Сделай Сам Свою Работу на 5

Второй Тамбовский филиал РАНХиГС





 

Проблема определения понятия «нравственная ценность» в последнее десятилетие стала предметом пристального внимания психологической науки. Несмотря на возросший в настоящее время интерес исследователей к данной проблеме, она не имеет единства в понимании и недостаточно разработана.

В современной психологии проблема нравственных ценностей рассматривалась в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Л.Н. Антилоговой, Б.С. Братуся, С.Б. Каверина, Н.А. Коваль, Т.Н. Мальковской и др.

Нравственные ценности, согласно Б.С. Братуся, относятся к родовым определениям человеческого способа жизни, выступают во всем своем богатстве и многообразии в качестве субъективного бытия, особого рода реальности. Психологическим основанием нравственных ценностей, по замечанию автора, являются «специфические функции смысловых образований как основные конституирующие единицы сознания личности». Духовное начало человека связано с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры. В психологическом плане нравственные ценности ученый характеризует понятиями разума и мышления, миром человеческих идей и созерцаний, такими эмоционально-волевыми свойствами и состояниями, как доброта, любовь, раскаяние, смирение. С общественной точки зрения, они представляют собой идеальный комплекс норм, выступающий по отношению к субъекту и обществу не как данность, а как заданность и непреложный императив. Определяя роль нравственных ценностей в развитии личности, Б.С. Братусь указывает, что они придают смысл жизни человека. В них он черпает ответы на волнующие его экзистенциальные проблемы: о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения, красивого и безобразного, открывают доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывают человеку, что является для него главным и наиболее ценным, дают ему то, ради чего стоит жить. Нравственные ценности субъекта, по словам Б.С. Братуся, «индивидуальный дух» представляют собой ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры: переживание нравственных норм общежития как внутреннего «категорического императива», усвоение высших ценностей родового бытия человека как своих собственных. [4]





В работах К.А. Абульхановой-Славской понятие «нравственная ценность» трактуется как оценка личностью своих возможностей в связи с реализацией жизненных смыслов, что, в свою очередь, предполагает развитие «социального мышления», умение предвидеть последствия своих действий, выбор приемлемых, с точки зрения нравственно-ценностных установок общества, целей и способов их достижения. В качестве важнейшей нравственной характеристики человека называется его ответственность перед людьми [2].

Многие исследователи (Л.Н. Антилогова, В.А. Блюмкин, Т.И. Пороховская, А.И. Титаренко, и др.) нравственные ценности среди других ценностей выдвигают в разряд высших.

В.А. Блюмкин предлагает исходить из учета структуры человеческих потребностей и интересов при выстраивании иерархии ценностей. «Очевидно, - пишет он, - высшие ценности те, которые соответствуют высшим, наиболее важным человеческим потребностям, без удовлетворения которых невозможно счастье и само существование людей. Самые сущностные характеристики человека выражаются его высшими потребностями в труде, творчестве, в общении, познании, в красоте и добре. Этим высшим потребностям соответствуют и высшие ценности: благо человека и человечества, справедливость, альтруизм, бескорыстие, благодарность, честь, совесть. Все остальные ценности (материальные и духовные блага) могут быть рассмотрены как средства, как условия достижения высших ценностей». [3]



Л.Н. Антилогова считает, что «нравственная ценность» существует и интерпретируется в двух ипостасях. Во-первых, это объективно существующие, сформированные конкретно-историческим и социальным опытом человечества нравственные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Во-вторых, нравственная ценность может выступать как личностный феномен, как персонифицированное отношение человека к общественным нравственным ценностям, их принятие, непринятие и т.д. В ее понимании, «нравственная ценность» - это интегральное образование нравственного сознания, включающее в себя нравственные нормы, оценки, понятия, принципы, идеалы, тесно связанное с мотивами и потребностями индивида, обеспечивающее направленность его сознания на достижение высших нравственных целей, выполняющее функции оценивания, регулирования поведения человека на основе добра и зла. [1]

Согласно Т.Н. Мальковской, «нравственные ценности... определяют направленность всех форм социальной активности». [6]

В зарубежной психологии нравственные ценности изучали Л. Колберг, К. Роджерс, М. Рокич, В. Франкл и др.

Основные научные идеи К. Роджерса заключаются в том, что он раскрыл необходимые условия гуманизации любых межличностных отношений, обеспечивающих конструктивные личностные изменения, нравственные по своей сути: безоценочное позитивное принятие другого человека, его активное эмпатическое слушание и конгруэнтное самовыражение в общении с ним. Нравственные ценности, по мнению К. Роджерса, не формируются извне, но выстраиваются изнутри, на основе внутреннего опыта самого человека.

Важным вкладом в понимание нравственных ценностей являются взгляды В. Франкла, который определил, что они формируются на основе внутреннего диалога, голоса совести как смыслового органа. Осмысленние нравственных ценностей, по словам В. Франкла, придает им объективный универсальный характер: «как только я постигаю какую – либо ценность, я автоматически осознаю, что эта ценность существует сама по себе, независимо от того, принимаю я ее или нет». В. Франкл выделяет три категории ценностей: ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения. Ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях, В. Франкл называет «созидательными». Помимо созидательных ценностей, автор выделяет ценности, реализуемые в переживаниях, — «ценности переживания», которые проявляются в благоговении перед произведениями искусства, природой, любовью, однако, смысл данного момента не определяется действиями личности. Третья категория ценностей относится к факторам, ограничивающим жизнь человека, - «ценности отношения». По мнению В. Франкла, «мир ценностей, видится под углом зрения отдельной личности, а для каждой данной ситуации существует один единственный подходящий взгляд. Собственно, абсолютно верное представление о чем-либо существует не вопреки относительности индивидуальных точек зрения, а благодаря им». [7]

Таким образом, нравственные ценности являются регулятором поведения личности. Это своеобразный «локатор», направленный в определенном ракурсе и приспособленный к нахождению определенного ценностного смысла в нравственном выборе.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить многообразие подходов к пониманию нравственных ценностей. Это обусловлено, с одной стороны, ее популярностью, с другой - недостаточной разработанностью.

Систематизируя и обобщая основные подходы к понятию «нравственные ценности», необходимо отметить, что нравственные ценности исследуются как: предметы, носителем которых является личность; объект, идеал; направленность личности («установка», «отношение», «смысложизненные ориентации» или «смысловая сфера личности»); психические свойства личности; как личностная значимость; социальное развитие личности; интегральное образование нравственного сознания. В отдельных работах они предстают как оценка личностью своих возможностей в связи с реализацией жизненных смыслов, принятие и следование высшим образцам человеческой культуры, как содержательная сторона направленности личности и др.

Следует подчеркнуть, то, что в различных определениях понятия «нравственные ценности» находит отражение тот или иной аспект, характеризующий их развитие, либо то или иное проявление нравственных ценностей, либо механизм ее действия, кроме того, указывается ее сущностная природа.

Таким образом, нравственные ценности есть идеальные объекты, имеющие повышенную личностную значимость, ассоциированные с созиданием добра, обладающие выраженным статусом социальной поддержки, ориентирующие личность на реализацию этических норм и определяющие ее нравственную направленность в управленческой деятельности.

Список литературы

1. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности / Автореф. дис. д-ра психол. наук. Новосибирск, 1999.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.

3. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. - М.: Знание, 1981. - 64 с.

4. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности. - М.: Просвещение, 1977.

5. Лихачева Е.А. Акмеологическая модель развития нравственных ценностей специалистов-управленцев: Монография / Е.А. Лихачева, Н.А. Коваль – Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2011. – 164 с.

6. Мальковская Т.Н. Психолого-педагогические основы формирования социально активной позиции школьников // Формирование активной жизненной позиции школьников. - М., 1979.- С.7-18.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. /Под ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

А. С. Филиппова

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.