Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные мероприятия морально – психологического обеспечения боевого дежурства.





 

Работа по морально-психологическому обеспечению боевого дежурства направляется на формирование у личного состава дежурных подразделений качеств, позволяющих ему успешно выполнять возложенные на него задачи. При этом первостепенное внимание обращается на выработку и развитие у воинов осознанной мотивации действий на боевом дежурстве, понимания значимости выполнения возложенных на них обязанностей. Каждый воин дежурного подразделения должен иметь чёткий ответ на вопросы "зачем и "почему" необходимо боевое дежурство, каково его значение в обеспечении национальной безопасности государства.

Как показывает практика, понимание личным составом военной и социально-политической значимости несения боевого дежурства объективно повышает внутренние мобилизационные возможности военнослужащего, способствует формированию у него высокой ответственности за выполнение боевой задачи, создаёт условия для развития у воинов качеств, позволяющих им действовать смело и решительно в самой сложной, напряжённой и опасной для жизни обстановке, нередко на пределе возможного.



Наряду с воспитанием у воинов понимания высокой значимости боевого дежурства и на его основе осуществляется работа по формирования у них мотивов поведения, отвечающих на вопросы: "что" и "как" необходимо делать на боевом дежурстве, какие приёмы, способы и средства использовать для достижения целей боевого дежурства.

В связи с этим, морально-психологическое обеспечение направляется на выработку у воинов качеств, умений и навыков, позволяющих немедленно приступить к выполнению боевой задачи после сигнала, время получения которого заранее не определено. При этом особое внимание обращается на подготовку личного состава к действиям в условиях высокой ответственности, требующей мобилизации резервных возможностей психики, в обстановке опасности, вызывающей к жизни инстинкт самосохранения, внезапности и при непрогнозируемых условиях, дефиците времени, непривычном ритме работы, недостатке или избытке информации, постоянной новизне возникающих задач, одновременном совмещении нескольких видов действий и т.д.



Видное место в работе по морально-психологическому обеспечению боевого дежурства занимают мероприятия по формированию у личного состава коллективистских мотивов поведения, обусловленных взаимной зависимостью и ответственностью за выполнение боевой задачи всех должностных лиц боевых расчетов дежурных сил. Вместе с тем обращается внимание на подготовку лиц боевых расчетов к работе в специфических условиях относительной изоляции и преимущественно, как было указано ранее, операторский характер действий.

При организации морально-психологического обеспечения боевого дежурства очень важно учитывать, что длительное пребывание личного состава в состоянии высокой напряжённости, действия на пределе возможного отрицательно сказываются на функционировании психики и порой приводят к снижению духовно-нравственного настроя воинов, падению активности в выполнении поставленной задачи. Именно на недопущение снижения духовного настроя и боевой активности воинов, поддержание их на уровне, обеспечивающем выполнение боевой задачи и должна быть направлена деятельность командиров, штабов, воспитательных структур в ходе боевого дежурства.

В этой связи большое значение приобретают умелая работа офицеров-воспитателей, по поддержанию высокого морально-психологического состояния воинов на боевом дежурстве, осуществление систематического контроля за духовным настроем, боевой активностью и здоровьем личного состава. Не должны оставаться без внимания" вопросы материально-бытового обеспечения дежурных сил, организации отдыха, питания, медицинского обслуживания, соблюдения режима труда личного состава.



Несение боевого дежурства на рабочих местах (боевых постах) – это не кратковременное событие. Следовательно, возникает необходимость в специальной работе, проведении целого комплекса мероприятий по поддержанию и повышению морально-психологического настроя личного состава. Частые дежурства, особенно без всяких осложнений, могут превратить их, во-первых, в обыденное занятие, во-вторых, приводят к притуплению бдительности. Здесь же, отрицательно сказывается утомление и монотонность на боевом дежурстве. В итоге это может вполне привести к срыву выполнения задач боевого дежурства.

В организации морально-психологического обеспечения на боевом дежурстве важно учитывать и то, что уровень работоспособности военнослужащих при выполнении боевых задач будет различен. Это связанно с такими психологическими и физиологическими явлениями, как адаптация к условиям дежурства, утомление, усталость и другое. Рассмотрим некоторые из факторов, влияющих на эффективность выполнения задач в ходе несения боевого дежурства.

Работоспособность выступает физиологическим состоянием эффективности деятельности и является физиологическим состоянием организма человека – его мышц, органов, нервной системы, обеспеченность внутренних энергий, которое реализуется или может быть реализовано в конкретных результатах воинской деятельности.

Дееспособность – выступает психологической стороной эффективности деятельности и является состоянием психики человека, позволяющим ему реализовывать свою работоспособность.

Расходование внутренней энергии человеком, в ходе любой его деятельности способствует возникновению такого физиологического состояния, как утомление, которое выступает физиологической стороной расходования энергии организмом человека. Данное состояние является своеобразным сигналом о степени израсходования энергетических запасов организма и необходимости их восстановления (отдыха, сна приёма пищи). Степень утомления организма отражается психикой и субъективно воспринимается человеком как усталость.

Усталость – психическое состояние, препятствующее успешной реализации работоспособности в конкретные продукты деятельности, в том числе и при несении боевого дежурства, открывает для командиров и подчинённых им должностных лиц большие возможности по умелому и целенаправленному управлению этим состоянием, повышению эффективности воинской деятельности.

Работоспособность и дееспособность личного состава, несущего боевое дежурство, а значит и эффективность его деятельности, в определённой степени зависит от психологических предпосылок. Нисколько не умоляя влияние других объективных и субъективных факторов на качество несения боевого дежурства, необходимо со всей определённостью сказать, что эффективность деятельности личного состава на боевом дежурстве может быть значительно повышена при условии глубокого изучения и позитивного использования перечисленных предпосылок.

Проведенный анализ позволяет сформировать основные направления деятельности командиров, штабов, органов воспитательной работы подчинённых им должностных лиц и служб по морально-психологическому обеспечению боевого дежурства на основе учёта и активизации социально-психологических предпосылок повышения его эффективности.

1. Анализ морально-психологических состояния личного состава, состояния воинской дисциплины в дежурных силах и выработка на основе полученных результатов конкретных мероприятий по социально-психологической профилактике в целях поддержания правопорядка и сплочённости в воинских коллективах, нейтрализации негативных проявлений в армейской среде.

2. Изучение, анализ и прогнозирование общественного мнения, интересов и запросов, настроений и взаимодействий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала части (подразделения) и выработка предложений и рекомендаций командованию по управлению социально-психологическими процессами, протекающими в воинских коллективах.

3. Обеспечение психологической совместности номеров дежурных расчётов и смен.

4. Изучение и анализ штабами, офицерами воспитательных структур военно-политической обстановки, социально-экономической ситуации в районе дислокации, доведение этой информации до личного состава – ежемесячно и непосредственно накануне заступления на боевое дежурство, в дежурных силах – ежедневно.

5. Мероприятия военно-социальной работы среди военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала в целях решения конкретных вопросов их социальной защиты и удовлетворения материально-бытовых потребностей.

6. Проведение мероприятий информационно-воспитательной, культурно-досуговой работы с личным составом, членами семей военнослужащих и гражданским персоналом части (подразделения) с учётом задач боевого дежурства.

7. Проведение руководящим составом части инструктивно-методических, специальных занятий с командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе по вопросам организации морально-психологического обеспечения боевого дежурства.

8. Анализ морально-психологического состояния группировки войск вероятного противника, направленности и содержания его информационно-психологического воздействия на личный состав; выработка и проведение мероприятий по противодействию его влиянию на воинские коллективы, отдельных военнослужащих в целях безусловного выполнения задач боевого дежурства в любых условиях обстановки.

9. Проведение комплекса мероприятий по снятию психологической напряжённости и восстановлению работоспособности личного состава сил боевого дежурства, психологическая реабилитация военнослужащих, перенёсших сильные психологические потрясения.

Исходя из этого, основными задачами морально-психологического обеспечения боевого дежурства являются:

формирование у личного состава высоких морально-психологических качеств, психологической готовности к безусловному выполнения задач боевого дежурства, устойчивости к нервно-психологическим перегрузкам, высокой ответственности за выполнение функциональных обязанностей;

формирование у личного состава дежурных сил системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений, развитие у воинов нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга в мирное время, нравственной мотивации поведения на боевом дежурстве;

создание социально-психологических, правовых, культурно-бытовых условий для полного выполнения личным составом дежурных сил своих функциональных обязанностей;

соблюдение и реализация всех правовых и социальных гарантий военнослужащих и членов, предусмотренных Конституцией и законодательством Российской Федерации;

повседневное разъяснение и проведение в дежурных силах государственной политики в области обеспечения безопасности и вооруженной защиты страны на основе Конституции Российской Федерации, Военной доктрины, действующих законов и общевоинских уставов;

воспитание у личного состава уважения к Конституции Российской Федерации, законам, общевоинским уставам, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам, объединению, соединению, части, подразделению, поддержание на этой основе высокого уровня правопорядка и воинской дисциплины, здоровой морально-нравственной атмосферы;

изучение, оценка и прогнозирование морально-психологического состояния личного состава несущего боевое дежурство;

воспитание уверенности в своих командирах, правильности принимаемых ими решений, в возможностях боевой техники.

Выполнение этих задач морально-психологического обеспечения осуществляется посредством комплекса мероприятий информационно-воспитательной работы, военно-социальной работы, психологической работы, культурно-досуговой работы, защиты личного состава дежурных сил от негативного информационно-психологического воздействия, являющихся важнейшими видами морально-психологического обеспечения боевого дежурства.

Информационно-воспитательная работа в рамках морально-психологического обеспечения затрагивает, прежде всего, теоретический уровень общественного сознания личного состава, несущего боевое дежурство, и, в первую очередь, такие его виды, как политическое, правовое, моральное и религиозное сознание. Объективно она включает в себе все виды воспитания: воинское, нравственное, патриотическое, правовое, эстетическое и т.д.

Информационно-воспитательная работа организуется и осуществляется в целях мобилизации личного состава дежурных сил на безусловное выполнение боевых задач в любых условиях обстановки.

Информационная работа должна быть направлена на военно-политическое ориентирование личного состава дежурных сил, формирование его духовной готовности к выполнению боевых задач. В неразрывной связи с ней проводится воспитательная работа как процесс целенаправленного воздействия на индивидуальные личностные качества различных категорий военнослужащих с целью выработки ответственности, добросовестного отношения к своим служебным обязанностям при выполнении задач боевого дежурства.

На боевом дежурстве информационно – воспитательная работа приобретает вполне конкретные задачи, в частности это: формирование у личного состава моральных качеств, норм, принципов и убеждений воинов, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения задач боевого дежурства, нравственной мотивации поведения; вооружение всех категорий личного состава дежурных сил знаниями и пониманием сущности военно-политической обстановки в мире, внутриполитической обстановки в стране, регионе дислокации; воспитание патриотизма, чувства долга и личной ответственности за безопасность страны, чувства гордости за принадлежность к виду и роду войск Вооруженных Сил, своей части, своему подразделению, высокой исполнительской дисциплины при несении боевого дежурства; сплочение личного состава дежурных сил в единый, дружный организм, объединенный общей целью качественного несения боевого дежурства, коллективным чувством воинского долга; воспитание уважения к законам, уставам, форме одежды, высокой дисциплинированности, способности противостоять страху, панике, слухам, проявлять выдержку и волю при выполнении задач боевого дежурства; оперативное распространение, с использованием технических средств воспитания положительного опыта военнослужащих отличившихся в ходе несения боевого дежурства; своевременное обеспечение личного состава дежурных сил периодическими изданиями, организация просмотров теле - радиопередач, кино,- видеоматериалов.

Военно-социальная работа как важнейший компонент морально-психологического обеспечения, прежде всего, должна быть направлена на безусловное соблюдение социально-правового статуса военнослужащих, поддержание организованности и правопорядка в ходе выполнения задач боевого дежурства.

Военно-социальная работа на боевом дежурстве должна включать в себя следующие направления: создание социальных и правовых условий для полного выполнения личным составом дежурных сил своих функциональных обязанностей, соблюдения и реализации всех правовых и социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации; разъяснение личному составу дежурных сил законов, их прав и обязанностей, формирование чувства личной ответственности за выполнение (невыполнение) законов, правовых актов, регламентирующих деятельность военнослужащих на боевом дежурстве, в том числе Военной присяги, боевого и общевоинских уставов, приказов и распоряжений командиров дежурных сил, командиров части (подразделения); укрепление единоначалия, организованности, правопорядка и воинской дисциплины на различных этапах подготовки и несения боевого дежурства; постоянный контроль за доведением до личного состава дежурных сил положенных норм довольствия, за соблюдением в процессе дежурства принципов социальной справедливости.

Военно-социальная работа на боевом дежурстве осуществляется в тесном единстве с информационно-воспитательной работой, особенно с воинским, нравственным и правовым воспитанием, правовой пропагандой, предполагает использование воспитательного воздействия практики применения законодательства в войсках.

Культурно-досуговая работа осуществляется в целях восстановления духовных и физических сил военнослужащих, входящих в состав дежурных смен и расчетов. В ее задачи должны входить: формирование и поддержание культурного уровня взаимоотношений в дежурных сменах и расчетах между военнослужащими, необходимого эмоционально-нравственного состояния личного состава; развитие у личного состава дежурных сил общекультурных норм и правил межнационального общения и общественного поведения; организация духовно-содержательного досуга и отдыха, культурного обслуживания личного состава свободного от выполнения задач боевого дежурства.

Культурно-досуговая работа, служит средством духовно-нравственного возвышения и творческого развития личности воинов и призвана способствовать выполнению учебно-боевых задач боевого дежурства путем создания у военнослужащих необходимого эмоционально-психологического настроя. Культурно-досуговая работа, являясь самостоятельным компонентом морально-психологического обеспечения, в то же время тесно увязывается с задачами информационно-воспитательной и психологической работы, всеми видами воспитания военнослужащих: патриотическим, правовым, религиозным, экологическим, нравственным, эстетическим, воинским, военно-техническим, а также с боевой и морально-психологической подготовкой.

Психологическая работа определяется сущностью, целями и задачами морально-психологического обеспечения и включает в себя все то, что связано с подготовкой психики отдельного военнослужащего и психологии воинских коллективов к выполнению задач боевого дежурства.

Основными задачами психологической работы в ходе несения боевого дежурства являются: изучение и анализ социально-психологических характеристик личного состава заступающего на боевое дежурство; прогнозирование социально-психологических процессов в дежурных сменах и расчетах; выработка предложений и рекомендаций начальникам дежурных смен и боевых расчетов по управлению социально-психологическими процессами в интересах поддержания устойчивого морально-психологического состояния личного состава дежурных сил, высокой дисциплины, организованности и порядка на боевом дежурстве; организация постоянного наблюдения и профилактической работы с лицами, требующими контроля; социально-психологический анализ воинской дисциплины, выявление причин и условий происшествий, преступлений, выработку психологических мер их предупреждения; обеспечение оптимального социально-психологического режима жизнедеятельности личного состава дежурных сил на основе закономерностей функционирования психики и психических процессов; своевременная ликвидация излишней психической напряженности и переутомления военнослужащих несущих боевое дежурство; создание условий для рационального использования кратковременного отдыха, нервно-эмоциональной и психической разгрузки, проведения антистрессовых мероприятий; поддержание высокой психической активности воинов, устранение отрицательных психологических последствий, обусловленных их деятельностью на боевом дежурстве, восстановление психического равновесия; своевременная психодиагностика, психокоррекция, оказание оперативной психологической помощи, осуществление психической реабилитации военнослужащих, получивших психические травмы, возвращение их в строй и т.д.

Важнейшим элементом психологической работы выступает психологическая подготовка личного состава к боевому дежурству. Она предполагает подготовку военнослужащих к выполнению конкретных учебно-боевых задач, теоретическое, практическое изучение и тренировки ведения конкретных боевых действий в условиях, требующих большого эмоционально-психологического напряжения.

Задачи и содержание психологической подготовки определяются особенностями различных видов вооружения и его боевого применения, спецификой должностного функционала лиц боевых расчетов и необходимостью тренировки и закалки психофизиологических функций воинов для выполнения ими своих функциональных обязанностей.

Психологическая подготовка решает следующие задачи: формирование функциональной надежности психики воинов, ее адаптация к условиям боевого дежурства; преодоление у военнослужащих сомнений в способности выполнить поставленные задачи; формирование эмоционально- волевой устойчивости у личного состава дежурных сил, способности действовать в условиях опасности, преодолевать страх и панику; проведение профессионального психофизиологического отбора и осуществление профессиональной психофизиологической подготовки военнослужащих к выполнению функциональных обязанностей в составе дежурных смен и расчетов.

Зашита личного состава дежурных сил от негативного информационно-психологического воздействия имеет общей задачей достижение морально-психологического превосходства над противником и призвана обеспечивать противодействие негативному пропагандистскому и психологическому влиянию и защиту от него личного состава дежурных смен, ликвидацию последствий этого влияния в целях недопущения деморализации и дезорганизации лиц боевых расчетов. В этом отношении, как свидетельствует опыт, важное значение имеют упреждающее регулярное информирование личного состава, контроль радио,- и телепрограмм, перекрытие каналов информационно-психологического воздействия противника на дежурные силы, а также другие мероприятия.

Таким образом, мы рассмотрели общий и конкретный комплекс задач морально-психологического обеспечения боевого дежурства, определяющих его содержательную сторону. Однако, при их рассмотрении, необходимо также учитывать действие внешних факторов, в значительной степени влияющих на систему морально-психологического обеспечения боевого дежурства в целом, а так же на уровень морально-психологического состояния личного состава дежурных сил.Эти факторы можно разделить на:

общие (факторы макросреды: общеполитической и экономической ситуации в стране, отношения общества к армии и т.д.);

частные (факторы микросреды: характер межличностных взаимоотношений в воинском коллективе, морально-психологический климат в подразделениях, качество боевой подготовки, укомплектованность личным составом, уровень военного руководства, условия несения боевого дежурства и т.д.);

единичные (индивидуально-психологические особенности военнослужащих).

Совокупность этих факторов с одной стороны непосредственно или опосредованно влияет на психику личного состава, психологию коллектива и малых групп, определяя степень их внутренний готовности к выполнению задач боевого дежурства, с другой - на содержание морально-психологического обеспечения, выбор средств и способов его организации.

Исходя из вышеизложенного, в ходе организации морально-психологического обеспечения боевого дежурства должно осуществляться комплексное воздействие на личный состав боевых расчетов по трем основным направлениям:

1. Формирование у номеров личного состава боевых расчетов посредством информационно-воспитательной, военно-социальной, культурно-досуговой и психологической работы, в системе занятий по ОГП мировоззренческих ценностей, выступающих регулятором поведения и деятельности военнослужащих в наиболее значимых ситуациях. Главное внимание здесь должно быть уделено формированию у военнослужащих системы общероссийских (вбирают в себя и общечеловеческие) и военно-профессиональных ценностей. В качестве наиболее значимых ценностей выделяются:

высокая духовность русского воинства, отличающегося, прежде всего, личной жертвенностью во имя идеи, блага народа, во имя Родины;

высокий патриотизм защитников Отечества, отличительными чертами которого выступают массовый героизм, глубокий историзм, связь с православной христианской верой;

душевная щедрость, доброта российского воина, являющихся основой его выживаемости в тяжелые годины испытаний.

соборность русского воина, не только терпимое, но и участливое отношение к другим нациям и народностям, бескорыстная передача собственных, прежде всего духовных традиций, уважительное отношение к другим религиозным конфессиям;

самоуважительное отношение к личному человеческому достоинству;

искренне уважение к старшим, своим предкам, обычаям и традициям русского воинства;

высокий профессионализм, вера в свои силы и оружие.

2. Нравственно-эстетическое, трудовое и эстетическое воспитание военнослужащих. Данное направление заключается в активном вовлечении личного состава в практическую жизнь своих коллективов, в коллективное решение актуальных проблем, в деятельности различных общественных формирований.

При осуществлении этих мероприятий необходимо стремиться к развитию и совершенствованию у личного состава навыков общения, способности быстро находить контакты, располагать к себе искренностью, скромностью, чувством юмора, воспитывать эмоциональную сдержанность, способность понимать состояние товарища.

3. Формирование верности профессиональным традициям, высокой ответственности за свою воинскую специальность, гордости за службу в конкретном виде и роде войск Вооруженных Сил, своей части, подразделении, высокого корпоративного духа.

Формы и методы данного направления включают в себя подробное эмоционально-впечатляющее ознакомление номеров боевых расчетов с историей вида или рода войск Вооруженных Сил, части, в развитии у них бережного отношения к памятным реликвиям, в формировании уважения к воинским традициям, в культивировании активных действий по передаче профессиональных знаний и опыта другим. Осуществление этих мероприятий направляется на формирование уверенности номеров боевых расчетов в своих силах, готовности выполнить боевые задачи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.