Сделай Сам Свою Работу на 5

Интернет как условие интериоризации

Оглавление

Глава 1. Виртуальный мир и его обитатели..................................................... 5

1.1. Присвоение мира: Интернет как условие интериоризации .... 6

1.2. Создание мира: Интернет как условие экстериоризации............................... 11

1.3. Особенности исследовательской практики..................................................... 18

Глава 2. Интернет как объект научного исследования.................................. 24

2.1. Сам по себе океан............................................................................................. 24

Феномен гуманитарного Интернета .................................................... 28

2.2. Жизнь в киберсреде: условия, география,

история, антропология..................................................................................... .... 30

Психологические исследования Интернета........................................... .... 39

2.3. Что мы делаем в Интернете?........................................................................... ..... 41

Интернет и профессиональная деятельность........................................ 41

Познавательная деятельность в Сети.................................................... 43

Хакерство как вариант познавательной

деятельности в Интернете....................................................................... 52

Коммуникация в Сети .......................................................................... 59

Рекреационная деятельность в Сети...................................................... 68

2.4. Что делает с нами Интернет?............................................................................ .... 72

Интернет и личность ............................................................................ .... 72

Проблема Интернет-аддикции: описания и сомнения .... 75

2.5. Человек и Интернет: pro et contra..................................................................... .. 105

Глава 3. Интернет как новая культура............................................................. 119

3.1. Развитие сетевой культуры.............................................................................. 119

Интернет как семиосфера....................................................................... ... 119

Развитие сетевой культуры: от периферии к центру............................ 122

Особенности Интернет-коммуникации.................................................. ... 114

3.2. Деятельностный подход к анализу сетевой активности................................. 126

Интернет как условие деятельности ................................................... 126

Виды сетевой активности ..................................................................... 127





Оглавление


 


Глава 4. Жители Интернета: психологические особенности

и перспективы развития....................................................................... 134

4.1. Характер и эмоциональная сфера ........................................................ 134

«По образу и подобию...» ............................................................... 134

Природа киберагрессии.................................................................... 142

Преодоление препятствий и поисковая активность.................. 148

Общительность или эмоциональная закрытость?..................... 152

Исследование эмоциональной сферы жителей

Интернета проективными методами............................................. 153

Исследование способности к распознаванию

эмоциональной экспрессии в группе жителей Интернета . . 155

Социально-психологическая адаптированность

жителей Интернета............................................................................. 156

4.2. Самосознание жителей Интернета.......................................................... 160

Самоотношение и образ Я............................................................... 160

Исследование самоотношения жителей

Интернета с помощью опросников................................................ 160

Исследование самоотношения жителей

Интернета с помощью проективного метода.............................. 162

Некоторые выводы............................................................................. 164

Трансформации Я в Интернете....................................................... 165

Ценности жителей и разработчиков Интернета........................ 177

4.3. Особенности когнитивной сферы жителей Интернета

и развитие познавательных функций в Интернет-среде ................ 183

Процедура исследования................................................................. 183

Результаты............................................................................................ 184

Обсуждение результатов ............................................................... 186

Вместо заключения. Развитие личности,

опосредствованное Интернетом.............................................................................. 192

Литература................................................................................................................ 198


Виртуальный мир и его обитатели

Граждане виртуального мира cybercitizens, или netizens — нетизены, сетиянины [116, 191].

Внастоящий момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздей­ствие, которое Интернет оказывает на современное общество и личность пользователя, является более глубоким и системным, чем воздействие любой другой технической системы, и многие исследователи ставят по­явление Интернета в один ряд с гутенберговой революцией (см., напри­мер, обзор в [95]). А. Е. Войскунский [48], подводя итог начальному этапу психологических исследований Интернета, указывает, что влияние на лич­ностное развитие информационных технологий не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду сне­гативными трансформациями личности при так называемой Интернет-аддикции существует возможность позитивного развития отдельных спо­собностей и Я-концепции и мотивационной сферы в целом.

Можно предположить, что Интернет-технологии не просто предо­ставляют новые возможности для коммуникации, но порождают особое культурное пространство, в котором субъект вовлекается в новые виды деятельности и получает в свое распоряжение орудия, опосредствующие процесс его личностного и когнитивного развития. Как указывается в [8], «применение компьютерных сетей ведет к структурным и функциональ­ным изменениям в психологической структуре деятельности человека», трансформирует операциональное звено деятельности, процессы целепо-лагания, потребностно-мотивационную регуляцию деятельности.

За новой средой существования и развития человека, возникшей
на базе компьютерной гипертекстовой технологии закрепилось опреде­
ление «виртуальная». Само понятие виртуальности возникло в истории
культуры существенно раньше, однако именно развитие Всемирной Се­
ти породило всплеск интереса ко всему, что может быть обозначено как
виртуальное. Такие словосочетания как виртуальная
реальность, виртуальный мир, виртуальная личность и т. п. прочно вошли и в обиход научных исследова-

ний и в обыденную жизнь.

Рассмотрим возможные значения термина «виртуальный» применительно к исследованиям психологии Интернета.



Глава 1. Виртуальный мир и его обитатели


1.1. Присвоение мира: Интернет как условие интериоризации 7


 


1.1. Присвоение мира:

Интернет как условие интериоризации

Психологическое содержание понятия «виртуальная реальность» трак­туется современными исследователями весьма различно. Работ, в которых встречался бы этот термин, в последние 20 лет появилось уже так много, что науковедами и философами стала ощущаться необходимость в созда­нии их классификации (см., например, [95, 154]). Для наших целей — анализа особенностей психического отражения, релевантного специфике среды Интернет, — представляются интересными два варианта понима­ния виртуальной реальности.

Первая трактовка этого термина идет от традиции его употребле­ния в технике (Ср.: «термин „виртуальная реальность" обозначает особый класс технических систем отображения информации» [42]). В этом кон­тексте, психология виртуальной реальности предполагает изучение психо­логического аспекта реальности, созданной компьютерной системой при воздействии на органы чувств пользователя с помощью специальных при­боров (шлема, перчаток, целого костюма). Другими словами, объектом исследования могут выступать сенсорные впечатления, соответствующие не той реальности, в которой телесно пребывает субъект, а той, которая смоделирована для него компьютерной программой. Исследования в этой области интересны в первую очередь тем, что позволяют, меняя парамет­ры моделируемых ощущений, создать «невозможные» сенсорные образы и обнаружить тем самым базовые представления о мире, формирующи­еся еще на стадии сенсомоторного интеллекта. Так, в работе Д. А. По­спелова [171], посвященной анализу форм нарушений в картине мира и, в частности, переживаний, возникающих в виртуальной реальности, создаваемой японской компьютерной системой «Алмазный парк», пока­зано, что наиболее драматично, вплоть до травматических переживаний, воспринимаются нарушения во временной последовательности и в про­странственной ориентации в цепочке моторных и сенсорных актов. Связь между «сукцессивным рисунком движения» и «симультанным образом восприятия» столь прочна, что даже кратковременный отказ от законо­мерных отношений между ними, обнаружение субъектом восприятия слу­чайности в этих отношениях вызывает состояние эмоционального шока. Поэтому изменения в пространственных и временных отношениях, нару­шения константности формы и цвета привычных предметов легко создают у человека переживание пребывания в иной, внеприродной реальности. Главным условием сохранности восприятия является при этом лишь сама возможность обнаружения закономерных связей между собственной мо­торикой и регистрируемыми сенсорикой изменениями в предметах. Как видим, тезис о сигнальной функции психики подтверждается в подобных исследованиях виртуальной реальности полностью.

Другое понимание виртуальной реальности можно встретить в рабо­тах по виртуалистике Н. А. Носова и др. [150]. В этом подходе данный


термин используется в тех контекстах, для которых Ж. Пиаже применя­ет термин «символическая функция», а А. Р. Лурия использует выраже­ние «языковая реальность» и говорит об «удвоении действительности». По Л. С. Выготскому, любое психологическое орудие, в том числе и язык, интериоризируясь, задает параметры внутреннего плана (например, внут­ренняя речь обеспечивает «среду» формирования мысли), а по Дж. Бру-неру любой результат познания всегда есть «представливание» (термин В. В. Петухова [163]) — в действии, образе или символе. В этом смысле вся психология познания, когда субъектом познания выступает человек, есть психология «виртуальной реальности».

Наполнение понятия «виртуальная реальность» содержанием, свя­занным с наличием у субъекта Интернет-активности «особой формы психического отражения» — сознания, — представляется, тем не ме­нее, достаточно продуктивным для цели нашего анализа. Эта трактовка позволяет отметить не только символический характер Интернет-среды, но и подчеркнуть «реальность», действенность для человека такой фор­мы представления мира. Как неоднократно подчеркивалось классиками отечественной психологии, сознание — это не эпифеномен человече­ской психики, а «такая форма отражения действительности, при которой представление о предмете отделено от отношения к нему субъекта». Как показывает А. Н.Леонтьев [121), впервые такая форма отражения возни­кает благодаря разделению труда и связана с необходимостью выполнения участниками процесса биологически бессмысленных действий, «обрета­ющих свой смысл только в контексте совместной деятельности». Пред­ставленные в сознании — вначале коллективном, — результаты отдельных действий, не имея под собой никакого биологического основания, являют­ся тем не менее мощными регуляторами поведения, поскольку сущностно, на уровне логики предмета, связаны с мотивом деятельности. Таким обра­зом, реальность сознания, являясь по своей природе надсубъектной и сим­волической, не утрачивает своей связи с аффективно-потребностной сфе­рой человека. Поэтому и текстовая, символическая реальность Интернета не является для человека суррогатом действительности и любые потребно­сти — в общении, познании, самоактуализации и др. — удовлетворяются в этой среде полноценно, не «заместительно». Разумеется, характер среды накладывает свои ограничения на предметы, способные выступать в ка­честве удовлетворяющих потребности субъекта Интернет-деятельности, но сам по себе процесс побуждения и направления активности остается в этой среде столь же естественными (хотя и не «натуральным» — в силу социальности самой человеческой психики).

Так, описывая специфику Интернет-конференции, Тираспольский подчеркивает, что «участие в конференции является частью обыденной жизни самого человека, частью его бытия. Восприятие событий, проис­ходящих на конференции, отлично от чтения книг, эти события воспри­нимаются как жизненные ситуации. В то же время конференция отлича­ется от повседневной жизни: она относительно легко выстраивается в со-


8 Глава 1. Виртуальный мир и его обитатели


1.1. Присвоение мира: Интернет как условие интериоризации 9


 


ответствии с законами искусства, когда участники конференции оказы­ваются героями художественного произведения.» Тираспольский опре­деляет жанр Интернет-конференции как виртуальную мистерию. «Слово „виртуальная" указывает на ту среду, в которой мистерия может быть реализована. Под „мистерией" понимается действо, построенное по за­конам искусства, воссоздающее некий идеал и являющееся при этом ча­стью нашей жизни. Действо, в котором мы, в отличие от искусства, явля­емся активными участниками, а не пассивными наблюдателями» [193].

Какую же роль в жизни человека может играть такое орудие как Интернет?

В структурном отношении— это пространство эксперимента или про­бы. Удвоение действительности с помощью языка приводит, по мысли А. Р. Лурии, к расширению возможностей ребенка, в частности, появ­ляется способность к мысленному экспериментированию. Именно эта возможность экспериментальной проверки предположений о себе и мире реализована в виртуальной (знаковой, текстовой) реальности Интернета, что и привлекает в эту среду людей, стремящихся к переменам [214].

Значение «пробующего действия» для развития личности жителя Ин­тернета может быть описано с позиций культурно-исторического подхода и понято как субъективация новой способности. «Под субъективацией понимается превращение новообразования в способность самого действу­ющего субъекта» [168]. Описывая специфику интериоризации в крити­ческий период, К. Поливанова указывает на то, что врашиваемое в этом случае лежит не вне субъекта. Новая способность «... парадоксальным об­разом уже интериоризована, но еще не принадлежит субъекту. Субъект еще не может самостоятельно (произвольно) решать задачи, требующие этой способности». К концу стабильного возраста «способность и деятельность, ее породившая, составляют единое целое, ... своеобразный гештальт. Да­лее необходимо разрушение этого гештальта, обособление способности, ее эмансипация... от условий порождения». Для эмансипации способности необходима специальная работа по субъективации способности, проходя­щей в два этапа («такта»): «На первом шаге (в стабильный период) форси­руется способность внутри некоторой целостности условий; на этом шаге способность принадлежит не субъекту, а именно всей этой целостности. Далее необходим следующий шаг — вычленение способности из поро­дивших ее условий...». Условия, позволяющие совершить этот второй шаг в отношении уже имеющихся, но еще не принадлежащих ему как субъек­ту деятельности, способностей, и создается для жителей Интернета этой «виртуальной» средой, построенной на возможностях языка как средства удвоения мира.

«Субъективация способности требует опробывания этой способности в ситуациях новых по отношению к ситуациям порождения способно­сти». Решить вопрос о новизне любой ситуации в принципе, раз и на­всегда, и позволяет механизм «виртуализации» реальности: любое дей­ствие, опосредованное Интернетом, по своему операциональному составу


существенно отличается от своего неопосредствованного гипертекстовой технологией прообраза. Для развития произвольности это факт решаю­щий: «В кризисе на первый план выступает момент ощущения действия, выяснения его значения для действующего. Это и обеспечивает субъ-ективацию. Механизмом субъективации становится проба. Пробуя себя в качестве действующего, ребенок должен остановить непосредственное действие (или оттормозить его результативную часть), иногда даже про­бовать не действовать, чтобы почувствовать себя, свое действие. Здесь мы сталкиваемся со своеобразным экспериметированием с собственными действиями. Результат действия интересует ребенка в этой ситуации лишь как условие самоощущения, эксперимента с самим собой».

Сравним те условия, которые К. Поливанова называет как необходи­мые для подобного экспериментирования, с теми, которые предоставляет Интернет.

1) «Проба многократно повторяется, для этого результативность дей­ствия должна быть свернута, чтобы иметь возможность повторить пробу. (Если действие будет ярко результативным, результат изменит условия возможного повторного действия, и пробу не удастся вос­создать, повторить)». Часто сетевое общение называют суррогатным, не способным дать ощущение подлинного контакта. Также и интел­лектуальная активность в Интернете является скорее не творческой, а репродуктивной (в терминах Вюрцбуржской школы мышления) — подлинной новизной продукт, «выловленный» с помощью Сети без­условно не обладает. Смысл тяготения жителя Интернета к этой «не­подлинности» может быть понят, если принять за мотив сетевой дея­тельности не мотив общения или познания, а мотив самоактуализа­ции, развития личности — через обретение новой произвольности.

2) «Условия пробования должны быть „безопасны". Проба возмож­на лишь при условии, что ее осуществление не разрушит всей си­туации действования, не приведет к невозможности действования вообще...». Безопасность для самооценки жителя Интернета ситу­ации сетевого общения неоднократно подчеркивалась многими ис­следователями: анонимность и отсутствие невербальных компонентов в общении действительно создают возможность для «пробующих дей­ствий» (а не только для консервации инфантильных установок).

В общем виде эти условия являются проявлением обратимости: «Си­туация пробы возможна лишь как обратимая (воссоздаваемая и повто­ряемая)». Обратимость в Интернете представлена и на уровне операций (перемещение по страницам и сайтам в обратном порядке, например), и на уровне действий (так, пословица «слово — не воробей...» для сете­вого общения утрачивает во многом свою действенность).

Отметим, в завершение, что расцвет поведенческих девиации, про-тестный «уход» в Сеть, сама «альтернативность» виртуальной жизни в кон­тексте культурно-исторического подхода могут быть проинтерпретирова­ны как специфические условия благополучного прохождения кризиса.


10 Глава 1. Виртуальный мир и его обитатели


1.2. Создание мира: Интернет как условие экстериоризации 11


 


Так, рассматривая сопровождающие кризисы развития капризы ребенка, сопротивление привычным требованиям и установлениям, К. Поливанова предлагает оценивать их как торможение привычных действий, благодаря чему ребенок «как бы прислушивается к себе»: «спорит, выясняя, а сто­ит ли делать то, что просят, упрямится, оттягивает исполнение...». Ис­пользуя терминологию П. Я. Гальперина, здесь «мы сталкиваемся с особой ситуацией „вклинивания" ориентировки ... в уже существующее, рабо­тающее действие. Парадоксальным образом ребенок опробует привычное действие». Взрослый человек тоже, как известно, время от времени нуж­дается в таком «опробывании привычного» и сетевая жизнь — наряду с праздничной, походной и т. п. — оказывается пространством «пробы». Виртуальный же характер этой жизни — вне пространства, но «внутри» времени обычной жизни — позволяет Интернету стать почти универсаль­ным средством экспериментирования с собой.

В генетическом плане Интернет выступает как этап внешнеопосред-ствованного преобразования картины мира. В схеме уровней когнитивных координации Б. М. Величковского [41], развивающей концепцию уровней организации движения Н. А. Бернштейна, на основе анализа результатов, накопленных в когнитивном подходе, дано описание уровня метакогни-тивных координации. Задачей интеллектуальных операций этого уровня является преобразование сложившихся у субъекта представлений о мире и о себе. Сама задача же изменения картины мира возникает под влияни­ем новых личностных смыслов, обретаемых во взаимодействии личности и мира. Можно предположить, что такое чреватое новыми смыслами (бук­вально — «пере-о-смыслением») взаимодействие актуализируется либо в ситуации резкого изменения мира, либо в ситуации изменения лично­сти. Первая ситуация характерна для всех людей, живущих в постинду­стриальном мире, где толерантность к неопределенности, возникающей в результате быстрых качественных изменений в обществе, является за­логом психического здоровья [213]. Вторая ситуация возникает в жиз­ни человека всякий раз, когда он занимает личностную позицию, если под личностью, вслед за В. В. Петуховым [164], понимать субъекта ответ­ственного и свободного выбора. Как показали исследования Л. Фестингера и его последователей [205], когнитивный диссонанс возникает в условиях объективного противоречия суждений и действий субъекта только тогда, когда человек чувствует себя свободным в выборе альтернатив и берет на себя ответственность за принятое решение.

Итак, и задачи адаптации к условиям изменяющегося мира, и за­дачи личностного функционирования требуют от современного человека хорошего владения средствами перестройки концептуальной модели ре­альности. Овладение этими средствами — как любыми психологическим орудиями, — возможно, по Л. С. Выготскому, только в совместной деятель­ности и только через этап внешнеопосредованной функции. Всемирная Сеть, наряду с частными развивающими образовательными технологиями (см., например, [195]), создает для человека ту среду, в которой он может


приобрести опыт использования метакогнитивных орудий, осознать их как таковые и присвоить их. В результате интериоризации этих средств функция преобразования модели мира становится высшей психической.

1.2. Создание мира:



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.