Сделай Сам Свою Работу на 5

Соц.-культ. и природные предпосылки русск. фил.





Первая особенность России заключается в том, что на ее огромной арене сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Поэтому имеющая место характеристика рус. чел. как азиата и европейца является отражением дуализма далеких и несовместимых культур в быту и психологии рус. чел. К этому следует добавить, что и путь из "варяг в греки не остался для нее бесследным, хотя бы потому, что первыми правителями были варяги. Но особенно парадоксально, что пришли они не по своей воле и не как завоеватели, что служило бы оправданием для потомков, а были приглашены по инициативе новгородцев. В истории трудно найти аналогичный пример, когда нар. признался бы в своей беспомощности и нашел власть не в своей среде, а за ее пределами. Правда, и последующие времена не отличались свободным волеизъявлением и процветанием народа. Не изменился и сам рус. народ, к-ый, при склонности к разгулу и анархии, не приобрел способности к дисциплине и организации. "Не избалована" Р. на протяжении веков истинно русскими правителями, когда же таковые появлялись, они не могли выдавить из себя иноземщины и при каждом удобном случае "европейничали" (К. Леонтьев), забывая о Р. и ее интересах. Петр I был ближе к Западу, чем к Р. И когда мы читаем у того же Бердяева, что рус. народ, предназначенный для великих дел, "не захотел выполнить своей миссии в мире, не нашел в себе сил для ее выполнения, совершил внутреннее предательство" и что "Россия, переставшая быть субъектом и превратилась в объект, Россия, ставшая ареной столкновения народов, будет продолжать гнить, я гниение это слишком далеко зайдет", возникает ряд вопросов. Не вызывает сомнений вывод о том, что "гниение России" - следствие аномального хода ее истории, начиная с самых истоков и включая в последующем катастрофические потрясения, вызванные татаро-монгольским нашествием, правлением Ивана Грозного, расколом 1666 гю, реформами Петра и Октябрем.



Будучи разрушительным по своим последствиям, катастрофическое развитие России было одновременно насилием над человеком и ничего, кроме нищеты и бедствий, не несло русскому народу. Кстати сказать, и со-g временные реформы идут в том же катастрофическом русле, сопровождаются едва ли меньшим насилием, и приходится удивляться лишь тому, что Россия до сих пор не канула в Лету.



Отсюда извечная забитость и страх русского народа, устремление его в царство небесное или град Китеж, где должны закончиться земные муки и восторжествовать справедливость. Этим же объясняется противоречивость характера русского народа, совмещающего такие противоположности, как сострадание и Деспотизм, насилие и доброту, анархизм и законепослушание, рабство и бунт, безбожие (атеизм) и богопочитание. ложь ;и правду, национализм и универсализм и т. п. Все это так или иначе нашло отражение в русской философии, обусловило ее основные направления и черты. Своими корнями русская философия уходит в византийскую культуру и, в частности, в византийский неоплатонизм и религиозно-мистическую философию – исихазм. Как правило, в истории русской философии выделяются два больших этапа. Первый – с XI по XIX век – называется подготовительным этапом, т. е. этапом различных философских идей, имеющих в основном религиозный и нравственно-практический характер. За это длительное время не было создано сколько-нибудь целостной философии. Второй этап начался в XIX веке и был назван построительным, потому что к этому времени относится появление целого ряда оригинальных философских направлений и систем.

Необычность истории, культуры и характера русского народа породили своеобразные особенности в русской философии. Прежде всего в русской философии, за небольшим исключением, четко обозначена склонность к онтологизму при ограниченном отношении к вопросам теории познания, т. е. к признанию, что познание не является первичным и определяющим началом в человеке. Следующей ее чертой является антропоцентризм при доминировании религиозно-нравственной установки. Русская философская мысль сплошь историософична. т. е. она постоянно обращена к вопросам о "смысле" истории, конце истории и т. п. Отсюда особое внимание к эсхатологии и к идее апокалипсиса, что можно обозначить как эсхатологичность. К существенным чертам русской философии следует отнести мессианство, профетизм. соборность. Неразрывность теории и практики, т. е. определенной целостности отвлеченной мысли и жизни.



Фил. традиции России не так богаты, как традиции западноевропейской фил., которая сохранила непрерывность от античности до современности. а государственность России начинается с 9 века. В 12-13 вв. появляется разветвленная сеть университетов во Франции, Германии и др. странах, а Россия – разрозненное княжество и о философии говорить трудно. Но все же традиции есть: знания с уклоном в этику, религию, теософию (11в). Выделяются 2 больших этапа:

11-18, 1-я пол 19 в. – пролог к РФ (введение, подготовительный этап)

1/3 (1/2) 19 – 20 в – построительный этап. РФ приобретает целостность.

В 19 веке 2 направления:

1)продолжение развития западноевропейской мысли (Гегель, Кант – русское кантианство; Шеллинг – русский позитивизм)

2)собственно русская (оригинальная) РФ. Истоки имеют свою традицию, они тесно связаны с византийской фил. средних веков (Григорий Палама)

Вместе с православием в Россию приходят мысли византийцев. Здесь 2 этапа:

1)развитие и сущ-е фил. в России в 19-н20 вв (по 1922) без отрыва от российского духа

2)с 1922 г. этап русского зарубежья. Все мыслители, как правило, не приняли социал. революцию, вступили в оппозицию и были высланы зарубеж, т. е. РФ пишут на русском языке, но она развивается в отрыве от России. Если бы они остались здесь в России (Лубянка), то мы многих бы и не знали.

РФ нельзя понять в отрыве от русской истории. Она впитала историю России. Все влияло на ее развитие: развитие общества, государства, социально-экономические, природные условия через формирование черты русского характера. Н. Бердяев в произведении “Русская идея” (1990 г. в открытом издании) один из первых попытался связать РФ с особенностями природы, истории, государства. Мысли Бердяева парадоксальны, он относит себя к оптимистам. Свою работу начинает со стихот-я Тютчева: “Умом Россию не понять…..” Особенность, выделяемая Бердяевым, - развитие России было катастрофическим. Особенности истории РФ: мы не можем говорить о развитии единой России. Бердяев выделяет 5 россий (цивилизаций): Киевская Русь; Монгольская Русь; Московская Русь; Петровская Русь; большевистская Русь. Их нельзя сравнивать, они различны. по настоящему история России не создана. Ключевский снял некоторую “лакировку” истории. Нельзя путать историю государства и общества (м/б сильное об-во, но слабое гос-во. И наоборот)

Величие гос-ва и об-ва не совпадают. Ключевский: “Государство крепло, народ хирел.” Величие России с ее пространством, населением не означает, что она великая. Чахлость об-ва и могущество гос-ва. Особенно удушлива была Московская Русь. Мощь и слабость, богатство и нищета на всем протяжении России. Какую Россию мы строим? Сейчас есть аналогия с Киевской Русью. Тогда было 11 княжеств, сейчас 86. Распад СССР – начало большой катастрофы. Проблема процветания государственной машины и нищета об-ва очень важна. Петр 1 после путешествия начинает строить дороги и туалеты. прошло 3 века, но нет ни дорог ни туалетов. а это отражается в характере русского человека. Как может появиться гордый человек, если идет отбор людей покорных с начала Киевской Руси? Петр очень противоречивая фигура, его мысли найдут отражение в РФ. “Прорубить окно в Европу” – говорит он. а зачем рубить окно, если можно зайти в дверь. Все рее_ь. Все р_ека. Как может появиться гордый человек, если идет отбор людей покорных с начала Киевской Руси? Петр очень противоречения страны. Реформы 30-40 гг. 20в. продолжили тенденцию из глубины веков. Поэтому форм-ся характер расколотый на противоположности. Бердяев: “ Искание бога и атеизм; жестокость, склонность к насилию и доброта. Все есть в русском характере, но недостает организации и формы”. Новгородцы признаются, что “земля наша велика и обильна, но порядка у нас нет. Приходите к нам владеть.”

Черты РФ:

-исхатологична. Фил-я конца. Все имеет начало и конец: время, история. Это христианская традиция. В РФ предпол-ся, что за этим концом что-то последует;

-богоискательство (искание бога);

-апокалиптичность русской мысли (крушение, разрушение чего-то существующего) За этим возможно последует страшный суд с явлением Христа, но перед этим должен прийти антихрист, как двойник Христа. Но потом все-таки явится Христос и покарает, в т. ч. и антихриста;

-мессианство. Миссия связывается с явлением Христа, несущее освобождение через страшный суд. В РФ мессианство связывается со славянством. Мессианство не чуждо многим народам, но оно обычно заканчивается негативно для об-ва. До сих пор мессианство сохр-ся у евреев и русских;

-профитична (пророчество);

-софична. София как художница, устроительница мира. Ряд ученых разрабатывают софиологию.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.