Проблема источников развития и периодизации философии
В заключение темы необходимо вновь вернуться к проблеме отчуждения: философия как отчуждение сознания, знания от повседневной практики. Доминирование сознания как привилегии господствующего класса.
Следует поставить и дать разрешение проблемы периодизации истории философии – назвать периоды ее развития в качественно определенных границах содержания.
Такими периодами в первом приближении можно назвать основные исторические эпохи, выделяемые в классовых обществах. Это эпоха рабовладения – античная философия, эпоха средних веков – соответственно философия средневековья, и эпоха капитализма – так называемая философия Нового времени. Такое деление представляется предельно общим. Но в пределах этих эпох действительно можно говорить не только о качественной определенности содержания философии, но также и о социальной функции философии, которая действительно выступала как мировоззрение эпохи, как квинтэссенция теоретического взгляда на мир для данного типа общества.
В то же время необходимо обозначить, по меньшей мере, две проблемы.
Первая: зачастую философия выступает как предвосхищение, проект будущего мировоззрения или, точнее, идеологии. Действительная проблема в том, что содержание будущей эпохи оформляется, прорабатывается в то время, когда эпоха ещё не наступила, и действительные материальные основания новой идеологии ещё не сформировались. Чем детерминировано содержание сознания – заслуживающий исследования вопрос.
Вторая проблема – в значительной степени это иная сторона первой проблемы - что значительное место в идейном творчестве человечества занимают переходные эпохи. В переходные эпохи наблюдается всплеск творчества мыслителей – философов, который происходит на фоне существенного взаимодействия смежных по времени культур, идейных эпох, цивилизаций. Культурно – исторический синтез – значительный период в истории и существенное явление для развития идейного мира.
Соответственно можно обозначить проблему соотношения характеристик определенных цивилизаций (обществ) и содержания теоретического сознания: влияет ли образ жизни и практика общества на содержание теоретического сознания (философии), или же мудрость не имеет «национальности»?
В качестве иллюстрации этих положений можно назвать несколько «переходных» эпох. Первое - эпоха романно – германского синтеза во время поздней античности – начала средневековья. Это период становления католического христианства. Второе – эпоха греко – византийского синтеза, или становление православной ортодоксии. Третье – проникновение арабо – мусульманской культуры в Европу. Далее – эпоха Возрождения, Реформации, Просвещения.
При периодизации философии на основе привязки к основным историческим эпохам – к социально – экономической и политической истории обратить внимание на однозначную определенность сознания в зависимости от материальных обстоятельств, на фоне которых разворачивается духовное творчество. В соответствии с этим обозначить в качестве источника развития философии - потребность эпохи в идейно – теоретическом оформлении исторических (экономических, социальных, политических) новшеств. В этом – детерминированность идеологии.
В противоположность этому показать относительную свободу сознания от материальных обстоятельств, на фоне которых формируется самосознание эпохи.
В усиление последнего тезиса определить прогностическую, проективную функцию философии, которая часто решает задачу построения идеальной модели будущего, формирования идеологической и теоретической санкции грядущего.
Обратить внимание на особые периоды в развитии философии – в переходные эпохи, при подготовке и смене старого типа социально – экономического развития новым типом. Эти ситуации можно условно назвать «культурно – исторический синтез» - взаимодействие культуры «прошлого» и грядущего.
Наряду с этим указать на возможность «цивилизационного синтеза» – взаимообогащение соседних по естественно – географическим условиям обществ (социумов), принадлежащих к разным культурам и цивилизациям. Взаимодействие цивилизаций – обычная и естественная историческая практика народов.
Указать на переходные эпохи с повышенной потребностью в теоретических исканиях, привести примеры.
На основе этого материала обратить внимание на необходимость, возможность и неизбежность непрерывного развития философии – и детерминированного, и спонтанного развития.
Литература по проблеме «Философия, ее предмет и место в культуре человечества»
1. Франкфорт Г., Якобсен Т., Уилсон Дж. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. – М.: Аффора, 2001. – 320 с.
2. Буссе Л., Геффдинг Г. Мировоззрения великих философов. – Минск: Издательство Либроком, 2011. – 120 с.
3. Володина Н.А. История философии: уч. пособие - Пенза: ПГУАС, 2011 – 136 с.
4. Геффдинг Г. Философские проблемы. - Минск: Издательство Либроком, 2010. – 112 с.
5. Гудинг Д., Леннокс Дж. Человек и его мировоззрение: в поисках истины и реальности. / Пер. с англ. под общей ред. Жукалюка Н.А. - Киев, УБО, 2007, т .2. -396 с.
6. Дионисио Гарсия. Мировоззрение. - Минск: Издательство Либроком, 2009. – 376 с.
7. Кокорин А.А. Философия и мировоззрение - М.: Издательство МГОУ, 2009. – 224 с.
8. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Изд-во политической литературы, 1991. – 525 с.
9. Макеева Е.А. Философия: основные проблемы, смыл и назначение: учебное пособие - Пенза, Изд-во ПГУАС, 2013. - 199 с.
10. Никольский С.А. Русское мировоззрение. «Новые люди» как идея и явление: опыт осмысления в отечественной философии и классической литературе 40-60-х годов XIX столетия. – М.: Изд-во Прогресс-Традиция, 2012. – 624 с.
11. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 1. Античность[30]. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. – 336 с.
12. Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (1-2) / В переводе и под редакцией С А Мальцевой – СПб.: Изд-во Пневма,2003 - 688 с.
13. Франкфорт Г., Франкфорт Г,А., Уилсон Дж., Якобрен Т. В преддверии философии, духовные искания древнего человека. Пер. с англ. - М.: Наука, 1984.
14. Харитонов В.А. Философия как наука, формирующая мировоззрение человека. - Минск: Издательство Красанд, 2010. – 96 с.
15. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., Изд-во Высшая школа, 1991. – 512 с.
16. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. - М.: Высшая школа, 1999. – 703 с.
Литература по проблеме «Философия Древнего мира»
1. Великие мыслители Востока. Выдающиеся мыслители, философские и религиозные произведения Китая, Индии, Японии, Кореи, исламского мира / под ред. Яна П. Мак-Грила ; [перевод с англ. Н. Барановой и др.]. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 655 с.
2. Виндельбанд В. История древней философии[31]. – М.: Изд-во Тандем, 1995. – 368 с.
3. История философии: Запад - Россия - Восток: Учебник для студентов вузов. Кн. 1. Философия древности и средневековья[32]. - М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина. 1995, 1996, 2000. - 480 с.
4. История философии в кратком изложении / пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1991. – 590 с.
5. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М.,: Издательство УДН, 1989. − 188 с.
6. Томсон М. Восточная философия. Пер. с англ. Ю. Бондарева. - М.: ФАИР ПРЕСС, 2002. - 384 с.
7. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС; Русский Двор, 1997. – 576 с.;
8. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. – М.: 2010. – 1054 с.
9. Франкфорт Г., Якобсен Т., Уилсон Дж. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. – М.: Аффора, 2001. – 320 с.
10. Чанышев А.Н. - Курс лекций по древней философии. Учеб. пособие[33]. - М., Изд-во Высшая школа, 1981 – 377 с.
11. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., Изд-во Высшая школа, 1991. – 512 с.
12. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., Высшая школа, 1999. – 703 с.
Литература по Древнеиндийской философии
1. Вивекананда. Практическая веданта[34]. М., 1993.
2. Древнеиндийская философия (начальный период). - М.: Издательство социально - экономической литературы, 1963. - 272 с.
3. Древнеиндийская философия. Начальный период. Второе издание. - М.: Мысль, 1972, - 271 с.
4. Индийская философия: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц; Институт философии РАН. - М.: Восточная литература, 2009.- 950 с.
5. Огибенин Б. Л. Структура мифологических текстов «Ригведы». (Ведийская космогония). - М.: Наука, 1968. - 115с.
6. Радхакришнан С. Индийская философия[35] / Пер. с англ. В 2 т. - М., Миф, 1993. – Т.1. – 624 с., Т.2. – 732 с.
7. Рерих Е.И. Основы буддизма (Жизнь и Учение Будды). - СПб., 1992.
8. Чаттерджи С, Датта Д. Индийская философия / Пер. с англ[36]. - М., Изд-во иностр. Литературы, 1954.
9. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. - М.: Высшая школа, 1999. – 703 с.
10. Шохин В.К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994. - 355 с.
11. Шохин В.К. Первые философы Индии. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1997. – 302 с.
Литература по Древнекитайской философии
1. Бертронг, Д. и Э. Конфуцианство; пер. с англ. – М.: Фаир-Пресс, 2004. – 304 с.
2. Беседы и суждения «Лунь Юй» / Пер. с кит. М.: Форум, -2011. – 464 с.
3. Гране М. Китайская мысль. - М.: Республика, 2004.- 526 с.
4. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Том 1. - М., 1972, - 363 с.
5. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Том 2. - М., 1973, - 384 с.
6. Духовная культура Китая: Энциклопедия: [в 6 т.]. М., Восточная литература, 2006-2010. Т. 1. Философия. 2006; Том 2. Мифология. Религия. 2007.
7. Дюмулен Генрих. История Дзэн-буддизма. Индия и Китай. Перевод с английского. - СПб ОРИС 1994г. - 336 с.
8. И-Цзин. Древнекитайская «Книга перемен». – М.: Эксмо, 2004. – 560 с.
9. История восточной философии. Отв. ред.М.Т. Степанянц. - М.:ИФРАН, 1998 - 122 с.
10. История китайской философии. Пер. с кит. / Общ.ред. М.Л. Титаренко.-М.: Прогресс, 1989.-552 с.
11. Китайская философия. Энциклопедический словарь. - М., Мысль,1994, - 573 c.
12. Конфуций. Суждения и беседы / Пер. с кит. М.: РИПОЛ классик, 2010. – 368 с.
13. Конфуций. Уроки мудрости. – М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2005. – 958 с.
14. Лукьянов А. Е. Дао «Книги перемен». - М.,: инсан, рфк, 1993. - 240 с.
15. Мудрость Конфуция / Под ред. В.П.Бутромеева, В.В.Бутромеева. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 448 с.
16. Рыков С. Ю. Древнекитайская философия: Курс лекций. - М.: ИФРАН, 2012. – 312 с.
17. Философы древнего Китая [Текст]: (десять критич. статей): пер. с китайского / Го Мо-жо ; общая ред. и послесл. чл.-кор. АН СССР Н.Т. Федоренко. - М. : Изд-во иностр. лит., 1961. - 738 с.
18. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии - СПб.: Евразия, 1998. - 376 с.
Контрольные вопросы по теме «Философия, ее предмет и место в культуре человечества»
1. Что есть «философия»?
2. Какова специфика, особенности философского знания?
3. Какие проблемы относят к числу философских? Какова их специфика?
4. Что такое «Основной вопрос философии»?
5. Что составляет предмет философии?
6. Каково соотношение философии и мировоззрения?
7. Фантастические формы отражения действительности: миф, религия, - каковы их особенности?
8. Фантастические формы отражения действительности: миф, религия – каково их соотношение с философией.
9. Каковы функции философии?
10. Как можно представить структуру философского знания?
11. Каковы основные направления и течения в философии?
12. Что такое теогония, космогония, космология?
Контрольные вопросы по теме «Философия Древнего мира»
1. Социально – экономические и духовные предпосылки философии. Необходимость и возможность философии.
2. Развитие философии: закономерность и случайность в развитии духовного процесса. Основания для периодизации философии.
3. Культурно – исторический и цивилизационный синтез как проблема духовного процесса.
4. Основные школы и направления философии древней Индии.
5. Основные школы и направления философии древнего Китая.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|