|
Учебное катапультирование 12 глава
К слову, приведем рассказ командира эскадрильи самолетов Ту-154 Леонида Лесового о том, как обучали в войну его инструктора:
«...Прибыли мы прямо из училища в боевой полк с налетом в пятнадцать часов, — рассказывал инструктор. — Командир полка на построении сказал: "Это хорошо, ребята, что вы прибыли вовремя. Сегодня весь личный состав уже погиб. Но в боях вы погибнете не все — половина из вас разобьются сами, так как летать вы еще не умеете. Я и комэска во время боя будем вас натаскивать. Главное — держись рядом в строю и делай, как я". — В первом же вылете я держусь за командиром. Радиосвязи меж самолетами еще не было — все команды на пальцах из кабины. Внизу колонна немцев. Командир в пике и стреляет, я за ним. Пару заходов, и мои патроны кончились. А тут "мес-сершмитты" подоспели, ну и завязалась карусель — кто где. Выйдя из боевого разворота, оглянулся по сторонам — нет никого. Где комэска, где аэродром — не знаю. Так... Полечу на восток — там свои. Не успел оглянуться, рядом немец. Смотрит на меня из кабины и улыбается, а рукой дает сигнал: "Следуй за мной!" — Все, думаю, отлетался. А не мец разворачивается на восток. Не верю своему компасу. В чем дело? Следую за ним, а сам соображаю, как его хотя бы винтом боднуть. Но немец снова поравнялся со мной и тычет пальцем вниз. Мама родная, да это ж мой аэродром. А он помахал черной перчаткой и ушел — видимо понял, что перед ним еще птенец». — Вот такая история... Даже футбольные клубы покупают за большие деньги не «салаг», которых надо учить, а профессионалов. Авиационные колледжи наших западных конкурентов после капитальной подготовки пилота на наземном многофункциональном тренажере сразу же включают его вторым пилотом на международные рейсы... Нет пророка в своем отечестве, а жаль...
Итак, отсидев неделю в Кемерове, пока не привезли и не заменили двигатель, мы вылетели в Братск, чтобы передать самолет ожидавшему там эстафетному экипажу, который будет продолжать рейс. Посадка в Братске. На перроне нас поставили на вычищенную до блеска «правительственную» стоянку, к первой двери подозрительно быстро подкатили трап. Начальник аэропорта лично руководил его подъездом.
— Кого везли? — глядя из самолетной форточки на кавалькаду выстроенных в ряд «членовозов», — поинтересовался бортмеханик. — Почему нам не сообщили? За невнимание может и перепасть.
— Может, и может сильно, — глядя через запотевшее стекло на эту привычную процедуру, заметил инструктор.
— За что? — пытался выяснить я.
— За непочтение к родителям!
Помнится, командир вертолета Б. Г. Белошапкин (впоследствии он станет командиром летного отряда самолетов Ту-154 и Заслуженным пилотом России) рассказывал нам такой случай. Экипаж вертолета должен был срочно отвезти какую-то комиссию в район. Время на пределе — пока не стемнело, нужно было успеть вернуться на базу. Все готово, экипаж ждет пассажиров. А они стоят около вертолета и, похоже, никуда не торопятся. Бортмеханик, здоровенный мужик, обещавший жене вернуться под вечер, когда соберутся гости по случаю ее дня рождения, нетерпеливо ерзал на своем месте. Пассажиры никак не хотели входить в вертолет — какой-то начальник давал последние указания провожающим. Наконец, не выдержав, бортмеханик появился на трапе и рявкнул: «Кончай базар! Сколько мы еще будем ждать? Дневное время кончается!» — Толпа нехотя стала двигаться к трапу. Сели все, кто был указан в сопроводительной ведомости — десять человек. Один все еще продолжал разговор у трапа с провожающими. Отсчитав десять заявленных пассажиров, бортмеханик подошел к двери и начал ее закрывать. Но кто-то тянул дверь с наружной стороны. Открыв ее, он увидел какого-то старикана: «Дед, у нас на борту полный комплект, как заявлено, десять пассажиров, а ты лишний. Смотри, какой ты и какой я. Будешь дальше тянуть дверь — дам в пятак, и никакие грабли тебя не соберут». — Дед отстал. Запросили запуск. В ответ: «Командиру — на вышку!» — Пришел. — «Ты знаешь, кому ты собирался в пятак дать? Самому первому секретарю обкома партии города Омска Егору Лигачеву. Приказано весь экипаж отстранить от полета. Пойдет резерв». — Наутро командир отряда попросил бортмеханика подробно рассказать, как все произошло. — «Да, здорово ты его. Но теперь тебе здесь не работать. Пиши рапорт о переводе в свою "Хохляндию". Подпишу!» — «Бортач» не возражал, он давно просил о переводе на родину... Вывод — начальство надо знать в лицо. Сидим в пассажирском салоне, ждем, пока не уехали черные «Волги».
Скоро должен прибыть эстафетный экипаж, чтобы передать самолет из рук в руки со всеми особенностями, проявившимися в полете. Местный авиатехник в заляпанной маслом грязной робе ввалился без спроса, как к себе домой, в пилотскую кабину. Откинув в сторону белый чехол, он уселся на пустое кресло командира и уставился на приборы. После его ухода на кожаном кресле осталось жирное пятно — экипаж всегда носил остатки этих пятен на своих брюках. Вскоре в натопленную пилотскую кабину втиснулся закутанный, как Дед Мороз, штурман. Поздоровавшись, не снимая меховую зимнюю куртку, он сел в свое кресло. Достав из портфеля чехлы для наушников, долго протирал ларингофон и, натянув все это на лысую голову, занялся своим делом.
— Раздеться не хочешь? — предложил кто-то.
— Потом, потом, — щелкая переключателями, как-то невнятно пробурчал он.
Уже в пассажирском салоне его командир разъяснил нам причину такого необычного состояния. Вчера, в свободный день, экипаж решил посетить Братскую ГЭС. С берега увидели на замерзшей реке рыбаков. Решили спуститься и посмотреть, как идет улов. Увидев несколько больших лунок, куда запускались сети, подошли ближе. Штурман — заядлый рыбак — решил заглянуть в одну из них и наклонился чуть ниже. Будучи несколько в веселом состоянии, потерял равновесие и в меховой куртке булькнул в прорубь. Экипаж забегал. Что делать? Прошло пять минут — ни пузырей, ни штурмана. Вдруг его голова показалась совсем из другой проруби. Экипаж к нему. Схватили за руки, а он не дается. «Замерз, сначала налейте водки!» — дрожащим голосом заявил он. И только после того, как он свободной рукой опрокинул стакан, вылез из проруби сам. Как потом рассказывал, быстрым течением его сразу затянуло под лед, и нельзя было определить, где лунка. Но подо льдом кое-где имелась прослойка воздуха, прикладываясь к которой, он умудрился периодически отсосать кислорода, пока не добрался до следующей проруби. Даже подо льдом штурман Аэрофлота смог восстановить ориентировку. Нам сразу расхотелось смотреть на Братскую ГЭС, и мы проехали по сельским магазинам угольных поселков, где можно было купить практичные и модные тогда японские куртки «Аляска». К весне приболел наш инструктор и, чтобы не прерывать положенную мне программу провозки по трассам, экипаж передали одному из опытных пилотов-инструкторов летного отряда Леониду Лесовому. Высокообразованный, всеми уважаемый человек, знающий о самолете и истории авиации все, что было кем-нибудь и когда-нибудь написано, он сразу взялся за дело. Он посвятил меня во все тонкости техники пилотирования этого пассажирского авиалайнера, технологии работы с экипажем в аварийных ситуациях.
— Работа экипажа всегда строится по плохо или хорошо отлаженному алгоритму, — говорил инструктор, — не выпустишь шасси, где положено, потом можешь о них и не вспомнить — контрольная карта уже зачитана, и голова работает уже на следующий этап полета.
По ходу дела он рассказывал об особенностях схем захода на посадку и местных проявлениях погоды на аэродромах. Как-то при подходе ночью к Мурманску получили по фактической погоде повышение температуры на пару градусов.
— Здесь еще зима. Готовься, что посадочная полоса сразу, как камера холодильника, станет белая и скользкая. И тут не зевай: точно выдерживай скорость, курс и глиссаду. Садись строго у посадочных знаков без сноса и, если не хочешь выкатиться, сразу винты с упора, — предупредил он.
Потом я не раз видел, как не соблюдавший эти простые правила борт, пытаясь развернуться в конце полосы, съезжал передней стойкой шасси на край бетона. Приходилось выключать двигатели и ждать тягач. На время этой неприятной процедуры взлетная полоса выключалась из работы, а заходящие на посадку борты угонялись в зоны ожидания. Нервничают диспетчеры, ругаются командиры. Задержка рейса у «проколовшегося» экипажа.
Много позже я услышал подтверждение таким случаям. Однажды два борта Ту-154 из-за закрытия по погоде аэропорта Челябинска и запасного — Свердловска — с разных трасс ушли на новый запасной в Актюбинск. На схему запасного аэродрома вышли одновременно. Первый сел и, вовремя не применив торможение, «просвистел» единственную рулежку, с которой он должен был освободить полосу для посадки следующего самолета. Лайнер укатился, в конец узкой обледеневшей полосы и не смог сам развернуться: передняя стойка шасси не слушалась управления. Второй борт с горящими красными лампами аварийного остатка топлива уже готовился к посадке.
— Полоса занята! Уходите на второй круг! — командует диспетчер.
— Какой второй круг?-Сейчас двигатели остановятся, — отвечает командир корабля. — Садимся!
Сели в самом начале полосы. Интенсивное торможение с применением реверса двигателей, а самолет все бежит по обледеневшей полосе, приближаясь к застрявшему борту. Аварийное торможение не помогает. Столкновение неизбежно. Командир принимает решение на сход с полосы. Авиалайнер без повреждений прошелся по замерзшему грунту боковой полосы безопасности и остановился рядом. Приехавший на ЧП командир авиапредприятия увидел, что два самолета без повреждений, как на стоянке, выстроились друг возле друга на предельном расстоянии — один на бетоне, другой на мерзлом грунте. Лайнеры растащили на стоянки, осмотрели и, не обнаружив никаких повреждений, молча выпустили по открытию аэродрома Челябинск. Кому хочется иметь лишние проблемы.
Познакомившись ближе с Лесовым, я узнал, что он на год раньше закончил то же, что и я, летное училище, в один год — академию. Оба летали на реактивном бомбардировщике Ил-28, на пассажирских Ил-12, Ил-14, Ил-18, а потом на Ту-154. Нашлось много общего. Рассказал, как над Черным морем его пытались прижать четыре американских истребителя. Дело было в нейтральных водах. Он шел рейсом Симферополь — Сочи по утвержденной трассе — на точку в море (пятьдесят километров от нашего побережья). Ночь. Включили в полете на всякий случай проблесковые маяки (раньше их включали только на взлете и посадке). Все тихо, спокойно. Вдруг диспетчер просит резко изменить курс в сторону нашего побережья, да еще и говорит: «Не волнуйтесь. Вы под защитой!» — Осмотрелись по сторонам — черная ночь, никого не видно. Кто? Что? Под какой защитой? От кого? Вышли на побережье. Самолет уже вне трассы. Диспетчер дает команду экипажу перейти на связь с диспетчером Сочи. Тот, видя, что самолет отклонился далеко от трассы, требует восстановить ориентировку. Командир отправляет его к предыдущему диспетчеру, который и сообщает, что его Ил-18 сопровождала группа американских истребителей до тех пор, пока не подняли в воздух наших. (В это время турки на Кипре затеяли конфликт с киприотами, и американские истребители НАТО, базировавшиеся на турецких аэродромах, «пасли» воздушное пространство вдоль наших границ.) Так что наш лайнер они, видимо, приняли за советский десант — как интернациональную помощь братскому народу. А в нейтральных водах — кто сильней, тот и прав, — надавили на гашетки пусковых установок — концы в воду и пузыри на дно. Рассказал, как однажды в Турцию чуть не угнали. Посадка в Батуми. По схеме — заход только с моря в ущелье, где между гор расположен аэродром. Справа по борту в нескольких километрах турецкая граница. Вдруг мощный стук в закрытую дверь пилотской кабины. В чем дело? Бортпроводники на связь не выходят. Командир дает команду бортрадисту посмотреть в смотровое очко. За дверью два здоровенных амбала ломятся в дверь. Лайнер на прямой, полоса по курсу. Командир докладывает ситуацию земле, просит встретить. (Как раз в этом районе с гибелью бортпроводницы недавно был совершен угон самолета Аэрофлота Ил-14.) Сели. Амбалов встретила служба безопасности, их же земляки, покалякали на своем и — отпустили. Земляки вывернулись отговоркой — искали туалет. А туалеты по обе стороны кабины обозначены, как положено. Видимо, они оказались безграмотными. По прилету на базу командир доложил об инциденте командованию, то — куда положено, и батумский «встречающий» вскоре потерял очень хлебное место в службе аэропорта, за что шибко обиделся на питерского командира.
Я бесконечно благодарен наставлениям Леонида, которые в дальнейшем помогли мне избежать многих неприятностей. Командир авиаэскадрильи, Заслуженный работник воздушного транспорта России, он даст дорогу в небо не одному десятку командиров кораблей.
Наконец, в моем пилотском свидетельстве снова появился штамп командира корабля самолета Ил-18. Вскоре экипаж получил предельный для данного лайнера допуск к выполнению посадок в автоматическом режиме по первой категории ИКАО: высота облачности шестьдесят метров, видимость на полосе — восемьсот метров. Теперь мы летали на все аэродромы, где принимали наш корабль. Моя мечта — летать на тяжелом пассажирском авиалайнере — осуществилась, и несколько месяцев я наслаждался полетами и работой своего прекрасного экипажа.
Второй пилот Виктор Воробьев, тоже из военных летчиков, отличался спокойным характером и прекрасным воспитанием. Штурман Ильмарь Хухтоннен, по-скандинавски невозмутимый, образованный, хорошо разбирался в литературе и живописи, в работе стремился к совершенству. Не раз в свободное от полетов время он тащил меня на вернисажи наиболее интересных художников. Сам регулярно посещал тематические семинары в Русском музее и в долгих рейсах делился с нами своими впечатлениями. Бортинженер, сибиряк Геннадий Нагорный был мастером своего дела. Дружелюбный и отзывчивый, всегда в хорошем настроении, хлебосольный и гостеприимный, как и его верная подруга Валентина, которая угощала нас всевозможными соленьями и вареньями, когда экипажу доводилось бывать у них дома, он и в рейс выходил, как на праздник. Впоследствии как одного из лучших специалистов его направили на переучивание на аэробус Ил-86.
Проверка моего экипажа на деле при возникновении особой ситуации не заставила долго ждать. Утром вылетели из Ленинграда рейсом на Новосибирск. После набора высоты бортинженер вышел в салон для наружного осмотра двигателей и тут же вернулся. Самолет находился еще в зоне ответственности Ленинграда.
— Командир, с левой плоскости течет топливо, посмотри, сам принимай решение. Вышли в салон. Бортпроводники, собравшись на кухне и почувствовав неладное, резко повернулись в нашу сторону. В сопровождении Геннадия я молча проплел в салон. Увидев командира, пассажиры, как по команде, перестали разговаривать. Геннадий, ничего не говоря, головой указал на иллюминатор. Между первым и вторым двигателем по плоскости толщиной в сантиметр бежит струя керосина, искривляясь и подсасываясь прямо под выхлопные газы турбины второго двигателя. В любой момент может произойти ее воспламенение. Неприятный холодок пробежал по телу. Сохраняя внешнее спокойствие, — на нас уже как-то особенно смотрят пассажиры, — мы направились в кабину. Проходя мимо проводников, я тихо сказал:
— Возвращаемся в Питер, все в салоны, привязать пассажиров и лично проверить ремни каждого! Зафиксировать контейнеры на кухне, к посадке пристегнуться самим, после приземления расстопорить ручки аварийных выходов и быть готовыми к эвакуации пассажиров. Дальнейшая работа по моей команде и штатному расписанию. Информацию пассажирам о возврате дам сам.
У открытой двери туалета меня взял за рукав какой-то мужик. Он все время заглядывал вовнутрь. — «Что потеряли?» — поинтересовался я. — «Почему земли не вижу?» — спрашивал он. На ответ не было времени. Но дурацкий вопрос пассажира еще долго не выходил у меня из головы.
Выключили второй двигатель, под который подсасывало топливо. Сразу же доложили обстановку на землю, свое место на трассе и решение о возврате. Сели. В конце полосы остановились, выключили двигатели. Бортинженер открыл дверь и сверху осмотрел двигатель. Стюардессы уже стояли у аварийных люков и ждали команды на выброс аварийных трапов. Самолет тут же облепила вереница пожарных и санитарных машин, выехавшая на подмогу нашим по сигналу тревоги из города.
— Все в порядке, — прокричал экипажу в мегафон с земли прибывший на машине руководитель полетов. Срочная эвакуация пассажиров не потребовалось. Огромный, перегруженный бетонными блоками буксир уже подкатывался к передней стойке шасси. Щелчок сцепления с буксиром, и лайнер медленно начал движение. В сопровожденииэтого почетного эскорта нас откатили на стоянку. Пронесло. Я почувствовал, как под ногами завибрировали педали — толи от мандража ног второго пилота, то ли моих.
На стоянке к обеим дверям сразу подошли два трапа и «Волга» командира авиапредприятия. Быстро и без суеты высадили встревоженных пассажиров. Ничего не скажешь — сработано четко. Я, как и положено, вышел из самолета последним.
— Зачем вернулись? — заждавшись у трапа, недовольно спрашивает командир авиапредприятия. Вмешался приехавший с начальником инженер авиационно-технической базы:
— Пролетели бы еще минут тридцать, выработали топливо, облегченное крыло под действием подъемной силы пошло бы вверх и зажало течь — у нас на всю базу осталось три резиновых прокладки. — Он раскрыл свой здоровенный кулак — на его ладони лежали три прокладки. Я его понял.
— Попробуйте эксперимент сами, но без меня, — ответил я. Командир объединения бросил укоризненный взгляд на инженера. Внимательно посмотрев на меня, сказал:
— Сменим самолет. Лететь сможешь? Я взглянул на экипаж — их лица выражали согласие.
— Конечно, командир, — ответил я.
Он молча сел в машину и уехал — предстояло объяснение с местными властями и Москвой. Что еще мог сказать он, первоклассный летчик? Нам вскоре заменили самолет, и мы продолжили рейс, правда, с задержкой — никак не могли найти одного нашего пассажира. Его случайно обнаружили при уборке аварийного самолета — намаявшись в своей командировке и, видимо, приняв лишнее, он спал под столиком между креслами.
В этом составе экипажа мне довелось летать около года, и больше ничего не случалось.
«Открытие» Америки
Вскоре мне сообщили, что в профкоме лежат пять туристических путевок на три недели в Америку. Из-за их высокой по тем временам стоимости в девятьсот рублей (двухмесячный заработок второго пилота пассажирского лайнера) желающих не нашлось. Тогда предложили летчикам. У нас тоже не сразу приняли решение. Набралось пятеро: второй пилот, штурман, начальник метеостанции и руководитель Центрального агентства воздушных сообщений по Ленинграду, что на Невском, Антонина Иванова, женщина решительная и пробивная, как танк, и я.
Перед поездкой в Штаты нашу группу, состоящую в основном из профессоров, инструктировал какой-то отставник. В огромном зале Дворца Труда, забравшись на подиум, он долго приводил в порядок свои инструкции. Из-под его измятых зеленых брюк на пол свисали белые штрипки от армейских кальсон. Но он говорил о главном — о культуре поведения: никаких контактов с иностранцами и ни под каким предлогом, что мы беспрекословно и выполнили, так как разговаривать на английском профессура и чудом попавшие туда четыре летчика якобы не умели (или говорили, что не умеют) — понимать и читать, как потом выяснилось, умели все.
И вот мы сидим в Москве, на первом этаже в офисе «Метрополя», где располагалось тогда наше главное и единственное в Союзе турагентство. Все через него. Поскольку питание в Америке фирмой не предусмотрено, только отели, каждому будет выдана валюта и кушайте сами, где хотите. То, что надо. Чемоданы набиты венгерскими мясными консервами и питерской копченой колбасой, которую нам доверительно посоветовала взять с собой еще в Ленинграде ту-рагент местного городского профсоюза. Ждем. Какие-то проблемы с нашими местами на самолет. Никуда не отлучаться. — «Вот-вот все решится», — успокаивает руководителя нашей группы агент Интуриста, но ничего не решается. Полдень. Не выдержав московской волокиты, Антонина едет в министерство и, воспользовавшись своими связями, сама пробивает вопрос с заранее забронированными билетами для нашей группы. Уже вечер. В последний раз мы завтракали на питерском рейсе: булочка, сыр, кофе.
— Еще немного, и у меня случится голодный обморок, — заявил здоровенного роста второй пилот Володя Отливан-чик, — отпустите сбегать хотя бы за пирожками! — Нельзя!
Вернулась из министерства Антонина и объявила, что места для нас отвоеваны! Видимо, их уже успели кому-то пообещать — в те времена на этих билетах перевозчики делали целые состояния. Вылет завтра утром, а пока всех повезут ночевать в гостиницу «Колхозная» на ВДНХ. Еще через час подали автобус. Приехали, поселились, как в Аэрофлоте, по четыре человека в один номер. Время к полуночи. Защелкали замки чемоданов, на столе появились копченая рыба, хлеб и водка, запасенные для Америки. Утомленные интуристовским сервисом, за ужином и разговорами уснули только к утру, а тут и подъем.
Рейсовый самолет Ил-62 битком набит разношерстной публикой: кто на ПМЖ, кто в командировку. Приветливые стюардессы, незнакомое для нас на борту загранпитание с красной рыбой. Первая посадка для дозаправки в Париже. Самолет на обслуживание — пассажиров в вокзал. Раздали талоны на питание в вокзальном кафе. Самообслуживание. Набрав на голубые подносы положенное, мы двинулись к столикам, где сидели пассажиры с других транзитных рейсов, и все четверо уселись за свободный. Следовавшая за нами упитанная дама поставила свой поднос на соседний столик и вернулась к стойке за вилкой. Вернувшись, она видит, как с ее подноса уже кушает негр. Дама оказалась не робкого десятка: взяла с подноса негра тарелку с салатом и приступила к еде. На лице негра никакой реакции. Далее она берет пирожное и чашку кофе. Негр молча смотрит. Вдруг дама шарит руками по рядом стоящему стулу, где она оставляла свою сумочку. Ее нет на месте. Дама поворачивается в нашу сторону, лицо от возмущения наливается красным цветом.
— Вы не видели, кто взял мою сумку? Там паспорт и билеты! — Наблюдая за развитием этой сцены, мы еле сдерживали хохот.
— Вон, на соседнем столе ваша сумочка и ваш поднос, —сказал Володя Отливанчик. Негр хохотал больше всех.
После обеда тут же в уголке, за столиком, получили валюту: около двухсот долларов (по курсу: один доллар за девяносто копеек!) и сразу почувствовали себя миллионерами. Отдельные пассажиры с достойным видом потянулись к сверкающей никелем стойке бара, но никто ничего не заказывал: все дороже (в переводе на рубли) раза в четыре, чем у нас. Экономили валюту.
Первые знакомства. Наш турист, инженер по сельхозтехнике, достав из кармана пачку «Мальборо», которую тогда можно было купить за валюту только в «Березке», предложил перекурить. Летчики понятливо переглянулись — наш куратор. Взлет. Ясное парижское небо. Прекрасное настроение. Слева в иллюминаторах промелькнула Эйфелева башня. Прощай, Париж, свидимся ли еще?
И вот мы над Северной Атлантикой. Где-то внизу корабли с аппаратурой, координирующие прохождение воздушных судов по трекам (полет на одной высоте и параллельных курсах с установленными между лайнерами боковыми интервалами). Штурман нашего «ила» строго следит за индикаторами курса, который точно выдерживают три гировертикали, работающие, как огромные волчки, на шведских подшипниках со скоростью шестьдесят тысяч оборотов в минуту. Метеоусловия по трассе и американскому побережью нормальные. Внизу, в черных водах Атлантики, в стеклянных глазах прожорливых акул, словно желанная добыча, отражается маленький силуэт нашего самолета. В салонах от усталости общая беспечность: судьба «Титаника» никого не волнует. Из пилотской кабины попеременно выходят члены экипажа, чтобы поваляться на матах в специальном отсеке заднего салона — размять затекающие от многочасового сидения в пилотских креслах тела.
Выдав вместе с бортовым питанием по бокалу сухого вина и объявив, что в туалетах кончилась вода и следует пользоваться имеющимся там одеколоном, стюардессы до конца рейса куда-то исчезли. Через три часа полета Отливанчик сходил на кухню, добыл пару бутылок сухого вина. Наши соседи оживились. Посыпались анекдоты. Потом вздремнули, кто как смог. Уже ночь. Голос командира по трансляции: «Посадка в Вашингтоне по расписанию. Идем на снижение вдоль американского побережья. Пристегнуть привязные ремни. Справа пролетаем Нью-Йорк». — С высоты в шесть тысяч метров город сиял желтыми огнями стритов и авеню. — «Открыть бомболюки!» — сострил Отливанчик, бывший военный летчик.
Через некоторое время, без обычных зон ожидания всегда перегруженного аэропорта Джона Ф. Кеннеди, наш авиалайнер вышел на посадочную прямую. Иллюминаторы засверкали ярким неоновым светом «бегущих молний», показывающих направление на посадочную полосу. Еще минута, свист шин о бетон, вой четырех турбин, выведенных на режим торможения-реверса, и лайнер зашуршал по бетону посадочной полосы столицы США Вашингтона, откуда начиналось наше турне по Америке: Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Буффало, Чикаго, Нью-Йорк.
Таможенный контроль. На длинной движущейся ленте стола нам предложили открыть наши сумки и чемоданы и приготовить к досмотру их содержимое. Огромный, как гора, в черной униформе таможенник молча начал извлекать из наших баулов связки первосортной копченой колбасы, которую с таким трудом мы добывали дома. Когда подошла моя очередь, на столе уже лежала огромная, килограмм на пятьдесят, гора наших надежд на будущее пропитание — можно было подумать, что мы прилетели в голодную страну. Тот человек, который посоветовал нам тащить все это за океан, несомненно, решили мы, был в сговоре с американской таможней. Правда, обилие наших мясных консервов венгерского производства таможню не интересовало. Добровольно выложив колбасу, я выложил на стол недоеденного еще в Москве здоровенного копченого леща. — «For beer», — глядя в глаза полицейскому, сказал я. Свежий запах золотистой рыбы вызвал благожелательные улыбки на лицах рядом стоящих блюстителей закона. Негр-таможенник взял за хвост рыбу, поднес ее к носу, понюхал и шлепнул ее обратно в портфель. Приятно встретить за океаном любителя пива.
Тем временем, увидев такой грабеж, наша туристка — начальник метеостанции «Пулково» — в сторонке развесила свою колбасу под мышками в рукавах серой норковой шубы и смело, не моргнув глазом, двинулась на досмотр. Номер прошел, и наши мужики еще долго посылали своего гонца к ней, когда у них не хватало закуски.
Расположившись, как нам показалось, в приличной гостинице, по два человека в номере, мы собрались у соседей отметить, по нашему обычаю, благополучное прибытие. Открыли мясные консервы, достали сыры, что-то еще и поняли, что без хлеба ужин не получится. Решили послать гонца до ближайшего магазина. Выбор опять пал на Отли-ванчика. И вот уже вскоре мы вдвоем (я — в качестве переводчика) оказались на пустынной улице ночной американской столицы. Все магазины и лавки почему-то были закрыты. Обратились к первому полисмену. Сразу определив, что мы не американцы, он небрежно ответил: «Ребята, вы откуда свалились? Сегодня суббота, и весь народ у себя дома, за городом. Вот там, — указал он жезлом куда-то вдаль, — есть супермаркет, работающий всю ночь».
Мы двинулись в указанном направлении, прокладывая путь по всем правилам навигации: от ориентира к ориентиру, пока не вышли на цель. Войдя в этот музей гастрономии, мы чуть не обалдели от изобилия товаров, еды и забыли, за чем пришли.
— Ищи хлеб — и на базу, ребята ждут, — оттащил я моего коллегу от прилавка женских париков. Он уже успел натянуть для примерки на свою лысину какие-то нейлоновые патлы, после чего стал похож на Билли Бонса из фильма «Остров сокровищ», и я его еле опознал. С трудом отыскав завернутые в фирменные полиэтиленовые пакеты и уже нарезанные белые батоны хлеба, мы быстро, пока не забыли обратную дорогу, рванули в отель по пустынным улицам еще незнакомого города. «Живут же люди», — всю дорогу долдонил мой коллега.
Еле отыскав свой номер в блеклом свете длинного коридора отеля, мы застали в полной темноте своих коллег. В чем дело? Оказывается, в соседнем номере наш профессор по электротехнике решил при помощи привезенного кипятильника разогреть воду для чая. Вилка нашего кипятильника никак не подходила к американской розетке. Имея провод и лезвие бритвы в качестве запасного нагревательного элемента, коим приспособлением он пользовался в подобных случаях в других странах, профессор воткнул это «ноу-хау» куда положено. Сноп искр — и все номера на нашем этаже погрузились в темноту. В коридорах слабым
зеленым светом зажглись лампы аварийного освещения. Виновник аварии затаился. Вскоре освещение восстановили, но наши летчики, не дождавшись хлеба, при свете уличных реклам из окон уже успели поужинать и прямо в одежде уснули.
На следующий день, пока наши профессора изучали постановку дела с выдачей книг в библиотеке Конгресса, мы дружной летной компанией отправились через дорогу в музей авиации, где увидели много интересного. Первый самолет Х-15, достигший скорости звука, покрытый золотой фольгой лунный модуль с булыжником, доставленным с Луны. Молодой ковбой, рассказывающий о своей жизни, освещенный какими-то лучами, за пять минут превращался в старца. Кабина «Боинга» с двумя переговаривающимися с диспетчерами пилотами-роботами полностью имитировала условия взлета, полета, посадки и многое другое. Здесь посетитель был не столько зрителем, сколько участником действа. Макет огромного человеческого сердца, по желудочкам которого ползали малыши — посетители. Еле успели вернуться к своим. Далее зал заседаний Конгресса в Капитолии, переезд через Потомак на Арлингтонское кладбище, где перед рядами одинаковых памятников героям страны лежала скромная мемориальная плита президента США Джона Ф. Кеннеди.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|