Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура, основные формы и направления морально-психологической подготовки в армиях основных стран мира (США, ФРГ, Великобритании и др.).

 

В целях получения наиболее качественных результатов осознания структуры, основных форм и направлений морально-психологической подготовки в армиях основных стран мира проведем ее изучение применительно к организационным формам и структуре морально-психологического обеспечения Вооруженных Сил России.

I. Анализ задач информационно-воспитательной работы в вооруженных силах раз­личных государств мира показывает, что несмотря на их широкий спектр и специфические особенности, они в общем идентичны и могут быть представлены в виде следующих целевых установок:

формирование взглядов и убеждений военнослужащих, соответс­твующих характеру государственной и военной политики;

обеспечение органов военного управления и офицерского сос­тава оперативной военно-политической и служебно-социальной инфор­мацией;

информационное воздействие на сознание и поведение личного состава с целью формирования побудительных мотивов и духовных стимулов к выполнению задач;

удовлетворение культурных, религиозных и информационных потребностей;

реклама воинской службы, создание и культивирование положи­тельного имиджа вооруженных сил в общественном сознании и др.

Вместе с тем, в армии каждого отдельного государства информационно-воспитательная работа имеет свою специфику. Например, в вооруженных силах европейских стран, входящих в НАТО, она направлена, прежде всего, на воспитание у личного состава так называемой “атлантической солидарности”, а в Германии - отличается еще и при­верженностью к традициям, в США - имеет ярко выраженную направленность на “американизацию созна­ния и мировоззрения” военнослужащих и т.д.

При этом отличительными особенностями информационно-воспитательной работы являются следующие:

1. Наличие в войсках широко разветвленной структуры информационного аппарата, который рабо­тает, как правило, до батальона включительно.

Например, в США эти функции вы­полняют офицеры по связям с общественностью; в Германии - офицеры “внутреннего руководства”, штатные и нештатные офицеры информации и прессы; в Великобритании - офицеры просвещения и службы новос­тей; во Франции - офицеры-советники общественных отношений, офицеры по традициям, нештатные офицеры по информации.



2. Насыщенность высококвалифицированными специалистами по информационной работе.

Например, главным субъектом воспитания личного состава в армии США выступает командир, и в первую очередь младший командный состав. Не имея заместителей по воспитательной работе, командиры в своей работе опираются на специальный аппарат, состоящий из трех специальных служб: по связям с общественностью, по личному составу и тылу, военных священников.

3. Мощное информационно-методическое обес­печение деятельности командиров по всестороннему информированию военнослужащих.

Так, в вооруженных силах США большой популяр­ностью пользуется справочник офицера армии США, кодекс чести офи­цера, специальные информационные сборники, “бюллетени для войск”, пресс-релизы, сводки новостей, подборки речей официальных лиц и заготовки 20-ти минутных выступлений перед военной и граж­данской аудиторией.

В бундесвере штабом по вопросам “внутреннего руководства” систематически выпускаются целевые брошюры, бюллетени и другие ин­формационно-пропагандистские материалы, которые рассылаются до ро­ты включительно. Центр “внутреннего руководства” в г. Кобленце ре­гулярно проводит семинары для офицеров по информации, военных жур­налистов и других специалистов, связанных с информированием лично­го состава. В частях и подразделениях созданы специальные комнаты (уголки) традиций, в которых собраны военные реликвии вермах­та, исторические документы, символы воинской доблести. В ротах ин­формированием военнослужащих занимаются командиры и их нештатные помощники из числа так называемых “доверенных лиц”.

В вооруженных силах Франции один из отделов службы информации и общественных отношений, в част­ности, издает “Информационные заметки для командиров частей” (два раза в месяц по 6 тыс. экз.), “Информационный бюллетень” (ежемесяч­но по 1,6 тыс. экз.), “Информационное досье” (25 тыс. экз.) и другие информационно-пропагандистские материалы.

В вооруженных силах Великобритании к службам, обеспечивающим информирование во­еннослужащих в армии и на флоте, относится служба новостей и цент­ральное книжное депо армейского просвещения (центральное книжное депо вооруженных сил). Служба новостей занимается изданием и расп­ространением в частях и соединениях военных периодических и дру­гих изданий, а также осуществляет теле и радиовещание. Книжное депо осуществляет подбор и отправку в войска наглядных пособий, литера­туры и организацию книжной торговли.

4. Интенсивное использование религиозного воз­действия на военнослужащих.

Религия является активной формой влияния на сознание всех категорий военнослужащих независимо от их национальной принадлежности, пола, уровня образования. Это обусловливается, прежде всего, социально-религиозной средой, сложившейся в вооруженных силах. Официальная статистика США утверждает, что приверженность к религии проявляет практически весь офицерский корпус и более 85% рядового и сержантского состава (в бундесвере ФРГ - 96%). Данная тенденция характерна и для армий других европейских государств.

Задачи распространения религи­озной информации решают службы военных священников (капел­ланов). “Военный священник, - говорится в специальной инструкции ВМС Норвегии, - является представителем церкви при командире, советником и руководящей силой в области духовной заботы о подчиненных”. В помощь военным священникам создается религиозный актив. Например, в ВМС США таких помощников называют лей-лидерами. На авианосцах име­ется по 2-3 штатных капеллана (католик, протестант, иудей), на вер­толетоносцах и крейсерах - по одному. За одним капелланом в сое­динении, как правило, закрепляются 3-5 эсминцев, фрегатов и других кораблей (в бундесвере ФРГ на каждого капеллана приходится около 1,5 тыс. военнослужащих различных категорий, в том числе 120-130 офицеров).

Наряду с проведением религиозных мероприятий капелланы выступают с лекциями о текущих событиях, проводят занятия по патриотическому воспитанию, активно участвуют в улаживании конфликтов в воинских коллективах, маршах, учениях, полевых заня­тиях, организации досуга, что позволяет им находиться среди личного состава и индивидуально строить религиозно-воспитательную рабо­ту.

Так, например, военным священникам в вооруженных силах Великобритании предлагается не сосредотачивать свои усилия на отправлении церковных служб или заучивании с солдатами библии, а основную часть своего времени отводить на непосредственное личное участие в тренировках, учениях и при необходимости - сопровождать войска в операциях на удаленных ТВД.

В бундесвере проблемы духовного руководства и воспитания во­еннослужащих решает военно-церковная служба на основе “Положения о религиозной службе в бундесвере”. Религиозное информирование личного состава священнослужители осуществляют через участие в работе советов по вопросам “внутреннего руководства” при команди­рах частей, проведение занятий “о смысле жизни”, групповые и инди­видуальные беседы, отправление религиозных обрядов и богос­лужений.

Военно-клерикальные толкования христианских заповедей лежат в основе духовного воспитания британских военнослужащих. Религиоз­ное информирование их тесно связано с пропагандой понятий чести, воинского долга, под которым понимается верное служение британской короне и лояльность по отношению к командованию.

Французские военные священники объединены в отдельную епар­хию вооруженных сил, т.е., независимы от гражданской церкви. Их деятельность заключается в проведении религиозных мероприятий и религиозной пропаганды среди неверующих военнослужащих, ока­зании моральной поддержки нуждающимся. Периодически в вооруженных силах проводится общенациональный религиозный день, ежегодное трехдневное паломничество военнослужащих в святое место, ежемесячно - совместная молитва и изучение библии католическими священника­ми, а также регулярные богослужения, религиозные диспуты.

Основные формы религиозного воспитания носят наглядно-образ­ный информационный характер, формирующий особые религиозные чувства у личного состава. К ним, в частности, относятся церковные обряды бракосочетания и крещения детей. Например, крещение детей английских подвод­ников проводится по традиции в центральном посту подводной лод­ки. На надводных кораблях этот ритуал проводят в кают-компании офицеров в перевернутой рынде корабля.

В армиях стран - участниц блока НАТО во­енные священники практикуют коллективные молитвы, воскресные бо­гослужения, 3-4 раза в неделю проводят “часы капеллана”, выступают в полковых и воскресных газетах, проводят другие религиозные ме­роприятия. Например, по сообщениям прессы, капелланы США проводят ежегодно свыше 12 млн. различных мероприятий, среди которых занятия в рели­гиозных кружках по изучению Библии, индивидуальные пасторские бе­седы, церковные проповеди и т.п. В среднем на одного капеллана при­ходится около трех тысяч мероприятий в год.

Таким образом, религиозное воспитание военнослужащих ряда за­рубежных стран отличается информационной насыщенностью и осущест­вляется преимущественно путем религиозного информирования верую­щих.

Особый интерес при изучении содержания информационно-воспитательной работы представляет анализ ее основных форм и методов. После неудачной войны во Вьетнаме руководство Пентагона сделало выводы о необходимости радикальной перестройки системы военно-политического воз­действия на военнослужащих. Военные эксперты США считают, что именно недостатки в информировании войск и общественности привели на­цию к так называемому “вьетнамскому синдрому”. Преодолеть его была призвана новая система пропаганды преимуществ воинской службы и создания у военнослужащих позитивной мотивации, в основу которой была положена специальная программа министерства обороны - “Командная информация”.

Программа “Командная информация” предназначена для оказания помощи командирам всех уровней в формировании, прежде всего, социально-политических (идейно-теоретических), а также психологических аспектов нравственного облика американских военнослужащих. Основная цель программы - повлиять на сознание и поведение личного состава таким образом, чтобы, в конечном счете, сформировать политически благонадежных людей, обеспечить морально-психологическую готовность к выполнению поставленных задач. Ее объектом воздействия является в основном рядовой и сержантский состав регулярных войск и резервных компонентов, гражданский персонал министерства обороны, военные пенсионеры, а также члены их семей. Программа включает комплекс социально-политических и психологических обоснований и принципов, которые используются для утверждения в сознании объектов воздействия принятых в государстве и вооруженных силах идей, ценностей, моральных эталонов.

По мнению ряда американских военных ученых-психологов и политологов, эта программа фактически является инструментом социально-политической подготовки личного состава армии США. Приоритетными направлениями программы являются: равные права и возможности, предотвращение сексуальных домогательств и отклонений, борьба с употреблением алкоголя и наркотиков, а также юридические права и ответственность военнослужащих. К дополнительным направлениям относятся: обычаи и традиции, денежное содержание, продвижение по службе и др. Характерной особенностью вышеуказанных направлений является то, что в их основе лежат негативные явления и недостатки военной службы. Такой подход облегчает их устранение или блокирование.

Основными методами воздействия на личный состав являются внушение и тренировка, влияние на сознание и поведение с использованием комплекса определенной политической терминологии и понятий. Например, основной формой идеологической обработки в бундесвере является политическое образование (обязательное для всех категорий военнослужащих). Как правило, оно проводится по пяти основным темам: “Основные права и обязанности военнослужащих”; “Бундесвер и НАТО”; “ Парламентская демократия”; “Роль и задачи бундесвера”; “ Общественно-политические системы европейских государств”. Формами обучения являются лекции, беседы, семинары, дискуссии и коллоквиумы, а также просмотры кино - и видеоматериалов.

Широко применяется метод так называемой“индокринации”. Сущность этого метода заключается в том, чтобы научить личный состав воспринимать преподносимые командирами идеалы и ценности, как аксиомы, лишить военнослужащего возможности критически мыслить. Занятия по программе “Командная информация” проводятся еженедельно и предполагают дискуссию по заданной теме. Однако самостоятельные замечания и выступления практически запрещаются, если они противоречат устоям и системе правления США. В основу занятий положены конкретные темы, учитывающие специфику решения военных задач, а также морально-психологические особенности национального характера. Помимо плановых еженедельных занятий организованы и специальные курсы для командного состава, целью которых является обучение командиров всех уровней совершенным методам разъяснения подчиненным идеалов американского общества, оценки масштаба и характера возможных внешних и внутренних угроз. В дополнение к теоретическим формам, цикл обучения, по этой программе, включает и практическую часть. Как отмечают американские специалисты, целью данного этапа обучения является выработка иммунитета против возможного негативного психологического воздействия, а также ознакомление с тактикой действий противостоящей стороны. По их мнению, такие практические занятия способствуют созданию благоприятной морально-психологической атмосферы для нравственного воздействия на чувства и поведение военнослужащих.

В рамках программы предусматривается широкое внедрение и распространение военных обычаев и традиций. На основе изложения отдельных наиболее ярких эпизодов военной истории у военнослужащих и гражданского персонала воспитывается уважение к прошлому страны, что приводит к росту национально-патриотических чувств. На основе программ и курсов, разработанных в США, организуются и проводятся подобные занятия и с военнослужащими вооруженных сил других стран, входящих в блок НАТО. В Германии, например, еженедельно группо­вым методом проводят занятия по “политическому образованию” и “гражданскому воспитанию” (для рядового и унтер-офицерского сос­тава), в Великобритании это еженедельные одночасовые занятия по “текущим событиям” и армейскому просвещению и т.д.

А это, в свою очередь, закрепляет в сознании личного состава наличие таких понятий, как незыблемость существующего в государстве и “избранного самим народом” строя и историческая необходимость его защиты. Эффективной формой информационного обеспечения является служебное информирование о текущих событиях - аналог информирования в Вооруженных Силах России.

В вооруженных силах Великобритании, например, оно регулярно осуществляется в специально оборудованных при каждой части “комнатах информации”. Группы и офицеры пропаганды и информации (по связям с общественностью) пе­риодически организуют (до дивизии, отдельной бригады, включительно) пресс-конференции, интервью военного руководства, готовят пресс-ре­лизы, посещения представителями прессы и телевидения воинских час­тей, материалы для информационных агентств. Во французской армии функционируют в частях комиссии по воп­росам информирования и условий службы. Их дополняют ячейки соци­альной, юридической и административной информации. Интересно, что военнослужащий может быть членом только одной комиссии и работать в ней один год. Кроме того, информирование личного состава по воп­росам текущей жизни, подготовку материалов для полковой газе­ты, распространение материалов для информационных структур осу­ществляет в части нештатный офицер по информации, назначенный ко­мандиром из числа наиболее подготовленных офицеров и унтер-офице­ров. Бундесвер в Германии для личного состава проводит т.н. “войсковые информации” продолжительностью полчаса. Кроме того, здесь распространено проведение “гражданских информационных дней”, представляющих собой инструктивные сборы военнослужа­щих, проводимые периодически в течение 4-5 дней.

Изучая сущность и содержание информационно-воспитательной работы, необходимо подчеркнуть роль и значение в этой сфере СМИ, в том числе военных. Именно они в силу своей оперативности и целенаправленности воздействия особенно эффективно способствуют формированию требуемого морально-психологического состояния личного состава. Например, для выполнения задач формирования и поддержания необходимого морально-психологического состояния в вооруженных силах США широко применяется разветвленная сеть радио - и телевизионных станций, используются современные каналы связи. В действующем состоянии находятся 9200 коммерческих и 1700 государственных радиостанций (из них 400 наземных станций - сугубо военные или арендуемые у гражданских ведомств), работает большое количество телевизионных каналов (как государственных, так и коммерческих). Система ра­дио - и телеинформирования американских войск в Европе включает 9 радиостанций и 4 телестудии. В дополнении к этому форсируется ввод в действие кабельно­го телевидения. Радиовещание для военнослужащих ведется круглосу­точно, а телепередачи транслируются до 20 часов в сутки. При этом ежедневно начало и конец телетрансляций начинается и соответственно заканчивается подъемом (опусканием) государственного американского флага.

Причем, ответственность за разработку планов мероприятий по информированию военнослужащих и членов их семей с использованием возможностей радио - и телевизионной службы “АФРТС”,[1] печатных малотиражных военных изданий и других СМИ возлагается на главнокомандующих объединенными командованиями вооруженных сил США в зонах.

В вооруженных силах некоторых государств создаются специаль­ные подразделения для подготовки военных радио- и видеоматериа­лов. Так, отдел аудиовизуальных средств службы информации и общест­венных отношений вооруженных сил Франции ежегодно готовит самос­тоятельно или с гражданскими организациями по заказу министерства обороны около 30 фильмов, свыше 20 видеомонтажей, 70 видеокли­пов, несколько телерепортажей, 700 фоторепортажей и 12 тыс. видео­кассет с различными информационными и развлекательными материала­ми.

По оценке специалистов СМИ короткий видеосюжет воздействует на сознание военнослужащих гораздо эффек­тивнее, чем длинная статья или выступление.

В составе объединенных командований вооруженных сил США в зонах для организации информационного обеспечения на период боевых действий предусматривается развертывание оперативных центров по связям с общественностью. Особое внимание уделяется печати, так как именно она является фактором постоянного и длительного воздействия на сознание личного состава, а это в свою очередь повышает ее действенность. Соответствующий аппарат в вооруженных силах поставляет материалы в издаваемые в стране более 2500 газет, общий тираж которых составляет 102 млн. экз. Непосредственно министерство обороны США выпускает более 20 журналов, а в министерствах видов вооруженных силах - около 80 наименований.

Характерной особенностью СМИ, как источника формирования соответствующего морально-психологического состояния военнослужащих, является их высокая унификация. Это достигается централизованным контролем над информацией и строгой регламентацией публикуемых материалов.

Понимая значение для сознания американцев элемента “материального” в общей системе ценностей, руководители военных СМИ значительное внимание уделяют публикации материалов, посвященных вопросам выплаты денежного содержания, компенсаций, льгот и привилегий военнослужащих. До 50% первоочередных публикаций газет вооруженных сил освещают эти проблемы. Так, например, газета ВМС США “Нейви таймс” рекламе различных материальных льгот и привилегий за службу на флоте пос­вящала до 50% печатных материалов. Более подробно они излагаются в специально издаваемых справочниках.

Особую роль в армиях ряда стран Запада играет рекламно-про­пагандистская служба, как важный элемент СМИ. Основная ее цель - создание и поддержание в сознании военнос­лужащих и широких слоев общественности привлекательного имиджа вооруженных сил и военной службы. Например, министерство обороны США с 1975 года ежегодно проводит социологические опросы с привлечением около 10 тыс. юношей и девушек на предмет их отношения к военной службе. В целях ликвидации негативной тенденции, которая возникла в начале 90-х годов ХХ века и заключалась в заметном снижении количества молодых американцев, желающих поступить на службу в вооруженные силы, военным ведомством были существенно увеличены финансовые средства на ее пропаганду (в 1995-1998 годах они были увеличены по сравнению с 1994 годом в два раза).

“По широте социального влия­ния, - отмечал известный американский историк Дэвид Поттер, - рекламу сегодня можно сравнить с такими давнишними институтами, как школа и церковь”.

Важное практическое значение для организации информационно-воспитательной работы в войсках имеет реализация руководящих принципов, утвержда­емых министерством обороны. Так, “Принципы обеспечения информацией” в вооруженных силах США, подписанные бывшим министром обороны Ди­ком Чейни, в частности, провозглашали, что “положения Закона о сво­боде информации будут выполняться как по букве, так и по духу”, что “пропаганда не имеет места в программах министерства обороны по связям с общественностью”. Кроме того, подчеркивалось, что “информа­ция будет утаиваться только тогда, когда она может оказать нега­тивное воздействие на интересы национальной безопасности или бу­дет угрожать безопасности или частной жизни лиц, проходящих службу в вооруженных силах”.

В последние годы все большее место в информационно-воспитательной работе отводится компьютерной техни­ке. Исследование практики применения этих средств позволяет выделить три основных направления ее применения в этой сфере: произ­водство и хранение информационно-справочных материалов; применение тренажеров-компьютеров в боевой учебе и морально-психологической закалке военнослужащих; внедрение компьютерных видеоигр, как формы досуга личного состава.

Причем такие интерактивные сети, как “Линия жизни” ВМС, сеть для семей военнослужащих “Перекресток” ВВС и, вводимая в ближайшее время, система отслеживания качества жизни министерства обороны “Доступ”, кроме того, обеспечивают не только традиционное распространение информации, но и проведение исследований, опросов, а также обратную связь по вопросам качества жизни войск.

Подводя итог изучению зарубежного опыта организации информационно-воспитательной работы, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, задачи, содержание, организация и технология инфор­мирования личного состава в армиях различных стран мира имеют много общего, носят комплексный характер, отличаются большим разнообразием и достаточно высокой эффективностью воздействия на морально-психологическое состояние военнослужащих.

Во-вторых, система информирования личного состава вооруженных сил в каждом государстве имеет специфические особенности, опирает­ся на сложившиеся традиции, соответствует материальным возможнос­тям и реальным потребностям морально-психологического обеспечения в армии и на флоте.

В-третьих, основным идеологом в формировании программ и содержания информационно-воспитательной работы в армиях стран НАТО выступают органы государственного и военного управления США.

II. Наравне с информационно-воспитательной работой военно-политическое руководство западноевропейских стран при разработке принципов и направлений военного строительства уделяет также первостепенное внимание созданию эффективной социально-правовой защиты (военно-социальной работе) военнослужащих, которая надежно обеспечивает им равные с остальными гражданами политические права и социальные гарантии с учетом специфики военной службы. Так, в частности, в Греции созданы многочисленные ассоциации, благотворительные общества и фонды, целью которых является оказание поддержки и помощи армии. В бундесвере Германии с целью разрешения проблемных вопросов, затрагивающих личные интересы военнослужащих, из числа предварительно подобранных командованием военнослужащих, на собраниях тайным голосованием избираются в каждой роте по одному представителю от солдат, унтер-офицеров. По уставу эти доверенные лица выступают посредниками между командирами и личным составом.

В настоящее время системы и механизмы социальной защиты военнослужащих в различных странах мира все более явственно выступают в виде особого социально-политического института, который компенсирует ограничения и тяготы военной службы системой социально-экономических льгот, гарантий, закрепленных в специальных государственных нормативно-правовых актах.

Например, в США важным инструментом в проведении среди военнослужащих социально-правовой работыслужат разработанные министерством обороны специальные программы “Равные права и возможности”, “Повышение уровня жизни личного состава”. Основными целями этих программ является:

поддержание высокого морального духа военнослужащих и членов их семей;

обеспечение высокой эффективности их деятельности;

повышение привлекательности и престижности военной службы;

обеспечение и поддержание социально-бытового статуса военнослужащих и членов их семей, необходимого уровня их физического развития и интеллектуального состояния;

обеспечение занятости и повышение образовательного уровня членов семей военнослужащих;

создание условий для рационального использования внеслужебного времени военнослужащими и членами их семей;

поддержание благоприятных условий жизни военнослужащих и внедрение в их сознание уверенности в завтрашнем дне и др.

Программа “Равные права и возможности” была разработана на основе анализа национально-психологических особенностей американцев, что позволило определить наиболее эффективные формы и методы воздействия на личный состав. Ее основная задача - создать равные стартовые условия для военнослужащих - представителей всех национальностей и обеспечить их единство и сплоченность перед лицом внешних угроз. Реализация программы осуществляется как в процессе индивидуальной подготовки, так и в составе частей и подразделений в рамках морально-психологической подготовки как составляющей части боевой подготовки войск. Занятия проводятся в форме семинаров и собеседований не реже 1 раз в месяц.

Программа “Повышение уровня жизни личного состава вооруженных сил” обширна, многоперспективна и значима, потому что в основе профессиональной армии лежит принцип материальной заинтересованности. Структурно программа содержит пять подпрограмм: “Компенсация и льготы”; “Медицинское обслуживание”; “Сокращение длительности пребывания личного состава вне мест постоянной дислокации”; “Жилищное обеспечение”; “Обеспечение семей военнослужащих”, т.е. охватывает весь основной спектр жизнедеятельности войск.

По взглядам американского военного руководства, чем выше материальная обеспеченность, тем выше и морально-психологический настрой военнослужащих. По официальным оценочным данным, предполагаемые бюджетные ассигнования на денежное содержание личного состава в перспективе возрастут и составят в 2010 г. - 95 млрд. долларов (1996 г. - 66,5 млрд. дол. в 2000 г. - 69,4 млрд. дол.). По мнению министра обороны США в 2000 г. осуществлено самое значительное за последние 20 лет повышение денежного довольствия всем категориям военнослужащих, а предложения по военному бюджету на 2001 и 2002 гг. предусматривали такое его увеличение, которое позволило на 0,5% превысить уровень инфляции в стране.

В определяющем документе Объединенной системы стратегического планирования вооруженных сил США “Указания министра обороны по планированию на 1998-2003 фин. гг.” прямо отмечается, что программа “Повышение уровня жизни личного состава вооруженных сил” имеет “прямое воздействие на сохранение военных кадров, их морально-психологического состояния и боевую готовность”. В этой связи в отношении качества жизни министерство обороны США продолжает придерживаться семи основных руководящих принципов:

повышение качества жизни путем дальнейшего увеличения денежного содержания;

внесение в ритм жизни военнослужащих большей предсказуемости;

обеспечение их в пунктах постоянной дислокации качественной медицинской помощью и жильем;

расширение возможностей в получении образования (это положение является краеугольным камнем программ качества жизни министерства обороны);

обеспечение равенства программ по качеству жизни на всех объектах и во всех видах вооруженных сил;

создание надежных каналов связи с войсками и семьями военнослужащих с тем, чтобы находиться с ними в постоянном контакте, знать их запросы и намерения;

поддержание духа сотрудничества.

По взглядам американского военного руководства, каждый военнослужащий должен быть уверен, что после завершения службы он и его семья будут полностью обеспечены в материальном плане. Поэтому одним из основных компонентом пакета компенсаций и льгот, формирующих морально-психологического состояния военнослужащих, является пенсионное обеспечение.

В современных условиях зарубежное военное командование во главу угла ставит также рассмотрение и учет спектра вопросов, направленных на признание важной роли семьи в создании благоприятных условий для исполнения военнослужащими своих обязанностей и в формировании устойчивого морально-психологического состояния. Так, например, в ходе войны в зоне Персидского залива (1991 г.) усилиями военных ведомств были приняты меры для установления постоянного контакта военнослужащих с их семьями, в т.ч. льготная или бесплатная телефонная связь. Самым желанным для военнослужащих впоследствии стал т.н. “семейный час” - время коллективного просмотра видеопосланий из дома (по 5 мин. на каждого военнослужащего). Кроме того, большая работа проводилась и в местах постоянной дислокации с семьями военнослужащих, находящихся в зоне Персидского залива. Для этого: во-первых, более активно стали работать центры поддержки семей (таких центров в американских войсках, дислоцирующихся в Европе, насчитывается 126, в т.ч. только в ФРГ - 83); во-вторых, большую работу по оказанию помощи семьям развернули местные власти и общественные организации ФРГ. Для них организовывались благотворительные вечера, экскурсии, вводились скидки с квартплаты, оказывалась всякая материальная и моральная помощь.

Таким образом, в армиях зарубежных стран:

во-первых, социально-правовая работа регулирует статус военнослужащего не только, как гражданина, но и, как особого субъекта общественных отношений;

во-вторых, в основу правового регулирования социально-правовой работы положен принцип компенсации за тяготы и лишения военной службы;

в-третьих, военное законотворчество в области социально-правовой работы осуществляется на федеральном государственном и военном уровнях. При этом основной гарантией, обеспечивающей успешное функционирование системы и механизмов социальной защиты военнослужащих, является конституционное закрепление особого статуса военнослужащих. Именно в Конституции четко прописан комплекс прав и льгот военнослужащих. Это ключевой момент для построения эффективно действующей социально-правовой работы;

в-четвертых, федеральное государственное и военное законодательство, регламентирующее права и обязанности военнослужащих - систематизировано;

в-пятых, важнейшей особенностью социально-правовой работы с военнослужащими является то, что в нее встроена активная система защиты их прав и свобод.

III. Традиционно важной составляющей морально-психологического обеспечения считается психологическая подготовка (психологическая работа), призванная обеспечить психологическую устойчивость личного состава к внешним раздражителям. Она осуществляется комплексно, интенсивно и непрерывно в условиях повседневной деятельности, на учениях и на специальных сборах. Основу психологической подготовки составляют программы реалистической подготовки, носящие не только жестокий, но и опасный характер и связанные с риском для жизни военнослужащих. Считая принцип реализма в обучении войск наиболее перспективным в деле повышения эмоционально - волевой устойчивости личного состава и предотвращения психогенных потерь в ходе боевых действий, военное командование вооруженных сил США усиленно готовит военнослужащих к действиям в реальной боевой обстановке. При этом целями психологической подготовки оно ставит: выработку психологической устойчивости военнослужащих к воздействиям боевой обстановки; формирование групповой психологической сплоченности; психологическое сопровождение в ходе подготовки и ведения боевых действий; снижение психогенных потерь; проведение мероприятий по психологической помощи и реабилитации.

Анализ боевой практики зарубежных армий позволяет выделить следующие основные направления, формы и методы психологической подготовки войск:

Моделирование реалистического образа, тактики действий, боевых возможностей вероятного противника. Например, в учебном центре вооруженных силах США Форт-Ирвине (штат Калифорния) длительное время действовала программа “Рэд Траст” (“Красный удар”). Для ее осуществления был сформирован “32-й гвардейский мотострелковый полк” общей численностью 1200 человек, который состоял из двух батальонов, разведывательной и саперной рот, подразделений РЭБ, специалистов-химиков. Личный состав действовал в форме военнослужащих вооруженных сил СССР, был вооружен автоматами АК-74. В полку имелось несколько единиц танков, БМП, ЗСУ советского производства, а также американская техника, замаскированная под российскую. В учебном центре ежегодно проходили подготовку 14 батальонов сухопутных войск и национальной гвардии. Личный состав полка, используя тактику действий советских войск, имитировал хорошо подготовленного, грамотного, коварного и жесткого противника. Учебные бои с батальонами проводились в обстановке максимально приближенной к боевой.

Подготовка военнослужащих к действиям в природно-географических и погодно-климатических условиях региона предстоящих боевых действий. Учитывая это, например, контингент коалиционных сил, участвовавший в боевых операциях против иракских войск, готовился к ведению боевых действий на территории Саудовской Аравии. В СМИ также сообщалось, что, готовясь к решению миротворческих задач в Боснии, американские военные специалисты создали в южных районах Германии имитационную модель некой страны, которая по природно-климатическим условиям напоминала боснийские. Эта “страна” была населена жителями, часть из которых относилась к американским военнослужащим агрессивно, часть - лояльно. “Местные жители” говорили на боснийском языке и т.п.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.