Организационно-технические и социально-экономические
Особенности внедрения организационных проектов на автомобильном транспорте
План совершенствования ОУАП дополняется разработкой организационно-правового и технического обеспечения внедрения организационного проекта, социально-психологической и профессиональной подготовкой кадров к новым условиям работы.
Система организационно-правового обеспечения разработки и внедрения проекта ОУАП предполагает, прежде всего, решение вопроса о том, кто должен осуществлять эти работы. Бесспорно, субъектом внедрения проекта совершенствования ОУАП являются работники аппарата управления АТП, АТО, ТУ, начиная от руководителей и кончая техническими исполнителями. Успешность внедрения проекта, в конечном счете, зависит от активности и инициативности каждого управленческого работника.
Для комплексной постановки и достижения целей научной организации управления производством, разработки и внедрения отдельных ее элементов нужны специально подготовленные люди. Такие специалисты занимаются совершенствованием управления в структурных подразделениях АТП, АТО, ТУ Минавтотранса, носящих самые различные названия: отдел организации труда, заработной платы и управления производством, отдел научной организации труда и управления производством, лаборатория по научной организации труда с подразделением по совершенствованию управленческого аппарата, лаборатория экономического анализа, отдел организации и механизации управления производством, отдел АСУ, вычислительный центр с подразделениями по различным направлениям совершенствования управления и т.п. Целесообразно унифицировать наименование этого структурного подразделения в виде отдела (лаборатории при численности менее 9 чел.) научной организации труда и управления производством или отдела совершенствования управления и АСУ с подчинением директору АТП (генеральному директору АТО). Численность работников в этих подразделениях колеблется от 2 до 30 чел.
На уровне министерства автомобильного транспорта внедрение в производство результатов научных исследований и нормативных материалов по вопросам организации труда и управления, а также передового отечественного и зарубежного опыта в этой области в целях дальнейшего повышения производительности труда и эффективности производства согласно Типовому положению возложено на Центр научной организации труда и управления производством;
Деятельность по разработке научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию труда и управления на уровне АТП, АТО регламентируется «Типовым положением о лаборатории по научной организации труда и управления производством на предприятии», утвержденным Госкомтрудом СССР от 17 июля 1968 г. № 213.
Должностная инструкция инженера по организации управления производством утверждена постановлением Госкомтруда СССР от 6 июня 1978 г. № 227, а квалификационная характеристика инженера-экономиста по организации управления на автомобильном транспорте (специальность 1750) утверждена приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 29 сентября 1980 г. № 1071.
Для эффективного внедрения разработанного проекта ОУАП необходимо решить ряд организационно-правовых вопросов. Прежде всего, уточняется правовая сторона:
- обладает ли АТП, АТО, ТУ правом внедрения предлагаемых мероприятий без специального разрешения вышестоящих организаций, например, перераспределить обязанности по предлагаемому варианту, изменить подчиненность звена или работника, изменить форму документа, численность работников, должностные оклады, систему стимулирования, требовать от каких-либо органов выполнения запроектированных действий и т.п. Такие вопросы решаются на основе изучения положений о социалистическом государственном производственном предприятии, о производственном объединении, Устава автомобильного транспорта и т.п.;
- к кому конкретно объект проектирования может выйти с предложением о внедрении проектных мероприятий и т.п.
Далее решаются организационные вопросы внедрения проекта ОУАП;
- может ли АТП, АТО само, без посторонней помощи, внедрить проект, приобрести запроектированный комплекс ТСУ или частично изготовить собственными силами;
- может ли направить работников аппарата управления на повышение квалификации, каков порядок такого направления и сроки обучения и т.п.;
- где, в какой мере и насколько успешно уже внедрены подобные мероприятия;
- кто, в какой мере и на каких условиях может и должен помочь данному АТП, ТУ во внедрении проекта.
Возможность решения технических проблем устанавливается путем анализа существующей технической системы управления и сопоставления ее с предлагаемым комплексом ТСУ. При этом решаются следующие вопросы:
- можно ли предлагаемый комплекс чисто механически добавить к существующему, либо перепланировать рабочие места, изменить размещение структурных подразделений, разместить дополнительный персонал на существующих площадях;
- реально ли переоборудование существующей техники управления для стыковки ее с предлагаемой, возможна ли прокладка новых каналов связи;
- есть ли земельный участок для застройки и расширения площадей, возможно ли повышение этажности зданий; требуется ли новый диапазон волн для радиосвязи, как его получить и т.д.
Одним из сложнейших моментов является преодоление психологического барьера при внедрении предлагаемого организационного проекта. По этой причине необходимо выявить общую психологическую атмосферу в коллективе, наличие и характер психологического барьера. Попутно отбираются сведения, характеризующие общий уровень образования, стиль руководства, личные качества руководителя и его заместителя, их отношение к нововведениям.
Научные исследования, отечественный и зарубежный опыт нововведений предлагают ряд практических рекомендаций по преодолению психологического барьера, по наиболее эффективному безболезненному внедрению организационных проектов, по убеждению руководителей и специалистов в их целесообразности.
Управленческий персонал должен быть проинформирован о реорганизации. Первая информация о готовящемся внедрении мероприятий оргпроекта должна исходить от авторитетного руководителя.
Следует выявить круг лиц, которых могут затронуть предлагаемые новшества, подобрать пользующихся уважением работников, особенно лидеров неформальных групп для обсуждения намечаемой реорганизации.
Необходимо логически обосновать целесообразность новшества с указанием положительных последствий. Следует выделить личные выгоды, которые получит персонал от реорганизации, показать планы, графики, результаты проведенных исследований.
Следует широко использовать знания работников аппарата управления и возбудить в них желание к взаимодействию. При этом, с одной стороны, ими будут внесены ценные предложения по улучшению проектных мероприятий, с другой - сопричастность к разработке оргпроекта резко снизит сопротивление работников при его внедрении.
Для ускорения процесса осознания необходимо использовать методы групповой дискуссии и особенно деловых игр.
Эффективным способом внедрения оргпроекта, преодоления при этом психологического барьера является приспособительный подход. Он предполагает медленное, постепенное внедрение нововведений в практику управления, поэтапное безболезненное изменение методов работы и обязанностей работников.
Внедрению проекта ОУАП обычно предшествует переучивание управленческого персонала. Целесообразно формировать учебные группы по возможности из состава того коллектива, в котором внедряются проектные мероприятия, а преподавателем назначать руководителя данного коллектива.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|