Сделай Сам Свою Работу на 5

Предпосылки формирования философии марксизма





Марксизм – философское и социально-экономическое учение, которому суждено было сыграть огромную роль в истории человеческого общества. Возникновение марксистского учения было подготовлено объективными общественными потребностями, всем ходом социально-экономического, политического и духовного развития общества, в особенности же развитием капитализма, обострением внутренне присущих ему противоречий, появлением на арене политической борьбы пролетариата как самостоятельной политической силы.

В предшествующий период истории рабочий класс, если и участвовал в политической борьбе, выступал вместе с буржуазией против феодализма, их интересы все еще существенно не расходились. Завоевание политической власти буржуазией в результате буржуазных революций XVII – XVIII вв. проложило дорогу ускоренному развитию капитализма, формированию промышленной буржуазии и пролетариата, раскрытию противоположности их интересов, что со всей очевидностью обнаружилось в кризисах перепроизводства, все тяжести которых обрушились на пролетариат. С этого времени расходятся дороги буржуазии и пролетариата, начинаются его самостоятельные выступления “с красным знаменем в руках и требованием общности имущества на устах”. Таковы восстания лионских ткачей во Франции (1831 и 1834 гг.), чартистское движение в Англии (30-е – 40-е годы XIX в.), силезское восстание ткачей в Германии (1844 г.).



Освободительная борьба рабочего класса того времени носила стихийный характер, ей не хватало ясного понимания путей и средств уничтожения гнета. Разрозненные выступления рабочих требовали теоретического обоснования своих целей, выработки программы, методов и форм, тактики и стратегии. Для ясного понимания сущности происходящих в обществе явлений недостаточно было быть просто их свидетелями, необходима была еще соответствующая теоретическая подготовка. Таким теоретическим выражением пролетарского движения явилось марксистское учение.

Непосредственными теоретическими источниками марксизма явились основные философские, экономические и политические учения конца XVIII – начала XIX вв.: немецкая классическая философия (прежде всего диалектическая философия Г. Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха), классическая политическая экономия (трудовая теория стоимости А. Смита и Д. Рикардо), труды социалистов-утопистов (критика капитализма в работах К. Сен-Симона, Ш.Фурье, Р. Оуэна). Опираясь на эти выдающиеся источники и теоретически переработав их, Маркс и Энгельс создали целостное учение, составными частями которого являются: диалектико-материалистическая философия, политическая экономия, теория научного коммунизма. Целостность марксистского учения отражает направленность его на всесторонний анализ объективной действительности, необходимость познания всех его сторон для теоретического обоснования всемирно-исторической миссии рабочего класса. Вместе с тем каждая составная часть марксистского учения обладает относительной самостоятельностью и имеет собственный предмет исследования.



Общей методологической основой марксизма явился диалектический материализм, принципиальное отличие которого от всех предшествующих философских систем в значительной мере связано с изменением предмета, метода, общественной роли философии. Использование философской теории в интересах классовой борьбы пролетариата, включение в сферу научного исследования общественно-исторической практики, создание диалектико-материалистического понимания истории – все это свидетельствовало о появлении новой философской науки и нового мировоззрения.

Философия марксизма возникла не сразу. Ее творцы К.Маркс и Ф.Энгельс прошли сложный путь идейного и политического развития от первоначальных идеалистических взглядов к диалектическому и историческому материализму.



Карл МАРКС (1818 – 1883) с первых шагов своей сознательной жизни заявляет о своем страстном желании посвятить жизнь благу человечества, борьбе за его счастье и свободу. Шестнадцатилетний Карл в гимназическом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии» писал: «История признает тех людей великими, которые, работая для общего блага, сами становились благороднее. Опыт превозносит как самого счастливого того, кто принес счастье наибольшему числу людей».

Первым этапом в идейном развитии Маркса были студенческие годы, проведенные в Берлинском университете. В это время он познакомился с философией Гегеля, примкнул к младогегельянцам, которые стремились делать из философии Гегеля атеистические и революционные выводы. В своей первой философской работе – докторской диссертации «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» - Маркс стоит еще на идеалистической точке зрения, утверждая, что идеализм – не фантазия, а истина. В то же время Маркс во многих вопросах отходит от Гегеля и младогегельянцев, стремится дать ответы на вопросы о свободе и путях ее достижения, о месте философии в мире.

Решая проблему отношения философии и мира, Маркс ставит перед философией задачу вторжения в мир, «обмирщения», чтобы сделать мир философским, то есть разумным. Маркс идеалистически преувеличивает возможности теории, но утверждение им единства теоретического сознания и практики, стремление отвести философии роль орудия революционной борьбы отличает его от большинства младогегельянцев.

После окончания университета Маркс начинает сотрудничать в «Рейнской газете» и скоро становится ее главным редактором. Работа в газете поставила молодого Маркса перед необходимостью осмысливать политические и экономические вопросы, включала его в самую гущу столкновения экономических интересов, в связи с чем наметилось начало его перехода от идеализма к диалектическому материализму, от революционного демократизма к научному социализму.

В то же время независимо от Маркса происходит формирование философских взглядов Фридриха ЭНГЕЛЬСа (1820 – 1895). В поисках истины молодой Энгельс обращается к изучению гегелевской философии, но так же, как и Маркс, не становится правоверным гегельянцем. Поворотным пунктом в формировании мировоззрения Энгельса явилось время, проведенное в Англии (1842 – 1844). При этом решающую роль сыграло изучение положения английского рабочего класса и критическое изучение классической английской политической экономии.

В 1842 году в Париже состоялась встреча Маркса и Энгельса, во время которой выяснилось полное совпадение их взглядов. С этого времени началось их сотрудничество.

В первом совместном труде «Святое семейство, или критика критической критики» Маркс и Энгельс в лице младогегельянцев, называвших себя «критической критикой», разоблачают присущее всякому идеализму стремление превращать действительные материальные противоречия в коллизии чистых идей. В противоположность идеализму младогегельянцев в «Святом семействе» формулируется понимание исторического процесса как общественной деятельности людей. «Идеи никогда не могут выводить за пределы старого мирового порядка: во всех случаях они могут выводить только за пределы идей старого мирового порядка. Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу»[86]. В другой совместной работе «Немецкая идеология» с различной степенью полноты сформулированы и решены важнейшие положения диалектического и исторического материализма: возникновение и развитие сознания, вопросы теории познания, материалистическая теория общественного развития, вопросы классовой борьбы и обоснования необходимости свержения капитализма, сущность идеологии и закономерности ее развития.

Завершением формирования философии марксизма является «Манифест коммунистической партии» (1848 г.) – программный документ революционной организации «Союз коммунистов». В «Манифесте» дана критика всех институтов буржуазного общества, дан анализ пути развития пролетариата, превращения его из «класса в себя» в «класс для себя», обоснование его исторической миссии как могильщика буржуазии.

Дальнейшее развитие марксистская философия получила в классических работах: К.Маркс. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта; К.Маркс. Капитал; Ф.Энгельс. Анти-Дюринг; Ф.Энгельс. Диалектика природы; Ф.Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.