Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-политические учения





Новую эпоху политического мышления начал флорентиец Никколо МАКИАВЕЛЛИ (1469 – 1527). Стремясь отделить политическую мысль от религиозных и моральных представлений, он отвергает средневековую теократическую концепцию государства и обосновывает необходимость светского государства. Не признавая религиозные доводы в деле обоснования политических учений, он утверждает, что политика – это автономная сторона человеческой деятельности, а власть должна принадлежать тому, кто сумеет ее захватить в свободном соревновании. Такой поворот от средневековой теократической концепции государства к юридическому мировоззрению можно объяснить возникновением новой политической ситуации в эпоху формирования буржуазных отношений, в которых все поставлено на службу материальному успеху.

В своих работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли пытается доказать, что побудительные мотивы людей – это эгоизм и материальный интерес. Люди, говорит он, скорее простят смерть отца, чем лишение имущества. Существенными качествами людей являются алчность, жажда богатства, эгоизм, неверность, непостоянство, неблагодарность. Люди уважают лишь плеть и тяжелую наказующую длань повелителя, и как только кнут выпадает из его рук, они тотчас его бросают, предают, порядок нарушается.



Флорентиец пытается обосновать необходимость государства эгоистической природой человека и потребностью ее насильственного обуздания. Государь, по его мнению, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, ибо ради приумножения могущества государства он часто бывает вынужден идти против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готовым к тому, чтобы переменить направление, если изменятся обстоятельства и в другую сторону задует ветер фортуны; он должен по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла. Высший закон политики, учит Макиавелли, составляет благополучие и могущество государства, а для достижения этой цели пригодны всякие, в том числе и самые аморальные, средства – подкупы, убийства, отравления, вероломство. «Государь, - пишет он, - если желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуют беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица»[42].



Государь, вставший на путь создания могущественного государства, продолжает он, должен знать, что с врагом можно бороться двумя способами – законами и силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю. Следовательно, государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя. «Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса волков; следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же»[43]. Государь, таким образом, может быть вероломным, жестоким, беспощадным, хитрым, грешным; он не должен быть связан никакими моральными или правовыми предписаниями, религиозными соображениями или своим собственным словом.

Примечательно, что Макиавелли не изобрел вероломство, как непременное свойство всякой политики, он его лишь констатировал и открыто заявил об этом. Из глубин истории лучше, чем кто-нибудь до него, сумел извлечь вечные законы политики и представить историю естественной, какой она предстала его глазам.



Творчество Макиавелли необходимо понимать не абстрактно, вне конкретных условий того времени, но в связи с потребностями эпохи, которые требовали, во-первых, установления государственной власти буржуазии, во-вторых, объединения Италии в централизованное государство. Что касается политического идеала Макиавелли, то таковым все же был не описанный им принцип, а республика, основанная на свободе и добрых обычаях. Вместе с тем он ясно видел, что существование сильного централизованного государства несовместимо с республиканской формой правления, и что могущество государства можно сохранить и укрепить только на пути создания монархии. Поэтому Макиавелли, будучи сторонником создания великой и сильной Италии, стал монархистом, хотя в душе был сторонником республиканской формы правления. Республиканская форма правления эффективна лишь тогда, когда в народе развиты гражданские добродетели. Но вместо последних Макиавелли видел в своих современниках неверность, предательство, презрение ко всему святому, дух наживы и подлости и другие мрачные черты буржуазного меркантилизма.

Макиавелли был патриотом. Глубоко озабоченный упадком своей страны, он горячо жаждал ее освобождения и возрождения. «Государь» завершается страстным призывом к династии Медичи овладеть Италией и освободить ее из рук варваров (французов и испанцев), господство которых смердит. Ему больно видеть родину доведенной до позора, униженной, разобщенной, разоренной, истерзанной, растоптанной, поверженной в прах. Италия, говорит философ, теряя последние силы, ожидает того, кто исцелит ей раны, уврачует ее гноящиеся язвы. Как полна она рвения и готовности стать под общее знамя освобождения, если бы только нашлось, кому его понести. Макиавелли не обольщается, что такое дело будет предпринято из неэгоистических побуждений; на такое дело может толкнуть только жажда власти и еще более – славы.

В эпоху первоначального накопления капитала возникают социальные учения, критически реагирующие на явления углубляющейся социальной деформации. Поиски общественного устройства, способного преодолеть социальные антагонизмы, вызвали к жизни гуманистические концепции, в которых прославляются идеи социального равенства людей. Эти идеи часто отражают объективно не существующие общественные отношения, носят иллюзорный характер и поэтому называются утопическими. Утопические учения рассматриваемой эпохи связаны с именами английского гуманиста Т.Мора и итальянского монаха Т.Кампанеллы.

Гуманистическое мировоззрение Томаса Мора (1478 – 1555) формировалось в Оксфордском университете, и является ярким выражением нравственного идеала о достоинстве человека и его свободе.

В своем главном произведении «Утопия» Мор дает критику конкретных исторических условий общественной жизни Англии, разрабатывает идеи совершенной социальной системы на вымышленном острове Утопия. В книге в ярком свете представлена Англия со своей историей, традициями, с социальными драмами того времени. Автор глубоко сочувствует страданиям широких масс английских крестьян, изгоняемых помещиками с их земель путем так называемого «огораживания». Многие земли превращались в пастбища для овец, разведение которых сильно увеличилось ввиду резкого роста текстильного производства. Однако Мор не удовлетворился поверхностным анализом периода первоначального накопления капитала, которое происходило весьма жестоко, но стремился к выявлению социальных причин этого явления. Основную причину ненасытной жажды обогащения и ее следствия – бедствий народа и всех социальных зол – Мор увидел в частной собственности и неутолимой жажде к деньгам.

В Утопии ликвидирована не только частная, но и личная собственность, обобществлены производство и быт, исчезли имущественное неравенство и различия в социальном статусе. Жители Утопии работают не по принуждению и не весь день, как это было в те времена, а по шесть часов в день. Шестичасового труда совершенно достаточно, ибо у них нет бездельников. Формой правления утопийцев является представительная демократия, покоящаяся на системе многоступенчатых выборов. Высшие должностные лица избираются из числа ученых. Среди утопийцев существует много религий, и все они пользуются полной терпимостью.

Свои представления о новом обществе Мор не считал фантазией; он полагал, что при помощи образованного правителя их можно реализовать в ближайшем будущем. В этом проявлялась иллюзорность его учения; его идеи совершенной социальной системы исходят из внеисторически понимаемых принципов разума, справедливости, свободы и равенства. Заслуга же Мора в истории мышления в том, что он красочно указал на социальные недуги. В его Утопии человек, измученный насилием несправедливого общества, заявил протест, который никогда уже не будет заглушен.

Другим представителем утопического коммунизма рассматриваемой эпохи был итальянец Томмазо КАМПАНЕЛЛА (1568 – 1639). Уроженец Калабрии (юг Италии), находившейся тогда под властью испанского монарха, Кампанелла возглавил заговор против испанского ига. Заговор был раскрыт, Кампанелла схвачен и брошен в тюрьму. Тюремные пытки не сломили его, он выдержал жестокие испытания и избежал смертной казни лишь потому, что блистательно и с героической твердостью изобразил умопомешательство. Миновав костер, он провел полжизни в тюремных застенках, вновь и вновь продолжая заниматься неутомимо поисками истины.

В своем главном труде, который называется «Город Солнца», Кампанелла нарисовал картину коммунистического общества, в котором упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством, труд стал не только обязанностью, но и потребностью всех членов общества, первостепенное внимание уделяется развитию науки, просвещения и трудовому воспитанию. В городе Солнца побеждены все пороки, политическая власть переплетается с церковной, руководство коммунистической общиной находится в руках учено-жреческой касты.

Таким образом, и Мор и Кампанелла развивают идеалы гуманизма и освобождения, их социальная утопия выступает в качестве предтечи учения утопистов Х1Х столетия.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.