|
Русск. фил-ская мысль в XVIII в. (Кантемир, Татищев, Щербатов, Новиков, Сковорода, Ломоносов)
18 век назван веком "секуляризации", означающей самостоятельное развитие светской культуры вне связи с церковным сознанием. В церковном сознании происходят существенные перестройки. Оно отрывается от мечты о священной миссии государства, уходит в более напряженное искание чисто церковной правды, освобождается от соблазнов церковно-политич. идеологии. При этом можно выделигь 3 напр-я развития фил.:
- философско-религиозное миросозерцание;
- "русское вольтерианство" в форме скептицизма и вольнодумства. из к-го впоследствии оформились как идейный радикализм, так и существенно отличный от него "нигилизм";
- течение новой идеологии национализма, ввиду крушения прежней церковной идеологии.
У истоков первого можно поставить произведение св. Тихона Задонского (1724–1783 п.) "Сокровище духовное от мира собираемое", весь мир уже мыслится настолько вне Церкви, что не только нет мысли об их "сращении", а наоборот, христианин, живущий в мире, всегда должен духовно уходить от мира. Освобождение духа от гипноза жизни (мира) св. Тихон считал знамением времени, а не личной чертой человека. Поэтому, будучи ректором духовной семинарии 37-ми лет отроду, св. Тихон порывает с миром и' уходит в Задонский монастырь, где оставался до конца жизни. Еще дальше, чем св. Тихон, пошел старец Паисий Величковский (1722 1794гг.), с именем которого связана вся история русского старчества, особенно знаменитой Оптиной пустыни. Киевская духовная академия - Московские скиты - Афон – Оптина пустынь – Молдавские скиты - путь "правильного устроения духовной жизни" старца Паисия. Особенно важным здесь является то. что теократическая идея Церкви окончательно хкознается как идея преображения через внутреннее обновление человека.
Кантемир, Татищев
Третье направление – новая национальная идеология – связана с реформами и личностью Петра I. Сама личность Петра I, его неустанное и разностороннеетворчество ослепляло умы, зажигало душу сознанием русской мощи и русского величия. Здесь характерна деятельность Кантемира ("Письма о природе и человеке") и особенно Татищева ("Разговор о пользе наук и училищ"). Последний дал апологию петровской жизни и твердо настаивал на том, что "желание к благополучию в человеке, беспрекословно, от Бога вкоренено есть". Впервые в русской литературе Татищев развивает идею утилитаризма, исходящую из "разумного эгоизма", считает злоупотреблением со стороны Церкви, если она "запрещает то, что человеку законом божественным определено" и приходит к выводу, отвечающему всему умонастроению эпохи – Церковь должна быть подчинена контролю государства. Церковный закон может не совпадать с божественным, и в таком случае государственная власть должна ограничить закон Церкви "пристойности ради". Пламенным апологетом реформ Петра I был Феофан Прокопович, открыто проповедовавший секуляризацию власти и "правду воли монаршей" на основе теории "естественного права". Будучи одним из самых просвещенных и философски мыслящих людей своего времени, Феофан Прокопович, в злобе в отношении врагов, усердно "подлаживался духу времени", выражая тем самым новые черты национального сознания (апологетика. угодничество).
Щербатов (1733–1790)
Примечательно, что русский радикализм, не знающий никаких авторитетов, склонный к крайностям и острой постановке проблем в силу резкого разрыва с историей, в силу экстремизма, вскоре начинает испытывать пристрастие к мечтательности, т.е. к утопиям. Первая утопия "Путешествие в землю Офирскую" принадлежит историку и публицисту М.М.Щербатову. Свой идеал будущей России Щербатов видел в виде "своеобразного священно-полицейского строя, в котором главные надзиратели должны быть священники". Хотя к Церкви он относился с типичным для своего времени недоверием. Он набросал также программу "преподавания разных наук", высказал мысль, что "философия сильна тем, что может способствовать исправлению нравов".
Ярким и радикальным гуманистом, горячим сторонником социальной проблемы был А. Н. Радищев (1749-1802) . По мнению самой Екатерины II, в "Путешествии из Петербурга в Москву" явно выступает "рассеяние французской заразы. Вторая работа Радищева "О человеке, его смертности и бессмертии" написана уже в сибирской ссылке. Собственно философские взгляды Радищева формировались под влиянием французских материалистов, Локка, Лейбница. Радищев исповедует понятие материи, человека считает "единоутробным сродственником всему, на земле живущему, не только зверю, птице, но и растению, грибу, металлу, камню, земле". Специфика человека – способность оценки. "Человек есть единое существо на земле, ведающее худое и злое", "Особое свойство человека – беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться". Сторонник теории "естественного права" Радищев оправдывает все подлинно естественное в человеке. В "Путешествии из Петербурга в Москву" дана не только радикальная критика социального неравенства, политического и бюрократического самоуправства, по и создана своеобразная утопия, продиктованная защитой всего естественного в тех, кто социально угнетен (рассказ о сне, в котором ему привиделось, что он –- царь с бельмами на глазах, которые снимаются "Истиной", чтобы показать ему страшную правду). Радищев ярче других опирался на теорию естественного права, которая срасталась с руссоизмом, с критикой современной неправды. Он полнее других утверждал примат социальной аморальной темы в построении новой идеологии, – идеологии свободной внецерковной. Оставаясь на позициях национализма и гуманизма, Радищев как никто до него был проникнут пафосом свободы и "естественного" порядка вещей.
Новиков
Писатель, журналист, книгоиздатель. Антикрепостник. Борьба против преклониея рус. дворянства перед иностранщиной. 1-й в России фил. ж-л «Утренний свет». Масон. Вера масонов в нравст. перевоспитание людей, развращенных крепостничеством, но Н. отстранился от мистических исканий братьев. 1-й рус. детский ж-л «Детское чтение». Простветитель. В 1792г. арестован и без суда заключен на 15 лет в Шлиссельбурскую крепость. При Павле освобожден, но без права на прежнюю деят-ть.
Сковорода (1722–1794гг.),
считающемуся первым философом на Руси в точном смысле слова. С. "замыслил умом и пожелал волею быть Сократом на Руси". С. был свободным церковным мыслителем. чувствовавшим себя членом Церкви, но твердо хранившим свободу мысли. Вопросы антропологии, гносеологии и морали - основные в философском творчестве С. Причем антропологизм С., будучи центральным в его философии, определяется во многом общей гносеологической позицией, которая, в свою очередь определяется его религиозным восприятием мира и человека. В гносеологии С. стоял на позиции дуализма. Есть познание, скользящее по поверхности бытия, а есть познание "в Боге''. Последнее есть высшее познание, узрение "следов Божьих" и делается оно через о (прение духа, но досгупно всем, кто способен оторваться от плена чувственности. Основное понятие в проблеме человека есть Понятие сердца. "Всяк есть то, каково сердце в'нем, всему в человеке с лава есть сердце - оно и есть истинный человек". Исходя из принципа "видеть все вдвое", С. полагал, что "есть тело земляное и есть тело духовное; тайное, сокровенное, вечное" и соответственно есть и два сердца. Именно о "духовном сердце" и рассуждал С. как о "бездне, которая все объемлет и содержит", ее же ничто вместить не может. В антропологии С. сомкнулись библейские мотивы, платоновские отзвуки об "эротической" природе человеческих стремлений ("не любит сердце, не видя красоты") и мысль Экгардта об "искре Божией", "погребенной в человеке". С. утверждал, что эмпирический человек есть "тень" и "сон" истинного человека. В каждом человеке "таится Дух Божий", "божественная сила", "истинный" человек "один" во всех людях как едина "идея" человека по отношению ко многим отдельным людям. В этике С. проповедовал отталкивание от пустоты внешней жизни и устремлялся к более глубокому духовному типу жизни. Его этика не есть этика активного творчества, а этика-покорности "тайным законам" нашего духа. В глубине каждого человека есть тайный закон его возрастания, поэтому прежде всего нужно "найти самого себя". Все страдания и муки, через которые проходит человек, происходят только из того, что человек живет противно тому, к чему он создан. В целом философия С. есть философия мистицизма, исходящая из твердого чувства, что сущность бытия находится за пределами чувственной реальности. Хотя С. не объявляет призрачным эмпирическое бытие, все же закрытая сторона бытия настолько отодвигает в тень эмпирическую сферу, что получается крен в сторону мистицизма. В пользу мистицизма говорит то, Что "подлинное бытие" открывается нашему духу лишь "во Христе".
Ломоносов
К религиозно-фил. направлению, идущему по линии секуляризации, – не отделяясь от христианства, но отдаляясь от Церкви, – принадлежал Л. В своих многочисленных поэтических произведениях Ломоносов следует исключительно Ветхому Завету и избирает новозаветные мотивы. В фил. Л. следовал Лейбницу и Декарту. Л. защищал мысль о том, что закон опыта нужно восполнять "философским познанием", склонялся к идее "предустановленной гармонии". Будучи религиозным человеком, Л. отвергал стеснение одной сферы другой и настойчиво проводил идею компромисса между наукой и религией. В признании святости научного исследования заключен основной тезис секуляризованной мысли: здесь работа мысли сама по себе признается "святой". Это и есть принцип "автономии" мысли как таковой, – вне ее связи с другими силами духа. Поэтому-то у Л. нет противоречия между признанием материальности мира, попыткой создания, основанной на атомизме "корпускулярной философии" и его философско-религиозной концепцией. Это разные сферы духа и мысли и тот случай, когда свобода мысли не мешает искреннему религиозному чувству, но уже, по существу, внецерковному.
"Русское вольтерианство" связано с именем Вольтера. Оно было знаменем, под которым объединились все те, кто с беспощадной критикой и часто даже с презрением отвергали "старину" – бытовую, идейную, религиозную, кто высмеивал все, что покрывалось традицией, кто стоял за самые смелые нововведения и преобразования. На почве этого огульного о гвсржения развивается постепенно вкус к утопиям. Русское вольтерианство развивало радикализм, переходящий в "богохульство и кощунство". Не трудно увидеть здесь первые ростки того бесшабашного нигилизма, который довольно прочно вошел в русский обиход в 19 веке. Весь нигилистический строй ума слагался в связи с утратой былой духовной почвы, с отсутствием в новых культурных условиях дорогой для души родной среды, от которой могла бы душа питаться. Речь идет о разрыве с Церковью, пропасти между светской и религиозной жизнями, истоки которых лежат в расколе и реформах Петра I.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|