Сделай Сам Свою Работу на 5

Основой морально-психологического состояния военнослужащих являются духовные ценности, доминирующие в государстве и обществе и воспринятые личностью.

Исходя из этого под морально-психологическим состоянием следует понимать интегральную временную динамическую характеристику реального состояния индивида, коллектива, общества, включающую в себя совокупность элементов его сознания, сформированного под воздействием военно-политических, социальных, экономических и других факторов, проявляющихся в их активности, и выступающую как степень реализации морально-психологического потенциала при решении конкретных задач.

Система поддержания высокого морально-психологического состояния военнослужащих включает в себя следующие элементы: выработку и реализацию государственной политики по повышению престижа военной службы; воспитание личного состава на российских исторических военных традициях; всестороннюю поддержку героико-патриотической составляющей в культуре и искусстве; осуществление государственных мер по поддержанию и наращиванию морального духа войск; укрепление единоначалия, организованности, правопорядка и воинской дисциплины; совершенствование морального и материального стимулирования профессионального роста, активности, инициативы, добросовестного выполнения обязанностей военной службы; обеспечение профессиональной адаптации, психологической и социальной реабилитации военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Следовательно, морально-психологическое состояние войск определяется следующим: глубоким осознанием военнослужащими целей войны; моральной готовностью к выполнению боевых задач и твердой волей к победе; психологической устойчивостью; высоким профессионализмом и физической выносливостью; эффективностью системы управления, верой в своих командиров (начальников); постоянной и целенаправленной работой по выработке и наращиванию морально-боевых качеств; своевременным и всесторонним обеспечением войск (сил), удовлетворением нужд и запросов военнослужащих; эффективным восстановлением боеспособности войск (сил), включая психологическую реабилитацию и восстановление духовных сил.



Формирование, поддержание и восстановление у военнослужащих устойчивого морально-психологического состояния, необходимых морально-боевых качеств к действиям в боевой обстановке носит системный, комплексный характер и осуществляется командирами (начальниками), штабами, воспитательными и другими структурами органов управления всех уровней, строится, исходя из боевых задач, морально-психологического состояния частей (подразделений) и степени напряженности информационно-психологического противоборства.

Формирование морально-психологического состояния включает: воспитание у военнослужащих патриотизма и преданности Отечеству, личной ответственности за его защиту; привитие уверенности в справедливом характере войны, верности Конституции, Военной присяге, Боевому знамени и боевым традициям Вооруженных Сил, дисциплинированности, смелости, мужества, чувства товарищества и взаимопомощи, психологической готовности к ведению боевых действий; стимулирование профессионального роста, активности, инициативы, добросовестного выполнения обязанностей службы; совершенствование уровня психологической подготовки личного состава; придание ему уверенности в реальной социальной защите государством военнослужащих и членов их семей.

Поддержание морально-психологического состояния военнослужащих достигается: постоянным изучением и анализом морально-психологического состояния личного состава, своевременной постановкой задач по его наращиванию; умелой расстановкой информационного и воспитательного актива, оказанием ему помощи в проведении работы; правильным определением форм, средств и методов работы с военнослужащими, их умелым сочетанием и творческим применением в соответствии с боевыми задачами и складывающейся обстановкой; постоянным разъяснением личному составу психологических особенностей боевых действий, обучением методам саморегуляции и снижения психологических нагрузок; постоянным влиянием командного состава на деятельность подчиненных, знанием настроений и запросов личного состава, своевременным реагированием на них; умелой организацией морально-психологического обеспечения непосредственно в подразделениях; укреплением единоначалия, организованности, правопорядка и воинской дисциплины; своевременной и активной популяризацией опыта отличившихся при выполнении поставленных задач; личной примерностью офицерского состава, их безупречной исполнительностью и высокой ответственностью; организацией непрерывного информирования, прослушивания радиопередач и снабжения газетами; своевременным выявлением лиц получивших боевые психические травмы и оказание им психологической помощи.

Восстановление морально-психологического состояния включает: повышение морально-психологического состояния военнослужащих до необходимого уровня; восстановление психологической устойчивости личного состава частей (подразделений); психологическую реабилитацию военнослужащих, получивших боевые психические травмы; психологическую подготовку личного состава, прежде всего прибывшего пополнения, к предстоящим боевым действиям; восстановление системы информационной работы, обеспечение информирования военнослужащих о боевой обстановке и предстоящих задачах; организацию полноценного отдыха и культурного досуга личного состава; решение социальных проблем военнослужащих; восполнение потерь сил и средств морально-психологического обеспечения; поставка и ремонт (восстановление) технических средств воспитания и культурно-досугового имущества; обеспечение морально-психологического превосходства над противником.

Восстановление морально-психологического состояния личного состава осуществляется по мере выполнения боевых задач или при наличии оперативной паузы.

Морально-психологическое состояние воинов характеризуется значительным числом показателей, которые сведены в две взаимосвязанные группы.

Первая группа - общесоциальные показатели (как показатели духовной сферы), которая в свою очередь, также состоит из двух подгрупп. Первая подгруппа (базовые или устойчивые показатели): теоретическая и нравственная зрелость, воспитанность, подготовленность; сплоченность воинских формирований на основе национальных духовных и нравственных ценностей, степень морально-психологического единства войск. Вторая подгруппа (ситуативные или динамические показатели): отношение военнослужащих к событиям внутренней и международной жизни, решениям военно-политического руководства государства, выполнению своего конституционного долга и поставленных задач, соблюдению военной присяги; уверенность в победе над врагом; решимость действовать самоотверженно и отстаивать интересы своего народа; общественная активность личного состава.

Вторая группа - военно-специальные показатели (или показатели предметно-практического плана): качество решения боевых и других задач; уровень боевой и другой военно-профессиональной подготовленности войск, уставного порядка, организованности и воинской дисциплины; состояние боевой техники и оружия; организация боевой, общественно - государственной и морально-психологической подготовки войск.

Ведущими базовыми компонентами морально-психологического состояния, определяющими его основное содержание являются:политический, нравственно-психологический и военно-профессиональныйкомпоненты.

Политический компонент морально-психологического состояния военнослужащих характеризует их политическую готовность защищать Отечество и беспрекословно выполнять требования военно-политического руководства страны. Нравственно-психологический компонент определяет их нравственно-психологическую готовность действовать в соответствии с теми или иными духовными (нравственными) ценностями. Военно-профессиональный компонент морально-психологического состояния личного состава характеризует его военно-профессиональную готовность как определенную степень реализации и актуализации боевого мастерства, настроенности на конкретные задачи. В то же время объединенные в одно целое уровни политической, нравственно-психологической и военно-профессиональной готовности характеризуют морально-психологическую готовность воинов решать задачи в ходе боевых действий.

При этом своеобразие морально-психологического состояния военнослужащих обусловлено многими факторами и обстоятельствами, среди них можно выделить те, которые играют ведущую роль:

содержание психологии военнослужащих, их ценностные ориентации, доминирующие у них интересы и устремления, потребности и мотивы, жизненные ориентации, имеющийся профессиональный и житейский опыт;

системы ценностно-смысловых образований в воинских коллективах;

конкретные ситуации, в которых оказались военнослужащие;

события широкого социального плана, внутриколлективного и индивидуально-личностного, экономического, политического, правового, военно-профессионального, нравственного и другого характера;

задачи, которые им предстоит выполнять;

средства и способы достижения поставленных целей;

конкретные условия военно-профессиональной деятельности; особенности управления войсками;

компетентность и авторитет военно-политического руководства.

Определяющая роль морально-психологического состояния личного состава в ходе боевых действий обусловливается рядом выводов:

Во-первых, активизация человеческого фактора всегда позволяла в максимальной степени реализовать преимущества, заключенные в новом оружии и боевой технике. Известно, что крупные изобретения в области оружия способны повысить боевые возможности в 10-100 раз. Однако продвинуться к новому качеству боевой техники и способов ее применения лишь на основе достижений научно-технического прогресса, без совершенствования самого военнослужащего невозможно.

Во-вторых, как показывает опыт крупных сражений и битв, при равных материальных условиях подготовки армий, одинаковом уровне их вооружения и техники, незначительных отличиях стратегии и тактики применения войск побеждают те из армий, где воины лучше подготовлены психологически к тяготам и лишениям войны, где тверже и сильнее их моральный дух.

В-третьих, история войн знает немало примеров, когда превосходящий в силе и боевой технике противник терпел поражения только потому, что уступал другой стороне в мощи морально-психологического фактора.

В связи с этим учет морально-психологического состояния помогает командованию осмысливать ход боевых действий, уяснить возможности войск в этом процессе, оценивать их готовность решать поставленные задачи, а также боевые возможности войск, более конкретно изучить соотношение между духовными и материальными элементами их боевой мощи.

Исходя из этого, командованию, штабам, органам воспитательной работы необходимо в процессе формирования морально-психологического состояния личного состава учитывать ряд следующих требований:

максимальный и всесторонний охват объекта морально-психологического воздействия при сохранении дифференцированного подхода и общих объединяющих основ;

заблаговременность и непрерывность, что означает необходимость постоянного мониторинга и формирования морально-психологического состояния войск еще в мирное время, потому как, исходя из анализа опыта начала войн и военных конфликтов, времени на это в час «Ч» может и не быть;

соответствие содержания морально-психологического обеспечения условиям возможной военно-политической, тактической, морально-психологической и информационной обстановки, реальных боевых действий, что обеспечивается увязкой этого процесса с боевой подготовкой, проведением плановых учебных сборов с людскими мобилизационными ресурсами.

Таким образом, эффективное использование человеческого фактора в ходе боевых действий на современном этапе становится главным условием его успеха. Правильная оценка роли морально-психологического фактора - это принципиальный вопрос, имеющий как теоретическое, так и большое практическое значение, ибо от этого зависит успешное решение многих поставленных задач. Например, во время операции «Буря в пустыне» морально-психологический потенциал иракской армии был катастрофически расшатан умелым использованием союзными войсками сил и средств психологической войны. Сегодня можно смело сказать, что соавтором победы многонациональных сил в Персидском заливе явилось такое мощное и универсальное оружие как пропаганда, которая в зависимости от своего предназначения оказывала решающее влияние на способность солдата воевать и побеждать. В противовес психологическим итогам этой операции выступают итоги операции вооруженных сил НАТО «Союзная сила» против Югославии. В ходе, которой, благодаря грамотным и заблаговременным действиям военно-политического руководства Югославии и ее вооруженных сил по поднятию морального духа, войскам НАТО так и не удалось добиться психологического разложения личного состава вооруженных сил и населения Югославии.

Характерно, что в штабе генерала Нормана Шварцкопфа, командующего многонациональными силами в Персидском заливе в 1991 году, утвердили дату начала наступления против Ирака на суше лишь после того, как количество деморализованных среди обороняющихся иракских войск было определено психологами США в пределах 30-60 %.

В то же время в ходе операции «Союзная сила» военно-политическое руководство стран НАТО так и не приняло решения на проведение сухопутной операции. Несмотря на то, что в обоих случаях войска многонациональных сил, в своем абсолютном большинстве, состояли из лучших частей и соединений, обладающих высоким уровнем морально-психологического состояния. При этом для существенного влияния на процесс поднятия морального духа своих войск командование многонациональных сил умело использовало национальные и полковые символики. Практически это нашло отражение в присвоении «громких» названий палаточным городкам, в которых размещались войска, установке на боевой технике и боевых позициях национальных флажков, коллективного фотографирования перед боем и т.д.

Обращает на себя внимание такое средство, применяемое для поднятия морального духа войск, как использование высокопарных названий проводимых операций - на острове Гренада (США, "Вспышка ярости", 1983 г.), в Панаме (США, "Справедливое дело", 1989 г.), в зоне Персидского залива (США и МНС "Буря в пустыне" и "Щит пустыни", 1990-91гг.), в Сомали (войска ООН, "Возрождение надежды", 1992-93 г.), на Гаити (США, "Поддержка демократии", 1994 г.), в Боснии и Герцеговине (США и войска ООН, "Совместное усилие", 1996 г.), Югославии (войска НАТО, "Союзная сила", 1999 г.) и др.

История военного искусства наглядно показывает, что морально-психологические проблемы всегда, так или иначе, учитывались руководством любого государства и его Вооруженных Сил. Но в прошлом они были областью военного чутья, интуиции, эмпирического опыта, а не научных знаний. В настоящее же время это направление базируется на теоретическом фундаменте научных разработок, подтвержденных многовековой практикой. Так, например, в «Стратегии национальной безопасности США в следующем столетии» вопросы информационной безопасности занимают второе место после проблемы квалифицированных кадров, опережая такие направления, как «космос», «противоракетная оборона», «присутствие за границей и влияние американской мощи». Правительство Республики Корея в «Концепции по осуществлению государственных реформ по обеспечению национальной безопасности на рубеже XX и XXI веков» одним из направлений обеспечения безопасности страны выделяет задачу подъема морально-психологической устойчивости вооруженных сил путем проведения научно обоснованной кадровой политики, направленной на максимальное использование индивидуальных особенностей военнослужащих.

Таким образом, обобщая вышеизложенное можно сказать, что подготовленный в морально-психологическом отношении военнослужащий должен: обладать высокой моральной готовностью, психической способностью и физической выносливостью; уметь вести успешные боевые действия против сильного, численно превосходящего противника; быть готовым сражаться в отрыве от главных сил и при этом не терять уверенности в победе; не утрачивать способность действовать осмысленно, хладнокровно и эффективно.

Как показывает мировой опыт, эффективность морально-психологического влияния на личный состав достигается: скоординированными усилиями государственно-политических органов страны, военного руководства, органов военного управления всех уровней, воспитательных структур, деятельностью общественных и религиозных объединений; обеспечением непрерывности всех видов, форм и способов морально-психологического воздействия на все категории военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей, а также наличием специализированных органов в войсках (силах), имеющих развитую организационную структуру, необходимую материальную базу и подготовленные в профессиональном отношении кадры.

Подводя итог можно сделать вывод, что в современных условиях морально-психологический фактор выступает одним из основных условий, решающих ход и исход боевых действий. Он рассматривается как непосредственное проявление и выражение духовных сил воина, его творческой активности. Сила морально-психологического фактора проявляется в единстве, целостности, взаимосвязи и взаимодействии с другими факторами, решающими судьбу боя.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.