Как он стал заместителем директора института
Азамата я первый раз увидел в 1995 году в научном отделе Сибайского педагогического колледжа. Его, студента второго курса технологического отделения, ко мне привела преподаватель педагогики Тамара Михайловна Бондарева. Тогда я по совместительству работал заместителем директора по научной работе. Мною большое внимание уделялось активизации научно-исследовательской работы в колледже. И преподаватели, и студенты начали целенаправленно изучать теорию и практику научной работы. Организовывались бесплатные курсы. Проводились конкурсы рефератов, курсовых работ. Составляли списки опубликованных научных работ преподавателей, определили самых активных в этой сфере деятельности. На общественных началах создали аспирантуру. Преподаватели в ней изучали философию, иностранный язык, научное исследование, готовились сдавать кандидатские экзамены. К проведению занятий привлекались ученые Сибайского института Башкирского государственного педагогического института. Некоторые выпускники этой общественной аспирантуры впоследствие стали кандидатами наук.
Опыт научно-исследовательской работы Сибайского педагогического колледжа имел резонанс не только в Башкортостане, но и за его пределами. Об этом были опубликованы статьи во всероссийском журнале «Среднеспециальное образование» [1, с. 31-32], , в книге «Общеобразовательная школа» [2, с. 126-134], в журнале «Учитель Башкортостана» [3, с. 21-23].
Тамара Михайловна Бондарева была ответственным преподавателем. Она всегда искала новые пути улучшения работы. Поэтому проявила интерес к начинаниям научного отдела. Активно и азартно изучала требования к научному исследованию, методику его организации и старалась обучать этому своих студентов.
С этой целью она привела Азамата в научный отдел. Она хотела получать от нас консультацию по его курсовой работе, выполненной под ее руководством, на тему «Роль отца в воспитании детей».
С этого момента начинается научная и административная карьера Азамата. Я его начал выделять среди других. Включал в повестку дня серьезных научных мероприятий. Он выступал на конференциях перед преподавателями, студентами. О нем говорили на оперативках у директора, на совещаниях в научном отделе. Его сделали маяком, ориентиром для других студентов.
После окончания колледжа 1998 году я предложил ему поступать на педагогический факультет Сибайского института (филиала) БашГУ. К его счастью, именно в этом году там была открыта новая специальность «Педагогика и психология» и меня назначили заведующим кафедрой педагогики и психологии. Он согласился. Человека, получившего технологическое образование, научно-исследовательская деятельность, осуществляемая им в колледже, усилия научного руководителя Т.А. Бондаревой, мои поддержки безболезненно превратили в гуманитария.
В том году на специальность «Педагогика и психология» был большой конкурс. К нам шли более подготовленные абитуриенты. Только медалистов и закончивших средние специальные профессиональные учебные заведения с отличием, которые по тогдашним правилам, зачислялись по результатам собеседования, набралось девять человек.
Я, как заведующий кафедрой, в выборе конкурсантов из числа медалистов играл решающую роль. Ведь выбирали студентов для нашей кафедры. Азамат, как закончивший педагогический колледж с отличием, должен был пройти по собеседованию. Он наряду с другими тремя абитуриентами был принят в вуз.
Если в колледже я занимался подготовкой его к поступлению на педагогический факультет, то в студенческие годы в институте начал готовить его к работе вузе. В этих целях после изучения основного курса «Теория обучения и воспитания» я его стал брать с собой для чтения лекций преподавателям общеобразовательных школ, среднеспециальных учебных заведений. В 13-й школе (ныне лицей им. Р. Уметбаева) г. Сибая он выступил на тему «Что такое урок?». Ссылаясь на мою теорию, объяснял учителям, что урок является средством обучения, а не основной формой, как считают многие. В Сибайском педагогическом колледже, куда я был приглашен для выступления на республиканском семинаре заместителей директоров педагогических училищ и колледжей, мы с Азаматом доказывали присутствующим синонимичность понятий «обучение», «воспитание», «педагогический процесс».
Я его привлекал и к приему экзаменов у студентов сначала в своей группе, затем на младших курсах. Эта работа обычно происходила так. Поставив с обеих сторон стола преподавателя дополнительные столы, образовали еще два пункта приема экзаменов из числа студентов. Трем комиссиям одновременно отвечали три студента. Это, во-первых, дало студентам возможность выбора экзаменатора, во-вторых, поднимал авторитет и статус студентов, принимающих экзамен. Я незаметно контролировал их работу. Ведь они сами тоже сдавали экзамен мне как экзаменаторы. Надо сказать, что студенты оценивали ответы своих одногруппников довольно строго. Никаких поблажек не допускали. Об этом говорит и такой факт, что студенты старались отвечать мне, а не им.
Азамата вместе с некоторыми студентами привлекал и к приему экзаменов у студентов заочного отделения. Правда, такая практика заочникам не нравилась. Они стеснялись отвечать моим помощникам, так как юные экзаменаторы моложе их, среди которых иногда встречались знакомые, бывшие воспитанники. Но именно такая психологическая атмосфера были полезной обеим сторонам: заочники старались хорошо отвечать, чтобы перед молодыми экзаменаторами не упасть лицом в грязь, экзаменаторы чувствовали себя преподавателями, поэтому старались выглядеть перед заочниками достойно. Они заранее готовились к приему экзамена: повторяли, изучали опыт преподавателей. Азамат был в центре этой деятельности, лидером группы, ближайшим моим помощником.
Была и другая более важная сторона медали: заочники при встрече с ними обращались по имени, отчеству. Азамат стал Азаматом Минигалиевичем.
На третьем курсе Азамату Минигалиевичу поручил вести в своей группе занятия по предмету «Художественная литература как средство изучения педагогики и психологии». Его он вел от начала до конца. Я специально ушел в тень. Изредка только корректировал, дополнял, обогащал, углублял его выступления. И экзамен он принимал самостоятельно. Молодой экзаменатор оценивал студентов строго, соблюдая все требования. Он наслаждался своим статусом экзаменатора.
На четвертом курсе Азамат Минигалиевич был принят преподавателем на 0,5 ставки. Он, сам обучаясь, стал обучать других. Это было сделано для того, чтобы он окончательно был подготовлен к работе в вузе в качестве преподавателя.
Начиная с этого курса, я начал принимать реальные меры по оставлению его после окончания вуза на кафедре. Для этого на вакантные места не стал принимать новых работников, а имеющуюся нагрузку распределял среди преподавателей своей и других кафедр. Азамата Минигалиевича начал учить кафедральным делам. Привлек его к составлению рабочих, учебных планов, распределению нагрузок и т.д. В процессе такой работы он усваивал не только секреты преподавательской деятельности, но и основные функции заведующего кафедрой.
Чтобы избегать возможных трудностей во время предстоящего приема А. Кумушкулова на работу в институт, я старался создать его имидж. На пятом курсе написал статью о нем и с подписью своей племянницы М. Рахимовой с фотографией опубликовал в газете «Сибайский рабочий».
Проделанная работа принесла желаемый результат. В 1998 году с отличием закончившего учебу Азамата оставили на кафедре ассистентом. Здесь он также был окружен моей заботой. Обязанности председателя апелляционной комиссии на приемных экзаменах в вуз, которые я выполнял в течение семи лет, были переданы ему. В 2004 году, когда меня избрали деканом педагогического факультета, я его, вчерашнего студента, не имеющего ученой степени, ассистента, оставил на своем месте заведующим кафедрой. Конечно, данный мой поступок у многих людей вызвал удивление. Ведь на кафедре в то время были опытные кандидаты, даже доктора наук. Директор института З.Г. Ярмухаметов не возражал, дал мне свободу действий в этом вопросе.
Новая должность помогла А.М. Кумушкулову подниматься по научной и служебной карьере более быстрыми темпами. Он стал старшим преподавателем. Через два года я отправил его в Магнитогорский государственный университет своему другу по аспирантуре доктору педагогических наук Н.Я. Сайгушеву для работы над диссертацией. Он оформил его соискателем, дал тему, стал его научным руководителем.
Во время работы над диссертацией как декан факультета создавал ему все условия. Официально и неофициально отпускал его, заведующего кафедрой, на консультации, добивался от руководства института материального вознаграждения.
Оберегая его от критики, продолжал заботиться о его имидже, о его росте по служебной карьере. Директор несколько раз его вместе со мной вызывал к себе и делал замечание ему за то, что он иногда появляется на общественных местах выпившим. Я его защищал, аргументируя тем, что он за рулем и поэтому не пьет. Директор на это мне сказал: «Вы не знаете». Как потом выяснилось, он был прав. Кумушкулов старался не попадать в мои глаза в непристойном виде. Знал, что я – главный источник его дальнейшей карьеры.
В 2006 году он досрочно защитил диссертацию. Н.Я. Сайгушев сообщил мне об этом сразу же по телефону, как-будто доложил заказчику, отчитался перед ним. Он добавил: «Через три года я сделаю его доктором наук».
Я испытывал безграничную радость. Вместе с тем начал думать об отставке. Должность декана мне не нравилась. Руководящая работа не соответствует моему характеру. Она требует определенных рамок в действиях, делает зависимым от вышестоящих начальников. А я с детства уважаю свободу. Поэтому мне больше нравятся преподавательская и научная деятельность.
После защиты диссертации А. Кумушкуловым я начал обращаться к директору с просьбой освободить меня от должности декана, на что не получил положительного ответа. Однако я не отказывался от своих намерений. В 2007 году я вновь обратился к руководству института с просьбой освободить от должности через год. Предварительное обращение, я думал, поможет положительно решить вопрос. На вопрос директора, кого хотите оставить на свое место, я сказал: «Кумушкулова». Услышав это, он велел мне подготовить его в течение года к этой должности.
Для более интенсивной подготовки А. Кумушкулову предложил перейти в деканат заместителем декана. Он отказался, видимо, не хотел быть «вторым» лицом. Все-таки заведующий кафедрой - первое лицо в своем подразделении. К тому же заместитель декана – должность трудоемкая, много в ней повседневной черной работы. А. Кумушкулов не мечтал о такой работе.
После истечения обещанного годового срока работы в деканате меня вызывает директор института З.Г. Ярмухаметов и спрашивает: «Кого предлагаешь на свое место?». Я напомнил, что подготовил А. Кумушкулова на эту должность. На это директор сказал: «Может, назначим твоего заместителя И. Рысбаева». И. Рысбаев стал деканом педагогического факультета.
В моей целенаправленной деятельности по продвижению А. Кумушкулова по карьере эта была первой осечкой. Мой план сделать его деканом провалился. Однако я не перестал заботиться о его будущем. В 2011 году он был назначен заместителем директора по науке.
Через год мой друг со студенческих лет, заместитель директора по учебной работе В.И. Хажин собирался уходить с работы. Я, узнав об этом, предложил на его должность назначить А.М. Кумушкулова.
Так и получилось. В 2013 году А. Кумушкулов стал заместителем директора по учебной работе.
Почему я так по-отечески поддерживал А. Кумушкулова?
Во-первых, из-за того, что он местный. А в Сибайском институте, как в молодом вузе, тогда в основном работали приезжие преподаватели. А я понимал, что институт создан для данного региона, и в его жизнедеятельности активное участие должно принимать местное население. Обеспечение вуза местными кадрами предупреждает текучесть кадров, обеспечивает долголетие учебного заведения.
Во-вторых, А. Кумушкулов – представитель мужского пола. А на педагогическом факультете, как правило, преподавателей-мужчин не хватает.
В-третьих, он - представитель коренного народа. А в этом регионе башкиры составляют большинство. И в вузе, где в основном обучаются дети башкирского народа, я считал, что их должны учить люди, воспитывающиеся на традициях этого народа, знающие его психологию, культуру, историю, владеющие его языком.
В-четвертых, А. Кумушкулов со мной всегда вел себе интеллигентно, хотя иногда о нем я слышал отрицательные отзывы. Одна студентка еще в годы его заведования кафедрой как-то сказала, что от него Вам добрых отношений не ожидать. Многие, теперь я понимаю, видя мое отцовское отношение к нему, не осмелились отрицательно охарактеризовать его.
Я много сделал для того, чтобы А. Кумушкулов дошел до заместителя директора института. Однако, я, оказывается, так скрупулезно, терпеливо готовил себе врага.
ХХХ
Я с детства враждебно относился к отрицательным чертам характера, таким, как нечестность, обман, воровство, несправедливость, беспринципность, высокомерие, двуличие и т.д. Считал их своими врагами.
Неожиданно выяснилось, что А. Кумушкулов – носитель этих отрицательных черт. К сожалению, я это понял поздно, когда он уже находился на вершине своей нынешней карьеры. Он умело скрывал их от тех людей, от которых зависела его карьера, искусно маскировался.
Эти отрицательные черты особо четко проявились в его научной деятельности. Когда я, уйдя из административных должностей, гордясь успехами своих подопечных, начал ближе знакомиться с научными трудами А. Кумушкулова, обнаружил плагиат. И диссертация, и научные публикации у него, оказывается, конструированы из «некорректных заимствований». Некоторые статьи целиком «перешли» от хозяев к А. Кумушкулову.
Этими действиями А. Кумушкулов сделал себя моим врагом.
Литература
1. Сайфуллин, Ф.А. Аспирантура в колледже / Ф.А. Сайфуллин // Специалист.- 1997.- № 2 - С. 31-32.
2. Сайфуллин, Ф.А. Общеобразовательная школа / Ф.А. Сайфуллин. - Сибай: Изд-е Сибайского института БГУ, 2000. - 190 с.
3. Сайфуллин, Ф.А. Сибайский педагогический колледж / / Ф.А. Сайфуллин // Учитель Башкортостана. - 1995. - №11. - С. 21-23 (на башк. яз.).
Глава 2. ОПЫТ ПРИСВОЕНИЯ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|