Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика обучения технике прыжка в высоту





Способом «перешагивание»

На этапе ознакомления важно создать у ученика представление об эффективной технике прыжка в высоту. Используются методы рассказа и показа, изучаются кино- и видеосъемка.

На этапе разучивания решаются следующие задачи:

· научить технике выполнения отталкивания;

· научить технике выполнения разбега;

· научить технике перехода через планку;

· научить технике прыжка в высоту в целом.

Конечной целью обучения на данном этапе является освоение рациональной техники движений и её контроля при выполнении прыжка в вариативных условиях.

При использовании расчлененного метода обучения прыжок в высоту разделяется на отдельные элементы, с помощью имитационных, подводящих и специальных упражнений занимающиеся овладевают ими, затем эти элементы объединяются в связки, а потом - в целостное движение. Для решения каждой задачи необходимо подобрать соответствующие упражнения и определить последовательность их применения. Количество упражнений и повторений определяется в зависимости от особенностей учеников и степени решения задачи.

При расчлененном методе обучения начинать следует с главной фазы техники. В прыжках такой является отталкивание.



Для обучения технике отталкивания можно рекомендовать следующую последовательность применения средств:

1. Имитация махового движения «свободной» ногой в отталкивании.

2. Имитация маховых движений «свободной» ногой и руками в отталкивании.

3. Выпрыгивания вверх на упругой стопе на каждый шаг на отрезках 30-50 метров.

4. То же с акцентом на толчковую ногу на отрезках 30-50 метров.

5. Серийные выпрыгивания вверх на каждый 2-й, 4-й шаг в беге на отрезках 30-50 метров с доставанием ориентиров или преодолением препятствий.

6. Пробегание 3-х беговых шагов по разбегу с отталки­ванием вверх-вперед вдоль планки, установленной на уровне роста спортсмена.

Методические указания: при выполнении имитационных упражнений важно научить занимающихся правильной координации движений маховых звеньев и толчковой ноги одновременно с активным разгибанием толчковой ноги маховая выводится вверх. В момент отрыва ноги от грунта толчковая нога полностью выпрямлена, туловище вертикально, предплечья на уровне головы, «головой тянуться вверх; стопой давить на грунт»; после освоения этих упражнений переходят к серийным отталкиваниям, постепенно увеличивая скорость за счет перехода от выполнения в ходьбе к бегу, ориентирами могут быть баскетбольные кольца, ветки деревьев, которые ученики должны доставать рукой, одноименной маховой ноге или головой, темп можно задавать слуховыми ориентирами (хлопками), скорость должна оставаться контролируемой.



Для обучения технике бега по разбегу может быть рекомендована следующая последовательность применения средств:

1. Бег в структуре разбега на отрезках 30-50 метров.

2. Бег с 4 – 6 шагов разбега через 8 -10 набивных мячей.

3. Бег в структуре разбега с гимнастической палкой на плечах.

4. Бег по разбегу с пробеганием вдоль планки.

Методические указания: стопы ставятся упруго на всю стопу с активным проталкиванием вперед, почти параллельно, туловище вертикально, широкая амплитуда движений. Для увеличения амплитуды движений можно рекомендовать бег через набивные мячи. Упражнение 3 используется для обучения бегу с вертикальным положением туловища, при выполнении упражнения 4 важно не снижать скорости при пробегании места отталкивания.

Для обучения технике перехода через планку и приземления используют «перешагивания», которые первоначально могут выполняться через линию на полу, планку и резиновый жгут, расположенные наклонно или ровно на небольшой высоте.

Методические указания: мах осуществляется параллельно планке, наклон туловища вперед осуществляется вместе с опусканием маховой ноги, приземление – на маховую ногу, толчковую ногу развернуть при переносе через планку стопой наружу.



Успех в освоении эффективной техники прыжка в высоту во многом обусловливается уровнем и характером физической подготовки. Она должна обеспечить начальный уровень специальных требований. Прежде чем приступить к освоению техники прыжков в высоту, необходимо освоить школу легкоатлетического бега, укрепить опорно-двигательный аппарат (горизонтальные многоскоки, прыжки через скакалку), повысить координационные способности. Главное при этом – не отработка деталей, а овладение основой движений, в прыжках - техникой отталкивания. Необходимо научить занимающихся отталкиванию с места, с разбега с правильной координацией движений рук и маховой ноги, увеличивая темп шагов перед отталкиванием.

Специальные и имитационные упражнения способствуют осмысленному восприятию основных элементов структуры и ритма движений в отдельности и в целостном движении. При использовании расчлененного метода обучения не следует доводить до автоматизма выполнение отдельных элементов, необходимо вовремя формировать временные и пространственные связи между элементами в целостном упражнении, особенно это касается сочетания разбега с отталкиванием. Интенсивность выполнения упражнений должна быть близкой к выполнению целостного прыжка, так как в результате многократных повторений образуются условно-рефлекторные связи не только в отношении структуры движения, но и в применяемых усилиях. Улучшает овладение техникой использование предварительных статических напряжений в отдельных положениях, например, фиксирование положений окончания отталкивания.

Неразделимость разбега и отталкивания, важность умения эффективно использовать горизонтальную скорость разбега, выполняя переход от разбега к отталкиванию, обусловливают использование комплексной методики обучения данным элементам техники.

В каждом отдельном занятии можно использовать следующие упражнения:

бег по разбегу

отталкивания через 2, 4 и 6 шагов в беге

бег по разбегу в секторе с пробеганием вдоль планки

 
 


бег по разбегу с последующим отталкиванием перед планкой

В зависимости от поставленных задач в занятие вводятся упражнения, направленные на овладение отдельными элементами прыжка.

На этапе совершенствования происходит сведение всех элементов движений в целостную техническую систему, установление между ее частями пространственной, временной и силовой взаимосвязи, т. е. ритма движений, и на этой основе строгое соподчинение элементов целостного действия главному элементу системы. Формирование ритма движений в прыжках в высоту связано с установлением смыслового и структурного подчинения всех предшествующих действий отталкиванию и направлено на повышение его динамического эффекта. На этом этапе важно формировать такие навыки в прыжке, при которых ученик способен к максимальной мобилизации психических и физических сил для достижения возможно большего результата. Это обеспечивается единством разбега и отталкивания, выполнением прыжков на максимальных высотах.

Эффективную технику отличает умение сохранять структуру и ритм при выполнении прыжка с максимальными усилиями в вариативных условиях, умение расслаблять неработающие мышцы, максимальная автоматизация отдельных элементов, стабилизация техники, высокий уровень самоконтроля.

Контроль качества освоения техники осуществляется педагогом на основе опроса учеников, наблюдения за их движениями. Оперативный анализ позволяет сделать видеосъемка, ее достоинством является и возможность просмотра прыжков учениками. При наблюдении за прыжками преподавателю целесообразно располагаться в зоне, обозначенной на рисунке 22 буквой А. Расположение в зоне А создает наиболее полное представление о выполненном прыжке, в том числе о перемещении отдельных частей тела в переднезаднем направлении и вокруг сагиттальной оси. Для оценки успешности овладения техникой прыжка в высоту и выявления индивидуальных особенностей отдельных учеников проводится сравнение их прыжков с прыжками сверстников, определение показателей, характерных для удачных и неудачных попыток.

Возможные ошибки при освоении техники прыжка в высоту способом «перешагивание» и рекомендуемые методические указания и упражнения для их исправления:

При выполнении разбега

 

1) бег на прямых ногах бег по разбегу через поролоновые отметки или набивные мячи
2) бег прыжками бег по разбегу по отметкам, ограничивающим длину шага
3) излишний наклон туловища вперед бег с гимнастической палкой на плечах, взгляд направлен вперед
4) быстрое начало разбега, замедление перед отталкиванием снизить скорость первых шагов разбега
5) излишнее напряжение мышц плечевого пояса упражнения с чередованием напряжения и расслабления мышц шеи и плеча, расслабление кистей рук перед началом разбега  
6) отсутствие нарастания темпа последних шагов барьерный бег, отталкивания через 3-5 беговых шагов с преодолением препятствий, звуковое обозначение ритма шагов, например, хлопками
7) направление разбега к центру планки обозначение отметками места отталкивания

При выполнении отталкивания

1) слишком близкое к планке отталкивание обозначение отметками места отталкивания
2) увеличение длины последнего шага бег по разбегу по отметкам, ограничивающим длину шага; обратить внимание, чтобы ученики не опускали голову для контроля попадания на отметку отталкивания, ногу ставить на отталкивание сверху, на всю стопу
3) наклон туловища вперед отталкивание с места перед стенкой, отталкивание с разбега с доставанием подвешенных предметов, стараться обогнать ногами плечи, незначительно отклонить плечи назад
4) мах ногой не вдоль планки, а за планку бег по разбегу в секторе с отталкиванием и полетом вдоль планки, имитация отталкивания у гимнастической стенки
5) отсутствие одновременности в движениях толчковой ноги и маховых звеньев имитация отталкивания с места
6) неполное разгибание толчковой ноги фиксирование положения окончания отталкивания с концентрацией внимания на выпрямлении опорной ноги, отталкивания одной ногой вверх с возвышения

При выполнении перехода через планку и приземления

1) сгибание («поджимание») толчковой ноги переход через планку с 1 шага, дальний край планки выше
2) ранний наклон туловища вперед см. упражнения для исключения наклона туловища вперед во время разбега и отталкивания
3) прогибание назад в поясничном отделе при приземлении имитация перехода через планку с акцентом на наклон туловища к толчковой ноге
4) поворот толчковой ноги при переносе через планку внутрь при приземлении контролировать взглядом планку

Техника прыжка в длину

В прыжке в длину спортсмен должен преодолеть максимальное горизонтальное расстояние в фазе полета. Прыжок в длину относится к видам со смешанной циклически-ациклической структурой движений. Эффективность современной техники прыжка в длину обусловливается возможностью спортсмена развить высокую скорость на последних метрах разбега, сохраняя способность к отталкиванию, обеспечить высокую скорость вылета в отталкивании, технично выполнить приземление. Квалифицированные прыгуны в длину используют в настоящее время прыжки способом «ножницы» и «прогнувшись», которые являются наиболее эффективными. Однако освоение данных способов требует от спортсмена достаточно высокого уровня развития скоростно-силовых и координационных качеств. В программе по физической культуре в образовательных учреждениях занимающиеся изучают технику прыжка в длину способом «согнув ноги», однако, могут использоваться и другие способы. При обучении технике прыжков в длину преподаватель должен ориентироваться на современную технику, которая является наиболее эффективной (рис. 27, 28).

Для описания техники прыжка в длину выделяются следующие части: разбег, отталкивание, полет, приземление.

В разбегерешаются следующие задачи:

- набрать оптимальную горизонтальную скорость;

- обеспечить положение туловища для эффективного выполнения отталкивания.

Длина разбега составляет 20 – 24 беговых шагов. Для новичков длина разбега должна быть короче, она зависит от подготовленности учеников и может составлять около 15 шагов. Начало разбега может быть с места, с подхода или с подбега. В прыжках в длину важным является стабильное выполнение разбега для исключения заступа. В случаях, когда разбег выполняется с подхода или с подбега, необходимо обеспечить попадание на контрольную отметку нужной ногой. При четном количестве шагов в разбеге на отметке должна быть толчковая нога, при нечетном – маховая нога. Техника бега по разбегу близка технике бега на короткие дистанции. В первой части разбега туловище наклонено вперед под углом 60 - 70°, спортсмен набирает скорость, выполняя движения с хорошим выносом бедра, энергичной работой рук, постановкой стопы с «захватом» дорожки, акцентируя отталкивание в каждом шаге. В средней части разбега амплитуда движений увеличивается, туловище выпрямляется до угла 80º, взгляд направлен вперед. Нога ставится на дорожку с передней части стопы, движением сверху вниз к себе по отношению к телу, как бы захватывая дорожку перед собой и проталкивая её назад, без опускания пятки. Завершается отталкивание разгибанием ноги в тазобедренном и коленном суставах и подошвенным сгибанием стопы с чувством продвижения вперед и разгона тела.

В зависимости от подготовленности спортсмена могут использоваться различные варианты набора скорости в разбеге. Спортсмены невысокого роста, обладающие хорошими спринтерскими качествами, начинают разбег короткими шагами, их темп достигает максимальных величин уже в первой части разбега. Высокорослые спортсмены начинают разбег медленнее, с быстрым увеличением длины шагов и постепенным повышением темпа. Критерием реализации скорости в разбеге является отношение скорости бега на последних 10 метрах разбега к скорости бега на 10 метров с хода:

, где Vр - скорость бега на последних 10 метрах разбега

V - скорость бега на 10 метров с хода.

Хорошим показателем считается 0,9.

Максимальных величин скорость разбега достигает на последних 2 – 4 шагах и у квалифицированных спортсменов превышает 11 м/с.

При подготовке к отталкиванию на последних шагах разбега заметное сокращение или увеличение длины шагов свидетельствует о нарушении ритма разбега, приводит к снижению скорости, свидетельствует о неуверенности прыгуна.

В отталкиваниирешается задача достичь наибольшей высоты полета при наименьшей потере горизонтальной скорости.

В последнем шаге разбега толчковая нога выносится вперед, а затем опускается вниз беговым движением. Толчковая нога ставится на отталкивание перед собой, почти выпрямленная в тазобедренном (165 - 170º) и коленном (175 – 178º) суставах, на всю стопу. Угол постановки ноги – 65 – 70.º Туловище занимает вертикальное положение. Согнутая маховая нога выносится вперед, таз «входит» на толчковую ногу. При далекой постановке ноги, увеличении длины последнего шага, уменьшении угла постановки увеличивается время фазы амортизации. Спортсмен начинает разгибание ноги слишком рано, когда тело находится еще сзади точки опоры. При этом происходят большие потери горизонтальной скорости. Слишком близкая постановка ноги, «под себя», увеличение угла постановки приводит к позднему разгибанию, спортсмен не успевает в полной мере приложить усилия. В таком случае уменьшается угол вылета, снижается высота полета.

В фазе амортизации происходит незначительное сгибание толчковой ноги, минимальная величина угла сгибания в коленном суставе (угол амортизации) не превышает 160º. Далее происходит разгибание толчковой ноги в тазобедренном и коленном суставах, подошвенное сгибание стопы. О своевременности разгибания толчковой ноги свидетельствует угол отталкивания, который должен составлять 73 – 76º. Об активности маховых движений свидетельствует угол разведения бедер в момент окончания отталкивания, его оптимальные величины – 106 – 114º. Совместно с высоким подъёмом маховой ноги происходит вытягивание туловища прыгуна вверх. Руки работают разноименно. Рука, одноименная толчковой ноге, выносится вперед-вверх, другая рука отводится назад, локтевые суставы должны быть чуть ниже плечевых. Оптимальный угол вылета в прыжках в длину – 20 – 23º. Потеря горизонтальной скорости во время отталкивания составляют около 1 м/с.

Основными задачами в полете являются сохранение равновесия и подготовка к выполнению эффективного приземления.

Траектория полета ОЦМТ определяется действиями прыгуна во время разбега и отталкивания и зависит от начальной скорости и угла вылета. Высота подъёма ОЦМТ составляет 50 – 70 см.

После отталкивания прыгун находится в положении полета в шаге, когда толчковая нога опущена несколько назад, маховая нога согнута в тазобедренном и коленном суставах, туловище слегка наклонено вперед, руки широко разведены. Дальнейшие движения прыгуна обусловлены способом прыжка.

Способ «согнув ноги» (рис. 24) является самым простым по технике выполнения. Прыгун, сгибая, подтягивает толчковую ногу к маховой, туловище слегка отклоняется назад, что уменьшает напряжение мышц живота и передней поверхности бедер, удерживающих ноги. Рука, одноименная толчковой ноге, вместе с движением ноги выносится вперед-вверх. Когда траектория полета начинает снижаться, прыгун готовится к приземлению – группируется. Эффективная группировка начинается с движением ног вперед с высоко поднятыми коленями, голень свободно опущена, туловище слегка наклонено вперед, руки слегка согнуты, движутся сверху вперед и вниз-назад. Завершается группировка выпрямлением ног с продвижением вперед таза. Основным недостатком данного способа
является увеличение момента вращения в полете, что затрудняет сохранение равновесия и удержание ног.

 

Рис. 24. Прыжок в длину способом «согнув ноги»

 



 

 

Рис. 25. Прыжок в длину способом «ножницы»

 

Рис. 26. Прыжок в длину способом «прогнувшись»

При прыжках способом «прогнувшись» (рис. 26) после полета в шаге спортсмен опускает маховую ногу вниз-назад. Рука, одноименная толчковой ноге, одновременно опускается вниз, руки выпрямляются в локтевых суставах, затем двигаются дугой вверх с паузой в средней части, что обеспечивает устойчивое положение. Прыгун оказывается в прогнутом положении, при этом растягиваются мышцы передней поверхности туловища, что облегчает дальнейший подъём ног. Пролетев в таком положении примерно половину полета, прыгун сгибает и выносит вперед обе ноги, начинает группировку. Основным недостатком данного способа является необходимость перестройки движений в отталкивании, что часто не позволяет реализовать скоростные возможности. Новички иногда начинают прогибаться при выполнении отталкивания.

Движения в полете при прыжке способом «ножницы» (рис. 25) являются наиболее естественными, прыгун как бы продолжает бег по воздуху, делая в полете 2,5 – 3,5 шага. Из положения полета в шаге маховая нога, выпрямляясь, опускается, толчковая нога, сильно согнутая в коленном суставе, выносится вперед (первый шаг). Далее маховая нога продолжает движение назад, сгибаясь в коленном суставе, а толчковая нога выносится бедром вперед (второй шаг). Туловище несколько отклоняется назад, руки выполняют круговые движения разноименно с ногами, что уравновешивает спортсмена. Далее маховая нога согнутая подтягивается к толчковой ноге, спортсмен начинает группироваться перед приземлением.

Эффективность выполнения приземления оказывает в прыжках в длину влияние на результат прыжка в целом. Увеличение высоты подъёма ног на 10 см может увеличить результат на 16 см. После касания песка стопами ноги быстро сгибаются в коленных суставах, таз выводится за линию касания песка стопами. При использовании варианта приземления «в сторону» после касания стопами песка прыгун, расслабляя одну ногу и помогая себе руками и плечами, осуществляет резкий поворот в сторону расслабленной ноги.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.