Семь мудрецов. Начало философии
Начало философии отсчитывается от 583 года до н.э., когда в Афинах были названы имена семи мудрецов - ими считались Клеобул, Питтак, Биант, Фалес, Хилон и Солон, а седьмым назывался Мисон или Периандр. (Платон. Диалог «Протагор»).
По всей видимости, общее число мудрецов – семь - избрано на основании культа числа семь, характерного и для греческой, и для других культур.
Молва приписывала мудрецам умные изречения, поговорки. Они были собраны воедино в IV в до н.э. Меандрием Милетским. Критическая обработка и закрепление их в письменной форме проделаны Деметрием Фалерским (385 - 320 гг. до н.э.). Известный нам текст изречений подготовлен Стобеем, античным компилятором.
Некоторые изречения мудрецов:
- Все в меру,
- Мера важнее всего,
- Лови, что полезно,
- Трудом приобретай состояние,
- Лучшее сокровище - мудрость,
- Проводником своим делай разум.
Солон (638-559гг до н.э.) - знаменитый законодатель из Афин, автор многих реформ.
Ему приписываются изречения:
- Советуй не то, что всего приятнее, а то, что всего лучше,
- Требуй ответа от других и сам давай отчет,
- Законы подобны паутине: слабого они запутывают, а сильный их порвет,
- Кто для многих страшен, тот должен многих бояться,
и другие.
Хилон из Эфор говорил так:
- Обуздай язык, особенно на пиру,
- Не допускай, чтобы язык забегал вперед ума,
- Дорожи временем,
- О покойниках худо не говорят,
- Не будь в тягость другим.
Он прославлялся также ответами на вопросы.
- Чем отличается образованный от необразованного? - Добрыми надеждами.
- Что бывает трудно? - Умолчать о тайне.
Биант. Бианта из города Приены спросили:
- «Что трудно?» - Спокойно переносить перемену дел к худшему.
- «Что сладко?» - Надежда.
- «Кто наилучший советник?» - Время.
Питтак был 18 лет правителем в городе Митилене на острове Лесбос.
- «Что не ясно?» - Будущее.
- «Что верно?» - Земля.
- «Что неверно?» - Море.
Кроме ответов на вопросы ему приписываются также и изречения:
- Всему свое время,
- Корысть ненасытна,
- Взятое в залог следует возвращать,
- Держись истины, верности, опытности, правдивости, дружбы.
Клеобул. Мудрецу Клеобулу - правителю города Линда на острове Родос - приписываются следующие афоризмы:
- Что ненавидишь, того не желай другому.
- Люби больше слушать, нежели говорить.
- В счастье не превозносись, а в несчастье не падай духом.
- Мудрый человек ненавидит ложь.
- Кто держится во всем середины золотой, тот в жизни обретает и счастье, и покой.
Периандр Коринфский на вопрос «Что самое великое?» ответил: Здравый смысл,
- «Что такое свобода?» - Чистая совесть.
- «Что причина всего?» - Время
Афоризмы его таковы:
- Лучше умереть в бережливости, чем жить в нужде.
- Ржавчина съедает железо, а зависть душу.
- Допустив ошибкуи- исправляй ее.
- Выжидай благоприятного времени.'
- Несчастья свои скрывай, чтобы не обрадовать врагов своих.
Фалес считается первым из философов. «Имя его окружено легендой, согласно которой Фалесу был преподнесен изготовленный богом Гефестом золотой треножник - символ мудрости. Прежде мудрейшими считались прорицательницы - пифии, предсказывавшие судьбу, будущее. В этой легенде, отразившей переход от религии к философии, символизируется, что мудрецом является уже не жрец, а обыкновенный человек, хоть и философ». То есть мудрость - не прерогатива жреца, а свойство разума.
Фалесу приписываются изречения:
- Невежество - тяжкое бремя,
- Поучай и учись лучшему,
- Не приобретай богатства незаконным путем,
- Люби мир.
Наряду с этим, известны его ответы на вопросы:
- «Чту больше всего?» - Величайшее пространство, которое вмешает все.
- «Что быстрее всего?» - Быстрее всего ум, он обегает все.
- «Что всего мудрее?» - Время, ибо оно одно открывает все.
- «Что полезнее всего?» - Добродетель, она все делает полезным.
- «Что вреднее всего?» - Порок, он вредит всему.
- «Что сильнее всего?» - Необходимость, ибо она властвует над всем.
- «Как легче всего переносить несчастье?» - Если видеть врагов своих в еще худшем положении.
- «Чем отличается жизнь от смерти?» - Ничем.
- «Почему же в таком случае ты не умираешь?»- Потому что нет никакой разницы.
Сведя все многообразие явлений и предметов к единой основе - первоначалу, Фалес выступил как первый философ. Предпосылки к тому могут быть усмотрены и во влиянии египетских знаний, известных Фалесу, и во влиянии Гесиода (в «Теогонии» говорится, что первоначально существовал Хаос), и во влиянии культа Посейдона (Бога воды, моря ), распространенного именно в Милеете (жизнь города тесно связана с морем). Действительное значение догадки Фалеса определяется тем, что он объяснял происхождение всего естественным, а не мифологическим путем.
Досократовская философия. Милетская школа.
Вначале необходимо раскрыть начальный этап - философия физиса – постановка и решение проблемы первоосновы мира. Этой проблематики касались милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты.
При этом особое внимание – милетской школе, в рамках которой поставлена проблема первоначала бытия, которая сыграла решающую роль в становлении натурфилософии древней Греции. Учение о первоматерии. Фалес: основой всего сущего Фалес считал воду.
Фалес
Фалес - основатель милетской школы философов, один из семи мудрецов (640 (625) - 547 гг. до н.э.). Фалес считается первым греческим философом. Время его жизни синхронизируется с солнечным затмением, предсказанным им в 585 г. до н.э. (Затмение, предсказанное им, наблюдалось - 28 мая 585 г. до н.э.).
Происходил из аристократического рода. Проявил себя как купец, инженер, политик и дипломат. Известно о его путешествиях в Египет и знакомстве с геометрией, астрологией, космологией. Согласно поздним античным авторам, Фалес почерпнул все свои первоначальные научные знания в Вавилонии, Финикии и Египте.
Уже с V в. до н.э. имя Фалеса становится нарицательным как мудреца, но популярные трактовки его мудрости содержат противоположные указания: он практически деятелен и - созерцателен и отрешен. На его авторитет основоположника философии ссылаются уже античные авторы.
Письменных работ его не осталось, поэтому его взгляды лишь реконструируются по свидетельствам античных авторов. Фалесу приписывались сочинения в прозе «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология».
Первоначальным основанием его творчества были знания, почерпнутые из «Илиады» Гомера и «Теогонии» Гесиода. Мифологическая трактовка космогонии (происхождения мира) рано или поздно перестала его удовлетворять.
Каждый из 7 мудрецов прославился тем или другим мудрым высказыванием. Фалес: «вода есть наилучшее».
Фалес обратился к обоснованию взгляда на мир как на единый. Это значит, что в мире все многообразие предметов и явлений может быть сведено к единой первооснове, первоначалу. Таковым он считал «влажную природу», воду. Все возникает из воды, претерпевающей сгущения или разрежения, и все в воду возвращается.
По свидетельству Аристотеля, Фалес полагал, что вода является первичной субстанцией, из которой все образуется путем сгущения или разрежения. Свидетельство Аристотеля:
«... большинство первых философов считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причем сущность хотя и остается, но изменяется в своих проявлениях,- это они считают элементом и началом вещей. И поэтому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает, ибо такое естество (physis) всегда сохраняется... Относительно количества и вида такого начала не все учили одинаково. Фалес - основатель такого рода философии, утверждал, что начало - вода (поэтому он заявлял, что земля находится на воде); к этому предположению он, быть может, пришел, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет (а то, из чего все возникает, - это и есть начало всего)[40]«.
Другое замечательное утверждение – «все полно богов» (аналог: «душа размешана во Вселенной»).
Первое и второе утверждения («вода есть наилучшее» и «все полно богов») взаимоувязываются в позднейшей философской традиции: божество рассматривается как творческое начало, оно оформляет первоначальный водный хаос в упорядоченный мир и «пронизывает» его (явная корреляция с древнеегипетским учением о сотворении мира из воды, но в последнем случае трактовка рационалистическая).
Пользуясь формальным термином «божественное», Фалес трактует его материалистически: божественное тождественно с первоначалом (с водой).
В учении Фалеса могут быть выделены ранние онтологические мотивы: бытие (предметов, мира) трактуется как жизнь. Все, что есть - живет. Материя в таком случае есть материал, средство, пища для космического организма, божества.
Душа (по Фалесу) наделялась такими свойствами, как разумность, справедливость и активность. Она не отождествлялась с телом, но мыслилась все-таки вещественной - как тонкое эфирное вещество.
Анаксимандр: вопрос о начале мира. «Первоначалом и основой является беспредельное (apeiron)».
Анаксимандр (611 - 546 гг. до н.э.) -греческий естествоиспытатель» географ, натурфилософ. Автор прозаического трактата «О природе» (не сохранился), посвященного вопросам космогонии и географии (написан в середине VI в, до н.э.)
Анаксимандр углубил понимание материи, утверждая, что нельзя одно из существующих веществ принять за материю как таковую. Отодвигая бытие первовещества в бесконечное прошлое, он формулирует принцип: логически первоначальное вещество (в современной терминологии). Именуется оно «апейроном» и имеет единственное качество: быть первовеществом. «Начало и основа всего существующего – апейрон». Апейрос в греческом языке означает «беспредельный, безграничный, бесконечный», апейрон - средний род от прилагательного «апейрос».
«А из чего возникли все эти вещи, в то же самое они разрешаются согласно необходимости».
Апейрон, вероятнее всего, представлялся не столько пространственно безграничным, сколько внутренне бесконечно содержательным (и в этом смысле неопределенны). Ведь если четыре стихии, выделяемые мудрецами в качестве оснований предметов (вода, воздух, огонь, земля), превращаются друг в друга, то, значит, у них есть нечто общее (как предпосылка вэаимопереходов), такое общее, которое не совпадает ни с одной из стихий. Это неопределенное общее есть апейрон.
Апейрон вечен, «не знает старости», «бессмертен и неуничтожим», постоянно активен, находится в вечном движении.
Утверждения об Анаксимандре могут быть уточнены. Существует точка зрения, согласно которой категория начала (архее) не считается свойственной его философии. Анаксимандр исходит скорее всего из категори бесконечного, всеобъемлющего, а термин «апейрон» является позднейшим наслоением. Согласно его космогонии, апейрон обозначая как то, что объемлет все небосводы ( = миры) и космосы ( = пространства). Из этого «всеобъемлющего» выделяется мировой «зародыш», затем происходит разделение противоположностей и их поляризация (влажное холодное ядро - и горячая, огненная кора, затем борьба этих качал и порождение оформленного космоса). Более подробно:
Космологическая концепция Анаксимандра[41].
Мир в целом, по Анаксимандру, произведен от апейрона.
«Апейрон все из себя производит сам. Находясь во вращательном движении, апейрон выделяет противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбинации этих главных свойств образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее). Затем в центре собирается как самое тяжелое земля, окруженная водной, воздушной и огненной сферами. Происходит взаимодействие между водой и огнем, воздухом и огнем. Под действием небесного огня часть воды испаряется, и земля выступает частично из мирового океана. Так образуется суша. Небесная сфера разрывается на три кольца, окруженных воздухом. Это, говорил Анаксимандр, как бы три обода колеса колесницы, полые внутри и наполненные огнем. Эти кольца невидимы с земли. В нижнем ободе множество отверстий, сквозь которые просматривается заключенный в нем огонь. Это звезды. В среднем ободе одно отверстие. Это Луна. В верхнем также одно. Это Солнце. Отверстия способны полностью или частично закрываться. Так происходят солнечные и лунные затмения. Сами ободья вращаются вокруг Земли. С ними движутся и отверстия. Так Анаксимандр объяснял видимые движения звезд, Луны, Солнца».
Несмотря на то, что нарисованная картина мира не отвечает современным космологическим представлениям, она заслуживает упоминания: она свободна от вмешательства богов, ориентируется на объяснение мира исходя из внутренних причин и материально - вещественных начал. Картина мира является не просто созерцательной, но предполагает такие образования, которые не видимы органами чувств. Это есть несовпадение чувственной картины и мысленно реконструируемой.
Анаксимен: первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух[42].
Анаксимен (585 - 524 гг. до н.э.)
Анаксимен - ученик и последователь Анаксимандра. Анаксимен отказался от предельно абстрактной трактовки алейрона и отождествил первоначало с одной из стихий - с воздухом. Воздух - наиболее «бескачественное» вещество из всех четырех стихий - не имеет цвета, запаха, цвета, веса.
Первоосновой мира он считает воздух, бесконечный и неопределенный, без формы. Разрежение воздуха порождает огонь, а затем эфир. Сгущение воздуха порождает ветер, тучи, воду, землю и камни (последовательно).
Выбор воздуха в качестве основы мироздания предопределен отчасти и тем, что космос - одухотворялся, представлялся живым и дышащим (воздухом). Через посредство воздуха жизнь (дыхание) космоса пронизывало существование всех реальных предметов. В этом смысле воздух есть первооснова (материя) и общий закон существования мира, предметов. Таким образом, в концепции Анаксимена происходило соединение праматерии и движения.
Его трактовка материи формируется при разрешении вопроса об исходной причине бытия и действия. Первовещество объясняется им как процесс становления.
Рассматривая сгущение и разрежение как способ образования тел, Анаксимен обозначает путь развития для теории качественных изменений, для объяснения качественных переходов, для сведения качеств к количественным показателям (плотности воздуха).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|