Интернет как условие интериоризации
Оглавление
Глава 1. Виртуальный мир и его обитатели..................................................... 5
1.1. Присвоение мира: Интернет как условие интериоризации .... 6
1.2. Создание мира: Интернет как условие экстериоризации............................... 11
1.3. Особенности исследовательской практики..................................................... 18
Глава 2. Интернет как объект научного исследования.................................. 24
2.1. Сам по себе океан............................................................................................. 24
Феномен гуманитарного Интернета .................................................... 28
2.2. Жизнь в киберсреде: условия, география,
история, антропология..................................................................................... .... 30
Психологические исследования Интернета........................................... .... 39
2.3. Что мы делаем в Интернете?........................................................................... ..... 41
Интернет и профессиональная деятельность........................................ 41
Познавательная деятельность в Сети.................................................... 43
Хакерство как вариант познавательной
деятельности в Интернете....................................................................... 52
Коммуникация в Сети .......................................................................... 59
Рекреационная деятельность в Сети...................................................... 68
2.4. Что делает с нами Интернет?............................................................................ .... 72
Интернет и личность ............................................................................ .... 72
Проблема Интернет-аддикции: описания и сомнения .... 75
2.5. Человек и Интернет: pro et contra..................................................................... .. 105
Глава 3. Интернет как новая культура............................................................. 119
3.1. Развитие сетевой культуры.............................................................................. 119
Интернет как семиосфера....................................................................... ... 119
Развитие сетевой культуры: от периферии к центру............................ 122
Особенности Интернет-коммуникации.................................................. ... 114
3.2. Деятельностный подход к анализу сетевой активности................................. 126
Интернет как условие деятельности ................................................... 126
Виды сетевой активности ..................................................................... 127
Оглавление
Глава 4. Жители Интернета: психологические особенности
и перспективы развития....................................................................... 134
4.1. Характер и эмоциональная сфера ........................................................ 134
«По образу и подобию...» ............................................................... 134
Природа киберагрессии.................................................................... 142
Преодоление препятствий и поисковая активность.................. 148
Общительность или эмоциональная закрытость?..................... 152
Исследование эмоциональной сферы жителей
Интернета проективными методами............................................. 153
Исследование способности к распознаванию
эмоциональной экспрессии в группе жителей Интернета . . 155
Социально-психологическая адаптированность
жителей Интернета............................................................................. 156
4.2. Самосознание жителей Интернета.......................................................... 160
Самоотношение и образ Я............................................................... 160
Исследование самоотношения жителей
Интернета с помощью опросников................................................ 160
Исследование самоотношения жителей
Интернета с помощью проективного метода.............................. 162
Некоторые выводы............................................................................. 164
Трансформации Я в Интернете....................................................... 165
Ценности жителей и разработчиков Интернета........................ 177
4.3. Особенности когнитивной сферы жителей Интернета
и развитие познавательных функций в Интернет-среде ................ 183
Процедура исследования................................................................. 183
Результаты............................................................................................ 184
Обсуждение результатов ............................................................... 186
Вместо заключения. Развитие личности,
опосредствованное Интернетом.............................................................................. 192
Литература................................................................................................................ 198
Виртуальный мир и его обитатели
Граждане виртуального мира — cybercitizens, или netizens — нетизены, сетиянины [116, 191].
Внастоящий момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое Интернет оказывает на современное общество и личность пользователя, является более глубоким и системным, чем воздействие любой другой технической системы, и многие исследователи ставят появление Интернета в один ряд с гутенберговой революцией (см., например, обзор в [95]). А. Е. Войскунский [48], подводя итог начальному этапу психологических исследований Интернета, указывает, что влияние на личностное развитие информационных технологий не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду снегативными трансформациями личности при так называемой Интернет-аддикции существует возможность позитивного развития отдельных способностей и Я-концепции и мотивационной сферы в целом.
Можно предположить, что Интернет-технологии не просто предоставляют новые возможности для коммуникации, но порождают особое культурное пространство, в котором субъект вовлекается в новые виды деятельности и получает в свое распоряжение орудия, опосредствующие процесс его личностного и когнитивного развития. Как указывается в [8], «применение компьютерных сетей ведет к структурным и функциональным изменениям в психологической структуре деятельности человека», трансформирует операциональное звено деятельности, процессы целепо-лагания, потребностно-мотивационную регуляцию деятельности.
За новой средой существования и развития человека, возникшей на базе компьютерной гипертекстовой технологии закрепилось опреде ление «виртуальная». Само понятие виртуальности возникло в истории культуры существенно раньше, однако именно развитие Всемирной Се ти породило всплеск интереса ко всему, что может быть обозначено как виртуальное. Такие словосочетания как виртуальная реальность, виртуальный мир, виртуальная личность и т. п. прочно вошли и в обиход научных исследова-
ний и в обыденную жизнь.
Рассмотрим возможные значения термина «виртуальный» применительно к исследованиям психологии Интернета.
Глава 1. Виртуальный мир и его обитатели
1.1. Присвоение мира: Интернет как условие интериоризации 7
1.1. Присвоение мира:
Интернет как условие интериоризации
Психологическое содержание понятия «виртуальная реальность» трактуется современными исследователями весьма различно. Работ, в которых встречался бы этот термин, в последние 20 лет появилось уже так много, что науковедами и философами стала ощущаться необходимость в создании их классификации (см., например, [95, 154]). Для наших целей — анализа особенностей психического отражения, релевантного специфике среды Интернет, — представляются интересными два варианта понимания виртуальной реальности.
Первая трактовка этого термина идет от традиции его употребления в технике (Ср.: «термин „виртуальная реальность" обозначает особый класс технических систем отображения информации» [42]). В этом контексте, психология виртуальной реальности предполагает изучение психологического аспекта реальности, созданной компьютерной системой при воздействии на органы чувств пользователя с помощью специальных приборов (шлема, перчаток, целого костюма). Другими словами, объектом исследования могут выступать сенсорные впечатления, соответствующие не той реальности, в которой телесно пребывает субъект, а той, которая смоделирована для него компьютерной программой. Исследования в этой области интересны в первую очередь тем, что позволяют, меняя параметры моделируемых ощущений, создать «невозможные» сенсорные образы и обнаружить тем самым базовые представления о мире, формирующиеся еще на стадии сенсомоторного интеллекта. Так, в работе Д. А. Поспелова [171], посвященной анализу форм нарушений в картине мира и, в частности, переживаний, возникающих в виртуальной реальности, создаваемой японской компьютерной системой «Алмазный парк», показано, что наиболее драматично, вплоть до травматических переживаний, воспринимаются нарушения во временной последовательности и в пространственной ориентации в цепочке моторных и сенсорных актов. Связь между «сукцессивным рисунком движения» и «симультанным образом восприятия» столь прочна, что даже кратковременный отказ от закономерных отношений между ними, обнаружение субъектом восприятия случайности в этих отношениях вызывает состояние эмоционального шока. Поэтому изменения в пространственных и временных отношениях, нарушения константности формы и цвета привычных предметов легко создают у человека переживание пребывания в иной, внеприродной реальности. Главным условием сохранности восприятия является при этом лишь сама возможность обнаружения закономерных связей между собственной моторикой и регистрируемыми сенсорикой изменениями в предметах. Как видим, тезис о сигнальной функции психики подтверждается в подобных исследованиях виртуальной реальности полностью.
Другое понимание виртуальной реальности можно встретить в работах по виртуалистике Н. А. Носова и др. [150]. В этом подходе данный
термин используется в тех контекстах, для которых Ж. Пиаже применяет термин «символическая функция», а А. Р. Лурия использует выражение «языковая реальность» и говорит об «удвоении действительности». По Л. С. Выготскому, любое психологическое орудие, в том числе и язык, интериоризируясь, задает параметры внутреннего плана (например, внутренняя речь обеспечивает «среду» формирования мысли), а по Дж. Бру-неру любой результат познания всегда есть «представливание» (термин В. В. Петухова [163]) — в действии, образе или символе. В этом смысле вся психология познания, когда субъектом познания выступает человек, есть психология «виртуальной реальности».
Наполнение понятия «виртуальная реальность» содержанием, связанным с наличием у субъекта Интернет-активности «особой формы психического отражения» — сознания, — представляется, тем не менее, достаточно продуктивным для цели нашего анализа. Эта трактовка позволяет отметить не только символический характер Интернет-среды, но и подчеркнуть «реальность», действенность для человека такой формы представления мира. Как неоднократно подчеркивалось классиками отечественной психологии, сознание — это не эпифеномен человеческой психики, а «такая форма отражения действительности, при которой представление о предмете отделено от отношения к нему субъекта». Как показывает А. Н.Леонтьев [121), впервые такая форма отражения возникает благодаря разделению труда и связана с необходимостью выполнения участниками процесса биологически бессмысленных действий, «обретающих свой смысл только в контексте совместной деятельности». Представленные в сознании — вначале коллективном, — результаты отдельных действий, не имея под собой никакого биологического основания, являются тем не менее мощными регуляторами поведения, поскольку сущностно, на уровне логики предмета, связаны с мотивом деятельности. Таким образом, реальность сознания, являясь по своей природе надсубъектной и символической, не утрачивает своей связи с аффективно-потребностной сферой человека. Поэтому и текстовая, символическая реальность Интернета не является для человека суррогатом действительности и любые потребности — в общении, познании, самоактуализации и др. — удовлетворяются в этой среде полноценно, не «заместительно». Разумеется, характер среды накладывает свои ограничения на предметы, способные выступать в качестве удовлетворяющих потребности субъекта Интернет-деятельности, но сам по себе процесс побуждения и направления активности остается в этой среде столь же естественными (хотя и не «натуральным» — в силу социальности самой человеческой психики).
Так, описывая специфику Интернет-конференции, Тираспольский подчеркивает, что «участие в конференции является частью обыденной жизни самого человека, частью его бытия. Восприятие событий, происходящих на конференции, отлично от чтения книг, эти события воспринимаются как жизненные ситуации. В то же время конференция отличается от повседневной жизни: она относительно легко выстраивается в со-
8 Глава 1. Виртуальный мир и его обитатели
1.1. Присвоение мира: Интернет как условие интериоризации 9
ответствии с законами искусства, когда участники конференции оказываются героями художественного произведения.» Тираспольский определяет жанр Интернет-конференции как виртуальную мистерию. «Слово „виртуальная" указывает на ту среду, в которой мистерия может быть реализована. Под „мистерией" понимается действо, построенное по законам искусства, воссоздающее некий идеал и являющееся при этом частью нашей жизни. Действо, в котором мы, в отличие от искусства, являемся активными участниками, а не пассивными наблюдателями» [193].
Какую же роль в жизни человека может играть такое орудие как Интернет?
В структурном отношении— это пространство эксперимента или пробы. Удвоение действительности с помощью языка приводит, по мысли А. Р. Лурии, к расширению возможностей ребенка, в частности, появляется способность к мысленному экспериментированию. Именно эта возможность экспериментальной проверки предположений о себе и мире реализована в виртуальной (знаковой, текстовой) реальности Интернета, что и привлекает в эту среду людей, стремящихся к переменам [214].
Значение «пробующего действия» для развития личности жителя Интернета может быть описано с позиций культурно-исторического подхода и понято как субъективация новой способности. «Под субъективацией понимается превращение новообразования в способность самого действующего субъекта» [168]. Описывая специфику интериоризации в критический период, К. Поливанова указывает на то, что врашиваемое в этом случае лежит не вне субъекта. Новая способность «... парадоксальным образом уже интериоризована, но еще не принадлежит субъекту. Субъект еще не может самостоятельно (произвольно) решать задачи, требующие этой способности». К концу стабильного возраста «способность и деятельность, ее породившая, составляют единое целое, ... своеобразный гештальт. Далее необходимо разрушение этого гештальта, обособление способности, ее эмансипация... от условий порождения». Для эмансипации способности необходима специальная работа по субъективации способности, проходящей в два этапа («такта»): «На первом шаге (в стабильный период) форсируется способность внутри некоторой целостности условий; на этом шаге способность принадлежит не субъекту, а именно всей этой целостности. Далее необходим следующий шаг — вычленение способности из породивших ее условий...». Условия, позволяющие совершить этот второй шаг в отношении уже имеющихся, но еще не принадлежащих ему как субъекту деятельности, способностей, и создается для жителей Интернета этой «виртуальной» средой, построенной на возможностях языка как средства удвоения мира.
«Субъективация способности требует опробывания этой способности в ситуациях новых по отношению к ситуациям порождения способности». Решить вопрос о новизне любой ситуации в принципе, раз и навсегда, и позволяет механизм «виртуализации» реальности: любое действие, опосредованное Интернетом, по своему операциональному составу
существенно отличается от своего неопосредствованного гипертекстовой технологией прообраза. Для развития произвольности это факт решающий: «В кризисе на первый план выступает момент ощущения действия, выяснения его значения для действующего. Это и обеспечивает субъ-ективацию. Механизмом субъективации становится проба. Пробуя себя в качестве действующего, ребенок должен остановить непосредственное действие (или оттормозить его результативную часть), иногда даже пробовать не действовать, чтобы почувствовать себя, свое действие. Здесь мы сталкиваемся со своеобразным экспериметированием с собственными действиями. Результат действия интересует ребенка в этой ситуации лишь как условие самоощущения, эксперимента с самим собой».
Сравним те условия, которые К. Поливанова называет как необходимые для подобного экспериментирования, с теми, которые предоставляет Интернет.
1) «Проба многократно повторяется, для этого результативность действия должна быть свернута, чтобы иметь возможность повторить пробу. (Если действие будет ярко результативным, результат изменит условия возможного повторного действия, и пробу не удастся воссоздать, повторить)». Часто сетевое общение называют суррогатным, не способным дать ощущение подлинного контакта. Также и интеллектуальная активность в Интернете является скорее не творческой, а репродуктивной (в терминах Вюрцбуржской школы мышления) — подлинной новизной продукт, «выловленный» с помощью Сети безусловно не обладает. Смысл тяготения жителя Интернета к этой «неподлинности» может быть понят, если принять за мотив сетевой деятельности не мотив общения или познания, а мотив самоактуализации, развития личности — через обретение новой произвольности.
2) «Условия пробования должны быть „безопасны". Проба возможна лишь при условии, что ее осуществление не разрушит всей ситуации действования, не приведет к невозможности действования вообще...». Безопасность для самооценки жителя Интернета ситуации сетевого общения неоднократно подчеркивалась многими исследователями: анонимность и отсутствие невербальных компонентов в общении действительно создают возможность для «пробующих действий» (а не только для консервации инфантильных установок).
В общем виде эти условия являются проявлением обратимости: «Ситуация пробы возможна лишь как обратимая (воссоздаваемая и повторяемая)». Обратимость в Интернете представлена и на уровне операций (перемещение по страницам и сайтам в обратном порядке, например), и на уровне действий (так, пословица «слово — не воробей...» для сетевого общения утрачивает во многом свою действенность).
Отметим, в завершение, что расцвет поведенческих девиации, про-тестный «уход» в Сеть, сама «альтернативность» виртуальной жизни в контексте культурно-исторического подхода могут быть проинтерпретированы как специфические условия благополучного прохождения кризиса.
10 Глава 1. Виртуальный мир и его обитатели
1.2. Создание мира: Интернет как условие экстериоризации 11
Так, рассматривая сопровождающие кризисы развития капризы ребенка, сопротивление привычным требованиям и установлениям, К. Поливанова предлагает оценивать их как торможение привычных действий, благодаря чему ребенок «как бы прислушивается к себе»: «спорит, выясняя, а стоит ли делать то, что просят, упрямится, оттягивает исполнение...». Используя терминологию П. Я. Гальперина, здесь «мы сталкиваемся с особой ситуацией „вклинивания" ориентировки ... в уже существующее, работающее действие. Парадоксальным образом ребенок опробует привычное действие». Взрослый человек тоже, как известно, время от времени нуждается в таком «опробывании привычного» и сетевая жизнь — наряду с праздничной, походной и т. п. — оказывается пространством «пробы». Виртуальный же характер этой жизни — вне пространства, но «внутри» времени обычной жизни — позволяет Интернету стать почти универсальным средством экспериментирования с собой.
В генетическом плане Интернет выступает как этап внешнеопосред-ствованного преобразования картины мира. В схеме уровней когнитивных координации Б. М. Величковского [41], развивающей концепцию уровней организации движения Н. А. Бернштейна, на основе анализа результатов, накопленных в когнитивном подходе, дано описание уровня метакогни-тивных координации. Задачей интеллектуальных операций этого уровня является преобразование сложившихся у субъекта представлений о мире и о себе. Сама задача же изменения картины мира возникает под влиянием новых личностных смыслов, обретаемых во взаимодействии личности и мира. Можно предположить, что такое чреватое новыми смыслами (буквально — «пере-о-смыслением») взаимодействие актуализируется либо в ситуации резкого изменения мира, либо в ситуации изменения личности. Первая ситуация характерна для всех людей, живущих в постиндустриальном мире, где толерантность к неопределенности, возникающей в результате быстрых качественных изменений в обществе, является залогом психического здоровья [213]. Вторая ситуация возникает в жизни человека всякий раз, когда он занимает личностную позицию, если под личностью, вслед за В. В. Петуховым [164], понимать субъекта ответственного и свободного выбора. Как показали исследования Л. Фестингера и его последователей [205], когнитивный диссонанс возникает в условиях объективного противоречия суждений и действий субъекта только тогда, когда человек чувствует себя свободным в выборе альтернатив и берет на себя ответственность за принятое решение.
Итак, и задачи адаптации к условиям изменяющегося мира, и задачи личностного функционирования требуют от современного человека хорошего владения средствами перестройки концептуальной модели реальности. Овладение этими средствами — как любыми психологическим орудиями, — возможно, по Л. С. Выготскому, только в совместной деятельности и только через этап внешнеопосредованной функции. Всемирная Сеть, наряду с частными развивающими образовательными технологиями (см., например, [195]), создает для человека ту среду, в которой он может
приобрести опыт использования метакогнитивных орудий, осознать их как таковые и присвоить их. В результате интериоризации этих средств функция преобразования модели мира становится высшей психической.
1.2. Создание мира:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|