|
Складывание османского государства и его первые завоевания
В XI—XIII вв. в Малой Азии произошли значительные этнополитические и социально-экономические изменения, вызванные массовой миграцией огузо-туркменских племен. Там сложилась новая для этой территории этнолингвистическая и культурная общность тюркских племен, связь которых с новой родиной не смогло уничтожить даже опустошительное монгольское нашествие 1.
Разгромив в 1242 г. существовавшее здесь государство Сельджукидов Рума, монголы включили восточные области этого региона в свое государство Хулагидов (или Ильханов) 2. Западные территории, формально продолжавшие находиться под властью Сельджукидов (как вассал Ильханов это государство просуществовало до 1307 г.), фактически были предоставлены тюркской племенной вольнице.
Монгольское нашествие в Малую Азию сопровождалось новой волной тюркской миграции в этот район. В движение были включены не только кочевые племена, но и племена, в той или иной степени перешедшие на оседлость, и даже оседлые земледельцы и горожане 3. На территории Малой Азии происходили перегруппировки племен, складывались новые объединения, формирование которых происходило вокруг правящих родов, получавших для своего племени территории от Сельджукидов или Ильханов 4. В Центральной и Западной Анатолии в это время сложилось около двух десятков небольших бейликов (княжеств). В своих внутренних делах они не зависели фактически ни от монголов, ни от Сельджукидов. Наиболее крупным и влиятельным был бейлик Караманов. Он сложился в Западной Киликии, а затем, территориально расширившись и укрепившись, распространил свою власть на район Коньи, бывшей столицы Сельджукидов, и стал претендовать на роль наследника этой державы. Соперничал с ним бейлик Гермиянов с центром в городе Кютахья, включавший территории севера и юго-запада Анатолии.
| Это телефон в форме часов!
Очень яркий и насыщенный сенсорный дисплей
| |
| Качественная камера с возможностью подводной съемки!
Надёжный смартфон со встроенной рацией, 2 сим-картами, ...
| |
| Красивые покрывала по минимальным ценам
Скидки до 78% только до конца сентября
| |
Междоусобная борьба этих бейликов за первенство в Анатолии была одной из причин относительно медленных темпов их социального развития. Они длительное время оставались на переходной стадии от племенного союза к феодальному государству. Значительно быстрее развивались мелкие западные бейлики, такие, как расположившиеся на побережье Эгейского моря Караси, Сурухан, Айдынг Ментеше или северо-западный бейлик Османов. Сюда, в пограничные районы, откуда можно было вести борьбу с «неверными» за новые земли и военную добычу, устремлялись многочисленные группы населения, не нашедшего себе места и занятия во внутренних областях Анатолии. Во внутреннем развитии западных бейликов было меньше племенной традиционности. Население отличалось большей этнической и социальной пестротой. Наряду с ортодоксальным суннитским исламом и христианством распространялись учения различных исламских сект. Главным объектом завоевательных устремлений этих бейликов стала Византия, которая после отвоевания у латинян Константинополя и восстановления империи в 1261 г. объединила под своей властью часть Фракии и Македонии с городом Фессалони-кой, некоторые острова Эгейского архипелага, отдельные владения на Пелопоннесе и в северо-западной части Малой Азии, но все же не достигла былого могущества. Бейлики Эгейского побережья создавали свой флот и активно участвовали в пиратстве и работорговле, что наносило значительный ущерб ряду районов Балканского полуострова и островов архипелага, а также малоазиатскому греческому населению 5.
Вторжение приморских бейликов в сферу европейской средиземноморской торговли и попытки соперничества с многочисленными корсарами Восточного Средиземноморья, среди которых в это время особенно были известны родосские рыцари 6, вызвали совместный отпор европейских держав. В 1343—1344 гг. против них был предпринят крестовый поход, в организации которого приняли участие французский король Филипп VI, римский папа, Византия, Венеция, неаполитанский король и феодальные владетели ряда островов Эгейского и Средиземного морей 7. Крестоносцами был отвоеван у бейлика Айдын г. Измир (Смирна), который вернулся под власть мусульманских правителей лишь после нашествия Тимура в 1402 г. Европейское вмешательство обострило внутреннюю нестабильность в этом районе. В результате династической борьбы Караси и Айдын распались на более мелкие бейлики, что, разумеется, ослабило их в политическом отношении.
По-иному развивались события на северо-западе Анатолии, где сложился бейлик Османов.
По преданию, Эртогрул, предводитель небольшой группы кочевников, происходивших из племени кайя, получил от сельджукского султана Алаеддина Кей-Кубада I (1219—1236) пограничный удж * (* Удж — пограничные территории, предоставлявшиеся Сельджукидами главам отдельных племен и передававшиеся по наследству. Здесь властители могли кочевать со своим племенем, собирать дань с подвластного оседлого населения, расширять свои владения в сторону соседних государств.) в районе Сегута, расположенном между Караджахисаром и Биледжиком. На бея, владевшего уджем в районе Сегута, возлагалась оборона северо-западной границы державы Сельджукидов. Вождем племени и уджбеем после Эртогрула стал его сын Осман (1258— 1324, по иным сведениям — 1326).
Сведения о начальных этапах истории Османского бейлика носят легендарный характер. Достоверно известно лишь, что в 1289 г. Осман захватил у Византии небольшой город Караджахисар, население которого бежало перед приходом турок. Город был вновь заселен выходцами из бейлика Гермиянов и других районов Анатолии. Местный христианский храм был превращен в мечеть, где впервые стала читаться хутба (пятничная молитва) с упоминанием имени Османа 8. В 1299 г. бейлик Османа полностью избавился от верховенства сельджукских султанов, хотя и продолжал еще признавать политическую власть Ильхаыов и платить им небольшую дань 9.
В военных действиях против Византии Осман, а затем и его преемники направляли свои усилия против ее малоазиатских территорий, тогда как правители других пограничных бейликов, имевших флот, совершали набеги главным образом на прибрежные районы Балканского полуострова. Эти набеги вызывали активные контрудары Византии, в которых, как это было, например, с крестовым походом против Измира, принимали участие и другие европейские страны. В малоазиатских же районах Византии после переноса столицы империи из Никеи в Константинополь значительно сократилось население, упало хозяйственное значение этих территорий, ослабло внимание правительства к обороне границ. Михаил VIII Палеолог в целях увеличения средств имперской казны отменил налоговые льготы, предоставлявшиеся военнообязанным крестьянам-акритам, ранее охранявшим границы. Запустение пограничных районов императоры пытались преодолеть, раздавая земли отдельным тюркским племенам, переселявшимся с Балкан10.
Все это, разумеется, облегчало османскому бейлику возможность расширения своих территорий за счет Византии. Уже Осман подготовил плацдарм для завоевания византийского города Пруссы, который был взят его сыном Орханом в 1326 г. и, будучи переименованным в Бурсу, стал впоследствии столицей бейлика. В последующие годы турки-османы, овладев городами Никеей (Изник, 1330) и Никомидией (Измид, 1337), выходят к берегам Мраморного моря.
К этому времени значительные изменения происходят и во внутренней структуре бейлика. Осман и его племя вели полукочевой образ жизни. Завоевав новые территории, бей начинает раздавать своим приближенным земли в «кормление». Эти «кормления» или пожалования (тимары) Осман раздавал исключительно за военную службу. Тимариот получал право собирать заранее определенные беем налоги с предоставленного ему земельного участка (а на первых порах иногда и с неаграрных объектов, например в городе с проживавших там ремесленников, лавок городского базара и т. п.) и расходовать их на свои личные нужды и военную экипировку, чтобы по требованию бея выступить в поход в качестве воина-кавалериста (сипахи). С сохранением этого условия тимариот мог передать тимар своим наследникам. Уже при Османе наметилась некоторая градация между пожалованиями: рядовым воинам давались отдельные деревни, сыновьям бея и его приближенным — целые области, что свидетельствовало о происходившем в бейлике процессе социального расслоения. «Война за веру» (газават), во имя которой в пограничные с Византией бейлики собирались значительные массы гази, по сути дела стала войной за новые земли, необходимые феодализирующейся кочевой знати для утверждения собственной власти и увеличения материального достатка.
После смерти Османа беем стал его сын Орхан (1324—1360; по другим данным, 1326—1362), а его старший брат Алаэддин выполнял при нем обязанности везира 11. Первые османские правители были всего лишь вождями племени, опиравшимися на силу кочевого ополчения, к которому присоединялись воины, приходившие из других княжеств (бейликов), и многочисленные дервиши. Османский бей считался первым среди равных. Ему как военному командиру полагалась 1/5 добычи (пенчик)12. По инициативе Алаэддйна в бейлике начинает формироваться регулярная армия, состоявшая из двух родов войск — пехоты и конницы, что, однако, не означало отказа от племенных ополчений и иррегулярных частей. В пехоте наряду с пехотинцами-ополченцами (азапами) создавалось особое воинское формирование — яя. Оно комплектовалось из молодых турок, которые получали жалованье из казны во время участия в военных действиях; в мирное же время они трудились на предоставленных им участках земли, освобожденных от уплаты налогов в казну бейлика. В кавалерии широко использовались отряды добровольцев из Анатолии, которых привлекала перспектива захвата военных трофеев или получения тимара. Их называли акынджи (акын — набег). Отряды акынд-жи объединяли по 10, 100, 1000 воинов. Каждый кавалерист имел с собой обычно две лошади (одну для себя, другую для возможной добычи), был вооружен мечом, кривой турецкой саблей, щитом, а временами и просто дубиной. Акынджи — это наиболее типичная фигура османского воинства первого периода завоеваний. Алаэддин и Орхан учредили в дополнение к акынджи регулярную кавалерию, воины которой назывались мюселлемы; они, как и пехотинцы яя, получали жалованье в период военных действий и освобожденный от уплаты налогов участок земли, который обрабатывали в мирное время.
Создание частей яя и мюселлемов, помимо военного, имело и большое социальное значение. Через эту категорию воинства определенная часть османского полукочевого общества переходила к оседлому земледельческому образу жизни, получая на первых порах определенные льготы (в виде жалованья и освобождения от налогов), ставившие их в более выгодные условия, чем остальное — прежде всего местное, дотурецкое — крестьянство. Как кавалеристы участвовали в военных действиях и тимариоты, однако на первых порах их количество было незначительным.
Орхан впервые приступил к созданию принципиально нового войска (ени чери). Это были ставшие знаменитыми впоследствии янычары. Для их комплектования производился принудительный набор мальчиков из христианских семей. Такой принудительный набор, позднее проводившийся регулярно, получил название девширме. Мальчиков раздавали в турецкие семьи разного социального происхождения и материального достатка (представителей знати, ремесленников, крестьян), чтобы «обучить турецкому языку и рабскому служению». Через несколько лет их помещали в специальную военную школу при султанском дворце «Аджеми огланы» (чужеземные мальчики), где, уже будучи тюркизированными и обращенными в ислам, они подготавливались к военной службе, за которую получали жалованье.
Созданием янычарского корпуса, сыгравшего значительную роль в будущих завоевательных войнах и вообще в судьбах османского государства, турецкие правители обеспечивали себя надежным и хорошо обученным войском, не имевшим родственных отношений с османским обществом, не связанным с землей, зависящим исключительно от султана, его финансовых возможностей и функционирования бюрократического аппарата в его правление. При Орхане это войско лишь начинало создаваться и пока еще не оказывало заметного влияния на жизнь и политику страны 13.
В своей внешней политике Орхан, как и его отец Осман, проводил активную экспансионистскую политику против «неверных» и всемерно избегал военных конфликтов с соседними тюркскими бейликами, хотя и не отказывался, разумеется, от дипломатических способов, подкупов, династических браков и т. п. для расширения границ своих владений и здесь. В 1345г. была приобретена часть бывшего бейлика Караси, что дало османам доступ к восточному побережью Дарданелл, а следовательно,— плацдарм для набегов на Балканы. Воспользовавшись династической борьбой в Византии, помогая одному из претендентов на византийский трон, сын Орхана Сулейман в 1345—1348гг. вел военные действия во Фракии, Македонии, совершал походы в Сербию и Болгарию, за что получил крепость Цимпе на полуострове Галлиполи (1352). С этого времени начинается новый этап османских военных действий на Балканах, характеризовавшийся уже прочным завоеванием территорий. Первым объектом наступления османов стал город Галлиполи (1354), куда вслед за армией начало переселяться турецкое население.
Другие бейлики также посылали свои отряды на византийскую территорию, где они действовали независимо друг от друга. Наивысшим успехом османов в этот период было взятие в 1362 г. города Адрианополя (Эдирне)14 вторым сыном Орхана Мурадом, продолжавшим завоевательную политику Сулеймана после смерти последнего в 1357 г.
В дальнейшем почти на два десятка лет османы вынуждены были отказаться от активной политики на Балканах. После смерти Орхана в бейлике началась междоусобная борьба. Мураду I (1362— 1389) пришлось бороться за власть с местными беями и братом Халилом. Османские позиции на Балканах оказались утраченными, византийцы вновь вернули себе полуостров Галлиполи15. Османы возобновили активную политику на Балканах лишь в конце 70-х годов XIV в., когда византийский император Андроник (1376—1379), желая привлечь на свою сторону османов и получить от них помощь в борьбе за власть, снова передал им полуостров Галлиполи. Генуэзцы, союзники Андроника, помогли османам переправить их войска в Европу. Мураду удалось быстро склонить на свою сторону обосновавшихся в Румелии турецких беев, среди которых были бывшие ранее на службе у османов военачальники. Вновь был отвоеван Адрианополь, куда Мурад перенес свою резиденцию.
Итак, центр Османского государства во второй половине XIV в. переместился в Европу. При Мураде I и его преемнике султане Баязиде I (1389—1402) османы захватили почти все византийские территории на Балканах, кроме Константинополя и небольшого района вокруг него, ряда островов и областей в Пелопоннесе, подчинили Сербию после победы на Косовом поле (1389), болгарские земли (к 1397 г.), подошли к границам Венгрии, создав непосредственную угрозу Центральной Европе. За небольшой отрезок времени (менее 50 лет со времени первой высадки на Галлиполи) они овладели восточной и центральной частями Балканского полуострова.
Одновременно Мурад I и Баязид I сумели различными дипломатическими мерами подчинить себе бейлики Центральной и Западной Анатолии. К военным действиям здесь пришлось прибегать лишь в отношении бейлика Караманов (в 1387 и 1390—1392 гг.). Для идеологического оправдания войны с мусульманским княжеством были использованы сношения караманов с Венецией, Сербией, римским папой, которые пытались толкнуть этот бейлик к выступлению против османов. В военных действиях против караманов широко использовались христианские вспомогательные войска.
Осуществляя захватническую политику на Балканах, османы придавали большое значение тому, чтобы сеять вражду между своими противниками, и прежде всего расколоть господствующий класс, привлечь на свою сторону определенную его часть. Поэтому, подчиняя себе балканские государства, на первых порах, в XIV в., они создавали на своих границах особую буферную зону вассальных территорий 16. Бывшие христианские государи, подчинившиеся османам, сохраняли определенную независимость во внутренних делах, но платили ежегодную дань и поставляли османским султанам воинские контингенты. Османскими вассалами стали болгарский царь Иван Шишман и ряд других владетелей разрозненных тогда болгарских земель 17. После разгрома на Косовом поле османский сюзеренитет признал сербский деспот Стефан Лазаревич, который в 1396 г. с 15-тысячным войском участвовал на стороне султана в Никопольской битве и своей поддержкой турок в значительной мере решил исход битвы в их пользу 18. Как уже отмечалось, вассальные христианские войска использовались султанами в военных действиях против Караманов. Валашские и сербские полки выступали на стороне Баязида I в битве с Тимуром в 1402 г.19 Данником османских султанов был, по сути дела, и византийский император.
Сохранили свои владения и те беи-военачальники, которые вели завоевание балканских территорий параллельно османам, а затем признали их главенство. Вокруг таких беев группировались значительные массы кавалеристов-акынджи, которые как вспомогательное войско просуществовали до конца XVI — начала XVII в., когда их функции окончательно перешли к крымским татарам 20. Османские султаны официально уступали беям-завоевателям в качестве безусловной собственности (мюльк) находившиеся в их распоряжении земли. Сами беи считали себя равными султану и в своих владениях, будучи почти независимыми от центральной администрации, наиболее отличившимся акынджи они от себя лично предоставляли тимары.
На Балканах обосновывались в это время и отдельные кочевые племена, получавшие от султанов территории для кочевок и сыгравшие в дальнейшем заметную роль в турецкой колонизации Балканского полуострова 21.
Все эти разрозненные категории населения, подчинившиеся османам в процессе завоевания, ставили перед ними новые административные проблемы. В 1362 г. была учреждена на Балканах особая административная единица — бейлербейлик Румели (в русской литературе часто называется Румелия). Первым его правителем был назначен бывший воспитатель Мурада I Лала Шахин. В 1393 г. такой же бейлербейлик был учрежден в анатолийских владениях. Так начала формироваться административная структура государства. Складывание ее было тесным образом связано с более широкой раздачей тимаров, что султанское правительство смогло делать, получив в свое распоряжение крупные балканские территории. Более значимой в османской армии становится и сипахийская кавалерия, рекрутируемая на тимарной основе.
В бейлербействах выделялись более мелкие административные единицы — санджаки. Само слово санджак (как и часто используемый его арабский эквивалент лиеа) в переводе означало «знамя», и его использование в качестве названия административной единицы указывало на единство административного деления и военной организации.
Санджакбей был не только правителем, но и командиром военного подразделения, которое первоначально, очевидно, получало для своего размещения определенную территорию. В дальнейшем же с этой территории (санджака) должно было регулярно выставляться соответствующее кавалерийское подразделение. Воины кавалерийского ополчения получали тимары. К XIV в. тимарная система стала характерной, очевидно, не только для османского, но и для других бейликов Анатолии 22, а оттуда с успехом распространилась в Румелию.
При Мураде и Баязиде I было установлено наследование тимаров по мужской линии. Издававшиеся неоднократно в это время строгие султанские указы, запрещавшие наследование тимаров женщинами, подтверждают сугубо военный характер этого условного земельного пожалования. Этим же объясняется запрещение Баязида I раздавать тимары различным чиновникам и секретарям.
Подчиняясь санджакбею как командиру отряда кавалерийского ополчения тимариот и в санджаке выступал как его полномочный представитель, выполнявший некоторые административные функции в отношении подвластного ему податного населения. Отношения тимариота с крестьянством носили публично-правовой характер, так как строго регламентировались султанским бератом (грамотой) на предоставленный ему тимар.
Первые тимары, выделявшиеся сипахи, были незначительны по размеру. Лишь утверждаясь на Балканах, османские султаны смогли предоставлять в распоряжение своих воинов за особые заслуги, а позже и за выполнение каких-либо административных функций большие земельные участки. В 1375 г. при Мураде I были учреждены более крупные земельные пожалования, раздаваемые на условиях несения военной службы,— зеаметы (заимами, т. е. получавшими зеамет, в частности, становились санджакбеи) 23. Везирам же и ближайшим султанским родственникам стали жаловать хассы. Размеры хассов были более значительными, но предоставление их было связано лишь с выполнением определенной обязанности или занятием должности, по наследству они не передавались. Так, на земельно-рентной основе, которая сложилась еще до османского завоевания, новое государство начинает формировать османский феодальный класс, тесно связанный с системой государственного управления и централизованно управляемой армией.
Параллельно с сипахийской кавалерией, создаваемой на тимарной, т. е. земельно-рентной основе, продолжали формироваться янычарские отряды. Их значение возрастало 24. Постепенно они оттесняют на задний план яя и мюселлемов и начинают соперничать с тимариотами.
Вместе с армией менялась и структура центральных органов власти. Первые османские правители строили свое государство прежде всего по сельджукским образцам, через ортодоксальных суннитских улемов (исламских богословов), воспринимая традиции и обычаи общественного устройства, свойственные странам Ближнего и Среднего Востока. Многие везиры и другие османские администраторы происходили из среды улемов — выходцев из старых центров Сельджукского государства, а также Ирана и Египта 25, либо султанских родственников. С расширением государства усложнялась его система управления. Уже при Орхане выделяется великий везир (пока, правда, еще не имевший этого титула, введенного при Мураде I), который сосредоточил в своих руках как военное, так и гражданское управление. Первым таким везиром был Чандарлы Халил Хайреддин-паша26. Везиру полагался соответствующий должностной символ — бунчук (пучок волос из лошадиного хвоста), свидетельство высокого титула и особой знатности. В дальнейшем произошла градация между беями: санджакбеи и лица, занимающие соответствующие этому рангу должности, стали получать один бунчук (однобунчужный паша), бейлербей — два бунчука, везир — три, султану полагалось четыре бунчука. Военно-административная линия управления страной — от султана через великого везира, бейлербея, санджакбея до рядового тимариота — была наиболее характерной и заметной в административной структуре османского государства первых веков его существования, однако не охватывала всех сфер управления страной.
При Мураде I начало формироваться финансовое ведомство, личная султанская казна отделилась от государственной 27. В организации финансов и складывании фискальной практики государства значительным было влияние доосманских балканских традиций.
Обособливается и судебно-религиозная система, что характерно для всех мусульманских государств. Первоначально наивысшим авторитетом в религиозной сфере был кадий (мусульманский судья) Бурсы. Затем в 1360—1362 гг. учреждаются особые должности кадиаскеров 28, отдельно для Румелии и Анатолии, в ведение которых был передан шариатский контроль за деятельностью администрации и подданных. Им были подчинены все кадии.
Характерной чертой развития религиозных отношений в османском государстве первых двух веков его существования было то, что наибольшую активность в стране проявляли в это время не ортодоксальный ислам, а дервишские и подобные им религиозные организации и братства. Первые османские правители широко практиковали предоставление земель в распоряжение различных, зачастую далеких от суннитской ортодоксии дервишских организаций. Значительные земельные угодья передавали в их ведение и отдельные беи-завоеватели, действовавшие на Балканском полуострове. Дервиши разных исламских направлений, основывая свои обители (текке и завийе), играли заметную роль в османской колонизации Балкан, осваивали многие стратегически важные как для продолжения завоеваний, так и для укрепления османской власти районы. Они же сооружали и в дальнейшем содержали многочисленные караван-сараи, обслуживавшие торговые пути, в частности знаменитый константинопольский путь, связывавший Балканы с Центральной Европой. Среди дервишских организаций были такие, которые исповедовали воинствующий ислам, т. е. стремились к поголовному обращению христианского населения в мусульманство и превращению церквей в мечети. Такие настроения проявлялись и в действиях местной османской администрации. Однако подобные стремления не всегда встречали поддержку у ортодоксальных суннитских теологов, имевших значительное влияние при дворе османских султанов. Интересы государства требовали не массовой исламизации местного населения, а его подчинения и более высокого, чем мусульман, обложения налогом.
К началу XV в. османская власть на Балканах была уже относительно прочной, что и определило судьбу османского государства в период тех сложных испытаний, которые выпали на его долю в результате вторжения в Малую Азию полчищ среднеазиатского завоевателя Тимура (1370—1405). В битве под Анкарой (1402) Тимур наголову разбил султана Баязида. Единое османское государство распалось. Однако даже в этот период балканские владения оставались под властью турок: здесь уже была заложена прочная социальная и политическая база их власти 29.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|