Сделай Сам Свою Работу на 5

Схема 2. Структура психологической работы

 

Существует три вида психологической подготовки – общая, специальная и целевая.

Общая психологическая подготовка проводится, как правило, заблаговременно и обеспечивает формирование психологической готовности личного состава войск (сил) действовать в условиях современного боя против вероятного противника, а также психологической устойчивости к действию психотравмирующих факторов.

Специальная психологическая подготовка обеспечивает психологическую готовность и устойчивость личного состава войск (сил) применительно к конкретным видам боя (боевых действий) с учетом особенностей задач видов и родов войск Вооруженных Сил, войск, не входящих в виды и рода войск, особенностей боевой деятельности конкретных специалистов в особых природно-климатических условиях.

Целевая психологическая подготовка проводится, как правило, перед началом боя (боевых действий), обеспечивает формирование психологической готовности личного состава выполнить конкретную боевую задачу.

Психологическое сопровождение представляет собой систему специальных оперативных мероприятий психологической работы, осуществляемых в ходе ведения боя (боевых действий) в боевых порядках и ближайшем тылу своих войск (сил), направленную на поддержание психологической устойчивости войск (сил) к высоким нервно-психическим и физическим нагрузкам, предотвращение индивидуальных и групповых отрицательных психических состояний, а также профилактику боевых психических расстройств.

Психологическая помощь представляет собой систему практического применения в войсках (силах) психологических технологий, методов и приемов, обеспечивающих преодоление военнослужащими и гражданским персоналом психотравмирующих последствий боевой обстановки, а также восстановление психологической готовности выполнять поставленные задачи.

Кроме того, в боевых порядках нуждающимся оказывается первая психологическая помощь в порядке само- и взаимопомощи.

В ближайшем тылу оказывается квалифицированная психологическая помощь силами войсковых психологов, специалистов центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации во взаимодействии со специалистами группы психофизиологического обеспечения медицинской службы.



Специализированная психологическая помощь оказывается в специализированных военно-лечебных заведениях.

Основные элементы системы психологической помощи отражены на схеме 3.

Психологическая реабилитация – система специальных мероприятий, осуществляемых в целях восстановления у личного состава утраченных (нарушенных) функций и способности к нормальной деятельности, проведения психологической и психофизиологической экспертизы военнослужащих, а также рационального распределения личного состава с учетом их функционального состояния.

Психологическая реабилитация проводится психологами, специалистами пунктов психологической помощи и реабилитации в тесном взаимодействии со специалистами медицинской и других служб. Мероприятия психологической реабилитации проводятся также при проведении медицинской реабилитации военнослужащих, находящихся на излечении в госпиталях и санаториях.

 

  Тактическое звено Оперативно-тактическое звено
  рота батальон полк дивизия армия фронт тыл
1-я психологическая помощь (само- и взаимопомощь)          
    Квалифицированная психологическая помощь (психологами, медицинскими работниками)      
        Специализированная психологическая помощь (психологи, специалисты групп психофизиологического обеспечения медицинской службы)

Схема 3. Система оказания психологической помощи.

 

Являясь одним из центральных слагаемых общей реабилитации военнослужащих, получивших боевые психические травмы, ранения и увечья, система психологической реабилитации имеет целью восстановление боеспособности и трудоспособности военнослужащих, получивших психические травмы, в возможно более короткие сроки, предупреждение инвалидности, а также восстановление и социальной адаптации пораженных.

Психологическая реабилитация имеет следующие основные задачи: установление характера и степени выраженности нервно-психического расстройства у военнослужащих и особенностей реагирования на психическую травму; выявление психологических особенностей личности и выработка индивидуальных мер реабилитационного воздействия; оперативное снятие психоэмоционального напряжения, раздражительности, страха; регуляция нарушений функций организма и нервной системы; мобилизация личности на преодоление возникших психических состояний; восстановление и коррекция социально-психологического статуса военнослужащего; стимулирование социальной активности личности военнослужащего; профессиональная реабилитация или переориентация; ориентирование на продолжение активной служебной деятельности и выполнение функциональных обязанностей; контроль динамики психических состояний и коррекция реабилитационных мероприятий.

Практическая работа по организации мероприятий психологической реабилитации в части (подразделении) осуществляется в соответствии с рядом принципов. Основными принципами психологической реабилитации являются: максимальная приближенность к войскам; безотлагательность реабилитационных мероприятий; единство психосоциальных и физиологических методов; ступенчатость, последовательность и преемственность усилий; разносторонность, разноплановость воздействий; партнерство, сотрудничество в реабилитации; индивидуализация реабилитационных мер; соответствие воздействий адаптационным возможностям военнослужащего; участие в реабилитации социального окружения; контроль и коррекция реабилитационной программы.

Обязательным условием восстановления психического здоровья считается сохранение четкого режима дня и военной формы одежды. При отсутствии положительного результата лечение осуществляется в учреждении психиатрической помощи или стационарном госпитале.

Приведенная выше схема организации психологической работы апробирована в годы Второй мировой войны, во время войны во Вьетнаме и в зоне Персидского залива, в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. По оценкам специалистов, ее эффективность составляет 45-75 %.

При этомосновными формами психологической работы являются: социально-психологическое изучение; психодиагностика; психологическое консультирование; психологическая профилактика и психологическая коррекция, немедицинская психотерапия.

Как показывает войсковая практикаэффективность решения задач психологической работы достигается: целенаправленным проведением мероприятий по психологической подготовке, психологическому сопровождению, психологической помощи и реабилитации; своевременным проведением психологической оценки обстановки, прогнозирования и расчета психогенных потерь; единством действий и согласованностью мероприятий, проводимых командирами, штабами, органами воспитательной работы и медицинской службой.

Военно-социальная работа

Военно-социальная работа является важнейшим компонентом морально-психологического обеспечения. Она призвана обеспечить социально-правовой режим деятельности войск (сил), предусмотренный Конституцией, законодательством Российской Федерации, активно содействовать подготовке и воспитанию не только высокопрофессиональных защитников Родины, но и граждан России, сознательных защитников ее от внешнего врага. Военно-социальная работа - сравнительно новое явление в Вооруженных Силах нашей страны. До недавнего времени она не выделялась в качестве самостоятельного направления в деятельности государственных и военных органов.

Военно-социальная работа распространяется на все стороны жизнедеятельности военнослужащего, как равноправного члена гражданского общества, в целях реализации его социально-правовых потребностей, норм, прав и гарантий. Она осуществляется как в мирное время, так и в боевых условиях, изменяется и уточняется с учетом военно-политической, тактической и морально-психологической обстановки.

Военно-социальная работа – это система согласованных, целенаправленных организационных, правовых и воспитательных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время государственным и военным руководством, командованием, другими органами управления и должностными лицами части (подразделения) и направленных на реализацию установленных законодательством социально-экономичес­ких прав и льгот военнослужащим и членам их семей.

Военно-социальная работаорганизуется и проводится в целях создания социальных условий для эффективного выполнения личным составом своих служебных обязанностей в ходе повседневной и боевой деятельности войск (сил), поддержания в воинских коллективах правопорядка и воинской дисциплины, практической реализации социальных гарантий военнослужащих и членов их семей, предусмотренных законами и иными нормативно-правовыми актами.

Основными задачами военно-социальной работы являются:реализация мер по обеспечению социальной защиты военнослужащих и членов их семей в соответствии с законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации; соблюдение международных правил ведения военных действий, обращения с ранеными и больными, гражданским населением в районе боевых действий, а также военнопленными; изучениеи прогнозирование развития социальных процессов в воинских коллективах и районах дислокации; определение уровня социальной защищенности военнослужащих и членов их семей; выработка, принятие и организация исполнения управленческих решений по осуществлению социальной защиты личного состава; организация и проведение правового воспитания различных категорий личного состава, разъяснение правовых актов о правах и льготах военнослужащим; оказание индивидуальной социальной помощи различным категориям военнослужащих; обучение командиров, других должностных лиц правовым основам служебной деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных; рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей; поддержание взаимодействия с региональными органами власти и органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями в целях эффективного решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей.

Структурновоенно-социальная работасостоит из следующих элементов:правовое обучение и правовое воспитание личного состава и оказание ему помощи в разрешении социальных проблем; подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы социальной защиты военнослужащих и членов их семей; осуществление постоянного и действенного контроля за полным доведением до военнослужащих установленных норм довольствия;

Основными формами военно-социальной работы являются: проведение проверок соблюдения законодательства о правах и льготах военнослужащим и контроль за полным доведением до них положенных норм довольствия; индивидуальное и коллективное консультирование личного состава по социально-правовым вопросам; проведение лекций, семинаров, бесед, занятий в системе ОГП и командирской подготовки по социально-правовой тематике; организация вечеров вопросов и ответов; встречи с руководством органов местного самоуправления по решению вопросов соблюдения прав и льгот военнослужащих и членов их семей; работа с письмами, жалобами и заявлениями граждан по социальным вопросам, прием посетителей.

Основными направлениями военно-социальной работы являются: реализация на всех уровнях социальных и правовых гарантий военнослужащих; изучение, прогнозирование и организация своевременного разрешения возникающих социальных проблем военнослужащих и членов их семей; взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими органами управления в интересах социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Как показывает практика реализация социальных и правовых гарантий военнослужащих достигается: соблюдением правовых основ служебной деятельности командирами (начальниками); строгим выполнением положений законов и иных нормативных актов, определяющих социальные и правовые гарантии военнослужащих; постоянным контролем командованием, органами воспитательной работы за соблюдением установленных прав и льгот военнослужащих, принятием своевременных мер по их восстановлению; подготовкой предложений по внесению изменений в законодательные и иные нормативные акты, определяющие права и льготы военнослужащих с учетом меняющейся обстановки.

Изучение, прогнозирование и своевременное разрешение социальных проблем военнослужащих достигается: знанием нужд и запросов личного состава; своевременным реагированием на жалобы, заявления и письма военнослужащих; подготовкой предложений органам управления по вопросам военно-социальной работы; выработкой практических мер по своевременному разрешению социально- бытовых проблем, обеспечению военнослужащих всеми положенными видами довольствия.

Разъяснение личному составу законов и других нормативных актов по социальной защите военнослужащих осуществляется: организацией и проведением в войсках (силах) координационно-методической работы по социальным вопросам; разработкой и доведением, прежде всего до командования, штабов и органов воспитательной работы справочно-информационных материалов по вопросам военно-социальной работы; оказанием на местах консультативной помощи военнослужащим и членам их семей по социальным проблемам.

Взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими органами управления достигается: проведением совместных мероприятий, направленных на обеспечение социально-правовой защищенности военнослужащих и членов их семей; координацией усилий в условиях военного времени в интересах выполнения боевых задач, сохранение жизни и эвакуации гражданских лиц и членов семей военнослужащих; организацией взаимного информирования о социальной обстановке в районах дислокации войск (сил) и проживания гражданского населения; оказанием взаимной материальной и технической помощи.

Ответственность за осуществление военно-социальной работы возлагается на командование, органы воспитательной работы, штабы, военных юристов, других должностных лиц части (подразделения). Непосредственным организатором военно-социальной работы в войсках (силах) являются органы воспитательной работы.

Для организации и проведения военно-социальной работы в войсках (силах) могут создаваться (оборудоваться): консультативно-правовые пункты в местах отмобилизования и районах дислокации войск (сил); центры (пункты) правового информирования в военных гарнизонах; уголки правовых знаний в частях и подразделениях.

Для пропаганды правовых знаний, разъяснения льгот и гарантий военнослужащим, членам их семей могут привлекаться военные, центральные и региональные средства массовой информации.

Опыт организации военно-социальной работы показывает, что ееэффективность достигаетсявыполнением следующих мероприятий: своевременной разработкой предложений и организацией мероприятий по обеспечению социальной защиты военнослужащих и членов их семей; сосредоточением и наращиванием усилий военно-соци­альной работы в войсках (силах), действующих на главных направлениях и выполняющих задачи в отрыве от мест постоянной дислокации; прогнозированием развития социальной обстановки и принятием упреждающих мер по недопущению негативных ситуаций; постоянным изучением и анализом нужд и запросов личного состава, социальной обстановки в районах дислокации войск (сил), оперативной выработкой предложений по разрешению социальных проблем; тесным взаимодействием с органами местного самоуправления, общественными объединениями; своевременным доведением до личного состава нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Анализ практики военно-социальной показывает, что она должна осуществляться в тесном единстве с информационно-воспитательной работой, особенно с политическим, воинским, нравственным и правовым воспитанием, правовой пропагандой и предполагать активное использование воспитательного воздействия практики применения законодательства в войсках (силах).



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.