Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ





Основные задачи физического воспитания направлены на:

- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- развитие двигательных способностей;

- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

Система физического воспитания объединяет урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий. Комплексная программа физического воспита­ния имеет три раздела, которые описывают содержание основных форм фи­зической культуры в 1-4, 5-9 и 10-11 классах. Легкоатлетические упражнения представлены во всех разделах программы. При двухразовых занятиях в не­делю количество учебного времени на данный вид программного материала составляет 14 уроков в год.

Программой по физическому воспитанию для каждого раздела (воз­растной группы) предусмотрены уровень теоретической подготовленности (знать), объём практических навыков проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями (уметь), уровень развития физических способно­стей (демонстрировать), объём двигательных умений, навыков и способно­стей. При планировании и проведении занятий преподаватель должен также учитывать анатомо-морфологические, физиологические и психологические особенности детей и подростков соответствующего возраста.



Урок легкой атлетики складывается из многих взаимосвязанных компо­нентов, которые определяют его содержание. На уроке целесообразно ис­пользовать упражнения, которые вызывают интерес к двигательной деятель­ности, повышают эмоциональный интерес учащихся.

Опыт учителей школ показывает, что монотонные упражнения резко снижают интерес к занятиям. К таким видам относится длительная обычная и спортивная ходьба, бег, кроссы. Применение подобных упражнений с различ­ными изменяющимися заданиями (бег с ускорением, в парах, через препят­ствия и т.д.) значительно повышает эмоциональность выполнения упражне­ний.



Необходимо использовать мотивированные оценки за выполнение легкоатлетических упражнений и уровень развития физических качеств. Низкий уровень развития качеств или плохое владение техникой упражнений вызывает негативное отношение к таким учащимся. Поэтому во все уроки необходимо целенаправленно включать упражнения на развитие кондицион­ных способностей. Рекомендуется использовать такие варианты: развивать быстроту (время двигательной реакции, время одиночного движения, це­лостное выполнение упражнения до 6 с) и скоростно-силовые качества или ловкость, скоростно-силовые качества и ловкость; быстроту и гибкость; силу и гибкость; выносливость и гибкость.

Обязательным компонентом урока должны быть домашние задания. Они предусматривают выполнение отдельных элементов техники упражне­ний, упражнений для развития кондиционных и координационных способно­стей, приобретение теоретических знаний.

Каждый урок по легкой атлетике требует высокого уровня организа­ции. Это связано со сложностью выполнения легкоатлетических упражнений и обеспечения безопасности занятий. Абсолютно должны быть исключены любые метания, стоя лицом друг к другу, встречные скоростные упражнения, эстафеты, прыжки на необорудованных местах, выполнение упражнений на скользком и мокром грунте.

При построении плана проведения урока необходимо соблюдать глав­ное условие - подготовка и укрепление опорно-двигательного аппарата. Осо­бенно необходимо предусматривать развитие силы мышц сгибателей и разги­бателей стопы. Все виды легкой атлетики выполняются через взаимодействие с опорой, когда тело находится в вертикальном положении. Поэтому на опорно-двигательный аппарат и, особенно, стопу воздействуют значительные по величине нагрузки. Это требует систематического развития силы мышц туловища, конечностей, особенно стопы.



В уроках по легкой атлетике рекомендуется применять силовые упраж­нения для развития силы мышц стопы, которые связаны с удержанием ее нормального свода; скоростные и силовые упражнения для развития силы икроножной мышцы, мышц сгибателей и разгибателей пальцев стопы; ско­ростно-силовые и прыжковые упражнения: быстрый перекат с пятки на но­сок, подъем на пальцах на возвышенность из исходного положения пятки ниже опоры, различные прыжковые упражнения с одной ноги на другую, в старших классах – спрыгивания с возвышения высотой 20-30 см с отскоком вверх. Для укрепления стопы необходимо выполнять упражнения на различ­ной по твердости опоре (опилки, деревянное покрытие, резина, травяной грунт, песок).

При выполнении легкоатлетических упражнений необходимо избегать чрезмерных нагрузок на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, дли­тельных напряжений статического характера, перенапряжения опорно-двига­тельного аппарата, длительных монотонных упражнений. При обучении не­желательно применять слишком длинное объяснение. У детей наблюдается повышенная возбудимость центральной нервной системы, и длительный рассказ вызывает рассеивание внимание и нежелание выполнять задания.

Урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключи­тельной. При планировании содержания частей урока рекомендуется учиты­вать следующие рекомендации.

В подготовительную часть урока необходимо включать различные по­строения, перестроения, уделять особое внимание осанке, а также четкому выполнению всех команд. Целесообразно использовать различные комплек­сы упражнений на месте, в движении, в парах, в группах, со скакалкой и дру­гими предметами. Включать упражнения, которые имеют эмоциональную окраску, использовать музыкальное сопровождение. Характерно, что в подго­товительную часть урока надо включать упражнения, которые не вызывают затруднения в их выполнении. Для старшеклассников необходимо в большом объеме включать упражнения для развития выносливости, силы, гибкости, скоростных качеств. На эту часть урока отводится 8-12 минут от общего времени. Необходимо соблюдать следующее условие - упражнения подготовительной части не должны вызывать утомления.

В основной части урока предусматриваются высокий уровень физиче­ских нагрузок и максимальное использование всех имеющихся условий для повышения эффективности обучения и воспитания. Необходимо четко соблюдать методическую последовательность в освоении видов легкой атле­тики. Например, упражнения, связанные с точностью движений, сложной координацией, проявлением скоростно-силовых качеств и ловкости, целесо­образно осваивать в начале основной части урока, а упражнения на развитие силы и выносливости - в конце.

Подбор и использование упражнений для обучения и закрепления тех­ники видов необходимо осуществлять по трем группам: а) общеподготови­тельные; б) подводящие, состоящие из имитационных и специальных; в) основные (целостное выполнение упражнений). При разучивании и закрепле­нии техники упражнений необходимо использовать групповой или поточный метод обучения. Это требует четкой организации класса и подготовки мест занятий и инвентаря. На основную часть урока отводится 30-35 минут от об­щего времени.

Проведение заключительной части урока зависит от последующих за­нятий школьника. Если есть последующие уроки, то в заключительной части урока необходимо предусмотреть комплексы спокойных размеренных упраж­нений, направленных на расслабление, внимание, развитие гибкости, а также самомассаж. Задача состоит в том, чтобы в течение 3-5 минут снять эмоциональное и нервно-мышечное возбуждение. В другом случае, если урок проводится последним в расписании, то необходимо применять интенсивную нагрузку и в этой части урока. Однако интенсивность не должна превышать уровня основной части. Можно проводить небольшие соревнования, игры с мячом, разнообразные эстафеты с полосой препятствий, комплексы упражне­ний на развитие скоростно-силовой выносливости и ловкости, силы и гибко­сти.

В младших классах учащиеся должны научиться правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге прыжках; с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона; бегать в равномерном темпе до 10 мин; старто­вать из различных исходных положений; отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7-9 шагов; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий; прыгать в высоту с пря­мого и бокового разбега с 7-9 шагов. В метаниях на дальность и на меткость ученики должны уметь метать мячи массой до 150 г на дальность с места и с 1-3 шагов разбега из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) пра­вой и левой рукой; толкать и метать набивной мяч массой 1 кг одной и двумя руками из различных исходных положений (снизу, от груди, из-за головы, на­зад через голову); метать малым мячом в цель, установленную на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек.

Уровень физической подготовленности детей 7-10 лет, демонстрируе­мый в легкоатлетических упражнениях, должен соответствовать показателям, представленным в Приложении 2.

Младший школьный возраст является благоприятным для разучивания новых движений. У детей младшего школьного возраста невозможно дли­тельное поддер­жание процесса возбуждения в нервной системе, они быстро утомляются. При организации занятий следует избегать длительных объясне­ний и указаний, продолжительных и монотонных заданий. При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание основе техники изучаемого упражнения. Большое значение при формировании двигательных навыков имеет подражание, эмо­циональность занятий, игровая деятельность. Обучение двигательным действиям целесообразно начинать с строго регламентированного упражне­ния, по мере того, как ученики приобретут уверенность при выполнении дви­жений, нужно активно использовать игровой и доступные формы соревнова­тельного метода.

Обучение двигательным действиям и развитие физических способно­стей младших школьников тесно взаимосвязаны. Бег, прыжки и метания яв­ляются естественными видами движений и занимают одно из главных мест в физическом воспитании школьников. Эти упражнения применяются в раз­личных условиях, наряду с освоением техники движений, обогащают двига­тельный опыт ребенка. В зависимости от методической направленности ис­пользования развивают координационные, скоростные, скоростно-силовые способности, выносливость. Легкоатлетические упражнения целесообразно проводить в игровой и соревновательной формах, что повышает эмоциональ­ность занятий, позволяет овладеть правилами соревнований, содействует вос­питанию морально-волевых качеств личности ребенка.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития координационных способностей и гибкости.

Следует помнить, что кости у детей гибкие, так как в них мало мине­ральных веществ, они могут изгибаться при неправильных позах и неравно­мерных нагрузках. Кроме того, у детей отмечается легкая растяжимость мы­шечно-связочного аппарата, превышение силы мышц-сгибателей над разги­бателями. Это требует специального внимания к позе занимающихся, избега­ния длительных односторонних упражнений, обязательного использования упражнений для развития силы мышц туловища и стопы.

Дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости, плохо оценивают степень утомления и не могут выразить свои ощущения словами, что требует строгого дозирования нагрузки.

Время выполнения скоростных упражнений не должно превышать 5-6 с, циклических упражнений большой мощности — 4-5 мин. Рекомендуе­мый темп ходьбы — 100 шагов в минуту. При развитии выносливости следу­ет использовать аэробную работу (50% максимальной мощности). Не реко­мендуется использовать статические усилия из-за неблагоприятной реакции на них со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Высокий уровень познавательной активности, интереса, высокой эмо­циональности младших школьников обусловливает необходимость включе­ния в занятия заданий, предполагающих определенную свободу и самостоя­тельность действий, стимулирующих творчество и инициативность. Контроль и оценка в этом возрасте применяются таким образом, чтобы сти­мулировать стремление ученика к самосовершенствованию, повышению ак­тивности, радости от занятий физическими упражнениями.

Рекомендуемый материал для уроков по легкой атлетике:

Для освоения техники ходьбы и развития координационных способностей:
ходьба обычная, на носках, перекатом с пятки на носок, в полуприседе, по отметкам, с преодолением 3-4 препятствий, с изменением длины шагов, с из­менением частоты шагов под звуковые сигналы, с различным положением рук, с высоким подниманием бедра, с махом ногами, выпадами. Методические указания: для сохранения правильной осанки важно не наклонять голову, смотреть вперед, при положении рук в стороны ладони вверх, не наклонять туловище вперед при ходьбе в полуприседе и выпадами.
Для освоения техники бега, развития координационных и скоростных способностей:
бег по прямой, по кругу, с ускорением на различных отрезках до 60 м, с из­менением направления, с преодолением препятствий, в чередовании с ходь­бой, с изменением частоты и длины шагов, приставными шагами, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад, эстафеты с бегом, челночный бег, бег из различных исходных положений. Методические указания: при беге держаться на передней части стопы, учить согласованным движениям рук и ног. Бег с высоким подниманием бедра и захлестом голени назад применять после общеразвивающих упраж­нений как подводящее упражнение перед бегом на скорость. Не использо­вать травмоопасные неподвижные жесткие препятствия (например, гимна­стические скамейки). Бег из различных исходных положений возможно при­менять в виде игры «День и ночь». Рекомендуемые эстафеты «Смена сто­рон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета». Соревнования в беге прово­дятся на отрезках до 60 м.  
Для развития выносливости:
равномерный медленный бег до 6-8 мин. Методические указания: продолжительность бега увеличивать посте­пенно, 3 мин – в 1 классе, дыхание через нос.
Для освоения техники прыжков, развития координационных и скоростно-си­ловых способностей:
прыжки на месте на одной и двух ногах, с поворотом, с доставанием подве­шенных предметов, через препятствия, с использованием скакалки, запрыги­вания на тумбы; прыжки с продвижением на одной и двух ногах, с ноги на ногу, подскоками на каждый шаг, по ориентирам, через препятствия (например, набивные мячи), с доставанием подвешенных предметов; прыжки в длину с места на дальность, на точность приземления, с поворота­ми, многоскоки с ноги на ногу до 10 отталкиваний; прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Методические указания: ставить ногу на отталкивание на всю стопу, в момент окончания отталкивания добиваться выпрямления ног (толчковой ноги). При выполнении многоскоков туловище вперед не наклонять. При обучении технике прыжков в длину с разбега начинать с отталкивания в удобном месте, затем обозначить зону в 60-70 см, постепенно сокращая её до 20 см. При обучении технике прыжков в высоту разбег увеличивать по­степенно, начиная с 3-4 шагов. Учитывать при планировании отрицательный перенос между техникой отталкивания в длину и в высоту.
Для обучения технике метаний, развития скоростно-силовых и координаци­онных способностей:
метание малого мяча с места стоя грудью в направлении метания, также, но левая нога впереди, боком в направлении метания, на дальность, на точность в вертикальную (1,5х1,5 м) и горизонтальную цель с расстояния 5-6 м, на дальность отскока от пола и от стены; бросок набивного мяча (0,5-1 кг) стоя грудью в направлении метания, ноги на ширине плеч и левая нога впереди на дальность и заданное расстояние: двумя руками от груди вперед-вверх, снизу вперед-вверх, из-за головы вперед-вверх. Методические указания: при бросках набивного мяча в исходном по­ложении ноги слегка согнуты, разгибательной движение начинается с ног, затем туловище, затем руки.
Знания о физической культуре
понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость, эстафе­та, команды «старт», «финиш», темп, длительность бега; названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, способов прыжков в длину и в высоту; влияние занятий бегом на состояние здоровья, элементарные сведения о пра­вилах соревнований в беге, прыжках, метаниях; техника безопасности на занятиях.

Очень важно правильно разместить учебный материал по составным ча­стям урока. В младших классах может быть рекомендована следующая по­следовательность.

Подготовительная часть урока: строевые упражнения, ходьба с задани­ем и образным выполнением (бесшумно, как кот, или поднимая колени, как цапля). Далее бег с различными изменениями направления (2-2,5 мин), обще­развивающие упражнения в различном темпе для развития скоростно-сило­вых качеств, затем упражнения на равновесие, точность и ловкость.

Основная часть урока: основу должны составить эмоциональные по­движные игры с различными перемещениями (ходьба, бег, лазание, перепол­зание) с прыжками и преодолением препятствий (по типу "веселых стартов").

Заключительная часть: игры на внимание, формирование осанки, рит­мическая ходьба, дыхательные упражнения и т.д.

В 5-9 классах учащиеся должны научиться с максимальной скоростью пробегать отрезки до 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и 15 мин (девочки); прыгать в длину с 9-13 ша­гов быстрого разбега; прыгать в высоту способом «перешагивание» с 9-13 шагов разбега; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега 10-12 м с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м.

Уровень физической подготовленности подростков 11-15 лет, де­монстрируемый в легкоатлетических упражнениях, должен соответствовать показателям, представленным в Приложении 2.

На период среднего школьного возраста приходится период полового созревания (мальчики 13-15 лет, девочки 11-15 лет), связанный со значитель­ными гормональными перестройками в организме подростков. Развитие цен­тральной нервной системы и высшей нервной деятельности характеризуется усилением эмоциональных реакций, нарушением координации движений, ухудшением памяти и чувства времени, затрудняется образование условных рефлексов, закрепление и переделка динамических стереотипов. Поведение подростков нестабильно, может быть немотивированным и агрессивным. Ухудшение речевых функций проявляется в том, что нарушается регуляция громкости, слова подростки часто заменяют междометиями, нарушается ре­чевая регуляция движений. При этом повышается значимость зрительно-про­странственной информации. В это время происходит «пубертантный скачок роста», вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки, наруше­ние пропорций тела приводит к нарушению координации движений. Под­ростки неловки и угловаты, в их действиях наблюдается обилие лишних движений. При нагрузках отмечается увеличение вегетативных изменений, возрастает утомление, повышены энерготраты на работу.

При обучении двигательным действиям применяются целостный и рас­члененный методы. Целесообразно использовать «круговой» метод обучения, когда на одном уроке в соответствии с поставленной задачей используются подводящие упражнения для обучения технике отдельных фаз упражнения, а затем целостное выполнение. В прыжках и метаниях основное внимание уде­ляется переходу от разбега к выполнению отталкивания и финального уси­лия.

При обучении легкоатлетическим упражнениям после стабильного вы­полнения учениками разучиваемых упражнений следует разнообразить усло­вия их выполнения: дальность разбега, вес снаряда, способы преодоления препятствий и др. Точная количественная оценка результатов в легкой атле­тике создает благоприятные условия для обучения школьников самостоятель­ному контролю и оценке своих физических возможностей.

В развитии двигательных качеств предпочтение должно отдаваться бы­строте и скоростно-силовым способностям. Эффективным является исполь­зование метода сопряженного обучения и развития двигательных качеств, круговой тренировки.

Необходимо учитывать стремление подростков к самоутверждению, самостоятельность мышления, интерес к собственному «Я», своим психиче­ским и физическим возможностям. Усилению мотивации на уроках способ­ствует привлечение учащихся к судейству, руководству командой, де­монстрации упражнений.

При оценке успеваемости следует аргументировать выставление той или иной оценки, привлекать занимающихся к оценке. С целью стимулирова­ния интереса к занятиям, самосовершенствования необходимо в большей мере ориентироваться на темпы развития двигательных способностей учени­ков.

Рекомендуемый материал для уроков по легкой атлетике:

Для освоения техники спринтерского бега, развития скоростно-силовых и координационных способностей:
специальные беговые упражнения, бег в наклоне стоя в упоре, с сопротивле­нием партнера, резиновым амортизатором; выбегание с высокого старта, со старта с опорой на руку, с низкого старта на отрезках от 15 м; бег с максимальной скоростью на отрезках до 100 м, эстафетный бег, со­ревнования в беге; варианты челночного бега, бег с изменением направления, скорости, способа перемещения, эстафеты из различных исходных положений. Методические указания: движения должны быть бесшумными, мягки­ми, должна отсутствовать закрепощенность плечевого пояса. Нежелательны слишком мощное отталкивание, поперечная работа рук. Основная целевая установка при обучении низкому старту – продвижение вперед.
Для развития выносливости:
равномерный медленный и переменный бег до 15-20 мин, бег с препятствия­ми и на местности; бег на 1500 м у девочек и 2000 м у мальчиков. Методические указания: бег должен быть естественным, без лишних движений: загребаний голенью, излишнего захлеста пятки после отталкива­ния.  
Для освоения техники прыжка в длину, развития скоростно-силовых и коор­динационных способностей:
прыжки в длину с 7 – 9 и 11 – 13 шагов разбега; бег на отрезках до 30 м с постепенным набором скорости до максимальной; прыжки с ноги на ногу через 1 – 3 беговых шага; прыжки в длину с места; различные многоскоки на двух или одной ноге, с ноги на ногу, выполняемые на дальность, на точность приземления, в зоны. Методические указания: отталкивание производить в произвольном месте или с площадки 60 – 80 см; основное внимание обращать на переход от быстрого разбега к отталкиванию; при прыжках с места - на выпрямле­ние ног при отталкивании и приземление; траекторию полета можно обозна­чить резиновым жгутом.
Для освоения техники прыжка в высоту, развития скоростно-силовых и координационных способностей:
отталкивания с различного разбега с доставанием подвешенных предметов; махи ногой с акцентом на движении вверх и выпрямлении опорной ноги; прыжки в высоту с 5 – 9 шагов разбега; прыжки через препятствия, запрыгивания на тумбы. Методические указания: при выполнении отталкивания добиваться полного выпрямления толчковой ноги, туловище вертикально; при прыжках через планку мах выполнять вдоль планки, а не за неё.
Для обучения технике метания малого мяча в цель и на дальность, развития скоростно-силовых и координационных способностей:
метание теннисного мяча на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5 – 6 м, в горизонтальную и вертикальную цели (1×1 м) с расстояния от 6 – 8 м в 5 классе до 18 м у юношей и 12 – 14 м у девушек в 9 классе; с 7 класса метание мяча 150 г на дальность сначала с места, затем с 4 – 5 бросковых шагов с разбега в коридор 10 м, на дальность и заданное расстоя­ние; бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных исходных положе­ний: из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх, из положения стоя грудью и боком в направлении броска, то же с шага, затем с 2 – 4 шагов. Методические указания: при метании малого мяча не следует излишне долго использовать упражнения с места, при метании с разбега обращать внимание занимающихся на создание ощущения опоры ногами; при выпол­нении бросков набивного мяча последовательно развивать усилия ног, туло­вища, рук.
Знания о физической культуре:
влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы техники их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей; правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой; умение измерять результаты, подавать команды, подготавливать места проведения соревнований, демонстрировать упражнения.

Последовательность размещения учебных заданий в уроке в средних и старших классах может быть следующей.

Подготовительная часть урока: строевые упражнения, упражнения на осанку, бег с преодолением препятствий, с изменением темпа, направления. Общеподготовительные и специальные упражнения, направленные на подго­товку к основной части урока, командные эстафеты, бег с форой, с перенос­кой набивного мяча. Возможна и кроссовая подготовка, но она должна быть четко спланирована.

Основная часть урока: в начале выполняется комплекс подводящих упражнений, а затем облегченный вариант целостного упражнения или его основных фаз. В заключение обязательно планируются игры, эстафеты с на­бивными мячами скоростно-силовой направленности.

Заключительная часть: снижение интенсивности физических нагрузок с выполнением упражнений на гибкость, ловкость, координацию, внимание.

В 10 - 11 классах учащиеся должны овладеть следующими двигатель­ными умениями, навыками и способностями: метать различные по массе и форме снаряды с места и с разбега 12-15 м с использованием четырехшажно­го варианта бросковых шагов, метать различные по форме и массе снаряды в горизонтальную цель 2,5×2,5 м с 10 – 12 м (девушки) и 15-25 м (юноши), ме­тать теннисный мяч в вертикальную цель 1×1 м с 10 м (девушки) и 15-20 м (юноши); участвовать в соревнованиях по легкоатлетическому четырехборью (бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость).

Уровень физической подготовленности учащихся 16-17 лет, де­монстрируемый в легкоатлетических упражнениях, должен соответствовать показателям, представленным в Приложении 2.

На уроках физической культуры продолжается совершенствование тех­ники спринтерского и длительного бега, прыжков в длину и высоту, метаний. Усиливается акцент на развитие кондиционных (выносливости, скоростно-силовых) и координационных способностей. Уроки приобретают черты тре­нировочных занятий.

По сравнению с предыдущими возрастными периодами, увеличивается длина спринтерских дистанций, время бега на выносливость, длина разбега в прыжках и метаниях. При условии наличия соответствующего материально-технического обеспечения возможно ознакомление учеников с техникой ба­рьерного бега, тройного прыжка, различных способов прыжков в длину и вы­соту, толкания ядра.

Важнейшей потребностью старших школьников является потребность в самоопределении, определении своего места в жизни. На уроках легкой ат­летики следует создавать условия для воспитания стремления к объективной оценке своих возможностей, самоопределению и самосовершенствованию. Акцент делается на воспитание таких нравственных и волевых качеств лич­ности, как самосознание, мировоззрение, коллективизм, целеустремленность, выдержка, самообладание. Благоприятные предпосылки для воспитания во­левых и нравственных качеств создаются при выполнении трудных (но по­сильных) заданий, например, в беге на выносливость.

В этом возрасте значительно совершенствуется абстрактно-логическое мышление. В 16 лет точность различения мышечных напряжений практиче­ски не отличается от взрослого человека. Создается основа формирования наиболее сложных форм движений с четкой ориентации во времени и про­странстве. Внимание старшеклассников удерживается как при показе, так и при объяснении, а также при изложении теоретических вопросов. Важным факто­ром подачи учебного материала становится содержательная сторона материа­ла. Запоминанию теоретического материала способствует освоение школьни­ками этого возраста приемов запоминания с помощью ассоциаций, выделе­ния опорной информации и т. п.

В занятиях рекомендуется значительно шире применять наглядные пособия, схемы, модели, видеозапись, элементы идеомоторной тренировки, направленное «прочувствование» движений, ме­тоды срочной информации. На уроках необходимо устанавливать и углуб­лять межпредметные связи с анатомией, физикой и другими предметами.

В качестве материала для уроков легкой атлетики рекомендуется ис­пользовать различные упражнения, представленные в разделах, касающихся методики обучения технике бега, прыжков и метаний.

Интенсификация обучения проходит по пути усиления тренировочной направленности уроков, использования метода сопряженного развития коор­динационных и кондиционных способностей, совершенствования техники, расширения использования метода вариативного упражнения. Повышается объём и интенсивность выполнения специально-подготовительных упражне­ний. Благоприятный период для развития силы и выносливости.

На уроках углубляется теоретическая подготовка, обучение знаниям в области физической культуры, основ здорового образа жизни, спортивной тренировки с целью воспитания стремления к самопознанию, формирования мотивации и познавательного интереса к занятиям физической культурой. По легкой атлетике учащиеся должны приобрести следующие знания: биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний; основные механизмы энергообеспечения легкоатлетических упражнений; виды соревнований и рекорды; дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метаниями; прикладное значение занятий легкой атлетикой; техника безопасности при занятиях легкой атлетикой; доврачебная помощь при травмах; правила соревнований. Старшеклассники должны уметь выполнять обязанности судей по видам легкой атлетики и инструктора в занятиях с младшими школьниками.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите задачи физического воспитания школьников.

2. Опишите структуру и содержание урока по легкой атлетике.

3. Какие возрастные особенности детей младшего школьного возраста следует учитывать при планировании и проведении урока?

4. Раскройте содержание материала по легкой атлетике в младших классах.

5. Чем характеризуется период среднего школьного возраста?

6. Раскройте содержание материала по легкой атлетике в средних классах.

7. Как изменяется содержание уроков по легкой атлетике для старшеклассников?


Г л а в а 10

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.