Структура, основные формы и направления морально-психологической подготовки в армиях основных стран мира (США, ФРГ, Великобритании и др.).
1. Цели, задачи, принципы и содержание морально-психологической подготовки военнослужащих в армиях зарубежных стран.
В освоении содержания морально-психологического обеспечения деятельности Российских Вооруженных Сил определенную помощь может оказать изучение опыта морально-психологического обеспечения (морально-психологической подготовки) в вооруженных силах иностранных государств. Это позволит: получить актуальную и всестороннюю информацию по этой проблеме; сопоставить содержание систем и механизмов морально-психологического обеспечения войск различных стран, сравнить с ними аналогичные системы и механизмы, действующие в Вооруженных Силах России; взять на вооружение с учетом российских условий все лучшее и достойное внимания; определить пределы эффективности форм и методов, используемых в процессе морально-психологического обеспечения; выработать концептуальные подходы к изучению морально-психологического обеспечения; создать оптимальную систему морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).
Военно-политическое руководство ведущих стран мира считает проблему поддержания высокого морально-психологического состояния своих вооруженных сил одной из главных и приоритетных в этой сфере деятельности. К числу основных факторов, которые, по мнению зарубежных ученых, способствуют повышению уровня морально-психологического состояния личного состава, можно отнести:
дальнейшее упрочение и наращивание военно-промышленного потенциала и поддержание его на уровне требований, целей и задач, предъявляемым к нему современной военно-политической обстановкой и проблемами обеспечения национальной безопасности конкретной страны;
продолжающаяся милитаризация научно-технических достижений и дальнейшее развитие военно-промышленного комплекса страны;
интенсификация морально-психологической подготовки всех категорий личного состава с приоритетной отработкой ее вопросов в ходе мероприятий боевой подготовки;
совершенствование процессов боевой подготовки войск;
усиление социальной защиты военнослужащих;
проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной компетенции органов военного управления.
Как показывает практика, основными сильными сторонами морально-психологического состояния подавляющего большинства военнослужащих стран НАТО являются: высокий уровень личной профессиональной подготовки и постоянное стремление к его повышению; убежденность в исключительности государственного строя своей страны; гордость за принадлежность к своей стране и ее вооруженным силам; приверженность традициям воинской части и вооруженных сил в целом; уверенность в качестве своего оружия, непревзойденности вверенного вооружения и военной техники; высокая психологическая готовность к началу военных действий.
В то же время можно отметить и некоторые отрицательные черты морального духа личного состава вооруженных сил основных зарубежных стран: чрезмерная увлеченность материальным стимулированием в ущерб морально-нравственному воспитанию; пренебрежение к противнику, переоценка своих сил; потеря инициативы в ходе боевых действий может привести к существенному снижению морально-психологического состояния военнослужащих; наличие расовых предрассудков, проявление крайних форм индивидуализма, карьеризм, напряженность во взаимоотношениях; злоупотребление алкоголем, наркотиками.
В рамках комплекса мероприятий, проводимых государственным и военным руководством зарубежных стран в целях поддержания требуемого уровня боеспособности вооруженных сил, исходя из особенностей текущей и перспективной военно-политической обстановки в мире, а также необходимости повышения роли вооруженных сил в жизни общества, их престижности и популярности, важная роль отводится морально-психологической подготовке их личного состава.
Например, американские специалисты считают, что морально-психологическую подготовку, как элемент повышения боеготовности, следует рассматривать в качестве важной составной части системы обеспечения военной безопасности страны. В связи с этим в вооруженных силах США морально-психологическая подготовка осуществляется в ходе всех видов подготовки войск через специфические формы и методы (специализированные программы), исходит из их задач и связанных с ними целей и содержания подготовки войск и направлена на повышение их боеготовности, формирование требуемой морально-психологической устойчивости военнослужащих.
Структурно морально-психологическая устойчивость, по взглядам американских военных специалистов, определяется следующими основными элементами: дисциплина, боевой дух, воля к победе, самообладание, чувство собственного достоинства, честность, преданность долгу и военной службе, чувство офицерской и солдатской чести и др.При этом руководство министерства обороны США считает, что морально-психологический облик американских вооруженных сил XXI века будет определяться качеством их рядового и сержантского состава.
В то же время, как отмечалось на семинаре по вопросам французской концепции международной безопасности и военной доктрины, прошедшем в июне 1998 г. в Париже, в настоящее время, в связи со сложившейся военно-политической обстановкой в мире, существует необходимость изменения направленности морально-психологической подготовки французского солдата от традиционного конфронтационного типа в сторону подготовки солдат к участию в миротворческих миссиях.
Анализ сферы организации практического функционирования системы морально-психологической подготовки позволяет выделить ее некоторые основные черты и особенности, свойственные большинству армий стран НАТО. Такие как: наличие соответствующего аппарата практически во всех звеньях организационного строения вооруженных сил; весьма значительное и видное место, занимаемое этим аппаратом в структурах управления вооруженных сил; разветвленность и строгая подчиненность соответствующих служб и органов; наличие в распоряжении органов управления морально-психологической подготовкой мощной материальной и финансовой базы в сочетании с многочисленным высококвалифицированным кадровым составом; наличие четко определенных идейно-теоретических и методологических основ; высококачественное законодательное обеспечение; целенаправленность и размах; комплексный подход к решаемым задачам; неразрывное единство процесса обучения и воспитания; продуманность и четкость в организации практической работы.
При этом наиболее характерными чертами морально-психологической подготовки в армиях стран НАТО, Японии и Китая являются следующие ее направления: формирование и развитие у военнослужащих высоких военно-профессиональных качеств, положительной мотивации к воинской службе, пленоустойчивости и готовности к ведению длительных боевых действий в экстремальных условиях; воспитание у личного состава чувства патриотизма, верности национальным ценностям, агрессивности; высокое физическое воспитание войск.
В то же время основными задачами морально-психологической подготовки основных стран НАТО являются: внедрение в сознание военнослужащих убеждений о подлинно демократическом характере своих государств и его институтов, превосходстве их моральных ценностей над остальным миром, важности вооруженных сил для защиты национальных интересов; пропаганда идей о наличии военных угроз; формирование образа врага; “вдалбливание” в сознание личного состава идеи моральной обоснованности любых действий в бою с врагом, ложной убежденности в правоте своих поступков; развитие у личного состава способности сохранять хладнокровие и чувство ответственности в самых непредвиденных обстоятельствах; выработка у военнослужащих способности противостоять негативному информационно-психологическому воздействию; социальная защита прав и льгот военнослужащих, включая и пенсионеров вооруженных сил.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|