Сделай Сам Свою Работу на 5

Фил. Ф. Бэкона: понимание фил-и, учение о методе и знании

Фрэнсис Бэкоп, родоначальник английской философии, настаивавший на опытном изучении природы путем эксперимента и индуктивного метода, поставил цель "без прикрас и преувеличений показать истинный вес науки среди других вещей и, опираясь на свидетельства божественные и человеческие, выяснить се подлинное значение и ценность". Значение науки заключается в том, что она настраивает ум на то, чтобы он никогда не оставался в покое и не застывал в своих недостатках, а, наоборот, постоянно побуждал себя к действию и стремился к совершенствованию. Существует два типа наук. Первый, опирающийся скорее на фантазию и веру, чем на разум и доказательство; он включает астрологию, естественную магию и алхимию. Челн этих наук нельзя назвать неблагородными. "Но пути и способы, которые ведут к этим целям, как в теории этих наук, так и на практике, изобилуют ошибками и всякой чепухой". Ко второму типу относятся пауки, которые исходят из трех способностей разумной души, сосредоточивающей в себе знание: память, воображение, рассудок. На памяти основывается история, на воображении – поэзия, на рассудке - философия. При этом поэзия, в понимании Бэкона, есть своего рода вымышленная история в стихотворной форме, являющейся лишь элементом стиля и относящейся к искусству и речи. История в собственном смысле имеет дело с индивидуумами, которые рассматриваются в определенных условиях места и времени.

Философия имеет дело не с индивидуумами и не чувственными впечатлениями от предметов, а с абстрактными понятиями, выведенными из них, соединением и разделением которых на основе законов природы и фактов самой действительности занимается эта наука. У философии, по Бэкону, троякой предмет – бог, природа, человек и сообразно этому троякий путь воздействия. Природа воздействует на интеллект непосредственно, т. е. как бы прямыми лучами; бог воздействует на него через неадекватную среду (через творение) преломленными лучами; человек же, становясь сам объектом собственного познания, воздействует на свой интеллект отраженными лучами. Отсюда в философии выделяются три учения: учение о божестве, учение о природе и учение о человеке.



Учение о природе, или естественная философия, подразделяется в свою очередь на теоретическую и практическую философию. Теоретическая философия изучает причины природных явлений и процессов, практическая – результаты. "Первая исследует недра природы, вторая переделывает природу, как железо на наковальне". В теоретической философии Бэкон выделял далее физику и метафизику. При этом физика здесь – это наука, исследующая действующую причину и материю, а метафизика - наука о форме и конечной причине. Будучи основательной и плодотворной наукой, естественная философия в своих исследованиях использует два противоположных метода: индуктивный, восходящий от опыта к общим аксиомам и дедуктивный, ведущий от общих аксиом к новым открытиям. Наиболее полезен индуктивный метод, исходя из того, что основой знания является опыт, который подразделяется на плодоносный и светоносный. Первый приносит непосредственную пользу человеку. Задача второго, т. е. светоносного, заключается в познании законов природы. При этом Бэкон не принимает индукцию в трактовке прежних мыслителей, индукция, через простое перечисление "сразу же воспаряющая от чувств и частного к наиболее общему", конечно, скорый, но предрасположенный к спорам путь,-в целом "есть детская вещь, дающая шаткие заключения". Это полная индукция, идущая от Аристотеля. Для наук нужна такая форма индукции, которая производила бы в опыте разделение и отбор, и путем должных исключений и отбрасывании делала бы необходимые выводы. В такой индукции непрерывно и постепенно устанавливаются аксиомы для того, чтобы только в последнюю очередь прийти к наиболее общему, а само это наиболее общее получается не в виде бессодержательного понятия, а оказывается хорошо определенным и таким, что природа признает в нем нечто подлинно ей известное и укорененное в самом сердце вещей. Такая индукция называлась неполной. Она всегда носит лишь вероятностный характер, но не обладает строгой необходимостью. Пытаясь сделать метод неполной индукции по возможности более строгим, и тем самым создать "истинную индукцию", Бэкон считал необходимым искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Такая серьезная реконструкция индукции и возведение ее в ранг основного метода естественной философии позволили считать Бэкона основоположником индуктивного метола познания.

Естествознание - истинная наука, а физика, опир. на чувств. опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рацион. метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент - главные условия рац. метода. Главный труд - “Новый Органон”. В этом произвед. Б. сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на кот. основан “Органон” Аристотеля.

Предпосылка преобразование науки - критика всей сущ. схоластики и сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и доказательства. Первым условием реформирования науки явл. усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких забл. или идолов - рода, пещеры, рынка , театра.

Идолы рода - препятствие, обусл. природой человека. Чел. судит о прир по анаогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства чел. чувств, под влиянием различных желаний, влечений.

Пещеры - ошибки, возн. вследствии субъективных предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, др. - их сходства. Одни склонны верить в непогреш. авторитет древности, др, наоборот, отдают предпочтение только новому.

Рынка - преп, возник вследствие общения между людьми посредством слов. Но во многих случаях значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основе сов. случ. впечатления от этого предмета.

Театра - преп, порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями. идолы театра не врождены нашему уму? они возникают вследствие подчинения ума ошиб. мнениям.

Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. Однако это знание лишь отриц. сторона задачи создания научного метода. Необх также положительное учение о методе исследов. В истории науки четко выступают 2 пути или метода иследов: догматический и эмпирический. Догм метод начин с общих умозр положений и стрем вывести из них все частн случаи. Догматик похож на паука, который из самого себя ткет паутину.

Ученый, следующ эмпир методу похож на муравья, кот беспорядочно тащит все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в умственной переработке материалов, кот доставляет опыт( пчела).

До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы исследов. были вооружены правильным методом. Метод - это путь, главное средство исл. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего восприятия, и орудия, соверш. саму челов мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т.е активное испытание природы.

Главное условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой кот. является правильная индукция. До Б. фил, писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, кот подтверждают доказываемые или обощ. ими положения. Б. подчеркнул значение тех случаев, кот. опровергают обобщение, противоречат ему. Это так назыв. отрицательные инстанции.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.