|
Русская нравственно-религиозная мысль XI-XVII вв.
Первым древнерусским фил-фом считается митрополит Иларион (11 в.). В его трактате "Слово о законе и благодати" дается толкование Ветхого Завета, разграничивается жизнь человека по закону и благодати и предпринята первая попытка построения богословско-исторической концепции. обосновывающей включенность "русской земли" в общемировой процесс торжества божественною "снега" (Христа) над "тьмой язычества". К этому же времени относится жизнь Феодосия Печерского (1036–1074гг.), игумена Киево-Печерского монастыря. В "Житии Феодосия Печерского", составленном Нестором-летописцем, изложена нравственно-религиозная философия Феодосия, ориентированная на духовные ценности при равнодушии к мирским благам, защиту бедных, веру в человека и искренность к людям. В 12 в. появилось "Поучение" Владимира Мономаха как своеобразный этический кодекс поведения мирян, в котором доказывается, что праведная жизнь любого человека достигается "добрыми делами", "покаянием", "слезами" и милостыню. Проникновенное обращение Мономаха поражает своей гуманностью, состраданием, сфемлением предотвратить междоусобные брани, спасти людей от зла и дурных поступков. "Страх божий" есть постоянное напоминание о следов.шии добру, неприятии зла в любом обличье. Гордости не имейте в сердце и в уме. Жену свою любите, но не дайте ей над собою власти. Несколько позже прославился Кирилл Туровский (1130-1182), по своим воззрениям был близок к Илариону. В его сочинении "Притча о человеческой душе и теле" или "Притча о слепце и хромце" слепцом аллегорически названа душа, а хромцом – тело. Объединившись вместе, они совершают преступление – расхищают виноградник, который им поручено стеречь. "Вертоград", обнесенный стеной, – это символ человеческого бытия, ограждаемого нравственными заповедями. Хозяин виноградника - Творец, поручивший беречь ею; нарушившие законы, душа и тело сурово наказываются. Туровскому принадлежат также "Сказание об иноческом чине" и "Слово о премудрости". В первом дано символическое (знаковое) описание одеяния монаха, имеющее глубокий мировоззренческий смысл. Черная мантия – отлучение от мира, пояс – знак готовности к службе. Симл монахи это отряд, ведущий борьбу с невидимым врагом - дьяволом к его слугами. Во втором показана связь познания и нравственности. Главное в жизни – смирение, это образ кроткой матери, все остальные добродетели – ее дети, а отец – сам Господь.
13 и 14 вв., ассоциирующиеся с татаро-монгольским игом, подарили несколько сочинений нравственно-философского содержания, выдержанных в пессимистическом тоне, то "Повесть о разорении Рязани Батыем", считающаяся одной из лучших воинских повестей Древней Руси. Гибель княгини Апраксии не пошедшей на поругание, явилась олицетворением гибели процветающей Руси. Близким по тону к "Повести" явилось "Слово о погибели Русской земли", которое созвучно в свою очередь к "Слову о полку Игореве". Затем последовало "Сказание о граде Китеже", первая чисть которого посвящена деятельности кн. Юрия Всеволодовича, погибшего в битве с татарами, 2-я – описание Китежа, рая на земле. "Повесть о житии Александра Невского" первое агиографическое сочинение, обожествляющее князя Александра Невского.
Эпоха подъема национального самосознания – кон. 14-15 вв.: трактаты Епифання Премудрого, сподвижника Сергия Радонежского, которые были названы "Житие Сергия Радонежского" и "Житие Стефана Пермского". В первом описана жизнь и деятельность Сергия Радонежского, построившего небольшой храм во имя Троицы как символ объединения России, благословившего Дмитрия Донского на Куликовское сражение в 1380г. и признанного святым. Второе посвящено Стефану Пермскому, просветителю Пермской земли, создателю азбуки для неимевшего письменности народа, борцу с язычеством и впоследствии святому. В целом для философской мысли этого периода характерны следующие моменты:
– мир есть творение бога;
- человеческая история – арена борьбы божественной благодати и дьявола;
- человек есть двойственное существо с бренным телом и бессмертной душой;
- нравственно-религиозно-практическая ориентация.
Однако последующая фил. мысль не была лишена этих черт.
В конце 15 и в начале 16 веков имело место философское направление, связанное с так называемой "новгородско-московской ересью", изложенной в трактате "Тайная тайных". "Политическая философия еретиков" утверждала особый образ государя, советующегося со своими приближенными, но в основном полагающегося на "тайное искусство" управлять. Народ нуждается в опеке со стороны царя, ибо последний, согласно Иосифу Волоколамскому, "по своей природе, подобен всякому человеку, а по своей должности и власти подобен Всевышнему Богу", а митрополит Макарий (современник Иоанна IV) дошел до такой формулы: "Тебя, государь, Бог вместо себя избрал на земле и на престол вознес, поручив тебе милость и жизнь всего великого Православия". К этому же времени относится деятельность инока Филофея, развившего знаменитую теорию о Москве как "Третьем Риме": "Два Рима пали, третий стоит, четвертому не бывать". Эта мысль породила целую ис-ториософскую концепцию, ядром которой стала мессианская идея об "избранности русского народа", универсальном всемирном значении России.
Нельзя не упомянуть также об одном церковно-богословском разногласии, которое дало себя знать уже в конце 15 века и которое позже оказалось основой двух типов религиозно-философской мысли. Имеется в виду спор о церковном имуществе – о допустимости или недопустимости его с христианской точки зрения. Первое направление, представляемое Иосифом Волоцким и получившее название "иосифлианства", защищало церковную собственность, включая собственность монастырей, и стояло за ее приумножение. Второе, представленное Нилом Сорским, называлось "нестяжательством", было против собственности церкви и монастырей, так как в этом усматривалось обмирщение церкви. Спор Нила Сорского и Иосифа Волоцкого напрямую был связан с историософским вопросом о соотношении Церкви и государства в обществе. По Волоцкому. Церковь, в плане истории, должна господствовать над государством. Нил Сорский считал, что Церковь выше государства, но не в плане истории, а в плане мистическом. Поэтому необходимо блюсти чистоту мистической жизни, не из презрения к миру, а во имя различия Церкви и мира. Нельзя слишком сближать эти два вида бытия, забывая о мистической природе Церкви. Следует отметить, что на почве этих двух традиций складывались в последующем некоторые просветительские и теократические концепции русской философии.
17 век вошел в историю философии как век раскола православия, начала реформаторской деятельности Петра I и сосредоточения богословско-философского просвещения в Московском "Эллино-греческом училище" (впоследствии "славяно-греко-латинской академии") и в Киевском "Братском училище" (впоследствии "Киево-Могилянской академии"). Нацеленность на европеизацию Р. шла уже от Алексея Михайловича и обрядовая (культовая) сторона была лишь своеобразным поводом сближения Р. с Западом. По-существу, начиная с раскола (1666г.), идеал православной "Святой Руси" постепенно замещается идеалом сильного светского государства, и в России осуществилось царство антихриста. Отмена Петром I в 1721 году патриаршества и превращение церкви в государственный департамент – звено в исторической цепи катастрофических потрясений русской духовности. В сфере философия характерны фигуры Кирилла Ставровецкого, выпустившего в 1618 году книгу "Зерцало Богословия", и Саковича, издавшего книгу "О душе" (1625 г.). Они принадлежали к школе Киевского Братства и испытали сильное влияние томизма и католицизма. Религ. мысль этого времени становится философичной, а в богословское образование входит в большом объеме фил-я.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|