Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль морального фактора в современной войне.

Четвертая тема – «Морально-психологическое обеспечение боевого дежурства» – включает в себя анализ основных форм и методов подготовки личного состава к выполнению боевой задачи – несение боевого дежурства.

В пятой теме – «Морально-психологическое обеспечение караульной службы» рассматриваются проблемы духовно-нравственной и психологической подготовки личного состава к выполнению боевой задачи в мирное время – несение караульной службы, дается характеристика этого процесса, раскрыты его современные формы и методы.

В шестой-восьмой темах - тема 6 «Морально-психологическое обеспечение оборонительного боя», тема 7 «Морально-психологическое обеспечение наступательного боя», тема 8 «Морально-психологическое обеспечение миротворческих и контртеррористических операций» рассматриваются теоретические и практические вопросы процесса поддержания морально-психологического состояния личного состава в различных видах и условиях боя (боевых действий).

Логическим завершением учебного пособия является девятая тема – «Управление морально-психологическим обеспечением боя». В этой теме изложено содержание и алгоритм этого процесса, а также вопросы координации деятельности командования, штабов, органов воспитательной работы при планировании и организации морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).

Автор с благодарностью примет все замечания и предложения, направленные на повышение качества учебного пособия.

 

           
   
 
   
 
 

 


ТЕМА 1

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Учебные вопросы:

Роль морального фактора в современной войне.

Цели и задачи морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).

Виды морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).

Система морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).



Технология формирования у личного состава высокого уровня морально-психологического состояния, готовности к защите Отечества.

Изучение и оценка морально-психологического состояния войск противоборствующих сторон.

 

 

Роль морального фактора в современной войне.

 

Война - чрезвычайно сложное и многогранное общественно-политическое явление, связанное со сменой отношений между государствами, народами, социальными группами, переходом к применению средств вооруженного насилия для достижения политических, экономических и других целей. Основу содержания войны составляет вооруженная борьба, главным и решающим средством ведения которой являются вооруженные силы и другие военизированные формирования. Наряду с вооруженной, ведется также дипломатическая, идеологическая, экономическая, психологическая и другие виды борьбы.

Война - всестороннее испытание всех материальных и духовных сил и возможностей государства и его вооруженных сил. Ее ход и исход в решающей мере зависит от морального фактора.

Маршал Советского Союза Г.К.Жуков писал: «Духовное превосходство войск также необходимо для победы как и завоевание превосходства в воздухе, на земле и на море».

В начале XXI века в мире сложилась ситуация, когда роль морального фактора в противоборстве сторон приобретает все большее значение. Связано это с возникновение ряда объективных причин в различных сферах жизнедеятельности общества:

в политической области - переход от двухполярного мира к многополярному (или однополярному, как это пытаются сделать в настоящее время США) соотношению военно-политических сил на планете, при отказе от официального провозглашения противников в ареале промышленно развитых стран;

в экономической области - с одной стороны, значительное снижение реальных возможностей военно-промышленных комплексов ряда государств с сохранением их потенциала во многих областях передовых технологий мирного и военного характера, с другой - формирование научно-технических прорывов, происходящих в результате резкого скачка в развитии фундаментальных наук и технологий;

в военной области - создание новых типов оружия, в том числе основанных на новейших физических и психологических принципах, а также развитие нетрадиционных форм и способов вооруженной борьбы, особенно информационно-психологических.

Как военными, так и гражданскими учеными давно признано, что для победы в войне количественные показатели - численность вооружения и личного состава - имеют далеко не первостепенное значение. Например, постановку вопроса о необходимости учитывать влияние мо­рального фактора на характер вооруженной борьбы мы находим у многих мыслителей древней Греции. В частности, Ксенофонт - крупный предста­витель древнегреческой военно-теоретической мысли - охаракте­ризовал черты морального облика воина в комплексе. К таким чертам он относил: уважение к старшим; выносливость; физи­ческую и моральную устойчивость; единодушие; взаимную поддерж­ку; храбрость; знание военного дела; ограничение своей воли; дисциплину и повиновение. "Учением, - отмечал Ксенофонт, - поддерживается крепость телесная, строгим соблюдением военного порядка умножается сила духовная... В дисциплине... спасение армии: недостаток повиновения погубил многие войска".

Роль явлений морального, духовного характера, их влияния на характер и результаты вооруженной борьбы также рассматривали в той или иной мере многие другие выдающиеся древнегреческие и древне­римские философы: Демокрит, Аристотель, Платон, Плутарх, Эврипид, Фукидид и другие. Исключительно умело использовал психологические факторы Тэмучин-Чингисхан. При подготовке и проведении своих кампаний он использовал широко развитую агентурную сеть, посылал впере­ди войска многочисленных лазутчиков, которые распространяли слухи о неисчислимости, мощи и жестокости монгольских воинов. Часто распространяемые ими слухи и паника приводили к полной деморализации противника задолго до начала нашествия, кре­пости, города и страны лишенные воли к борьбе сдавались без сопротивления.

Современники Ганнибала, Цезаря, Александра Македонского, Чингисхана, исследователи их деятельности более позднего вре­мени считали, что их победы являлись, прежде всего, следствием правильного понимания и использования нравственных явлений.

Знаменитые сражения при Каннах, Фарсале, Фермопилах и дру­гие, вошедшие в историю великие битвы, тщательно исследовались нашими предшественниками, прежде всего с нравственной стороны и они считали, что умелое использование именно морально-психоло­гического фактора определяло их успешный исход. В этих сраже­ниях малочисленные армии побеждали намного их численно пре­восходящего противника.

Но особый вклад в решение проблем морально-психологической закалки воинов внес великий русский полководец А.В.Суворов. Будучи одним из самых образованных государственных и военных деятелей своего времени, он вошел в историю как один из самых творческих представителей военной мысли, как замечательный во­енный теоретик и практик, сумевший подготовить и воспитать своих непобедимых "чудобогатырей". Его система воспитания ба­зировалась на правильном для своего времени понимании главного фактора войны - человека. Солдат не "простой механизм, артику­лом предусмотренный", а человек. С солдатом без головы, гово­рил полководец, никакой баталии выиграть нельзя. Инициатива, сообразительность, находчивость, умелые действия в бою, "каж­дый солдат должен знать свой маневр", дружба, взаимовыручка, "Сам погибай, а товарища выру­чай", забота о солдате, уважение его человеческого досто­инства, - таковы подходы А.В.Суворова к моральной подготовке воинов, их воинскому воспитанию.

Еще будучи командиром Суздальского полка А.В.Суворов сде­лал вывод, что успех в бою, сражении зависит не только и не столько от численности войска, сколько от его морального духа. Важнейшей задачей в воспитании подчиненных он считал формиро­вание у них таких качеств, как смелость, мужество, бодрость и надежность в бою. Исключительное значение он уделял подготовке солдат к действиям в экстремальных ситуациях боя. Вошедший в историю афоризм Суворова "тяжело в учении, легко в бою", очень емко и точно это доказывает. Знаменитые сквозные атаки, дли­тельные ночные марши и переходы, штурмы макетов крепостей - все это было направленно, в том числе, и на морально-психологи­ческую подготовку солдат к бою.

Суворовские заветы нашли продолжателя в лице М.И. Кутузова. Чуде­са мужества, героизма, отваги показал русский солдат в войне 1812 года, главным полководцем которой был фельдмаршал Кутузов. Прошедшие через горнило этой войны офицеры вынесли мысль о решающем значении моральной силы в победе над врагом. По убеждению М.И. Кутузова, субординация, дисциплина, бывшие стержнем воинского воспитания в армиях Западной Ев­ропы, "сколь ни велики... сами по себе, останутся бессильными тогда, когда не оживятся они тем воинским духом, который преоборяет все обстоятельст­ва, не находит препон ни в каких предприятиях".

Важный вклад в повышение роли морально-психологического фактора в войне внес П.С. Нахимов. Особенно ценил П.С. Нахимов силу личного примера как дей­ственного средства воспитания. Во время обороны Севастополя он ежеднев­но приходил на бастионы, останавливался для отдачи приказаний и распоря­жений на самых открытых и опасных местах. Делая это ежедневно в про­должение нескольких месяцев, адмирал вселял убеждение, что жертвовать собою для исполнения долга - дело самое простое, обыденное, и, вместе с тем, в каждом вселялась уверенность в своей собственной неуязвимости. Знаменитый флотоводец полагал, что из трех способов действовать на под­чиненных: наградами, страхом и примером - последний есть вернейший.

В современных условиях возрастание роли человеческого фактора и связанных с этим политических и морально-психологических аспектов применения войск (сил), а также некоторая их переориентация на решение гуманитарных или «внутренних» задач придают еще большее значение морально-психологическому облику их личного состава, а, следовательно, и заботе о нем со стороны военно-политического руководства государства. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков так характеризовал роль и значение морально-психологического фактора в достижении победы: «Никто не может провести четкую грань между ролью собственно оружия, военной техники и значением морального духа войск. Однако бесспорно, что при прочих равных условиях битвы и целые войны выигрывают те войска, которые отличаются железной волей к победе, осознанностью цели, стойкостью духа и преданностью знамени, под которым они идут в бой».

Учитывая вышеперечисленные факторы, военно-политическое руководство Вооруженными Силами Российской Федерации в 1992 году приняло решение о формировании самостоятельного вида обеспечения деятельности войск (сил) – морально-психологическое обеспечение.

Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) своим объектом воздействия имеет духовные силы военнослужащего. Оно цементирует в единое целое все интеллектуальные, волевые и физические возможности, которые становятся одним из слагаемых военно-политической мощи - морально-психологическим.

В этих условиях большое значение приобретает система морально-психологического воздействия на личный состав, которая включает: организацию патриотического, воинского, нравственного и духовного воспитания; систему информирования войск; всестороннее психологическое обеспечение личного состава; систематическую гуманитарную (морально-политическую), правовую и психологическую подготовку; комплекс государственных мер по социально-правовой защите военнослужащих и членов их семей; силы и средства для организации полноценного отдыха военнослужащих.

Исходя из своей структуры, целей, задач и содержания система морально-психологического воздействия должна отвечать следующим требованиям:обеспечивать высокую моральную готовность и психическую способность военнослужащих выполнить боевые и другие задачи; реализовать социальные гарантии военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, лиц, уволенных с военной службы; непрерывное и оперативное информационное обеспечение войск (сил); поддержание психологической устойчивости войск (сил); сплачивать воинские коллективы, укреплять правопорядок и воинскую дисциплину, способствовать профилактике правонарушений; удовлетворять духовные потребности военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала.

Эффективность проявления духовных сил, их действенность определяются характером господствующего политического, идеологического и экономического строя государства, а также его социально-политической системы.

Под духовными силами военнослужащих понимается активное, целенаправленное проявление их сознания, чувств, воли, выражающихся в способности в любых условиях до конца выполнить свой воинский долг, перенести крайне тяжелые испытания современной войны и не утратить волю к победе.

Духовные силы представляют собой диалектическое единство объективного и субъективного. Объективную сторону определяют природа государственной политики и общественного строя, потребности их развития. Они объективны в том смысле, что проявляются в реальных поступках, поведении, делах военнослужащих. Субъективная сторона духовных сил заключается в том, что способность военнослужащего до конца выполнить свой воинский долг преломляется через его сознание.

Термин «сила» подчеркивает движущий, действующий характер сознания, показывающий, что степень развития духовных сил проявляется только в сознательном поступке, действиях, поведении. «Воздействия внешнего мира на человека, - отмечал Ф.Энгельс, - запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, словом - в виде «идеальных стремлений», и в этом виде становятся «идеальными силами».

Исходя из вышеперечисленных положений, рассмотрим содержание и структуру духовных сил, которые, состоят из двух взаимосвязанных групп элементов - политико-идеологических и политико-психологических.

Политико-идеологические элементы определяют основное содержание и направленность духовных сил военнослужащих. В них наиболее ярко выражены осознанные государственные интересы, цели, задачи, решаемые в войне, взгляды на сущность, содержание и характер деятельности войск, а также понятия преданности своему народу, Родине, Отечеству и др. Это большей частью элементы, носящие интеллектуальный характер и формируемые целенаправленно в процессе морально-психологического воздействия.

Особо необходимо отметить, что данная группа характеризуется логической стройностью и отражает опосредованно всю систему существующих политических отношений. Ее фундаментальное значение объясняется тем, что ее элементы проникнутые духом исторического оптимизма, дают глубокую убежденность в торжестве идей, проводимой военно-политическим руководством страны государственной политики. Эти элементы проявляются в различных формах, среди которых особое место занимает моральная. Такие категории воинской этики, как воинский долг; непреклонная уверенность в победе; мужество; готовность к самопожертвованию и др., характеризуют важнейшие стороны и черты духовного потенциала войск.

В группу политико-идеологических элементов также включается такая составляющая, как военно-технические знания, с помощью которых моральные качества личного состава реализуются в действительности. Прочные военно-специальные знания в значительной степени обеспечивают атмосферу уверенности военнослужащих в своих силах, способствуют решительным, умелым и обоснованным действиям, обусловливают гибкость, масштабность и смелость их мышления. И наоборот, слабость военно-профессиональной подготовки затрудняет осуществление в процессе боевой деятельности политических и моральных устремлений личного состава.

Усвоение идей государственной политики позволяет обращать в стройную систему взгляды военнослужащих на мир, формировать их самосознание, убежденность, определять свое место в сложных политических и общественных отношениях, видеть смысл и цели своей деятельности. Т.е. государственная политическая идеология, осознанная и усвоенная военнослужащими, представляет основное содержание их духовных сил, определяет крепость их духа. Известно, что военно-профессиональная деятельность по своему характеру требует исключительной решительности действий. Не случайно еще Гегель называл военных «сословием храбрости».

Содержание политико-психологических элементов составляет комплекс жизненных представлений и впечатлений, эмоций, воли, реакций на различные раздражители и переживания, возникающие у военнослужащих в процессе их воинской деятельности и оказывающих сильное воздействие на их моральный дух. Особенно велико воздействие этих элементов в обстановке, связанной с неимоверно сложными и опасными для жизни условиями и, как следствие, с огромным морально-психологическим напряжением, которое испытывает индивид в процессе воинской деятельности. Например, по оценке американских военных теоретиков в современных вооруженных конфликтах боевые психические травмы составят: с применением обычных видов оружия - 20%; с применением оружия массового поражения в течение первых 30 суток - 25-35%, в дальнейшем боевые психические травмы превысят санитарные потери. Исследования же отечественных ученых показали, что в условиях повседневной деятельности войск у 4-6% личного состава наблюдаются психические нарушения; при выполнении задач учебно-боевой деятельности - от 15 до 20%; при ведении боя - от 30 до 86 %, в зависимости от интенсивности, количества раненых и убитых. Доказательством теоретических исследований служат выводы из анализа боевых действий. Так, около 9% военнослужащих многонациональных сил, принимавших участие в 1991 году в войне с Ираком, страдают боевыми психическими травмами той или иной степени тяжести у 34% имеются менее значительные психические отклонения, связанные с несением службы в районе конфликта.

В то же время своевременная и целенаправленная психологическая работа в подготовительный период применения войск позволяет сформировать чувство боевой настороженности, ответственности за свою жизнь и жизнь товарищей. Так, в частности, в ходе проведения контртеррористической операции в Республике Дагестан путем своевременного психологического воздействия субъектам морально-психологического обеспечения удалось уже на вторые-третьи сутки адаптировать к боевым условиям свыше 80% личного состава ОГВ (с). Однако большие физические и психологические нагрузки, оказывающие влияние на личный состав в ходе боевых действий, в дальнейшем значительно снизили нервно-психическую устойчивость военнослужащих. В связи с этим после окончания боев для 90% военнослужащих было характерно невротическое расстройство сна, для 60% - неврозы навязчивых состояний.

Политико-психологические элементы духовных сил также включают в себя и такие составляющие, как боевые традиции, патриотические чувства, армейские привычки и т.п.

В связи с этим конкретное морально-психологическое состояние военнослужащих можно проследить, в частности, через настроения, общественное мнение. Социальное настроение - это эмоциональное выражение духовного состояния, политической направленности личности. Например, оптимистическое, приподнятое настроение активизирует мыслительную деятельность индивида. Настроения достаточно легко поддаются оценке, на них можно воздействовать, формировать. Однако необходимо отметить, что элементы политической психологии имеют сравнительно статический характер. Подвижны среди них лишь эмоции и настроения, менее подвижны традиции, привычки и обычаи. В условиях войск элементы политической психологии носят более ярко выраженный коллективистский характер. В воинском коллективе быстрее и проще можно выявить общественное мнение, испытать коллективную волю, почувствовать коллективное настроение. Здесь наиболее заметно проявляются специфические способы взаимовлияния, например, воодушевление, внушение.

В сфере политической психологии имеется немало и консервативных элементов, различных пережитков, устарелых представлений. Однако в условиях войск почва для этого наименее благоприятна, так как: во-первых, армейский уклад жизни характеризуется особо четкой организацией; во-вторых, быт тесно слит с воинской деятельностью, и влияние коллектива на каждую личность постоянно.

Политико-психологическим элементам присущи следующие, характерные, присущие только им особенности: формируются в процессе непосредственной активности военнослужащих на основе их практического взаимодействия между собой и с органами управления; отражение ими политических событий и процессов носит в основном поверхностный характер; доминирующую роль в них играют чувственные и эмоциональные элементы сознания; отражают преимущественно не перспективные, а насущные интересы индивида, его повседневные нужды; испытывают влияние различных идеологий и складываются в процессе их противоборства;способны быстро изменяться и чутко реагировать на изменения политических условий.

Решающее влияние на духовные силы оказывают элементы государственной политики. Они способны сцементировать в единое целое интеллект, волю, чувства личного состава и обеспечить образец исполнения долга. Внесенные в сознание личности, они вступают в отношения с традициями, привычками, со всей гаммой нравственных качеств, чувств, настроений. Государственная политика как бы пропитывает нравственные и психологические элементы, приобретая при этом эмоциональную окраску. В то же время, воздействуя на все стороны сознания военнослужащих, она концентрирует их волю, мысль, чувства для выполнения конкретной задачи, аккумулирует духовную энергию для самоотверженных поступков.

Все элементы духовных сил взаимосвязаны и выступают в диалектическом единстве. Отсутствие или слабость одного из них неизбежно скажется на уровне морально-психологической стойкости войск. Даже сильная воля, не освещенная высокими идеалами, может стать фальшивой драгоценностью, ибо безыдейная воля слепа, фанатична. В этой связи заслуживают вни­мания взгляды Н.Медема. «Под словом нравственная сила, - он понимал: разумеются все вообще душевные качества, необходимые для войс­ка. Главнейшие из них суть: мужество или готовность жертво­вать во всякое время жизнью за государя, Отечество и славу ору­жия; усердие к точному исполнению всех приказаний начальников; способность переносить все трудности войны (как-то: голод, ус­талость и проч.) бодро и без ропота; твердая уверенность в ус­пехе своих действий, несмотря ни на свои потери, ни на преиму­щества неприятеля». Свое понимание структуры нравственных сил изложил в «Учебни­ке тактики» генерал от инфантерии М.И. Драгомиров. По его мнению, «под нравственною уп­ругостью в военном смысле можно подразумевать: находчивость, доведенную до того, что человек не теряется ни от какой неожидан­ности; решимость и упорство; убеждение, что только для того успех возможен, кто выручку товарища ставит выше личной опасности; способность обсудить хладнокровно свое положение в самые критические минуты».

Военно-технические и естественнонаучные знания, заложенные в духовных силах, повышая уверенность воинов в себе, способны блокировать, ослаблять некоторые отрицательные психологические проявления и, наоборот, усиливать положительные. Слитность военно-научного и морально-психологического в духовных силах выражается в том, что в современных условиях самоотверженные действия гораздо легче совершить, когда они опираются на высокую профессиональную и специальную подготовку личности.

Рассмотренные нами группы элементов духовных сил выделены достаточно условно. Решающая роль в них принадлежит политико-идеологическим элементам. Внесенные в сознание воинов политические и моральные идеи обеспечения победы в войне воздействуют на эмоции, настроения, стремления индивида в определенном направлении, концентрируя мысль, волю, чувства на выполнении конституционного долга по защите Отечества, аккумулируя всю духовную энергию для решающего броска, героического шага.

При этом субъективная сторона духовных сил представляет собой специфическое проявление общественного сознания, при котором происходит как бы перегруппировка его форм. Формы общественного сознания - политическое и нравственное выдвигаются на первый план в выработке способности быть готовым к любым испытаниям в ходе деятельности по обеспечению безопасности страны. При этом духовные силы воинов формируются, к примеру, не только в результате чтения лекций, проведения занятий по ОГП, воздействия всей системы воспитания. А на их развитие также оказывают влияние социально-политический строй государства, существующие традиции, обычаи и т.п.

Таким образом, одним из направлений процесса повышения эффективности деятельности войск в войне, которое непосредственно зависит от человека, всегда было, есть и будет направление совершенствования профессионализма военнослужащих за счет роста уровня развития и использования их духовных сил в военном деле, которые реализуются в морально-психологическом факторе. Именно конкретное состояние морально-психологического фактора нации представляет собой реально имеющую духовную силу, которая оказывает непосредственное влияние на величину военно-политической мощи государства.

Проблема учета морально-психологического фактора в войне представляет собой осознание его военно-политическим руководством реальных военных опасностей и угроз и принятие на основе этого соответствующих мер по укреплению духовных сил нации. Политика, как концентрированное выражение экономики, обусловливает уровень духовных сил народа и армии, степень их прочности.

Структурность морально-психологического фактора обнаруживается через систему качеств индивида, проявляющихся и формирующихся в его деятельности. В то же время его функциональность отражает систему способностей индивида использовать и развивать свои качества в процессе деятельности, а содержание обобщенно выражается через его элементы и связи между ними и состоит из потенциальной части - способности и реализующей части - готовности.

С военно-политической точки зрения морально-психологический потенциал означает способность нации выдержать в течение войны величайшее напряжение, трудности, потери, бедствия, даже поражения, не утратив воли к победе (например, как это было в 1812 году после сдачи французам Москвы).

Свое высшее выражение воля к победе находит в активном стремлении народа победить во что бы то ни стало, в готовности ради этого развить максимальную энергию, принести любые жертвы, проявить мужество, стойкость и героизм. Но сам по себе морально-психологический потенциал - это лишь возможности, таящиеся в духовных силах нации. Для претворения этих возможностей в жизнь требуется их мобилизовать и умело использовать. Что и является одной из главных задач системы морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил). В качестве доказательства этого утверждения можно привести опыт контртеррористической операции на Северном Кавказе, когда в результате целенаправленного морально-психологического обеспечения операции удалось добиться уровня морально-психологического состояния ОГВ (с) выше, чем он был на этот момент в Вооруженных Силах России.

Таким образом, морально-психологический потенциал представляет собой совокупность духовных возможностей индивида, степени его зрелости, подготовленности, сознательности и представляющую собой относительно устойчивую его статическую характеристику, которую необходимо учитывать при планировании боя (боевых действий).

Морально-психологическое состояние обусловливает степень уверенности личного состава в справедливости выполняемых задач в ходе боевых действий, в правильности проводимой военно-политическим руководством государства политики, что позволяет осознанно решать боевые задачи, действовать в соответствии с требованиями Конституции страны, федеральных и иных законов, Военной присяги и воинских уставов, приказов командиров и начальников. Морально-психологическое состояние является следствием действия объективных и субъективных условий и факторов (формирование глобального информационного пространства; экономическая экспансия против Российской Федерации; создание надгосударственных транснациональных финансово-экономических, промышленных и медиагрупп; разработка перспективных видов вооружений «нелетального воздействия»; применение элементов, сил и средств психологической борьбы в мирное время, угрожаемый период и в ходе боевых действий и др.), обстоятельств, образа жизни и всей системы нравственного и военно-профессионального воспитания личного состава.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.