Сделай Сам Свою Работу на 5

Информационно-воспитательная работа





Информационно-воспитательная работа служит для командиров, штабов и органов воспитательной работы эффективным средством решения боевых задач, поставленных перед частями и подразделениями. Всем офицерам, активу при подготовке и в ходе боя придется решать проблемы перевода сознания военнослужащих с мирного на военный лад, организовывать политическое и боевое информирование, общественно-государственную подготовку, снабжать части и подразделения техническими средствами воспитания, периодической печатью и литературой. Поэтому знание узловых вопросов содержания и организации информационно-воспитательной работы является задачей практически каждого офицера в подразделении (части).

По своей сущности информационно-воспитательная работа представляет собой систему целенаправленных согласованных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время государственным и военным руководством страны, командованием и другими должностными лицами подразделения (части), военными СМИ по своевременному доведению до личного состава войск (сил) сведений о военно-политической, морально-психологической и информационной обстановке, принимаемых решениях органами государственной власти, полученных задачах, действиях своих войск (сил) и войск противника в интересах формирования у личного состава устойчивого и управляемого морально-психологического состояния.



Информационно-воспитательная работа осуществляется в целях военно-политического ориентирования личного состава, формирования у него высоких морально-психологических качеств на основе утверждения в его сознании и поведении общественно-значимых идеалов, идей патриотизма, мотивов, интересов и высоких духовных потребностей.

Основными задачами информационно-воспита­тельной работы являются:разъяснение военно-политической обстановки, причин, целей, характера войны (вооруженного конфликта), разоблачение ее истинных виновников, обоснование необходимости вооруженной защиты Отечества; изучение, анализ и оценка морально-психологической обстановки; доведение и разъяснение решений Верховного Главнокомандующего, обращений и заявлений Президента и Правительства Российской Федерации, приказов и директив командования, решений военных советов; сплочение личного состава вокруг идеи защиты Родины, воспитание в духе преданности своему народу, Отечеству, верности Военной присяге, Боевому Знамени, а также ненависти к противнику, стремления отомстить за его злодеяния; перестройка сознания личного состава в соответствии с задачами, поставленными перед войсками (силами) в бою (боевых действиях); постоянное доведение и разъяснение личному составу боевых задач, их важности и значения, способов выполнения; разъяснение ответственности за воинские преступления, невыполнение боевых задач, приказов, решительное пресечение элементов трусости, малодушия и моральной неустойчивости; популяризация примеров успешных действий наших войск (сил); пропаганда опыта отличившихся, примеров умелого взаимодействия, поддержки и выручки в бою; информирование о новейших системах вооружения и техники противника, способах применения и характере их воздействия на наши войска (силы), разъяснения способов индивидуальной и коллективной защиты; формирование у военнослужащих чувства личной ответственности за постоянную боевую готовность оружия и боевой техники, их умелое и эффективное использование; воспитание у личного состава бдительности, ответственности за сохранение военной и государственной тайны; формирование у воинов уверенности в силе и мощи нашего оружия и боевой техники, в надежности командиров (начальников), их профессионализме.



По своему содержанию информационно-воспитательная работа включает:постоянное отслеживание и анализ морально-пси­хологической и информационной обстановки в стране, районе дислокации (боевых действий) и выработку оценки социально-политической, религиозной и криминальной ситуации, отношения органов региональной власти и местного самоуправления, а также населения к военнослужащим в районе дислокации (боевых действий), подготовку предложений командованию для принятия решений; непрерывное и оперативное информирование личного состава, разъяснение указов Президента Российской Федерации, приказов и распоряжений Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, командования, стоящих перед войсками (силами) задач, участие в организации их выполнения; подготовка и распространение в войсках (силах) социально-полити­ческой информации, обобщение результатов исследований общественного мнения, настроений, запросов и интересов военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, координацию информационно-воспитательной работы в войсках (силах); организацию и проведение общественно-государственной подготовки личного состава войск (сил); культурно-художес­твенное обслуживание; активное взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями.



Исходя из задач стоящих перед частью (подразделением) и содержания информационно-воспитательной работы, основными формами ее проведения являются: общественно-государственная подготовка военнослужащих и гражданского персонала; устное информирование (военно-политическое, правовое, техническое, медицинское и др.); прослушивание и просмотр информационных телерадиопередач, видеоаудиоматериалов; тематические вечера; собрания личного состава; прямое обращение командования к личному составу; встречи личного состава с командованием, ветеранами войны и труда, государственными деятелями; обмен опытом личного состава, ранее участвовавшего в боевых действиях; работа офицеров органов воспитательной работы в боевых порядках; индивидуально-воспитательная работа; доведение приговоров военных судов об осуждении военнослужащих за воинские преступления, трусость, невыполнение боевых приказов и др.

Как свидетельствует исторический опыт, одной из эффективных форм организации информационно-воспитательной работы являются информационно-пропагандистские акции, направленные на создание благоприятной морально-психологической и информационной обстановки в районе дислокации (боевых действий).

Не менее важной формой является общественно-государственная подготовка (ОГП). Однако структура ОГП в мирное и военное время должна существенно отличаться друг от друга. Как показывает практика контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, в период боевых действий требуется значительная перестройка всей организации информационно-воспитательной работы. В привычном для мирного времени виде ОГП необходимо проводить лишь в тыловых и прифронтовых районах, а также в период боевого слаживания войск (сил). Основной формой при этом следует иметь такую, как «рассказ-беседа» (в течение 40-50 мин.). В боевой же обстановке ОГП требуется трансформировать в политическое и боевое информирование войск, которые являются наиболее оперативными способами доведения до объектов нужных сведений историко-патриотической, военно-политической и другой проблематики.

Наиболее целесообразными формами политического и боевого информирования должны быть информации и митинги, короткие групповые и индивидуальные беседы, просмотр и прослушивание теле, - радиопередач, сообщение содержания обращений военных советов и информационных бюллетеней, выпуск стенгазет, боевых листков и листков-молний, передача важной информации с помощью портативных радиостанций и др. Периодичность проведения информирования целесообразно устанавливать: политического – с офицерским составом, прапорщиками и мичманами 2-3 раза в неделю по 30 мин.; с сержантами (старшинами) и солдатами (матросами) – ежедневно по 10-15 мин. на привалах, в перерывах, во время отдыха и приема пищи; боевого - со всеми категориями личного состава ежедневно, при получении боевой задачи, в ходе ее выполнения, после каждого этапа боевых действий, а также по мере поступления новых и важных сведений. При этом важно, чтобы политическое и боевое информирование по возможности не разделялось по времени, а проводилось как единое мероприятие, что, как показывает практика, является более эффективным.

Кроме того, информирование не должно зависеть от наличия и объема информации. Эта работа должна выполняться постоянно, в любых условиях обстановки с использованием элементов творчества, нестандартных форм и методов (например, метода «солдатского телефона»: услышал сам - передай другому). Практика показывает высокую скорость распространения подобными путями любой информации и подверженность военнослужащих принимать ее без сомнений.

Например, в частях 40-й армии, участвовавшей в боевых действиях в Республике Афганистан, боевое информирование посвящалось военно-политической обстановке в Афганистане, тактике и вооружениям противника, эффективным приемам борьбы с ним, анализу выполнения боевых задач, подведению суточных итогов боевых действий. Оно осуществлялось ежедневно с солдатами и сержантами в течение 10-15 мин., кроме дней, в которые проводились политчасы (2-3 раза в неделю). При этом время распределялось следующим образом: 5-7 мин. освещалась обстановка в зоне ответственности части (соединения), приводились примеры эффективных и героических действий военнослужащих; 7-8 минут уделялось тактике и способам действий противника, задачам по разоблачению враждебной пропаганды и повышению бдительности. Наиболее распространенными формами информирования были беседы, выступления на собраниях, совещания офицеров, работа активистов с личным составом, выпуск справок, бюллетеней, памяток, брошюр и боевых листков.

В ходе боев в Чечне (1999-2001 гг.) ежедневно в отделениях, экипажах и расчетах офицерами проводились 15-20 мин. информации. В перерывах между боями и во время отдыха для информирования военнослужащих использовались групповые и индивидуальные беседы, печать, радио, наглядная агитация, боевые листки; в работе с местным населением применялись звуковещательные станции и СМИ. Важным средством получения ориентирующей информации при этом для офицеров и солдат были радиоприёмники «Маяк-2», которые имелись в каждой роте. Многие офицеры и прапорщики привезли в район боевых действий личные КВ - УКВ радиоприёмники. Нередко информирование личного состава, ведущего боевые действия, осуществлялось путем индивидуального общения «от позиции к позиции» в ночных условиях. Причем, само информирование зачастую приобретало форму диалога. Более частая периодичность и продолжительность проведения информирований всех категорий военнослужащих определялась командирами и организовывалась офицерами органов воспитательной работы в зависимости от обстановки и по получению новых боевых задач. В проведении информационно-воспитательной работы с личным составом принимали участие начальники оперативных групп соединений и частей, командиры ВМГ, офицеры штабов и воспитательных структур. В частности, на вспомогательном пункте управления СКВО дважды в день перед началом служебных совещаний с командирами воинских частей, офицерами штаба проводился 10 – 15 мин. просмотр телепередач о положении в Республике Дагестан и информирование о характере действий наших войск. Ежедневно офицеры штаба осуществляли контроль организации службы войск и оказывали помощь в проведении информационно-воспитательной работы в подразделениях, выделенных для охраны аэродрома, вертолетной площадки, в караулах, проводили инструктаж начальников колонн и командиров подразделений перед совершением маршей

Практика боевых действий показывает, что в экстремальных условиях особое значение для воинов имеет информация, необходимая для обеспечения личной безопасности. Поэтому повышенным спросом у них пользуются такие формы информационно-воспитательной работы как: специальные памятки (об особенностях боевых действий в лесу, в горах, о способах обнаружения и обезвреживания мин), справки (о новых видах оружия противника и способах борьбы с ним), бюллетени (о способах саморегуляции, профилактике заболеваний), листовки (о результатах боев, боевом опыте), позволяющие преодолеть жесточайший дефицит правдивой информации и получать верную ориентировку в текущих событиях, боевой обстановке, способах обеспечения личной безопасности. Такого рода информация предупреждает слухи и панику и способна нейтрализовать отрицательное воздействие новых видов информационно-психологического оружия. Кроме того, в различных условиях обстановки целесообразно создавать группы оперативного информирования войск (сил), а также назначать нештатный боевой актив. Поучителен в этом смысле опыт боевых действий в Республике Афганистан. Уже в начальный период боевых действий в 40-й армии было образовано 8 агитационно-пропагандистских коллективов и 92 группы, назначено более 2200 нештатных пропагандистов, которые за короткий срок провели более 5 тысяч выступлений перед личным составом с разъяснением целей и задач пребывания войск в Республике Афганистан.

Таким образом,эффективность информационно-воспитательной работы достигается: непрерывным анализом, своевременным прогнозированием, целеустремленным и систематическим доведением до органов военного управления, личного состава войск (сил) военно-политической, тактической, морально-психологической и информационной обстановки; оперативной пропагандой решительных, умелых, дерзких действий личного состава.

 

Психологическая работа

Военная наука, реальная история войн и военного искусства учат: какие бы системы оружия и техника ни использовались в современном бою, решающая роль в достижении победы над противником принадлежит человеку.

Бой - это не только согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневры, это, прежде всего ожесточенное противоборство людей целеустремленных, мыслящих, чувствующих, побуждаемых личными убеждениями, обладающих навыками и умениями, волей и надеждами. И от того, у какой из сторон духовные силы и возможности окажутся лучше сформированными, мобилизованными, сохраненными и адекватными потребностям современного боя, в определяющей степени будет зависеть победа или поражение. Все это делает актуальными и практически значимыми всестороннюю психологическую подготовку военнослужащих к активным и самоотверженным боевым действиям, психологическую помощь им в преодолении боевых стресс-факторов и последствий их воздействия.

Так, проведенная в подразделениях после первых дней боев в Республике Дагестан (1999 г.) психологическая оценка показала, что 15% личного состава получили боевые психические травмы, у 29% военнослужащих были отмечены выраженные последствия таких травм. В период пребывания в зоне боевых действий свыше 3-4 суток, отсутствие длительного отдыха, постоянное нахождение в состоянии боевой настороженности вызывали у личного состава снижение настроения, тревогу или наоборот - безразличие (до 40%). В отдельных случаях - трусость, страх перед боем, особенно у военнослужащих, готовящихся к увольнению в запас (2%). По наблюдению за личным составом в бою 20% вели активные боевые действия (стрельба по противнику, попытки перейти в наступление), 50% проявляли активность только по команде старшего, 30% были пассивными и руководствовались в процессе наступления или отхода только чувством «стадности».

Все это требует наличия в структуре морально-психологического обеспечения такой его составляющей какпсихологическая работа.Психологическая работа - это осуществляемая в мирное и военное время командованием, органами воспитательной работы, другими должностными лицами, согласованная по месту и времени деятельность по практическому применению положений психологической науки в целях формирования у военнослужащих и гражданского персонала психологической устойчивости и готовности выполнять боевые задачи в любых условиях обстановки, сохранения и восстановления их физического и психического здоровья.

В связи с этим основными задачами психологической работы являются:формирование психологической устойчивости и готовности личного состава выполнить поставленные задачи; осуществление психологического сопровождения войск (сил); восстановление психического и личностного статуса, а также физических сил военнослужащих; проведение мероприятий по снижению психогенных потерь.

Как показывает боевая практика, выполнение задач психологической работы достигается: целенаправленным проведением системы мероприятий по психологической подготовке, сопровождению, помощи и реабилитации личного состава; своевременным проведением психологической оценки обстановки, прогнозирования и расчета психогенных потерь.

Каждое из слагаемых психологической работы обладает определенной самостоятельностью, своей собственной структурой, целями и задачами, а также апробированными в экстремальных условиях своеобразными формами и методами. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Психологическая подготовка представляет собой комплекс специальных мероприятий, моделирующих действия личного состава в боевых условиях, формирующих навыки и умения поведения в бою, в целях целенаправленного формирования у военнослужащих и гражданского персонала психологических качеств, способствующих выполнению поставленных задач.

Например, военные психиатры США обнаружили во Вьетнаме, что одной из наиболее распространенных причин неудач военнослужащих был страх убить, а не страх быть убитым.

Психологическая подготовка военнослужащих и подразделений части организуется и проводится командиром. В основе ее организации лежит ряд научных принципов: обучение войск в строгом соответствии с требованиями современного боя; сознательности и активности; наглядности обучения и подготовки; индивидуального подхода в обучении; систематичности и последовательности; напряженности, внезапности, опасности и риска.

 


 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.