|
Интернет как объект научного исследования
Сам по себе океан
Real life (RL) — реальная жизнь, жизнь вне киберпространства.
Словарь LINGVO 12
Появление и распространение Интернета имеет технологические и социальные предпосылки. К первым относятся развитие научно-технической базы и массовое производство персональных компьютеров, ко вторым — общественные потребности в обеспечении национальной безопасности, интенсификации информационного обмена, развитием специфических виртуальных субкультур [154]. Использование компьютера как вспомогательного инструмента ученого, расширяющего интеллектуальные возможности (то есть по прямому его назначению [187]), в настоящее время несопоставимо мало по сравнению с его участием в опосредовании многочисленных видов профессиональной деятельности, процесса коммуникации, создания и освоения виртуальной реальности, познавательной, творческой, рекреационной деятельности. К 2007 г. количество пользователей Интернета насчитывает приблизительно 400 миллионов человек по всему миру; для России эта цифра составляет 8,8 миллионов человек [56,63]. Российский сектор Интернета характеризуется постоянным ростом числа пользователей, однако положительные сдвиги в этом направлении носят неравномерный характер; на охваченность регионов информационными технологиями все еще влияет их удаленность от центра и крупных городов [187]. В 2000 г. 37-38% аудитории российского Интернета составляли пользователи от 18 до 24 лет, и количество молодежи в Интернете росло быстрее, чем количество представителей других возрастных групп [84].
Присутствие Интернета в повседневной жизни становится все более ощутимым и значимым: для молодежи Интернет стал реальным конкурентом других СМИ, прежде всего телевидения [387]; до 40% немцев пользуется веб-аукционами, 56 % англичан покупает в Сети туристические путевки, а 80 % французов через Интернет любят бронировать отели и резервировать столики в ресторанах. Среднестатистический европеец осенью 2002 года истратил в Интернете $440, а «усредненный» американец — в 1,2 раза больше [132].
Наблюдаемая систематическая экспансия Сети в обыденной жизни заставляет ожидать, по гротескно заостренной формулировке Н. Н. Нар-
ницына, освоение ею с огромной скоростью не только телевидения (телетекст — это первый шаг в этом направлении), но и пылесосов с чайникам [141]. Такое положение приветствуется далеко не всеми. С самого начала проникновения Интернета в жизнь широких масс поступают сообщения об отрицательных последствиях его использования, проводятся публичные обсуждения и научные исследования связанных с интернетизацией тревожных явлений. По выражению К. Касперски, компьютерный мир из доброго сообщества быстро превратился в подобие нашего социума, где нельзя оставлять ворота незапертыми, а за каждым углом может стоять человек с ножом [107, с. 26]. На интеллектуальной родине Паутины, — свидетельствует Т. De Angelis, — СМИ тиражируют образы мужчин, истекающих слюной над порнографическими сайтами; женщин, покидающих мужей ради виртуальных любовников; людей, проигрывающих в Сети все свои деньги, и характеризуют ситуацию в формулировках типа: «Интернет превращает Америку в страну изгоев» [281] (см. также [305,306,456,457,509,510] и др.).
Однако даже те, для кого Интернет представляет собой нечто пугающее, вынуждены констатировать, что процесс приобщения и «затягивания» новых пользователей неотвратим и необратим. При этом одним из источников неприязни для критиков становится неуправляемость формирования и развития Сети, которая функционирует по своим собственным законам и не подчиняется никому конкретно [322]. Складывается впечатление, что Интернет давно перестал быть средством чего и кого бы то ни было, что он никому и ничему не служит, он «сам по себе океан» [12]. Последнее определение, отсылая нас к образу мыслящего океана Солярис, актуализирует насыщенные эмоциональным и смысловым содержанием ассоциативные и метафорические ряды. Бесконечность, неантропоморфность, безличность при наличии субъектности, возможность и реальная практика контакта, содержание которого люди интерпретируют в соответствии с собственной картиной мира, — эти качества Интернета обладают, по-видимому, не менее мистифицирующим потенциалом, чем описанный Лемом живой океан. Не поэтому ли зачастую мыслителям и исследователям достаточно трудно выдержать бесстрастность, и результаты научного анализа социальных и культурных аспектов существования Сети приобретают, по определению Е. П. Белинской, резко оценочный характер [20]?
Так или иначе, Интернет представляет собой особый предмет исследования. В первом слое его описаний мы встречаем термин виртуальная реальность. Словарь LINGV012 дает следующее определение: Virtual reality (VR) = виртуальная реальность: а) созданная компьютером трехмерная модель какой-либо среды..., позволяющая пользователю ощутить иллюзию реальности происходящего; ...в) разновидность субъективного восприятия... действительности, которая представляет мир как плод воображения (в отличие от признания материального ее начала).
Отметим при этом, что новая (виртуальная) реальность по своему статусу в сознании, по крайней мере части наших современников (в данном
26 Глава 2. Интернет как объект научного исследования
2.1. Сам по себе океан
случае — создателей словаря), конкурирует с «реальностью номер один», для определения которой приходится прибегать к виртуальной уже как базовому понятию (см. эпиграф главы).
В создании ВР ведущее значение имеют техническое оборудование, сетевые устройства и VRML (Virtual Reality Modeling Language, то есть язык конструирования виртуальной реальности, позволяющий реализо-вывать проекты в Сети (Словарь L1NGV012)). Предметной специфике ВР посвящаются многочисленные исследования ([26, 104, 109, 143, 150, 226, 228,279,287, 316, 383, 389,403,424,455,493, 504, 527) и др.). Н. А. Носов выделяет среди свойств психологической виртуальной реальности ее непривыкаемость, спонтанность, фрагментарность, объективность, изме-ненность статуса телесности, сознания, личности, воли 1150, с. 9-15]. В работе В. И.Аршинова, Ю.А.Данилова, В. В.Тарасенко Интернет рассматривается как сложная коммуникативная система, проявляющая качества целостности, единства, сложности, самореферентности и самоорганизации, а также эмержентными свойствами, для описания которой необходимо учитывать теоретические принципы квантовой механики — наблюдаемости и дополнительности 112]. С вариантами определения, типологий, описанием свойств и подходов к изучению ВР можно познакомиться благодаря работам С. В. Коловоротного 1109] и А. Е. Иванова ]95|.
Виртуальный мир проявляет свою очевидную специфику, прежде всего, в своих уникальных пространственно-временных характеристиках, к которым относят следующие:
• Виртуальный мир не имеет физических границ; виртуальное пространство нелинейно; его границы, объекты, их взаиморасположение, движение задаются посредством знаковых систем и подчиняются семантическим и синтаксическим закономерностям. Символизирующие пространство знаки определяют «узловые точки» пространственного фрейма, который может быть достроен, наполнен содержанием самими пользователями.
• Виртуальное время не равно физическому, внешнему по отношению к системе; оно определяется интенсивностью и эмоционально-смысловой насыщенностью событий и коммуникацией в данной реальности, имеет событийно-семантическую природу.
• Виртуальный мир содержит в себе совокупность мыследействий над объектами реального мира, и не содержит чувственной представленности этих объектов. Ограниченность сенсорного опыта виртуального мира делает возможным только один способ порождения, хранения и передачи информации — семиотический, или знаковый.
• Чувственная ткань образа в виртуальности является самореферент ным знаком, то есть знаком, имеющим в качестве денотата другой знак или самое себя («симулякром»). Возникающие в процессе при своения сознанием саморефлексивного знака новые системные от ношения ведут к приобретению им «денотации второго порядка» —
знак означивает субъективные образы и представления; обретает чувственную ткань, в которой отражаются хранящиеся в опыте субъекта чувственные репрезентации, сенсорно-перцептивные «следы» взаимодействия с предметным миром; наполняется личностным смыслом, связывающим его с мотивами и переживаниями субъекта.
• Виртуальная реальность возникает вследствие соединения «самореферентного» знака с чувственной тканью сознания и личностным смыслом субъекта [26, с. 237-240].
Битва Александра Македонского с индийским царем Пором. Миниатюра из
«Истории Александра» Жана Воклина. Фландрия. Вторая половина XV в.
Опубликовано в [199].
Обратите внимание на животных, изображенных в правом нижнем углу, — это слоны. Художник знал из словесного описания, что на них помещались особые устройства для передвижения людей, что у них были длинные хоботы и похожие на клыки бивни... Имевшееся в его распоряжении словесное описание художник добросовестно перевел в визуальный образ, использовав имеющиеся в его опыте компоненты
28 Глава 2. Интернет как объект научного исследования
2.1. Сам по себе океан 29
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|