|
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Основные задачи физического воспитания направлены на:
- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Система физического воспитания объединяет урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий. Комплексная программа физического воспитания имеет три раздела, которые описывают содержание основных форм физической культуры в 1-4, 5-9 и 10-11 классах. Легкоатлетические упражнения представлены во всех разделах программы. При двухразовых занятиях в неделю количество учебного времени на данный вид программного материала составляет 14 уроков в год.
Программой по физическому воспитанию для каждого раздела (возрастной группы) предусмотрены уровень теоретической подготовленности (знать), объём практических навыков проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями (уметь), уровень развития физических способностей (демонстрировать), объём двигательных умений, навыков и способностей. При планировании и проведении занятий преподаватель должен также учитывать анатомо-морфологические, физиологические и психологические особенности детей и подростков соответствующего возраста.
Урок легкой атлетики складывается из многих взаимосвязанных компонентов, которые определяют его содержание. На уроке целесообразно использовать упражнения, которые вызывают интерес к двигательной деятельности, повышают эмоциональный интерес учащихся.
Опыт учителей школ показывает, что монотонные упражнения резко снижают интерес к занятиям. К таким видам относится длительная обычная и спортивная ходьба, бег, кроссы. Применение подобных упражнений с различными изменяющимися заданиями (бег с ускорением, в парах, через препятствия и т.д.) значительно повышает эмоциональность выполнения упражнений.
Необходимо использовать мотивированные оценки за выполнение легкоатлетических упражнений и уровень развития физических качеств. Низкий уровень развития качеств или плохое владение техникой упражнений вызывает негативное отношение к таким учащимся. Поэтому во все уроки необходимо целенаправленно включать упражнения на развитие кондиционных способностей. Рекомендуется использовать такие варианты: развивать быстроту (время двигательной реакции, время одиночного движения, целостное выполнение упражнения до 6 с) и скоростно-силовые качества или ловкость, скоростно-силовые качества и ловкость; быстроту и гибкость; силу и гибкость; выносливость и гибкость.
Обязательным компонентом урока должны быть домашние задания. Они предусматривают выполнение отдельных элементов техники упражнений, упражнений для развития кондиционных и координационных способностей, приобретение теоретических знаний.
Каждый урок по легкой атлетике требует высокого уровня организации. Это связано со сложностью выполнения легкоатлетических упражнений и обеспечения безопасности занятий. Абсолютно должны быть исключены любые метания, стоя лицом друг к другу, встречные скоростные упражнения, эстафеты, прыжки на необорудованных местах, выполнение упражнений на скользком и мокром грунте.
При построении плана проведения урока необходимо соблюдать главное условие - подготовка и укрепление опорно-двигательного аппарата. Особенно необходимо предусматривать развитие силы мышц сгибателей и разгибателей стопы. Все виды легкой атлетики выполняются через взаимодействие с опорой, когда тело находится в вертикальном положении. Поэтому на опорно-двигательный аппарат и, особенно, стопу воздействуют значительные по величине нагрузки. Это требует систематического развития силы мышц туловища, конечностей, особенно стопы.
В уроках по легкой атлетике рекомендуется применять силовые упражнения для развития силы мышц стопы, которые связаны с удержанием ее нормального свода; скоростные и силовые упражнения для развития силы икроножной мышцы, мышц сгибателей и разгибателей пальцев стопы; скоростно-силовые и прыжковые упражнения: быстрый перекат с пятки на носок, подъем на пальцах на возвышенность из исходного положения пятки ниже опоры, различные прыжковые упражнения с одной ноги на другую, в старших классах – спрыгивания с возвышения высотой 20-30 см с отскоком вверх. Для укрепления стопы необходимо выполнять упражнения на различной по твердости опоре (опилки, деревянное покрытие, резина, травяной грунт, песок).
При выполнении легкоатлетических упражнений необходимо избегать чрезмерных нагрузок на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, длительных напряжений статического характера, перенапряжения опорно-двигательного аппарата, длительных монотонных упражнений. При обучении нежелательно применять слишком длинное объяснение. У детей наблюдается повышенная возбудимость центральной нервной системы, и длительный рассказ вызывает рассеивание внимание и нежелание выполнять задания.
Урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. При планировании содержания частей урока рекомендуется учитывать следующие рекомендации.
В подготовительную часть урока необходимо включать различные построения, перестроения, уделять особое внимание осанке, а также четкому выполнению всех команд. Целесообразно использовать различные комплексы упражнений на месте, в движении, в парах, в группах, со скакалкой и другими предметами. Включать упражнения, которые имеют эмоциональную окраску, использовать музыкальное сопровождение. Характерно, что в подготовительную часть урока надо включать упражнения, которые не вызывают затруднения в их выполнении. Для старшеклассников необходимо в большом объеме включать упражнения для развития выносливости, силы, гибкости, скоростных качеств. На эту часть урока отводится 8-12 минут от общего времени. Необходимо соблюдать следующее условие - упражнения подготовительной части не должны вызывать утомления.
В основной части урока предусматриваются высокий уровень физических нагрузок и максимальное использование всех имеющихся условий для повышения эффективности обучения и воспитания. Необходимо четко соблюдать методическую последовательность в освоении видов легкой атлетики. Например, упражнения, связанные с точностью движений, сложной координацией, проявлением скоростно-силовых качеств и ловкости, целесообразно осваивать в начале основной части урока, а упражнения на развитие силы и выносливости - в конце.
Подбор и использование упражнений для обучения и закрепления техники видов необходимо осуществлять по трем группам: а) общеподготовительные; б) подводящие, состоящие из имитационных и специальных; в) основные (целостное выполнение упражнений). При разучивании и закреплении техники упражнений необходимо использовать групповой или поточный метод обучения. Это требует четкой организации класса и подготовки мест занятий и инвентаря. На основную часть урока отводится 30-35 минут от общего времени.
Проведение заключительной части урока зависит от последующих занятий школьника. Если есть последующие уроки, то в заключительной части урока необходимо предусмотреть комплексы спокойных размеренных упражнений, направленных на расслабление, внимание, развитие гибкости, а также самомассаж. Задача состоит в том, чтобы в течение 3-5 минут снять эмоциональное и нервно-мышечное возбуждение. В другом случае, если урок проводится последним в расписании, то необходимо применять интенсивную нагрузку и в этой части урока. Однако интенсивность не должна превышать уровня основной части. Можно проводить небольшие соревнования, игры с мячом, разнообразные эстафеты с полосой препятствий, комплексы упражнений на развитие скоростно-силовой выносливости и ловкости, силы и гибкости.
В младших классах учащиеся должны научиться правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге прыжках; с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона; бегать в равномерном темпе до 10 мин; стартовать из различных исходных положений; отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7-9 шагов; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий; прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 7-9 шагов. В метаниях на дальность и на меткость ученики должны уметь метать мячи массой до 150 г на дальность с места и с 1-3 шагов разбега из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой; толкать и метать набивной мяч массой 1 кг одной и двумя руками из различных исходных положений (снизу, от груди, из-за головы, назад через голову); метать малым мячом в цель, установленную на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек.
Уровень физической подготовленности детей 7-10 лет, демонстрируемый в легкоатлетических упражнениях, должен соответствовать показателям, представленным в Приложении 2.
Младший школьный возраст является благоприятным для разучивания новых движений. У детей младшего школьного возраста невозможно длительное поддержание процесса возбуждения в нервной системе, они быстро утомляются. При организации занятий следует избегать длительных объяснений и указаний, продолжительных и монотонных заданий. При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание основе техники изучаемого упражнения. Большое значение при формировании двигательных навыков имеет подражание, эмоциональность занятий, игровая деятельность. Обучение двигательным действиям целесообразно начинать с строго регламентированного упражнения, по мере того, как ученики приобретут уверенность при выполнении движений, нужно активно использовать игровой и доступные формы соревновательного метода.
Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей младших школьников тесно взаимосвязаны. Бег, прыжки и метания являются естественными видами движений и занимают одно из главных мест в физическом воспитании школьников. Эти упражнения применяются в различных условиях, наряду с освоением техники движений, обогащают двигательный опыт ребенка. В зависимости от методической направленности использования развивают координационные, скоростные, скоростно-силовые способности, выносливость. Легкоатлетические упражнения целесообразно проводить в игровой и соревновательной формах, что повышает эмоциональность занятий, позволяет овладеть правилами соревнований, содействует воспитанию морально-волевых качеств личности ребенка.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития координационных способностей и гибкости.
Следует помнить, что кости у детей гибкие, так как в них мало минеральных веществ, они могут изгибаться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Кроме того, у детей отмечается легкая растяжимость мышечно-связочного аппарата, превышение силы мышц-сгибателей над разгибателями. Это требует специального внимания к позе занимающихся, избегания длительных односторонних упражнений, обязательного использования упражнений для развития силы мышц туловища и стопы.
Дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости, плохо оценивают степень утомления и не могут выразить свои ощущения словами, что требует строгого дозирования нагрузки.
Время выполнения скоростных упражнений не должно превышать 5-6 с, циклических упражнений большой мощности — 4-5 мин. Рекомендуемый темп ходьбы — 100 шагов в минуту. При развитии выносливости следует использовать аэробную работу (50% максимальной мощности). Не рекомендуется использовать статические усилия из-за неблагоприятной реакции на них со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Высокий уровень познавательной активности, интереса, высокой эмоциональности младших школьников обусловливает необходимость включения в занятия заданий, предполагающих определенную свободу и самостоятельность действий, стимулирующих творчество и инициативность. Контроль и оценка в этом возрасте применяются таким образом, чтобы стимулировать стремление ученика к самосовершенствованию, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.
Рекомендуемый материал для уроков по легкой атлетике:
Для освоения техники ходьбы и развития координационных способностей:
| ходьба обычная, на носках, перекатом с пятки на носок, в полуприседе, по отметкам, с преодолением 3-4 препятствий, с изменением длины шагов, с изменением частоты шагов под звуковые сигналы, с различным положением рук, с высоким подниманием бедра, с махом ногами, выпадами.
Методические указания: для сохранения правильной осанки важно не наклонять голову, смотреть вперед, при положении рук в стороны ладони вверх, не наклонять туловище вперед при ходьбе в полуприседе и выпадами.
| Для освоения техники бега, развития координационных и скоростных способностей:
| бег по прямой, по кругу, с ускорением на различных отрезках до 60 м, с изменением направления, с преодолением препятствий, в чередовании с ходьбой, с изменением частоты и длины шагов, приставными шагами, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад, эстафеты с бегом, челночный бег, бег из различных исходных положений.
Методические указания: при беге держаться на передней части стопы, учить согласованным движениям рук и ног. Бег с высоким подниманием бедра и захлестом голени назад применять после общеразвивающих упражнений как подводящее упражнение перед бегом на скорость. Не использовать травмоопасные неподвижные жесткие препятствия (например, гимнастические скамейки). Бег из различных исходных положений возможно применять в виде игры «День и ночь». Рекомендуемые эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета». Соревнования в беге проводятся на отрезках до 60 м.
| Для развития выносливости:
| равномерный медленный бег до 6-8 мин.
Методические указания: продолжительность бега увеличивать постепенно, 3 мин – в 1 классе, дыхание через нос.
| Для освоения техники прыжков, развития координационных и скоростно-силовых способностей:
| прыжки на месте на одной и двух ногах, с поворотом, с доставанием подвешенных предметов, через препятствия, с использованием скакалки, запрыгивания на тумбы;
прыжки с продвижением на одной и двух ногах, с ноги на ногу, подскоками на каждый шаг, по ориентирам, через препятствия (например, набивные мячи), с доставанием подвешенных предметов;
прыжки в длину с места на дальность, на точность приземления, с поворотами, многоскоки с ноги на ногу до 10 отталкиваний;
прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»;
прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание».
Методические указания: ставить ногу на отталкивание на всю стопу, в момент окончания отталкивания добиваться выпрямления ног (толчковой ноги). При выполнении многоскоков туловище вперед не наклонять. При обучении технике прыжков в длину с разбега начинать с отталкивания в удобном месте, затем обозначить зону в 60-70 см, постепенно сокращая её до 20 см. При обучении технике прыжков в высоту разбег увеличивать постепенно, начиная с 3-4 шагов. Учитывать при планировании отрицательный перенос между техникой отталкивания в длину и в высоту.
| Для обучения технике метаний, развития скоростно-силовых и координационных способностей:
| метание малого мяча с места стоя грудью в направлении метания, также, но левая нога впереди, боком в направлении метания, на дальность, на точность в вертикальную (1,5х1,5 м) и горизонтальную цель с расстояния 5-6 м, на дальность отскока от пола и от стены;
бросок набивного мяча (0,5-1 кг) стоя грудью в направлении метания, ноги на ширине плеч и левая нога впереди на дальность и заданное расстояние: двумя руками от груди вперед-вверх, снизу вперед-вверх, из-за головы вперед-вверх.
Методические указания: при бросках набивного мяча в исходном положении ноги слегка согнуты, разгибательной движение начинается с ног, затем туловище, затем руки.
| Знания о физической культуре
| понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость, эстафета, команды «старт», «финиш», темп, длительность бега;
названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, способов прыжков в длину и в высоту;
влияние занятий бегом на состояние здоровья, элементарные сведения о правилах соревнований в беге, прыжках, метаниях;
техника безопасности на занятиях.
| Очень важно правильно разместить учебный материал по составным частям урока. В младших классах может быть рекомендована следующая последовательность.
Подготовительная часть урока: строевые упражнения, ходьба с заданием и образным выполнением (бесшумно, как кот, или поднимая колени, как цапля). Далее бег с различными изменениями направления (2-2,5 мин), общеразвивающие упражнения в различном темпе для развития скоростно-силовых качеств, затем упражнения на равновесие, точность и ловкость.
Основная часть урока: основу должны составить эмоциональные подвижные игры с различными перемещениями (ходьба, бег, лазание, переползание) с прыжками и преодолением препятствий (по типу "веселых стартов").
Заключительная часть: игры на внимание, формирование осанки, ритмическая ходьба, дыхательные упражнения и т.д.
В 5-9 классах учащиеся должны научиться с максимальной скоростью пробегать отрезки до 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и 15 мин (девочки); прыгать в длину с 9-13 шагов быстрого разбега; прыгать в высоту способом «перешагивание» с 9-13 шагов разбега; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега 10-12 м с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м.
Уровень физической подготовленности подростков 11-15 лет, демонстрируемый в легкоатлетических упражнениях, должен соответствовать показателям, представленным в Приложении 2.
На период среднего школьного возраста приходится период полового созревания (мальчики 13-15 лет, девочки 11-15 лет), связанный со значительными гормональными перестройками в организме подростков. Развитие центральной нервной системы и высшей нервной деятельности характеризуется усилением эмоциональных реакций, нарушением координации движений, ухудшением памяти и чувства времени, затрудняется образование условных рефлексов, закрепление и переделка динамических стереотипов. Поведение подростков нестабильно, может быть немотивированным и агрессивным. Ухудшение речевых функций проявляется в том, что нарушается регуляция громкости, слова подростки часто заменяют междометиями, нарушается речевая регуляция движений. При этом повышается значимость зрительно-пространственной информации. В это время происходит «пубертантный скачок роста», вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки, нарушение пропорций тела приводит к нарушению координации движений. Подростки неловки и угловаты, в их действиях наблюдается обилие лишних движений. При нагрузках отмечается увеличение вегетативных изменений, возрастает утомление, повышены энерготраты на работу.
При обучении двигательным действиям применяются целостный и расчлененный методы. Целесообразно использовать «круговой» метод обучения, когда на одном уроке в соответствии с поставленной задачей используются подводящие упражнения для обучения технике отдельных фаз упражнения, а затем целостное выполнение. В прыжках и метаниях основное внимание уделяется переходу от разбега к выполнению отталкивания и финального усилия.
При обучении легкоатлетическим упражнениям после стабильного выполнения учениками разучиваемых упражнений следует разнообразить условия их выполнения: дальность разбега, вес снаряда, способы преодоления препятствий и др. Точная количественная оценка результатов в легкой атлетике создает благоприятные условия для обучения школьников самостоятельному контролю и оценке своих физических возможностей.
В развитии двигательных качеств предпочтение должно отдаваться быстроте и скоростно-силовым способностям. Эффективным является использование метода сопряженного обучения и развития двигательных качеств, круговой тренировки.
Необходимо учитывать стремление подростков к самоутверждению, самостоятельность мышления, интерес к собственному «Я», своим психическим и физическим возможностям. Усилению мотивации на уроках способствует привлечение учащихся к судейству, руководству командой, демонстрации упражнений.
При оценке успеваемости следует аргументировать выставление той или иной оценки, привлекать занимающихся к оценке. С целью стимулирования интереса к занятиям, самосовершенствования необходимо в большей мере ориентироваться на темпы развития двигательных способностей учеников.
Рекомендуемый материал для уроков по легкой атлетике:
Для освоения техники спринтерского бега, развития скоростно-силовых и координационных способностей:
| специальные беговые упражнения, бег в наклоне стоя в упоре, с сопротивлением партнера, резиновым амортизатором;
выбегание с высокого старта, со старта с опорой на руку, с низкого старта на отрезках от 15 м;
бег с максимальной скоростью на отрезках до 100 м, эстафетный бег, соревнования в беге;
варианты челночного бега, бег с изменением направления, скорости, способа перемещения, эстафеты из различных исходных положений.
Методические указания: движения должны быть бесшумными, мягкими, должна отсутствовать закрепощенность плечевого пояса. Нежелательны слишком мощное отталкивание, поперечная работа рук. Основная целевая установка при обучении низкому старту – продвижение вперед.
| Для развития выносливости:
| равномерный медленный и переменный бег до 15-20 мин, бег с препятствиями и на местности;
бег на 1500 м у девочек и 2000 м у мальчиков.
Методические указания: бег должен быть естественным, без лишних движений: загребаний голенью, излишнего захлеста пятки после отталкивания.
| | Для освоения техники прыжка в длину, развития скоростно-силовых и координационных способностей:
| прыжки в длину с 7 – 9 и 11 – 13 шагов разбега;
бег на отрезках до 30 м с постепенным набором скорости до максимальной;
прыжки с ноги на ногу через 1 – 3 беговых шага;
прыжки в длину с места;
различные многоскоки на двух или одной ноге, с ноги на ногу, выполняемые на дальность, на точность приземления, в зоны.
Методические указания: отталкивание производить в произвольном месте или с площадки 60 – 80 см; основное внимание обращать на переход от быстрого разбега к отталкиванию; при прыжках с места - на выпрямление ног при отталкивании и приземление; траекторию полета можно обозначить резиновым жгутом.
| Для освоения техники прыжка в высоту, развития скоростно-силовых и координационных способностей:
| отталкивания с различного разбега с доставанием подвешенных предметов;
махи ногой с акцентом на движении вверх и выпрямлении опорной ноги;
прыжки в высоту с 5 – 9 шагов разбега;
прыжки через препятствия, запрыгивания на тумбы.
Методические указания: при выполнении отталкивания добиваться полного выпрямления толчковой ноги, туловище вертикально; при прыжках через планку мах выполнять вдоль планки, а не за неё.
| Для обучения технике метания малого мяча в цель и на дальность, развития скоростно-силовых и координационных способностей:
| метание теннисного мяча на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5 – 6 м, в горизонтальную и вертикальную цели (1×1 м) с расстояния от 6 – 8 м в 5 классе до 18 м у юношей и 12 – 14 м у девушек в 9 классе;
с 7 класса метание мяча 150 г на дальность сначала с места, затем с 4 – 5 бросковых шагов с разбега в коридор 10 м, на дальность и заданное расстояние;
бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных исходных положений: из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх, из положения стоя грудью и боком в направлении броска, то же с шага, затем с 2 – 4 шагов.
Методические указания: при метании малого мяча не следует излишне долго использовать упражнения с места, при метании с разбега обращать внимание занимающихся на создание ощущения опоры ногами; при выполнении бросков набивного мяча последовательно развивать усилия ног, туловища, рук.
| Знания о физической культуре:
| влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма;
название разучиваемых упражнений и основы техники их выполнения;
правила соревнований в беге, прыжках и метаниях;
разминка для выполнения легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей;
правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой;
умение измерять результаты, подавать команды, подготавливать места проведения соревнований, демонстрировать упражнения.
| Последовательность размещения учебных заданий в уроке в средних и старших классах может быть следующей.
Подготовительная часть урока: строевые упражнения, упражнения на осанку, бег с преодолением препятствий, с изменением темпа, направления. Общеподготовительные и специальные упражнения, направленные на подготовку к основной части урока, командные эстафеты, бег с форой, с переноской набивного мяча. Возможна и кроссовая подготовка, но она должна быть четко спланирована.
Основная часть урока: в начале выполняется комплекс подводящих упражнений, а затем облегченный вариант целостного упражнения или его основных фаз. В заключение обязательно планируются игры, эстафеты с набивными мячами скоростно-силовой направленности.
Заключительная часть: снижение интенсивности физических нагрузок с выполнением упражнений на гибкость, ловкость, координацию, внимание.
В 10 - 11 классах учащиеся должны овладеть следующими двигательными умениями, навыками и способностями: метать различные по массе и форме снаряды с места и с разбега 12-15 м с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов, метать различные по форме и массе снаряды в горизонтальную цель 2,5×2,5 м с 10 – 12 м (девушки) и 15-25 м (юноши), метать теннисный мяч в вертикальную цель 1×1 м с 10 м (девушки) и 15-20 м (юноши); участвовать в соревнованиях по легкоатлетическому четырехборью (бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость).
Уровень физической подготовленности учащихся 16-17 лет, демонстрируемый в легкоатлетических упражнениях, должен соответствовать показателям, представленным в Приложении 2.
На уроках физической культуры продолжается совершенствование техники спринтерского и длительного бега, прыжков в длину и высоту, метаний. Усиливается акцент на развитие кондиционных (выносливости, скоростно-силовых) и координационных способностей. Уроки приобретают черты тренировочных занятий.
По сравнению с предыдущими возрастными периодами, увеличивается длина спринтерских дистанций, время бега на выносливость, длина разбега в прыжках и метаниях. При условии наличия соответствующего материально-технического обеспечения возможно ознакомление учеников с техникой барьерного бега, тройного прыжка, различных способов прыжков в длину и высоту, толкания ядра.
Важнейшей потребностью старших школьников является потребность в самоопределении, определении своего места в жизни. На уроках легкой атлетики следует создавать условия для воспитания стремления к объективной оценке своих возможностей, самоопределению и самосовершенствованию. Акцент делается на воспитание таких нравственных и волевых качеств личности, как самосознание, мировоззрение, коллективизм, целеустремленность, выдержка, самообладание. Благоприятные предпосылки для воспитания волевых и нравственных качеств создаются при выполнении трудных (но посильных) заданий, например, в беге на выносливость.
В этом возрасте значительно совершенствуется абстрактно-логическое мышление. В 16 лет точность различения мышечных напряжений практически не отличается от взрослого человека. Создается основа формирования наиболее сложных форм движений с четкой ориентации во времени и пространстве. Внимание старшеклассников удерживается как при показе, так и при объяснении, а также при изложении теоретических вопросов. Важным фактором подачи учебного материала становится содержательная сторона материала. Запоминанию теоретического материала способствует освоение школьниками этого возраста приемов запоминания с помощью ассоциаций, выделения опорной информации и т. п.
В занятиях рекомендуется значительно шире применять наглядные пособия, схемы, модели, видеозапись, элементы идеомоторной тренировки, направленное «прочувствование» движений, методы срочной информации. На уроках необходимо устанавливать и углублять межпредметные связи с анатомией, физикой и другими предметами.
В качестве материала для уроков легкой атлетики рекомендуется использовать различные упражнения, представленные в разделах, касающихся методики обучения технике бега, прыжков и метаний.
Интенсификация обучения проходит по пути усиления тренировочной направленности уроков, использования метода сопряженного развития координационных и кондиционных способностей, совершенствования техники, расширения использования метода вариативного упражнения. Повышается объём и интенсивность выполнения специально-подготовительных упражнений. Благоприятный период для развития силы и выносливости.
На уроках углубляется теоретическая подготовка, обучение знаниям в области физической культуры, основ здорового образа жизни, спортивной тренировки с целью воспитания стремления к самопознанию, формирования мотивации и познавательного интереса к занятиям физической культурой. По легкой атлетике учащиеся должны приобрести следующие знания: биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний; основные механизмы энергообеспечения легкоатлетических упражнений; виды соревнований и рекорды; дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метаниями; прикладное значение занятий легкой атлетикой; техника безопасности при занятиях легкой атлетикой; доврачебная помощь при травмах; правила соревнований. Старшеклассники должны уметь выполнять обязанности судей по видам легкой атлетики и инструктора в занятиях с младшими школьниками.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите задачи физического воспитания школьников.
2. Опишите структуру и содержание урока по легкой атлетике.
3. Какие возрастные особенности детей младшего школьного возраста следует учитывать при планировании и проведении урока?
4. Раскройте содержание материала по легкой атлетике в младших классах.
5. Чем характеризуется период среднего школьного возраста?
6. Раскройте содержание материала по легкой атлетике в средних классах.
7. Как изменяется содержание уроков по легкой атлетике для старшеклассников?
Г л а в а 10
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|