Сделай Сам Свою Работу на 5

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии





Диалектика – это «учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления» (Философский энциклопедический словарь. С. 154). Термин диалектика впервые применил Сократ, обозначив им искусство вести беседу, спор с целью выяснения понятий и достижения истины. Для Платона диалектика – высшая наука, метод анализа и синтеза понятий, сведение их многообразных и конкретных значений к общим понятиям – идеям, выражающим истинно сущее.

Со временем было осознано, что многообразие точек зрения на один и тот же предмет порождается не только различием позиций людей, участвующих в полемике, но и чертами самого бытия, многогранностью и противоречивостью изучаемой действительности, наличием в ней различных сторон, свойств, сил, тенденций. Противоречивость бытия в античной диалектике осознал Гераклит, учивший, что мир внутренне противоречив, находится в вечном становлении, движении, изменении.

Диалектика как искусство спора, искусство выработки методов опровержения доводов инакомыслящих, развивалась и в средние века. В виде зрелой теоретической системы диалектика предстала в классической немецкой философии, особенно в философии Гегеля, который выявил, развил, привел в систему понятийный аппарат диалектики. Причем эта была не жесткая система понятий с неизменными, раз навсегда данными, резко очерченными значениями, а с гибкими, подвижными, взаимопереходящими понятиями, которые способны выразить подвижные связи, переходы, развитие мира.



Однако диалектика Гегеля оказалась деформированной превращением понятий в самостоятельные начала, существующие до и вне материального мира, содержащие в себе всю полноту присущего им содержания и движущиеся по своей собственной логике. По Гегелю, «метаморфозе подвергается лишь понятие как таковое, так как лишь его изменения суть развитие»[130]. В этом положении выражено отрицание саморазвития природного и общественного мира, что привело Гегеля к софистическому использованию диалектики, подмене содержательной аргументации пустыми декларациями, не имеющими под собой объективного основания. Именно на основе чисто спекулятивных философских конструкций Гегель утверждал, что между орбитами Марса и Юпитера не может быть расположена никакая другая планета, что ньютоновские теории инерции и гравитации противоречат друг другу и многое другое такого же рода. Когда ему сказали, что подобные умозрительные конструкции противоречат фактам, он высокомерно заявил «Тем печальнее для фактов».



Для того, чтобы диалектика стала применима к природе и обществу, ее необходимо было поставить на материалистическую основу. Именно так и сформулировал задачу Маркс: «Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно»[131]. В марксистской философии диалектике был придан материалистический характер.

Формирование научного знания сопряжено с установлением законов соответствующей области. Основными законами диалектики являются закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Законы, отражающие универсальные связи мира и познания, формулируются через взаимосвязь категорий диалектики. Категории – это наиболее общие, существенные понятия, в которых отражаются всеобщие, существенные свойства, признаки, отношения действительности. Кроме того, теоретическая система включает в себя принципы – основные положения, на основе которых осуществляется построение научной системы. В качестве таких важнейших идей диалектики выделяют принцип всеобщей связи и принцип развития.



 

Принцип всеобщей связи

Одной из существенных сторон объективного мира является всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений. В мире нет абсолютно изолированных предметов и явлений; все они органически связаны друг с другом, находятся в той или иной зависимости и обусловленности. Мир – это не хаотическое скопление явлений, а единое целое, где качественно многообразные явления органически связаны друг с другом.

Положение о всеобщей мировой связи подтверждается данными науки и общественно-исторической практики человечества. В неживой природе всеобщая связь тел выражается, например, законом всемирного тяготения. В микромире современная физика установила взаимную связь элементарных частиц материи, их бесконечные взаимопереходы и взаимопревращения. В живой природе растительные и животные организмы тесно связаны между собой и с окружающей их средой. Изменения среды определяют развитие организмов, которые должны приспосабливаться к этим изменениям. В обществе всеобщая связь выражается в том, что все стороны жизни общества как сложного единого социального организма взаимодействуют между собой, а посредством производства связаны с природой.

Всеобщая связь существует не только в материальном мире, но и в мышлении. Для правильного понимания того или иного понятия недостаточно анализировать его лишь как такового, т.е. вне связи с другими понятиями. Поскольку в материальной действительности все вещи, процессы и отношения находятся во всеобщем взаимодействии, то надо полагать, что и отражающие эту действительность понятия тоже взаимосвязаны между собой так, что каждое из них может быть осмыслено лишь как элемент определенной системы понятий.

Понятие всеобщей мировой связи есть самое широкое обобщение итогов всего развития научного знания. Любой исследователь, какую бы область действительности он не изучал, встретится в познании с серьезными трудностями, если он будет рассматривать изучаемое явление вне связи с другими явлениями, если он будет игнорировать факт взаимосвязи и взаимозависимости всех явлений действительности.

Всеобщность и универсальность взаимосвязи не следует понимать в том смысле, что любая взаимосвязь является одновременно и взаимодействием. Теоретически в природе все взаимосвязано, но взаимодействие осуществляется далеко не всегда и везде: существуют однонаправленные взаимодействия, при которых один предмет воздействует на другой, но ответное действие отсутствует. Так, в случае реликтового излучения, источник которого давно перестал существовать, обратное воздействие облучаемого предмета на этот источник невозможно. Таких примеров бесконечное множество. Но даже в случае, когда ответное действие на воздействующий предмет отсутствует, имеет место взаимодействие с другими окружающими предметами и явлениями, так что каждое явление выступает как частичка, элемент мирового единого процесса.

Взаимосвязь имеет место не только между различными предметами и явлениями, но и их свойствами и отношениями. Многообразие предметов и явлений, свойств и отношений и определяет многообразие связей между ними.

Классифицировать связи можно по различным критериям. С помощью наиболее существенных из них различают связи в соответствии с иерархией структурных уровней материальной действительности. Каждому структурному уровню соответствуют свои формы связи, свой способ взаимодействий.

Важным критерием различения связей являются формы движения материи. Многообразными связями изобилует биологическая форма движения материи. Различают также связи: 1) по формам детерминизма (если классическая наука оперировала преимущественно однозначно-детерминистскими связями, то современная наука опирается на вероятностные и корреляционные связи); 2) по направлению действия (прямые и обратные связи); 3)по субстрату или содержанию, которое является предметом связи (связь, обеспечивающая перенос вещества, энергии или информации)[132].

Особый вид представляют собой так называемые информационные связи,которые имеют место не только в пределах вида, популяции, биоценоза, биосферы, но и во всей организованной природе, где функционируют кибернетические системы (животное, растение, ЭВМ, общество и т.д.). Но особый характер они имеют в живой природе. Здесь информационные связи пронизывают все без исключения уровни, начиная с субклеточного и кончая биологическим. Причем они зачастую оказываются более важными для нормального функционирования организма, чем пищевые и энергетические.

Характерной чертой информационной связи является то, что она предполагает канал передачи информации и соответствующий контур регуляции, в котором используется обратная связь. Если по каналу прямой связи посылается информация управления, которая в соответствии с целью управляющей системы переводит управляемый объект в заданное состояние, то по каналу обратной связи поступает так называемая осведомительная информация о состоянии управляемого объекта, используемая для последующей корректировки управляющих воздействий.

Информационная связь оказывается двусторонней, если взаимодействуют две кибернетические системы, каждая из которых оказывает управляющее воздействие на другую. Такая связь имеет жизненно-важное значение для всех живых существ. Иногда подобная информационная связь оказывается решающей в борьбе животных между собой, как это имеет место в примере битвы мангусты с коброй: то, что мангуста, как правило, выходит из этого поединка победителем, объясняется ее более быстрой реакцией на выпады змеи, быстрейшей переработкой зрительной информации (в тот момент, когда кобра после броска оказывается вытянутой, мангуста быстрым и точным движением успевает схватить зубами кобру за голову и умертвить ее).

Особенно сложны информационные связи в обществе, так как часто представляют собой сплав материального и идеального. Дело в том, что только человек способен вырабатывать информацию в «чистом виде», кодируя ее с помощью слов естественного языка. Будучи результатом своеобразной, информационной связи с внешним миром, социальная информация оказывается условием создания и развития духовной и материальной культуры

Любую форму связи следует изучать конкретно, в ее развитии и соотношении с другими связями, т.е. все связи должны рассматриваться в общей системе взаимосвязей.

 

Принцип развития

 

От принципа всеобщей связи неотделим принцип развития, методологическое значение которого состоит в том, что любые явления материальной и духовной действительности могут быть адекватно познаны только в том случае, если они рассматриваются исторически, в их возникновении, становлении и развитии. Исследователь едва ли может рассчитывать на успех в процессе познания, если будет рассматривать изучаемое явление как нечто постоянное и неизменное.

Непрерывное изменение и развитие явлений, их преобразование и взаимопревращаемость – одна из наиболее значительных черт и форм бытия материального мира и человеческого сознания. Соответственно идея развития представляет собой основное содержание диалектики, наиболее фундаментальный ее принцип.

Рожденная в глубокой древности, идея развития со временем проникла во все области знания. Под давлением неопровержимых фактов представление о развитии природного мира и общества стало практически общепринятым. Однако только лишь признание развития природы и общества еще не означает диалектики, ведь развитие можно понимать по-разному: существуют различные и порой прямо противоположные теории развития, между которыми шла и до сих пор продолжается острая борьба.

Понимание содержания и форм развития противоположно в рамках двух основных концепций развития: догматической и диалектической. Догматическая концепция истолковывает развитие односторонне, она абсолютизирует отдельные противоположные стороны, в то время как диалектика рассматривает развитие как единство и борьбу этих противоположных сторон.

Рассмотрим основные варианты догматической концепции развития.

Согласнотеории плоской эволюциивсякое развитие может быть сведено к чисто количественным изменениям и представляет собой, таким образом, простой рост или уменьшение развивающихся явлений. «Природа не делает скачков» - таков основной принцип этого варианта догматической концепции развития. В рамках такого понимания развития в мире никогда и нигде не нарождается ничего подлинно нового. Происходит только увеличение, рост предсуществующих уже в зародыше в готовом виде живых организмов, а то, что нам кажется возникающим, существовало в свернутом виде с самого начала. Так совершается развитие и во всех других областях природы. Примером плоско-эволюционистской теории является теория естественного развития видов Ж.-Б.Ламарка, согласно которой развитие жизни есть плавный, лишенный скачков и внутренних противоречий процесс.

Другим вариантом догматической концепции развития является теория творческой эволюции,которая исходит из отрицания единства количественных и качественных изменений, но в противоположность плоскому эволюционизму абсолютизирует роль скачков в развитии. Примером такого понимания развития является теория катастроф Кювье, согласно которой на Земле время от времени совершались катастрофы, в ходе которых все формы жизни погибали и на смену им приходили новые биологические виды.

В философии теория катастрофического развития получила распространение лишь в ХХ в. Речь идет, прежде всего, о различных разновидностях концепции творческой эволюции: собственно теории творческой эволюции А.Бергсона, теории эмерджентной эволюции С.Александера. Абсолютизируя скачкообразность развития, эта теория лишает себя возможности понять развитие как закономерный и естественный переход количественных изменений в качественные и подобно плоскому эволюционизму вынуждена переносить источник развития по ту сторону развивающихся явлений.

Еще несколько вариантов догматической концепции развития связано с решением проблемы соотношения поступательности и преемственности в развитии. Наиболее распространенной среди этих разновидностей является теория кругооборотов, согласно которой человеческая история и вообще всякое развитие буквально повторяет одни и те же стадии и события и постоянно возвращается к одним и тем же исходным состояниям. Такое понимание развития, возникнув еще в древности (Гераклит, пифагорейцы), получило развитие в философии Нового (Д.Вико) и новейшего времени (О.Шпенглер, А.Тойнби). В данном случае не признается идея социального прогресса. Гносеологическим источником этого варианта догматической концепции развития является абсолютизация момента повторяемости в ущерб его направленности.

При всех различиях разновидностей догматического понимания развития их объединяют многие общие черты, что и позволяет говорить о единой догматической концепции развития. Каковы же эти общие черты?

Общей чертой и главным недостатком догматической концепции развития является свойственное ей непонимание действительных причин развития, ее неспособность вскрыть истинные источники развития. Отрицание противоречий как источника развития – общая и определяющая черта этой концепции во всех ее проявлениях.

Из этого основного недостатка необходимо следуют и другие. Непонимание действительных источников и движущих сил развития ведет к непониманию тех закономерностей, которые управляют им, а следовательно, и к неправильному пониманию характера и форм развития. Догматическая концепция развития – в любом ее варианте – отличается односторонностью понимания характера и форм развития, абсолютизацией какого-либо одного его аспекта, игнорированием других его аспектов (гипостазирование количественных или качественных изменений, прерывности или непрерывности, прогресса или регресса, поступательности или повторяемости и т.д.).

Диалектическая концепция рассматривает развитие таким, каким оно существует в объективной действительности.

В противоположность теориям плоской и творческой эволюции, разрывающим количественные и качественные изменения и абсолютизирующим их в этой оторванности друг от друга, диалектика рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений и закрепляет это понимание в законе взаимного перехода количественных и качественных изменений.

В противоположность теориям кругооборотов и прямолинейного прогресса (или регресса), абсолютизирующим либо повторяемость либо поступательность в их оторванности друг от друга, диалектика рассматривает развитие как единство тенденций повторяемости и поступательности, и выражает это понимание в законе отрицания отрицания.

В противоположность догматической концепции, отрицающей объективный статус противоречий и тем самым лишающей себя возможности понять источник развития, мотив развития, причину развития, диалектика рассматривает развитие как раздвоение единого на противоположности и борьбу между ними, т.е. как противоречие в действии. Именно в противоречиях, внутренне присущих всем вещам, видит диалектика причину их развития, и выражает это понимание в законе единства и борьбы противоположностей.

В указанных законах диалектики, взятых в их единстве, получает свое выражение основное содержание и сущность диалектической концепции развития. Каждый из этих законов выражает определенный аспект диалектической концепции развития, а все они вместе дают целостное представление о существе этой концепции.

Рассмотрим основные признаки и проявления, наиболее определенно характеризующие сущность развития.

Диалектическое развитие представляет собой прежде всего качественное изменениеразвивающейся системы, предполагающее не просто смену одних состояний системы любыми другими, не просто изменение ее количественных характеристик, а переход системы в качественно новое состояние или превращение ее в другую систему, качественно отличную от первоначальной. Однако не всякое качественное изменение является подлинным развитием: качественный характер является обязательным, но не специфическим признаком развития, и потому не может считаться достаточным критерием развития.

Диалектическое развитие характеризуется закономерностью составляющих его изменений и представляет, таким образом, качественное закономерное изменение системы. Но и этих признаков недостаточно для полной характеристики развития. Развитие определенной системы – это не просто изменение (пускай даже качественное и в чем–то упорядоченное) ее отдельных структурных элементов, сторон, черт, а изменение системы как целостного образования. В этом смысле развитие представляет собой глобальное изменение развивающейся системы, но не просто изменение, а такое изменение, которое упорядочено во времени. Это выражается в том, что развитие является направленным процессом, изменением, которое предполагает определенную последовательность прохождения развивающейся системой специфических для нее ступеней.

Еще один важный признак развития состоит в том, что развитие – не только направленный, но и необратимый процесс. Последовательность и порядок прохождения отдельных стадий развивающейся системы не могут быть произвольно изменены. Несмотря на принципиальную возможность обратимости отдельных элементарных процессов, практически реальные целостные процессы оказываются неповторимыми в своих индивидуальных проявлениях.

Важнейший признак развития, наконец, состоит в том, что развитие представляет собой внутреннее по своему источнику изменение материальных систем, т.е. развитие есть саморазвитие.

Развитие представляет, таким образом, закономерное, целостное,направленное, необратимое, качественное и спонтанное изменениематериальных систем.Только одновременное наличие всех указанных свойств выделяет развитие среди изменений вообще. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков делает невозможным квалифицировать данное изменение как развитие. Например, такие атмосферные явления как кругооборот воды в природе, похолодание, сезонные изменения погоды и многие другие никак невозможно отнести к процессам развития, поскольку в них отсутствует признак необратимости. К процессам изменчивости в целом, но не к развитию, относят и энергетические взаимопереходы, теплоотдача и многие другие процессы, не имеющие сколько-нибудь четкой направленности.

Применима ли категория развития к миру в целом? Можно ли говорить о бесконечности процесса развития конкретных природных и социальных систем?

Природа, взятая в целом, безусловно, изменяется во времени и все изменения природного мира уникальны и неповторимы. Однако эти изменения не дают основания применить понятие развития к миру в целом. Дело в том, что в природе – в различных ее областях – идут процессы различной направленности. Не существует ни единого направления, ни единого фронта изменений, которые были бы характерны для мира в целом. В этом смысле развитие всегда локально в пространстве, оно характеризует лишь изменения конечных систем, является преобладающей тенденцией в конечных областях пространства.

Данная характеристика развития должна быть дополнена указанием на локальность всякого развития не только в пространстве, но и во времени. Всякое развитие – это процесс изменения пространственно конечных систем, который всегда имеет как начало, так и конец во времени.

Всякий процесс развития реальной системы, если он получает завершение и не пресекается раньше, чем будут исчерпаны все внутренние резервы развития, необходимо содержит в себе восходящую и нисходящую ветви. Развитие выступает в различных областях пространства и времени в различных формах: в одних областях пространства преобладают на некотором этапе их развития процессы прогрессивной направленности, в других – регрессивной направленности. В мире в целом параллельно идут процессы различной направленности, которые как бы уравновешивают друг друга. Это единство противоположных процессов и составляет содержание всех изменений, совершающихся во Вселенной.

 

Принцип детерминизма

В мире все без исключения находится во всеобщей взаимной связи, причем эта связь может быть либо непосредственной, либо более или менее опосредованной через ряд промежуточных звеньев, число которых может возрастать практически до бесконечности. В совокупности такую всеобщую связь можно определить как универсальную закономерную связь всех вещей и явлений мира.

Детерминизм (лат. determino определяю) – философское учение, признающее существование объективной универсальной связи в материальном и духовном мире и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой связи. Центральным ядром детерминизма является положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).

Детерминизму противостоит индетерминизм – философское учение, отрицающее объективность причинной связи вообще или, по крайней мере, ее всеобщности. Другой формой отрицания детерминизма является телеология, провозглашающая, будто течение всех процессов предопределяется действием нематериального «целеполагающего начала».

Всякое научное исследование сложного объекта на начальной стадии необходимо предполагает выявление его строения, состава, выделение в нем отдельных свойств, признаков и отношений, расчленения изучаемого объекта на составные элементы, стороны, признаки с целью их относительно самостоятельного изучения. Задача исследователя – изучить детали, мысленно расчленить на элементы, разделить их на классы, открыть конкретные законы в отдельных областях. Объективной основой такой исследовательской процедуры является то, что, хотя между различными предметами (тем более между различными элементами одного и того же предмета), их свойствами и отношениями имеет место универсальная взаимосвязь с подвижными, текучими, относительными гранями, тем не менее эти грани объективно существуют, и в каких-то отношениях явления и предметы материального мира (в том числе и элементы одного предмета) обладают определенными, только им присущими особенностями, не дающими предметам и элементам предмета смешиваться между собой. Хотя вечное возникновение и прехождение, неустанное преобразование и превращение в свою противоположность – одна их наиболее существенных черт предметов и явлений материального мира, тем не менее индивидуальность, количественная и качественная определенность, относительное сходство, тождественность самому себе любого предмета или явления относительно устойчива, более или менее сохраняется в течение определенного периода времени.

В то время как каждый реальный предмет, каждое реальное явление, взятое в своем объективном бытии безотносительно к познающему субъекту, есть нераздельное целое всех его сторон, а та или иная из этих сторон не существует сама по себе вне целого, познание целого, начавшись с общей констатации его существования и наличия некоторого множества присущих ему сторон и свойств, в дальнейшем обязательно должно разделиться.

Правда, такое изучение материальной действительности, в процессе которого мышление вырывает те или иные свойства предметов или отношения между ними из их естественной или исторической связи, фиксирует именно эти отношения и свойства и отвлекается от других, может привести (в историческом развитии часто и приводит) к односторонним концепциям. Однако эти концепции оказываются необходимыми ступенями в развитии познания, поскольку познание целого невозможно без предварительного познания его частей, сторон и поскольку изучаемый предмет на этом этапе познания предстает своей наиболее очевидной, но одной стороной. В них познание восходит от эмпирической всесторонности рассмотрения, в которой, хотя объект может быть дан во многих внешних связях и отношениях, нет знания ни законов, ни частностей целого, к сущностной односторонности, где мышление пытается дифференцировать знание и вычленить скрытую для эмпирического познания сущность.

Как всякий сложный предмет, универсальная связь имеет множество различных, часто не совпадающих сторон и проявлений; они отражают различные разрезы или аспекты этой всеобъемлющей и всеохватывающей связи явлений. Членение универсальной связи на отдельные стороны или «моменты» может быть осуществлено различными путями. Без такого членения невозможно познание этой связи, так как она охватывает все вещи и явления, а познать сразу все не по частям, а в его совокупности, невозможно: тот, кто хочет познать все сразу, не познает ничего[133].

Когда из универсальной связи вычленяются два явления, связанные между собой закономерно, то такая связь двух явлений обычно выражается в понятии «причинно-следственная связь»: в таком случае одно явление по отношению к другому обнаруживает себя как причина, другое по отношению к первому – как его следствие. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, производит или влечет за собой другое явление. Результат действия причины есть следствие.

Образуя понятия «причины» и «следствия», человек изолирует те или иные стороны единой всеобщей связи. Значит, причинность есть малая частица, кусочек универсальной связи, доведенной до ее элементарной ячейки.

Таким образом, между универсальной связью, с одной стороны, и отдельной причинной (или причинно-следственной) связью – с другой, имеется глубокое родство, как между целым и его элементом. Причинно-следственная связь в таком понимании является всеобщей в том смысле, что любой участок универсальной связи, доведенный членением до возможного минимума, обнаруживает наличие двух причинно связанных между собой вещей или событий. Значит, каждая вещь имеет свою причину и в свою очередь может служить причиной некоторой другой вещи как ее следствия. Абсолютно беспричинных событий нет и быть не может. Все явления в мире, все изменения, процессы непременно возникают в результате действий определенных причин. Человек с различной степенью точности познает причинную связь явлений, и если причины многих явлений нам до сих пор неизвестны, это не означает, будто они объективно не существуют. Так, медицина еще не открыла причину раковых заболеваний, но эта причина существует, и надо надеяться, что медицина сможет справиться с этой трудной задачей.

Для причины существенно, что она непосредственно, без каких-либо других промежуточных звеньев определяет вытекающее из нее следствие и что поэтому она во времени не может следовать за ним, а должна ему предшествовать (некоторые авторы настаивают на одновременном сосуществовании причины и следствия). Причинное отношение характеризуется временной асимметрией: причина всегда предшествует следствию, но не наоборот. При этом речь идет не просто о следовании во времени различных событий, а о наличии между ними внутренней связи, зависимости, определяющей появление одного события (следствия) из другого (причины). Иначе говоря, не всякое предшествующее по времени явление находится в причинной связи с последующим. Например, ночь предшествует утру, но причиной наступления утра является не это предшествование, а вращение Земли вокруг своей оси. Нельзя смешивать причинную связь с временной последовательностью явлений. Временной порядок событий становится причинным лишь в том случае, если к характеристике причинных связей добавляется еще одно важное свойство – свойство порождаемости, генетической обусловленности. Следствиями являются не все события, происходящие после некоторых других, а лишь те, которые вызваны, порождены ими. Если мы исключаем возможность существования между двумя явлениями отношения порождения, то тем самым мы исключаем и наличия между ними отношения причинения. Неучет этого обстоятельства может привести к субъективизации понятия причинности. Так согласно Д.Юму, причинность – не что иное, как наша основанная на прошлом опыте привычка ожидать появления одного события после восприятия другого. Ранее эти события мы воспринимали совместно, и у нас возникла уверенность, что одно является причиной другого. Юм исходит из того, что фактически данным всегда являются чувственные впечатления, и все, о чем мы можем говорить – это связь одних чувственных впечатлений с другими. Предполагать что-либо сверх того – значит выходить за пределы опытного знания, апеллировать к чему-то «сверхчувственному». В юмовской концепции причинности отвергается объективный характер причинных связей, не учитывается, что эти связи существуют вне и независимо от сознания познающего субъекта.

Есть очень много явлений, между которыми существует временная корреляция, но которые причинно никак не связаны. Суеверный человек склонен считать причиной войны появившуюся перед ее началом комету, солнечное затмение или другое предшествующее ей природное явление, хотя между этими природными явлениями и войной нет никакой причинной связи.

Известно, что первым разделом физики, достигшим относительной завершенности, явилась классическая механика, и концепция причинности, сложившаяся на ее базе оказала определяющее воздействие на все последующее развитие физики, вплоть до возникновения квантовой теории.

Основная задача механики – описание движения тел в пространстве под действием приложенных к нему сил. Механическая задача будет считаться решенной, если мы рассчитаем траекторию движения тела, т.е. для любого момента времени укажем значения координат и скорости этого тела. Основной закон механики – второй закон Ньютона - дает возможность по данному начальному состоянию (значению координат и скорости) рассчитать любое последующее состояние, если известен характер силы, действующей на частицу. Из чего следует, что в принципе можно полностью решить механическую задачу, т.е. по некоторым начальным значениям координат и импульса можно однозначно предсказать их значения в любой последующий момент времени.

Исторически первой была познана наиболее простая форма детерминации – механическая. Принципы, масштабы и понятия механики с самого начала стали переноситься на все области науки, в том числе и на такие понятия, как универсальная связь и все ее стороны и элементы. Вопрос о разнопорядковости уровней и сторон в универсальной связи был полностью снят механистами; вся универсальная связь представлялась ими как монотонная, чисто механическая во всех своих звеньях.

Эта концепция получила наиболее четкое выражение в известном положении французского ученого П.Лапласа: «Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех ее составных частей, если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел Вселенной наравне с движениями мельчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверным, и будущее, так же, как и прошедшее, предстало бы перед его взором»[134]. Сформулированная в этом изречении концепция опирается на механическое представление о причинности и поэтому получила название лапласовского (или механического) детерминизма. В зарубежной литературе ее, как правило, именуют просто детерминизмом[135].

Понятие механической причинности, принятое первоначально за общее понятие причинности, обладает следующими признаками: 1) связи явлений, выступающих одно как причина, другое как следствие мыслятся как механические и в этом смысле лишь как чисто внешние; 2) закономерность, выражаемая механической причинностью, является строго динамической, однозначной, подобно сложению векторов скоростей при соударении шаров; 3) причина количественно равна действию, а потому по заданным начальным условиям механической системы можно всегда с любой точностью рассчитать будущие и прошедшие состояния (См.: Кедров Б.М. Указ.соч. С. 33).

Таким образом, согласно механическому детерминизму, природа сама по себе подчинена жестким, абсолютно однозначным причинным связям, и если мы не всегда наблюдаем эту однозначность, то только в силу ограниченности наших возможностей. «Все усилия духа в поисках истины» должны стремиться приблизиться к этой однозначной связи, объективно всегда имеющейся.

Однако такой тип причинности (детерминизма) является сугубо частным (механическим) и не должен отождествляться с причинностью вообще, детерминизмом вообще. Детерминизм как учение, имеющее широкий диалектический характер, в противоположность механическому детерминизму, не ограничивается таким общим положением, но требует исследования определенных закономерных связей между изучаемыми наукой явлениями и отвергает однотипность этих связей, возможность сведения их лишь к каким-либо общим формам или типам, как якобы наиболее простейшим.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.