. Эриксон, и на более поздних стадиях жизненного цикла наблюдается «возвращение некоторых форм кризиса идентичности» [224, с. 146]. Вообще говоря, с его точки зрения любая стадия развития становится кризисом, «поскольку начинающийся рост и осознание в какой-то новой части функционирования... обуславливают специфическую уязвимость этой части». Достижения нового этапа всегда, в том числе и во взрослости, приобретаются в рамках определенной культуры и с опорой на предоставляемые культурой возможности, в том числе и технологические, так как процесс становления локализуется «в ядре индивидуальной, но также и общественной культуры» [224, с. 31].
Интернет, предоставляя новые средства решения задач повседневной жизни, одновременно предлагает и новые инструменты для тех, кто нуждается в изменении идентичности. Эти инструменты, создаваемые активностью самих пользователей, ориентированы на людей разных возрастов и, главное, решающих разные проблемы, связанные с идентичностью. И подростки, объективно только формирующие свою идентичность, и взрослые люди, вынужденные вернуться к проблемам, оставшимся с подросткового возраста, и те зрелые люди, которые почувствовали необходимость достроить свою картину мира, интегрировав в нее опыт, приобретенный на завершающемся этапе развития, — все эти люди, нуждающиеся в среде воплощения «своего» и присвоения «себя», среде внешнеопосредствован-ного развития самосознания, находят с помощью Интернета подходящего Другого. Существенной характеристикой этой среды, где «водятся» Другие, является ее естественность — формы и нормы совместной деятельности «выращиваются» членами Интернет-сообществ, а не задаются извне. Это дворовая среда, а не школьная, что привлекает «ребят», но пугает «родителей».
Анализируя полученные эмпирические данные, трудно не заметить, что изменения в личностной и познавательной сферах с ростом стажа пребывания в Сети совпадают с описанными разными авторами тенденциями личностного развития, роста, достижения личностной зрелости. Таким образом, на настоящий момент мы располагаем данными, которые позволяют описывать Интернет-среду как обладающую характеристиками среды личностного развития.
196 Вместо заключения
Может ли такая среда быть опасной для личности? Среда, предоставляющая человеку возможность совершать свободный и ответственный выбор, естественно, содержит реальные опасности. В Интернет-общении люди не только свободно выбирают предмет обсуждения, время, стиль и формы контакта, но и несут полную ответственность за свои действия — от не включения в круг цитируемых до исключения из допускаемых. Такая «мягкая» форма ответственности позволяет без дополнительной травма-тизации искать «своих», но сам принцип ответственности сохраняется и продолжает выполнять свою функцию «обратной связи». Каковы же опасности пользования средой Интернет как средой развития личности?
Во-первых, Интернет привлекает «правильно воспитанных», по выражению Эриксона, людей, которые «в процессе развития идентичности успешно приспосабливаются к господствующей технологии и становятся тем, что они делают». Благодаря этому они входят в культурное единство, обеспечивающее их подтверждением подлинности бытия и вдохновляющее на деятельность, получают возможность опираться на определенную систему координат в данный период формирования идентичности. Однако, задавая критерии совершенства и «стиля самовосхваления», консолидация на основе общности технологии «позволяет человеку настолько ограничить свой кругозор, что он перестает воспринимать окружающий его мир как непредсказуемый, а сам становится беззащитным (прежде всего перед страхом смерти и насилием)» [224, с.40-41].
«...если бы паутина распространялась все дальше и дальше, то паук стал бы получать сигналы из дальних краев, где в другом климате проживают другие насекомые, не похожие на привычных ему. При этом количество сигналов значительно превышало бы то, на которое он может отреагировать. Тогда чудовищно большая сеть и то, что она принесла бы с собой, вступили бы в конфликт с сутью паука, с его природой.
Кроме того, паутина начала бы изменять мир вокруг себя. Возможно, она стала бы слишком тяжелой, возможно, она в конце концов обрушилась бы на землю и своим падением увлекла бы за собой большие деревья. Возможно, она погубила бы вместе с собой и паука» [204, с. 287-288].
Вторая вполне очевидная опасность — это формирование зависимости от надежды на обнаружение идеализированного партнера. Ничем не ограниченный поиск полностью принимающего и понимающего партнера, возможность бесконечного перебора кандидатов на роль «своего», актуализируют инфантильное желание «возвращения в Эдем» и создают условия для переструктурирования мотивационной сферы личности в одновершинную (в терминологии А. Н.Леонтьева) с постепенным развитием резистентности к радости сближения с Другим. На каждом новом витке поиска партнера требования к его заинтересованности в субъекте поиска возрастают, поскольку «податливая» реальность виртуального общения не оставляет места для переживания угрозы полного одиночества.
Развитие личности, опосредствованное Интернетом 197
Третья опасность также обусловлена трудностью обнаружения жестких требований реальности в условиях виртуальности. Развитие связано с переходом к новым способам поведения и переживания, но сами эти новые способности должны быть «обнаружены» субъектом как потенции, как возможное и желанное будущее. В среде, не дающей человеку поводов к переживанию ограниченности его возможностей — не внешних, технических, а субъектных, воспринимаемых как собственные способности — нет внутреннего источника развития. Как в модели подросткового кризиса К. Н. Поливановой ребенок, не открывший для себя неполноты реальной формы («детскости») не может увлечься представлением об идеальной форме («взрослостью»), так житель Интернета рискует навсегда остаться только тем, что он есть — жителем Интернета.
Опасности эти, однако, вряд ли можно считать порождением эпохи информатизации — Интернет лишь один из ответов на «вызов цивилизации». Во времена Э. Эриксона Сети еще не существовало, но он, разбирая страхи родителей 60-х, констатировал: «родители сами часто ведут себя как детишки-переростки, увлекаясь миром техники, покупая власть, которая позволяет им забыть о грозной проблеме смысла жизни...» [224, с. 39].
Литература 199
Литература
1. Авдеев С. Нужна ли профилактика наркоманий в виртуальном пространстве? // http://narkonet.ru
2. АШр А. Очерки по индивидуальной психологии: Пер. с нем. М.: «Когито-Цгнтр», 2002.
3. Азимова М. К., Алехина Т. #., Tapamyma Ж. В. Психометрическая квалификация проективной методики «Несуществующее животное» // Психологическая диагностика. 2004. № 4.
4. Атьтернативная гипотеза // http://virtual.boom.ru/skolko.htm
5. Анализ представлений о мотивации хакеров // www.library.by/portalus/modules/ psychology/readme.
6. Андреев А. С, Анцыборов А. В. Интернет-аддикция как форма зависимого поведения // www.narcom.ru/cabinet/online/45.html
7. Ачдрианова Н.В., Одинокова Н.Ю. О влиянии профессии на выбор пароля к электронной почте // www.library.by/portalus/modules/psychology/readme.
8. Аоестова О. Н., Бабанин Л. #., Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Серия XIV. Психология. 1996. Вып. 4. С. 14-20.
9. Аоестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета // www.library.by/portalus/modules/ psychology/readme.
10. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М., 2000. П. /ршавский В. Конспекты к семинарам по физиологии активности человека. FHra: БРИ,2000.
12. /ршинов В. И., Данилов Ю.А., Тарасенко В. В. Методология сетевого мышле-i-ия: феномен самоорганизации // http://medicinform.net/comp/ comp_psych21.htm
13. Атлас киберпространства//www.cybergeography.org/atlas/
14. (абаева Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. № 1.
15. Бабаева Ю.Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на ;ичность // www.library.by/portalus/modules/psychology/readme.
16. райбурин А. К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этно-1рафическое изучение знаковых средств культуры. Л.: Наука, 1989.
17. ?альжирова Т. Ж. Интернет как средство социальной коммуникации в усло-»иях формирующегося в России информационного общества. Дис. ... канд. «оциол. наук. Улан-Удэ, 2003.
18. Беликова О., Ломидзе Л/., Шаинян К. Синдром продвинутого пользователя // Aww.psyhelp.ru/psychiatry/iad.addicted.users.htm
19. Зелинская Е. П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества // ittp://f logiston.ru/articles/netpsy
20. Белинская Е. //. Человек в информационном мире // http://psynet.carfax.ru/ texts/bel3.htm
21. Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Пространство, населенное Другими // Интернет. 1999. № 16. С. 76-81.
22. Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. М., 2000.
23. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США // Антология исследований культуры. Т. 1. СПб.: Университетская книга. 1997.
24. Бессмертный Ю.Л. Частная жизнь: стереотипы и индивидуальное // Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. М.: РАН. 1996. С. 11-49.
25. Блохина Е. Исследование специфики межличностного общения с виртуальным собеседником // http://flogiston.ru/articles/netpsy
26. Богдановская И. Л/., Королева Н. Н., Минеров В. X., Проект Ю.Л., Смирнов С. И. Проблемы теоретико-эмпирического изучения и моделирования мирообра-зующей функции Интернет-коммуникации // Смысловые пространства современного человека: Сб. науч. статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 223-246.
27. Бодалев А. А., Столин В. В. Основы психодиагностики. М.: Изд-во Моск. унта, 1987.
28. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. 2-е изд. М.: Добросвет. КДУ, 2006.
29. Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2006.
30. Боумен Л. Интернет вызывает манию преследования // www.zdnet.ru/?ID=20639
31. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
32. Бузикашвили Н. Поисковое поведение пользователя flndex'a (анализ вебло-гов) // http://company.yandex.ru/grant/list.xml
33. Бурова В. А. Социально-психологические аспекты Интернет-ависимости // http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm
34. Бурлаков И. В. Психология компьютерных игр // Прикладная психология.
2000. № 2.
35. Бусурина Л. Ю. Компьютерный диалог как психоразвивающая технология: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2003.
36. Бэнкс М. Психи и маньяки в Интернете: Пер. с англ. СПб.: Символ-плюс; М.: Нолидж, 1998.
37. Ваганов А. Г. Тотальная иллюзия реального пространства. Размышление на тему: компьютер и Интернет в современной и будущей жизни. Мир психологии. 2000. №2. С. 90-102.
38. Васюков И. Село Компьютеррово и его обитатели (Законы жизни компьютерной и Интернет-культуры) // http://flogiston ru/articles/netpsy
39. Вежбицка А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М.: Языки славянской культуры, 2001.
40. Величковский Б. М. Исследования естественного интеллекта // Новости искусственного интеллекта. 2000. № 1-2.
200 Литература
Литература 201
41. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. Т. 2. М.: Смысл, 2006.
42. Величковский Б. М. Открытое письмо в редакцию // Вопросы психологии. 2001. №2. С. 152-155.
43. Вершинин М. Современные молодежные субкультуры: хакеры // www.psyfactor.org/lib/vershinin4.htm
44. Влияние компьютерных технологий на психику человека // www.krasland.ru/lib/index.php?id=show&aid=183&ses= d9d499400839936053bcd319761530d
45. Влияние TV и компьютеров на душу ребенка // http://medicinform.net/comp/comp45sych1.htm
46. Войскунский А. Е. Интернет — новая область психологических исследований // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.
47. Войскунский А, Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема // www.auditorium.ru/v/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&id_thesis=74
48. Войскунский А. Е. Принцип комплексности в гуманитарном исследовании Интернет-активности // www.russcomm.ru/rca-Office/members/voiskunsky-text.doc
49. Войскунский А. Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде // www.library.by/portalus/modules/psychology/readme.
50. Войскунский А. Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддик-ции // www.psychology.ru/internet/ecology/04.stm
51. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М.: «Можайск—Терра», 2000. С. 11-40.
52. Войскунский А.Е., Смыслова О. В. Роль мотивации «потока» в развитии компетентности хакера // Вопросы психологии. 2003. №4.
53. Воронежский Р. Уроки кофе. М.: «Гаятри», 2007.
54. Выгонский С. Психиатрия недооценивает Интернет-зависимость // www.membrana.ru/articles/interview/2002/01 /04/165300.html
55. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.
56. Галицкий Е. Б. Опросы «Интернет в России». 2002 // www.fom.ru/reports/frames/body/o0209241.html.
57. Гиппенрейтер Ю. Б. Глаз как двигательный орган // Восприятие и деятельность. М., 1976.
58. Глоссарий.га // www.glossary.ru/
59. Голованевская В. Особенности Я-концепции как фактор формирования ад-диктивного поведения // http://flogiston.ru/articles/netpsy
60. Горалик Л. Интернет для психопата // http://medicinform.net/comp/ comp_psych18.htm
61. Горбов Ф.Д. Я — второе Я. М.-Воронеж, 2000.
62. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 2004.
63. Губенко Э. Опросник установок по отношению к Интернету // http://flogiston.ru/articles/netpsy
64. Губенко Э. В. Психологические аспекты Интернет-аддикции: Интернет-алдикция и трудности межличностного общения // http://psynet.by.ru/texts/gubenko.htm
65. Гудимов В. Психология киберигр // http://medicinform.net/comp/comppsych23.htm
66. Гусейнов Г. Другие языки. Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей // http://nlo.magazine.ru/dog/tual/main8.html.
67. Давшян С. Э. Клинико-катамнестический анализ одной разновидности Интернет-аддикции (патологического влечения к виртуальному общению) / По сообщению на // www.library.by/portalus/modules/psychology/readme.
68. Данилова И. Е. Мир внутри и вне стен: интерьер и пейзаж в европейской живописи XV-XX веков. М.: Изд-во РГГУ, 1999.
69. Долгополое А. Ю. Формирование литературного процесса в российском Интернете: Структура, особенности организации и функционирования. Дис. ... канд. филол. наук. Тольятти, 2005.
70. Долныкова А. А., Чудова Н. В. Исследование сферы общения суперпрограммистов // Уч. зап. Тартусского ун-та. Вып. 840. 1989. С. 23-32.
71. Долныкова А. А., Чудова Н. В. Психологические особенности суперпрограммистов // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1.
72. Долыпо Ф. На стороне подростка: Пер с фр. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
73. Домников С. Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. М.: Алетейа, 2002.
74. Дрейфус С. Компьютерный андеграунд: Истории о хакерах, безумии и одержимости: Пер. с англ. Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
75. Дубовик О.С. Личностный смысл виртуального общения // Смысловые пространства современного человека: Сб. науч. статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 321-336.
76. Евангулова О. С. Художественная «Вселенная» русской усадьбы. М.: Прогресс, 2003.
77. Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. М.: «Ось-89», 2003.
78. Ениколопов С. Н. Современный терроризм и агрессивное поведение // Труды конференции «Терроризм сегодня». 2004.
79. Ениколопов С. Н. Три составляющие картины мира // Модели мира. М., 1997.
80. Ениколопов С. Н., Кузнецова Ю. Л/., Осипов Г. С, Чудова Н. В. Опосредствованное общение в Интернете и восприятие эмоций // Международная конференция «Психология общения-2006: на пути к энциклопедическому знанию»: Труды конференции. М., 2006. С. 122-123.
81. Ениколопов С. #., Цибульский Н. П. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологи ческий журнал. 2007. № I. С. 115-125.
82. Ениколопов С. Н., Лебедев С. В. Адаптация методик исследования посттравматических стрессовых расстройств // Психологическая диагностика. 2004. №3. С. 19-38.
83. Женский Интернет. М.: ТОТТ САРКОН, 2002.
84. Жичкина А. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста // http://flogiston.ru/articles/netpsy
85. Жичкина А. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // http://flogiston.ru/articles/netpsy
Литература
Литература
86. Жичкина А. Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии. 1999. №3 (19). С. 72-80.
87. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете // http://flogiston.ru/articles/netpsy
88. Жичкина А. Список литературы по психологическим последствиям информатизации // http://flogiston.ru/articles/netpsy
89. Жичкина А. Е., Белинская Е. П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета// Труды по социологии образования. Т. 5 Вып. 7. М., 2000.
90. Жичкина А. Е., Ефимов К. Ю. Социально-психологические особенности населения Сети // Планета Интернет. 1999. № 30. С. 18-21.
91. Зайченко Т. П., Чумакова Д. В. Практические аспекты использования компьютерной видеоконференцсвязи в дистанционном образовании // www-2net.spbstu.ru/CD-ED/method-rec/liter.html
92. Зинченко В. П. Живое знание. Самара, 1998.
93. Зинченко В. П. От генезиса ощущений к образу мира // А. Н.Леонтьев и современная психология. М., 1983.
94. Зубарев Е. Ю. Приключенческие компьютерные игры в работе психолога // http://medicinform.net/comp/comp_psych22.htm
95. Иванов А. Е. Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи. Автореф. дис. ... канд. филос. М., 2004.
96. Иванов В. В. Проблемы этносемиотики // Этнографическое изучение языковых средств культуры. М., 1989.
97. Иванов М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // http://medicinform.net/comp/ comp_psych17.htm
98. Иванов М. Психология компьютерной игры как проблема интегральной психологии личности // http://medicinform.net/comp/comp-psych10.htm
99. Иванов М. С. Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр // http://flogiston.ru/articles/netpsy
100. Иванова И. Интернет. Любовь, эротика и секс: Общение через Интернет. СПб.: Питер, 1998.
101. Иллюстрированный мифологический словарь. Калининград: Янтарный сказ, 2001.
102. Инструменты, тактика и мотивы хакеров. Знай своего врага: Проект Honeynet: Пер. с англ. М.: ДМК Пресс, 2003.
103. Интернет-аддикция как форма зависимого поведения // http://bez-narkotikov.com/index. php?option=com_content&task=view&id= 1696<emid=2&lang=
104. Интернет — рождение новой реальности // www.library.by/portalus/modules/ psychology/readme.
105. Калмыков А. А., КохановаЛ.А. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
106. Карделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых: Пер. с фр. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
107. Касперски К. Техника и философия хакерских атак. М.: Солон-Р, 1999.
108. /Сынова Ю. Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с Интернет-зависимостью // http://flogiston.ru/articles/netpsy
109. Коловоротныи С. В. Виртуальная реальность: манипулирование временем и пространством // www.library.by/portalus/modules/psychology/readme.
110. Компьютер и врачи // http://medicinform.net/comp/comp_zdor12.htm
111. Кон И. Интернет и сексуальная культура // http://medicinform.net/comp/ comp_psych16.htm
112. Кондратьев Г. Общение в Интернете и ICQ. СПб.: Питер, 2005.
113. Коровин В. Интернет-зависимость // www.volgograd.ru/theme/hitech/komp/ raznoe/25904.pub
114. Костинский А. Существует ли Интернет-зависимость?//www.iibrary.by/portalus/ modules/psychology/readme
115. Котляров А. В. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый. М.: Психотерапия, 2006.
116. Кремлева С. Чат «Сибирские Партизаны» как сетевое сообщество // http://flogiston.ru/articles/netpsy
117. Кузнецова Ю. М., Осипов Г. С. Чудова Н. В. Измерение порогов восприятия эмоций // Вторая международная конференция по когнитивной науке: Тези сы докладов. Т. 2. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. С. 387.
118. Курицкий А. Б. Интернет: инфраструктура информационного общества. СПб.: Судостроение, 1999.
119. Левин М. Методы хакерских атак. М.: Познават. кн. плюс, 2001.
120. Леонтьев А. Н. О путях исследования восприятия // Восприятие и деятель ность. М., 1976.
121. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
122. Леонтьев Б. Все, что вы хотите знать об Internet. M.: VicrOMatix, 1996.
123. Леонтьев В. П. Знакомства в Интернете: общение, любовь, секс. М.: ОЛМА- ПРЕСС Образование, 2005.
124. Лепский В. Е., Рапуто А. Г. Моделирование и поддержка сообществ в Интернете (препринт). М.: Институт психологии РАН, 1999.
125. Лингвистика в России: ресурсы для исследователей // http://uisrussia.msu.ru/ linguist/_J3-1-semant_retrieval.jsp
126. Лихтарников А. Л. Ценностно-смысловое развитие личности: нормальное и патологическое ценностное жизненное пространство человека // Смысловые пространства современного человека: Сб. науч. ст. / Отв. ред. В. X. Ма-неров. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 20-36.
127. Ломакин П., Шреин Д. Аськи, Ирки, чаты и другие пейджинговые программы Интернета. М.: Майор, 2003.
128. Лосенков В. А. Социальная информация в жизни городского населения: Опыт социологического исследования / Под ред. Б. Фирсова. Л.: Наука. Ленинград, отд-ние, 1983.
129. Лоскутова В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.
130. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
131. Луиджи 3. Созидание души: Пер. с итал. М.: ПЕР СЭ, 2004.
204Литература
Литература 205
132. Лунев М. Сеть нас меняет // www.homepc.ru/faq/24663/
133. Макалатия А. Г. Мотивация в компьютерных играх // www.library.by/portalus/ modules/psychology/readme.
134. Малых С. Учитель с указкой против Творцов Виртуальных Миров // http://medicinform.net/comp/comp_psych2.htm
135.Мелитинский Е. М. Избранные статьи. М., 1998.
136. Микляева А. В. Смысловое определение межличностных отношений в общении людей // Смысловые пространства современного человека: Сб. научи, статей. СПб.: Изд-во С.-Петербургского Ун-та, 2005.
137. Милн А. А. Винни-Пух и все остальные: Пер. с англ. Б. В. Заходера. М.: «Детский мир», 1960.
138. Михайлов С. В. Интернет как социальное явление. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ульяновск, 2003.
139. Мэйволд Э. Безопасность сетей: Пер. с англ. М.: СП ЭКОМ, 2005.
140. Мясников И. Н. Возможность применения компьютерных игр в качестве проективного метода исследования личности // http://flogiston.ru/articles/netpsy
141. Нарицын И. Н. О «вреде компьютеров» // www.netaddiction.com/
142. Наумов Л. Б. Пути и методы оптимизации работы врача// http://medicinform.net/ human/naumov/index.htm
143. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности // www.vspu.ac.ru/vip/index.html
144. Нестеров В. К вопросу о динамике сетевых сообществ // http://flogiston.ru/articles/netpsy
145. Нестеров В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете // http://flogiston.ru/projects/articles/netemotions.shtml
146. Нестеров В. Что выплавляют из «тонн словесной руды», или попытка реабилитации чатов // http://flogiston.ru/articles/netpsy
147. Нестеровы В. и Е. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов // www.library.by/portalus/modules/psychology/readme.
148. Новые исследования поискового поведения пользователей // http://searchenginewatch.com/searchday/article.php/3598011
149. Носик А. Разговорчики в сетях // http://follow.ru/article/112
150. Носов Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства. М.: Магистр, 1997.
151. Носова Е. Г. Психологические особенности общения в процессе использования Интернет // www.history.ru/index.php?option=com_ewriting<emid=0&func= chapterinfo&chapter=26720&story=19356
152. Нюттен Ж. Мотивация, планирование, действие // Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. С. 17-350.
153. Обухова Е. В. Культурная социализация и самоидентификация хакеров. Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2004.
154. Опарина И. Г. Интернет в современном обществе: Социально-философский анализ. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2005.
155. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации школьников // Журнал практического психолога. 1996. №3. С. 48-53.
156. Очерки по истории и технике гравюры. М., «Изобразительное искусство», 1987. Т. 3 Нидерландская гравюра 15-16 веков.
157.Павлова Е. А. О необходимости и возможностях профилактики Интернет-зависимости у учашихся // www.library.by/portalus/modules/psychology/readme.
158. Певзнер Н. Английское в английском искусстве. СПб.: Азбука-классика, 2004
159. Пережогин Л.О. Интернет-аддикция в подростковой среде// www.rusmedserv.com/psychsex
160. Перфильев Ю. Ю. Российское Интернет-пространство: развитие и структура. М.: Гардарики, 2003.
161. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2004.
162. Петрова Н. От Интернет-зависимости к Интернет-терапии // http://medicinform.net/comp/comp_psych19.htm
163. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. МГУ. Сер. 14, Психология. 1984. №4.
164. Петухов В. В. Понятие личности // Субъект деятельности. Хрестоматия. М., 1998.
165. Писемский А. Ф. Старая барыня // Полное собр. соч. в 8 т. Т. 3. СПб.: Издание т-ва А. В. Маркс, 1910. С. 288-319.
166. Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. Харьков: Основа, 1991.
167. Поисковое продвижение сайта // www.arbconsulting.ru/inet/poiskprod/
168. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
169. Поппер К. Объективное знание. М., УРСС, 2002.
170. Поспелов Д. А. Будущее искусственного интеллекта. М.: Наука, 1990.
171. Поспелов Д. А. Где исчезают виртуальные миры? // Виртуальная реальность. М., 1998.
172. Прайс Дж., Прайс Л. Текст для Web: Доступность и привлекательность: Пер. с англ. М.: Вильяме, 2003.
173. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М.: Изд-во Моск. унта, 2002.
174. Просвещение.ш // www.internet-school.ru/
175. Раевская Е. Черты личности Интернет-зависимых и Интернет-независимых пользователей // http://flogiston.ru/articles/netpsy
176. РетюнскихЛ. Т. Философия игры. 2-е изд. М.: Вузовская книга, 2005.
177. Романов О. В. Философия Интернета (генезис и синтез фундаментальных идей). Самара: Перспектива, 2003.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|