Сделай Сам Свою Работу на 5

Система морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).

 

Система морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) обладает всеми признаками сложных системных образований и включает в себя как материальные (объекты, субъекты, технические и другие средства), так и идеальные (цели, задачи, принципы организации) составные части.

Связано это с тем, что, во-первых, элементы системы морально-психологического обеспечения соединены определенной структурой, внутренними системообразующими связями. Причем существенной особенностью этой структуры является многоаспектность связей и взаимодействий.

Во-вторых, будучи объединенной структурными компонентами система морально-психологического обеспечения приобретает важнейшее интегративное качество - способность целенаправленного воздействия на морально-психологическое состояние объекта.

В-третьих, система морально-психологического обеспечения обладает таким стержневым признаком системы, как единство и целостность. Единство обеспечивается ее общими для войск (сил) целями, основами, принципами, организационными нормами, преемственностью и непрерывностью, охватом всего личного состава. Целостность морально-психологического обеспечения как системы состоит в том, что все его структурные элементы закономерно обусловлены и объективно необходимы.

В-четвертых, система морально-психологического обеспечения имеет свои внешние системообразующие и системосохраняющие связи. В них обнаруживается ее качественное отличие от других явлений и систем. Оно состоит, прежде всего, в том, что посредством морально-психологического обеспечения осуществляется целевое воздействие на морально-психологическое состояние его объекта.

В-пятых, система морально-психологического обеспечения - это управляемая система. Ее структурные компоненты, как и сама система в целом, в определенных пределах могут адаптироваться, сохранять относительную устойчивость и самостоятельность. Они не остаются неизменными, а непрерывно развиваются вместе с обществом, государством, политикой, проводимой руководством страны.



В-шестых, система морально-психологического обеспечения имеет сложные функции, которые в широком плане состоят в разрешении противоречий и приведении морально-психологического состояния индивида в соответствие с требованиями, предъявляемыми к нему государственной политикой.

Таким образом, систему морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) на основе действующего законодательства и в рамках единой государственной и военной политики образуют взаимодействующие между собой силы и средства, государственные, военные и иные органы, объединения, организации и граждане, несущие в пределах своей компетенции всю полноту ответственности за формирование уровня морально-психологического состояния личного состава, обеспечивающего выполнение поставленных задач.

Выявление различий между элементами системы и последующее упорядочение их приводят к поискам устойчивых внутренних связей между ними, то есть обнаруживает структуру системы. Под структурой в общем виде понимается определенная взаимосвязь, взаиморасположение составных частей в пространстве, характеризующее строение или устройство чего-либо. Выделим и рассмотрим элементы структуры системы морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).

Эффективность функционирования системы морально-психологического обеспечения в огромной степени зависит от правильного определения ее субъектов и объектов. На практике понимание сущности и особенностей субъекта и объекта позволит избежать крупных просчетов и ошибок в процессе формирования требуемого уровня морально-психологического состояния войск. Субъекты и объекты - главные взаимодействующие структурные элементы системы морально-психологического обеспечения. Субъекты воздействуют на объекты с целью формирования у них определенных качеств. Опыт организации морально-психологического обеспечения показывает, что наиболее целесообразно выделить пять групп объектов системы морально-психологического обеспечения.

Первая группа объектов - это личный состав войск (сил). Причем, исходя из организационно-штатной структуры частей и подразделений, и проводимой в настоящее время в стране программы планомерного строительства Вооруженных Сил, одним из направлений которой является сокращение числа военнослужащих и увеличение в армии числа гражданского персонала, данную группу объектов целесообразно разделить на две подгруппы. Первая - военнослужащие, проходящие службу как по контракту, так и по призыву. Ко второй следует отнести гражданский персонал Вооруженных Сил. Элементам этих подгрупп присущи определенные политические, морально-нравственные и психологические особенности, ибо каждый из них создан, чтобы жить в обществе и представляет собой не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Они отличаются друг от друга по политическим и идеологическим взглядам, характеру выполняемых задач, интеллектуальному развитию, психологическому складу и другим параметрам.

Ко второй группе объектов относятся воинские коллективы. Как правило, они создаются для выполнения определенных задач, выполнение которых связано с большими затратами моральной энергии, психологическим напряжением и требуют тщательно продуманного и организованного морально-психологического воздействия. При этом речь идет как о воздействии на морально-психологическое состояние каждого индивида в отдельности, так и на весь воинский коллектив. Вместе с тем, организуя эту работу, исходя из теории педагогики и психологии, важно иметь в виду, что воинский коллектив, являясь объектом морально-психологического обеспечения, одновременно выступает в роли важного фактора воздействия на каждого его члена в отдельности. Будучи объектом, он становится также и субъектом морально-психологического обеспечения. Известный педагог В.Сухомлинский так охарактеризовал воспитательную силу коллектива: «Забота о воспитательной силе коллектива - это забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о богатстве отношений».

Объекты первой и второй групп также могут быть классифицированы по их принадлежности к видам и родам войск Вооруженных Сил - объекты ВВС, ВМФ, РВСН и т.п., в связи с тем, что принцип организации морально-психологического обеспечения применительно к ним должен учитывать свои, только им присущие особенности.

К третьейгруппе объектов, относятся семьи военнослужащих. «Семья, - по мнению американского педагога Ф.Адлера: - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего человеческого общества». Функции и задачи этой категории в системе морально-психологического обеспечения различны. Однако, несомненно, что от их деятельности и духовно-нравственного настроя, который они создают в своих маленьких коллективах, в огромной степени зависит боеспособность войск, морально-психологический климат в воинских коллективах, эффективность выполнения ими поставленных задач, ибо прочный и крепкий «тыл» всегда был залогом будущей победы. Например, в вооруженных силах США основными формами работы с семьями военнослужащих являются тематические публикации в центральных и ведомственных периодических печатных изданий и трансляция регулярных теле,- и радиопередач, организованных специальной теле- и радиовещательной службой вооруженных сил США «АФРТС».

Четвертую группу объектов морально-психологического обеспечения составляют конкретные виды и формы деятельности войск (сил), различные выполняемые ими задачи. Форма применения войск (сил) планируется под цели и задачи, стоящие перед ними.

Руководящими документами на органы воспитательной работы, как субъект морально-психологического обеспечения, возложена организация работы с местным населением. В связи с этим к пятой группе объектов морально-психологического обеспечения относится население в районе дислокации войск (сил), особенно та его часть, которая является составной частью мобилизационных ресурсов. Как показывает исторический опыт, общество не может быть вне сферы морально-психологического обеспечения. Каждому гражданину должны быть понятны идея защиты Отечества, смысл воинской службы. Только общество, сам народ могут придать армии соответствующую духовную энергию и требовать от нее высокого морального духа. Если же общество не заботится о развитии в себе высокого морального духа, а государственная власть не формирует в народе чувства любви и уважения к военному человеку, плохо заботится об армии, а порой даже кое-кто из политических деятелей и представителей СМИ считает ее обузой для государства, что характерно для современной отечественной действительности, то такое общество и такая власть никогда не смогут вдохновить воинов на подвиги, а значит и не вправе ждать от них победы.

В заключение отметим, что, как уже было сказано выше, главным объектом системы морально-психологического обеспечения является человек. Он имеет разные статусные положения, нередко противоречивые, а то и противоположные политические и идеологические интересы, не совпадающие или не совместимые с интересами других индивидов. Его поведение, деятельная активность определяется не только внешними, но и внутренними состояниями (потребностями, интересами, мотивами и т.д.). Он способен принимать самостоятельные решения, которые могут соответствовать или не соответствовать требованиям тех систем, в которые он входит - от полного совпадения, до полного неприятия. Прогнозирование этого поведения всегда сложно и не всегда возможно.

Особуюроль в структуре системы морально-психологического обеспечения играют ее субъекты - государство и его институты, общество (социальные слои и группы), совокупность государственных учреждений, общественных, религиозных и других объединений, а также отдельных лиц, призванных специально заниматься проблемами морально-психологического обеспечения, и располагающие определенными силами и средствами для выполнения своих функций.

Одним из основных субъектов морально-психологического обеспечения является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. В соответствии с действующим законодательством оно обеспечивает морально-психологическую безопасность каждого гражданина на своей территории. Гражданам России, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство. Органы федеральной государственной власти и управления, военно-политические институты государства определяют цели морально-психологического обеспечения, необходимые для их достижения, пути, силы и средства, формы и методы, организуют взаимодействие государственных и общественных структур, политических партий, наконец, непосредственно принимают решения на применение сил и средств морально-психологического обеспечения на стратегическом уровне. При этом их воздействие на личный состав Вооруженных Сил осуществляется не само по себе, а через ряд факторов. Основными среди которых являются следующие:

военно-политические, включающие: борьбу за власть в стране, регионе между национально-политическими группировками, политическими партиями, движениями, объединениями, кланами; сепаратистские тенденции в стране, субъекте Федерации, регионе, районе дислокации; уровень стабильности политического режима и его способность решать задачи обеспечения обороноспособности; рост числа субъектов военной политики; расширение функций Вооруженных Сил по решению внутригосударственных задач обеспечения военной безопасности и др.;

социально-экономические, вбирающие в себя разрыв экономических связей и связей военно-промышленного комплекса; ухудшение снабжения войск современными образцами вооружения, материально-техническими средствами, как следствие - ускоренное моральное и материальное старение вооружения; ухудшение условий воинского труда, быта, отдыха военнослужащих; снижение жизненного уровня войск; усиление социального напряжения в воинских коллективах и др.;

морально-психологические, включающие развертывание идеологической компании по дискредитации армии; навязывание ей комплекса вины за неудачи при выполнении задач обеспечения безопасности государства; усиление социальной напряженности в воинских коллективах, вызванное постоянной угрозой жизни военнослужащих в регионах урегулирования конфликтов, независимо от позиции войск (сил), а также отрывом военнослужащих от семей, их неуверенностью и опасением за жизнь близких и т.д.;

военно-профессиональные, связанные с усложнением организации боевой подготовки войск (сил) вследствие кризиса и нестабильности общества, падением престижа воинской службы и увеличением степени риска при исполнении служебных обязанностей, отрывом личного состава от боевой подготовки, особенно в регионах выполнения задач по урегулированию конфликтов.

Действие этих факторов происходит как непосредственно, так и опосредованно, хотя грань между ними подвижна и в большей степени зависит от активности субъектов системы морально-психологического обеспечения. Так, например, в соответствие с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Он утверждает Военную доктрину, а в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указы Президента, его выступления в СМИ имеют огромное значение для эффективности морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил), формирования здорового общественного мнения в стране, правильного отношения населения, личного состава войск (сил) к выполнению задач в области военной политики и военного строительства. Согласно Конституции Российской Федерации, Совет Федерации утверждает Указы Президента о введении военного положения, решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за пределами страны. Государственная Дума разрабатывает и принимает федеральные законы, в том числе по вопросам военной части бюджета, войны и мира и др. Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению обороны страны, национальной безопасности, реализации внешней и внутренней политики государства. Федеральное Собрание Российской Федерации оказывает воздействие на морально-психологическое состояние населения страны, личного состава войск (сил) как принятыми законами, так и самим ходом обсуждения этих законов, различного рода заявлениями, постановлениями по военным вопросам, выступлениями депутатов в СМИ и перед избирателями. Не меньшее значение имеют решения Правительства Российской Федерации, выступления его членов.

Следующим основным субъектом морально-психологического обеспечения являются офицерские кадры и другие командные категории военнослужащих. Руководит морально-психологическим обеспечением командир-единоначальник, который несет ответственность за все стороны жизнедеятельности подчиненных, в т.ч. и за формирование у них политических и морально-психологических качеств.

Однако, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, один командир, что вполне естественно, не может сам в полном объеме решить все задачи морально-психологического обеспечения. Необходимо еще наличие в войсках (силах) особых структур, специально созданных для этой цели, работающих под его руководством и являющихся важным элементом системы субъектов морально-психологического обеспечения. С этой целью в Вооруженных Силах созданы органы воспитательной работы. На эти структуры возложена ответственность за проведение в войсках под руководством командиров государственной политики, воспитание у военнослужащих личной ответственности за соблюдение требований Конституции, законов, общевоинских уставов, Военной присяги и приказов, формирование у них качества гражданина-патриота, надежного защитника Отечества, проведение мероприятий по укреплению морально-психологического состояния и психологической устойчивости личного состава, его готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки; взаимодействие с органами государственной власти в центре и на местах, общественными и религиозными объединениями, СМИ в интересах воспитания личного состава и др.

Наряду с командирами, органами воспитательной работы в структуру субъектов системы морально-психологического обеспечения входят также штабы, начальники родов войск и служб, культурные учреждения, работники военных СМИ, юридических органов, медицинских учреждений, боевой актив частей, подразделений и другие органы и должностные лица, так или иначе оказывающие морально-психологическое воздействие на его объекты.

Особое место в общей структуре субъектов морально-психологического обеспечения занимает гражданское общество (политические партии, общественные и религиозные объединения, различные союзы, ассоциации и другие негосударственные институты). Хотя их деятельность в Вооруженных Силах запрещена законом, они, как свидетельствует жизнь, способны оказывать существенное воздействие на морально-психологическое состояние армии и флота через СМИ, выступления своих представителей в органах государственной власти и т.п. Конечно, общественные объединения не имеют такие возможности, какими располагают государственные органы. Их деятельность в основном носит контрольный характер. Они выявляют опасности различного вида, информируют соответс­твующие государственные органы, общество в целом о грозящих опасностях, мобилизуют общественное мнение на борьбу с ними. Однако следует отметить, что в перспективе, в ходе упрочения демократических основ общества, роль общественных объединений, как субъектов системы морально-психологического обеспечения, скорее всего, будет воз­растать.

Особым субъектом системы морально-психологического обеспечения являются средства массовой информации - т.н. «четвертая власть», оказывающие огромное воздействие на морально-психологического состояния нации. Вот как охарактеризовал СМИ 37-й Президент США Ричард Никсон: «Выгоднее вложить один доллар в СМИ, чем 10 долларов в оружие: оружие вряд ли заговорит вообще, а СМИ с утра до ночи не закрывают рта». По выразительности, объемности и эффективности информационно-психологического воздействия они не имеют себе равных.

Например, телерепортажи с места событий создают у зрителей иллюзию сопричастности с показываемыми на экране событиями. Опросы, проводимые фондом «Общественное мнение» среди различных социальных групп населения и военнослужащих, свидетельствуют о том, что около 90% зрителей верят тому, что передается. На самом же деле зрители нередко получают уже интерпретированную соответствующим образом обработанную информацию о реальных событиях, что называется из «вторых рук». Эффект восприятия такой «информации» в значительной мере зависит от содержания и тональности комментариев, пропагандистского мастерства ведущего телепрограммы, соответствующего разъяснения фактов. А они, как правило, находятся в прямой зависимости от целей, преследуемых конкретными силами. Повторно используя телепередачи и апеллируя в основном к эмоциям, можно навязать объекту воздействия практически любую точку зрения.

Применяя военную терминологию, можно утверждать, что контроль над СМИ, особенно в условиях политического или военно-политического кризиса, реализации планов обеспечения национальных интересов государства эквивалентен «господству в воздухе в современной войне».

Наиболее ярким примером, подтверждающим вышесказанное в отношении СМИ, является характер освещения событий в Чеченской республике. Так, например, в 1994 - 96 гг. СМИ своими телевизионными репортажами и газетными публикациями сформировали крайне отрицательную реакцию общества на действия российских войск. Во время же контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе (1999-2000 гг.) благодаря грамотной политике руководства страны в отношении СМИ, отрицательному опыту прошлой чеченской компании действия войск объединенной группировки не только полностью поддерживались населением страны, но и позволили значительно увеличить популярность военной организации в стране.

Таким образом, выделенные группы, несмотря на внешнюю разобщенность, все же составляют единую структуру. При этом каждый субъект использует свои формы, методы и средства морально-психологического воздействия на объекты системы. Вместе с тем взаимодействие между этими структурными элементами системы морально-психологического обеспечения не является односторонне направленным - от субъекта к объекту. Необходимо видеть в этом взаимодействии и обратную связь.

Достаточно очевидно, что для нормального функционирования любой системы необходимо наличие определенной программы. Применительно к политической, духовной, социальной и информационной сферам безопасности государства в этой роли выступает так называемая руководящая идея. Великий русский писатель Л.Н. Толстой так охарактеризовал значение идеи в развитии какого-либо учения: «Идея - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни». Для системы морально-психологического обеспечения этой путеводной звездой является идейно-теоретическая база, суть которой заключена в государственных и военных нормативных правовых актах.

В идейно-теоретических основах можно выделить два базовых элемента - общегосударственные социально-философские политические концепции и военно-стратегические установки. При этом положения первых прямо или косвенно отражаются в военно-стратегических установках (стратегия национальной безопасности, национальная военная стратегия и др.), которые, в свою очередь, закладываются в специализированные программы морально-психологического обеспечения военнослужащих, выражающиеся в требуемом уровне морально-психологического состояния армии и флота. Вышеуказанные базовые элементы основываются и исходят из комплекса постоянно действующих (неизменных) целей военно-политического руководства государств в отношении нации в целом. Например, в США к ним относятся: защита жизненных интересов и обеспечение безопасности американцев как в своей стране, так и за границей; сохранение политической свободы, национальной независимости, неприкосновенности ценностей, институтов и территории; обеспечение благосостояния, процветания страны и народа.

В то же время в Российской Федерации под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. При этом интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина; интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России; интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Значительную роль в обеспечении эффективного функционирования системы морально-психологического обеспечения играет наличие хорошо продуманного и высокоорганизованного управляющего элемента, призванного координировать усилия всех субъектов системы морально-психологического обеспечения.

Как и любой процесс, функционирование системы морально-психологического обеспечения должно осуществляться не волюнтаристским способом, а быть четко регламентировано. В связи с этим существенное значение для всей системы морально-психологического обеспечения, с точки зрения ее эффективного функционирования, имеет наличие в ее структуре соответствующей законодательной базы, которая должна служить правовой основой для всех объектов и субъектов системы морально-психологического обеспечения.

Особенность реализации функций законодательной базы состоит в правовом регулировании их действий с по­мощью и на основе права. Объектом этого регулирования может быть не только внут­ренняя сторона их деятельности, но и сфера деятельности всего населения страны. Это объясняется тем, что процесс подготовки и применения войск (сил) обусловливается не только факторами, протекающими внутри них, но и многими внешними воздействиями, а также характером отношений общества к ним. Поэтому в системе морально-психологического обеспечения большую роль играет не толь­ко федеральное законодательство, касающееся деятельности войск (сил), но и правовые нормы, содержащиеся в документах, регламентирующих жизнедеятельность страны в целом. В данном случае речь идет о том, что законодательно устанавливаются по­рядок планирования, организации и функционирования всех субъектов и объектов, так или иначе входящих в систему морально-психологического обеспечения, их права и обязанности.

В морально-психологическом обеспечении, как и в любой системе, важную роль играют связи, которые представляют собой «способы воздействия, взаимодействия или отношения элементов между собой, обусловливающие ее структуру и функционирование во времени и пространстве». Связь в системе морально-психологического обеспечения - это выражение совместимости функционирования или развития двух и более элементов ее объекта или двух объектов. Система морально-психологического обеспечения обладает связями различными по своей природе. Среди них различаются информационные связи, связи управления, причинные связи, связи соответствия, взаимодействия, генетические связи, принадлежности, предпочтения, последовательности.

Как правило, процессу морально-психологического обеспечения предшествует активизация причинных и информационных связей, которые затем включают связи управления, взаимодействия, нормативно-правовые и т.д. Но особо можно выделить связи последовательности и предпочтения, поскольку они помогают отыскать наиболее верное решение по формированию уровня морально-психологического состояния и избрать для этого наиболее эффективное средство. Здесь мы подходим вплотную к понятию обратной связи. Ее важность для функционирования системы морально-психологического обеспечения трудно переоценить. Механизм обратной связи обеспечивает устойчивость и равновесие системы в ее взаимодействии со средой воздействия и является всеобщей объективной закономерностью - авторегуляцией уровня морально-психологического состояния. В процессе морально-психологического обеспечения именно обратная связь выступает в качестве механизма учета различий между целью процесса и его результатом, механизм устанавливает равновесие социально-политической системы, корректируя процесс урегулирования ее состояния. Следует обратить внимание на специфику функционирования обратной связи в процессе морально-психологического обеспечения, которая проявляется в возможности запаздывания реакции и большого временного промежутка между действием и реакцией на него. Причины этого коренятся в сложности взаимодействия социально-политических объектов, что создает одну из самых больших трудностей как в своевременной реакции, так и в оценке эффективности функционирования системы морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.