Возникновение философии, функции философии. Философия Древнего мира, Античная философия, Средних веков, эпохи Возрождения.
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 3
ВВЕДЕНИЕ.. 4
Содержание предмета «Философия». 4
Рекомендации к изучению.... 7
Тема 1. Введение в философию. Философия Древнего мира.. 7
Тема 2. Античная философия. 36
Тема 3. Переходная эпоха от античности к средним векам.. 82
Тема 4. Философия средневековья. 96
Тема 5. Философия Возрождения и Реформации.. 129
Заключение.. 168
список Литературы... 168
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное учебное пособие направлено на решение задач изучения студентами предмета «Философия» в процессе обучения в высшем учебном заведении по архитектурно - строительным направлениям и направлениям дизайна.
Если говорить про курс философии в целом, то он разбит всего на 18 учебных тем, сгруппированных в три модуля. При этом собственно история философии составляет содержание первого модуля, первой трети всей дисциплины. Вместе с тем, роль истории философии в преподавании всего курса философии существенно больше. Историко – философское знание служит отправным и важнейшим пунктом в изучении философии в целом. А если определять также и место истории философии, то можно утверждать, что в темах, относящихся к другим разделам философии – к онтологии, диалектике, социальной философии, - в этих темах имеет место быть историко – философский контекст, история возникновения проблем и решения их в различные исторические эпохи.
В частности, история философии играет пропедевтическую роль: вводит обучающегося в круг философских проблем на примере идейного наследия мыслителей прошлого.
Кроме того, историко – философский взгляд на основные проблемы философии позволяет расставить дополнительные акценты, подчеркнуть значимость отдельных аспектов рассматриваемых проблем, повысить остроту восприятия содержания дисциплины.
Наряду с этим, историко – философский подход позволяет сделать «привязку» идейного творчества философов, отличающегося предельной абстрактностью, к социально – экономическому, политическому и культурно – историческому контексту соответствующих эпох.
И, наконец, завершение историко – философского курса, равно как и всего курса, в обращении к истории русской философии и к проблемам современной западной философии представляется нам полезным решением для встраивания философской проблематики в контекст современности, удачным приемом для научного осмысления наличного бытия человека. Именно на основе этого соображения весь курс философии заключают темы, посвященные истории русской философии и современной западной философии.
Несмотря на возрастающий прагматизм нашего времени, философия сохраняет за собой важное место в образовательном процессе: без нее действительно невозможно исследование и понимание окружающего мира, развитие человека и как специалиста, и как социально ответственного субъекта.
Смысл и предполагаемые результаты изучения философии - это формирование научного ядра мировоззрения, повышение культурного и образовательного уровня, расширение кругозора, формирование философской научной методологии, постановка проблемы оценки социально значимых явлений.
В то же время в части истории философии мы считаем необходимым организовать материал по возможности кратко, в стиле справочного пособия: отразить основных мыслителей, основные произведения, основные идеи эпохи.
ВВЕДЕНИЕ
Содержание философии очень обширно, в начале изучения предмета необходимо задать определенные содержательные ориентиры, которые позволили бы установить и рамки изучения предмета, и первоначальную систему в организации содержания.
Это решается с помощью рабочей программы, основные положения которой приводятся в тексте.
Лекционный курс представляет собой краткое изложение ключевых фрагментов философского знания в хронологическом порядке в проблемном представлении, а также сведения об основных философских течениях обзорного характера.
Семинарский курс ориентирован на углубленное изучение классических вопросов философии на основе обращения к историко - философским источникам и последующего обсуждения прочитанного в аудитории. Семинарский курс не является копией лекционного.
Особенность философии такова, что она - философия - представляет собой уже изначально систему, и поэтому при последовательном изучении отдельных частных вопросов философии необходимо постоянно соотносить их с остальным содержанием, рассматривать и оценивать в различных аспектах одновременно. Поэтому преподнесение историко – философского материала должно содержать, наряду с «хронологическим» материалом, также отсылки к основным философским проблемам, к «вневременным абстракциям». Иными словами, существует некоторая «критическая масса» начальных знаний – историко – философских и абстрактно - содержательных, используя которые можно последовательно наращивать содержание предмета, одновременно углубляя, усложняя его понимание как в хронологическом, так и в структурно – содержательном аспектах.
Именно по этой причине история философии рассматривается нами и в контексте истории идей, как собственно история философской мысли, и также в темах, которые считаются не «историческими» (например, проблема бытия, проблема развития, социальная философия). В последнем случае мы стараемся отобразить «исторический аспект» - как развивались представления о бытии, о развитии, о познании. Этим объясняется присутствие «неисторических» тем в настоящем учебном пособии.
Вначале необходимо привести некоторые исходные трактовки системы философии, ставшие почти «каноническими», общепринятыми – то есть привести рабочую программу курса философии. Рабочая программа задает определенные содержательные рамки изучения предмета.
Содержание предмета «Философия»
При составлении настоящих методических указаний реализован ставший традиционным подход к организации учебного материала (тематического плана). Так, структурно содержание курса философии делится на три части (которые отражены также и в билетах к экзамену):
1. Историко – философское введение (история философии Древнего мира, Античная философия, Средних веков, эпохи Возрождения, Нового времени, Немецкая классическая философия);
2. Философия бытия (природы, натурфилософия и методология науки и техники), теория познания;
3. Философия общества (социальная философия, антропология - философия человека, культура и цивилизация). К этому разделу также относятся такие темы, как русская философия и актуальные проблемы современности.
Функционально при изложении материала учтены методологическая, мировоззренческая, познавательная, культурная роли философии в контексте современности.
Указанные модули философии имеют сравнительно устойчивое содержательное наполнение. Ниже приводится основное содержание философского знания - «рабочая программа» (с незначительными сокращениями).
Возникновение философии, функции философии. Философия Древнего мира, Античная философия, Средних веков, эпохи Возрождения.
- Генезис философии. Возникновение (необходимость и возможность), периодизация. Понятие мировоззрения и его типы. Предмет философии. Своеобразие философии (философия как форма отчуждения). Функции философии: мировоззренческая, методологическая, моральная, гуманистическая. Структура философского знания. Назначение философии.
- Особенности философии Древней Индии. Основные классические системы индийской философии. Особенности китайской философии. Основные философские учения Древнего Китая.
- Античная философия. Ранняя греческая философия. Сократ. Платон. Аристотель. Платон и Аристотель об искусстве, этике, политике. Поздние сократические школы. Неоплатонизм.
- Принципы средневековой философии: теоцентризм и креационизм. Провиденциализм. Патристика. Августин Блаженный. Схоластика. Фома Аквинский. Реалисты и номиналисты. Спор об универсалиях.
- Философия Возрождения: социально-культурные предпосылки и условия развития. Основа возрожденческой философии – антропоцентризм, неоплатонизм, эстетизм, гуманизм. Философское понимание творчества. Пантеизм. Философия Н. Кузанского и Дж. Бруно. Реформация и контрреформация.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|