Управления автотранспортным производством
Проект ОУАП разрабатывается в 2-3 вариантах. Чем больше прорабатывается вариантов проекта, тем больше вероятность того, что из множества решений будут найдены лучшие. Логически и расчетами обосновываются преимущества выбранных вариантов: соответствие решениям КПСС, правительства, объективным условиям развития автомобильного транспорта, соответствие заданию на проектирование, более высокая степень научности, согласованность отдельных элементов и т.п. То, что выбранные 2-3 варианта лучше фактического положения дел в ОУАП, обосновывается сравнением организационно-технических и социально-экономических показателей модели ОУАП по факту и проекту. Выбор окончательного варианта обосновывается расчетами экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
При высоких темпах роста фактических затрат на управление, значительно опережающих темпы роста конечных результатов АП расчет экономической эффективности деления ожидаемой годовой экономии в рублях от высвобождения численности управленческого персонала и ликвидации неиспользуемых основных фондов управления. Важнейшим условием действительного повышения эффективности управления в этом случае является достаточное обоснование того, что результативность управления (эффективность и качество производства) не снизится при сокращении затрат на управление.
Годовая экономия от высвобождения излишней численности АУП (тыс. руб.):
3.. = 1,053 2 ЗЛ„
где 3 - среднегодовая заработная плата одного высвобождаемого работника 1-й должности, руб.; N1 - численность высвобождаемых работников /-и должности, чел.; т - число должностей, по которым производится сокращение; 1,053- коэффициент, учитывающий начисление на социальное страхование.
Годовая экономия от ликвидации неиспользуемых технических средств управления (тыс. руб.)
Эт = Цб (1 - АТо / 100) – Цл + Зл ,
где Цб - балансовая стоимость ликвидируемого оборудования, руб.; А - годовой процент амортизации; То - время, отработанное оборудованием, лет; Цл - ликвидационная цена оборудования, руб.; Зл - ликвидационные затраты (демонтажные и транспортные расходы), руб.
Наиболее важным с позиции организации, управления является направление повышения эффективности управленческой деятельности, при котором не предполагается никаких капитальных вложений в сферу управления, а годовая экономия управленческих затрат рассматривается как условная экономия. При этом условно высвобождаема я численность управленческого персонала не сокращается, а направляется на реализацию дополнительных (к существующим) функций управления, на повышение качества их осуществления. Аналогично вместо ликвидации неиспользуемой техники управления разрабатываются мероприятия, обеспечивающие своевременный ремонт, модернизацию, приспособление к ней существующей технологии управления, обучение управленческих кадров по использованию технических средств и т.п. Главное внимание при этом обращается на изменение показателей, характеризующих эффективность и качество АП в результате совершенствования организации управления им. Таким образом, эффект в производстве достигается за счет более качественного осуществления процесса управления.
Наиболее часто встречается на практике третье направление повышения эффективности управления автотранспортным производством, когда затраты на управление (текущие или капитальные) возрастают, но в еще большей степени улучшаются показатели эффективности и качества производства.
Исходными данными для расчета ожидаемой эффективности предлагаемых мероприятий служат показатели производственно-хозяйственной деятельности АТП, АТО, ТУ, которые предполагается достигнуть в проектном периоде. В качестве базы для сравнения принимаются планируемые на этот год показатели деятельности при существующей системе управления.
Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий определяется: годовой экономией (годовым приростом прибыли); годовым экономическим эффектом; экономической эффективностью затрат на предлагаемые мероприятия; ростом уровня эффективности управления.
Годовая экономия (прирост прибыли) от внедрения мероприятий достигается в результате роста объема и снижения себестоимости перевозок (тыс. руб.):
Эгод = Эоп + Эсп + Эпт ,
где Эоп - прирост прибыли за счет увеличения объема перевозок, тыс. руб.; Эсп - прирост прибыли за счет снижения себестоимости перевозок, тыс. руб.; Эпт - экономия потребителей транспортных услуг, которая складывается из экономии от ускорения процесса перевозок, от сокращения потерь грузов в процессе транспортировки из-за естественной убыли в результате сокращения времени доставки, тыс. руб.
Прирост прибыли за счет увеличения объема перевозок (тыс. руб.):
Эоп = (А' - А) П/А,
где А' и А - годовой объем перевозок соответственно плановый и проектный (для грузовых сдельных автомобилей - объем перевозок в тыс. т, для грузовых почасовых н заказных автобусных - тыс. авт-ч в наряде; для маршрутных автобусных - объем перевозок пассажиров в тыс. пасс., для таксомоторных - величина платного пробега в тыс. км); П - плановый размер прибыли на проектный год, тыс. руб.
Рост объема перевозок имеющимся подвижным составом при внедрении проекта ОУАП достигается за счет повышения его производительности в результате:
- роста коэффициента выпуска подвижного состава на линию из-за сокращения простоев технически исправных автомобилей, улучшения ТО и ТР автомобилей, а также улучшения материально-технического снабжения;
- повышения коэффициента использования пробега автомобилей за счет оптимизации сменно-суточного планирования работы автомобилей;
- сокращения времени простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой из-за лучшей координации работы транспортных средств и погрузочно-разгрузочных постов;
- уменьшения внутрисменных простоев автомобилей на АТП и на линии путем повышения качества оперативного планирования, организации и диспетчерского регулирования перевозочного процесса;
- снижения расстояния перевозки за счет разработки оптимальных схем доставки груза.
Прирост прибыли в результате снижения себестоимости перевозок (тыс. руб.)
Эсп = (S - S')A'/100 ,
где S и S' - плановая и проектная себестоимость единицы работы (по грузовым сдельным автомобилям и маршрутным автобусным перевозкам - себестоимость перевозки соответственно 1 т груза и 1 пасс., по грузовым почасовым и заказным автобусным - себестоимость 1 авт-ч работы, по таксомоторным - себестоимость), 1 км платного пробега), коп.
Снижение себестоимости перевозок при внедрении проекта ОУАП достигается в результате более качественного осуществления процесса управления, оптимального решения следующих управленческих задач:
- расчет техтрансфинплана АТП, АТО, ТУ;
- оптимальное сменно-суточное планирование перевозок;
- составление плана материально-технического снабжения и распределение фондов на материальные ресурсы;
- расчет средневзвешенных норм расхода материалов;
- контроль и регулирование запаса материальных ценностей на АТП;
- учет и анализ использования оборудования и др.
Себестоимость перевозки 1 т груза и 1 пасс. [коп./т(пасс.)]
S = С/(qv).
где C - затраты на 1 ездку с грузом (1 поездку пассажира), коп.; q - средняя грузоподъемность (пассажировместимость) единицы подвижного состава, т (пасс.); v - коэффициент использования грузоподъемности (наполняемость).
Затраты на одну ездку с грузом (одну поездку пассажира) определяются суммированием по всем статьям себестоимости (коп.)
С = Сз + Ст + Сс + Сш + Ср + Сав + Сар + Сн,
где Сз - заработная плата водителей и кондукторов, коп.; Ст - затраты на топливо, коп. Сс - затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалы, коп.; Сш - расходы на восстановление и ремонт автомобильных шин коп.; Ср - затраты на ТО и ТР подвижного состава, коп.; Сав - сумма амортизационных отчислений на восстановление подвижного состава, коп.; Сар - сумма амортизационных отчислений на капитальный ремонт подвижного состава, коп.; Сн – накладные расходы, коп.
Все расходы на управление, в том числе их экономия или рост, отражаются в статье «Накладные расходы» (коп./ездку):
Сн = (Sи - S’н)[tп + lе/( βvт)].
где Sи – фактические накладные расходы на 1 авт-ч работы, коп.; S’н - величина снижения (повышения) себестоимости 1 авт-ч работы по накладным расходам, коп.; tп - величина простоя подвижного состава в течение смены на одну ездку, ч; lе - среднее расстояние груженой ездки, км; β - коэффициент использования пробега; vт - среднетехническая скорость движения подвижного состава, км/ч.
В свою очередь, величина снижения (повышения) себестоимости 1 авт-ч работы по накладным расходам (коп./авт-ч)
S'н = (Эзу - Зу.ооп)100/АЧраб.
где Эзу - годовая экономия затрат на управление, руб.; Зу.ооп - дополнительные текущие затраты (кроме капитальных вложений) на проектные мероприятия по совершенствованию ОУАП, руб.; АЧраб - автомобиле-часы работы в год.
Дополнительные текущие затраты на проектные мероприятия (годовые эксплуатационные расходы) (руб.)
Зу.доп = Рз + Рс + Рм + Рэ + Рр + Ра + Рпр
где Рз - заработная плата основная и дополнительная (9,3% от основной) увеличенной проектной численности АУП по сравнению с фактической численностью АУП, тыс. руб.; Рс - отчисления органам социального страхования (5,3% от основной заработной платы), тыс. руб.; Рм - дополнительные расходы на материалы (бумагу, конторские принадлежности, вспомогательное оборудование сроком службы менее 1 года или стоимостью менее 100 руб. за единицу, запасные части и т.п.), тыс. руб.; Рэ - расходы на отопление, вентиляцию, освещение, питание электрических машин, тыс. руб.; Рр - затраты на текущий ремонт и профилактическое обслуживание дополнительных технических средств управления, тыс. руб.; Ра - амортизация дополнительного оборудования, тыс, руб.; Рпр - прочие расходы, тыс. руб.
Составной частью прочих расходов являются дополнительные текущие затраты на повышение квалификации работников аппарата управления
Рпр.пк = ЧрДр.пк + ЧсДс.пк + ЧиDи.пк
где Чр, Чс, Чи - численность среднегодового контингента работников аппарата управления, повышающих квалификацию в проектном периоде, соответственно руководители, специалисты и технические исполнители, чел., Др.пк, Др.пк, Др.пк - норматив (средняя величина) стоимости повышения квалификации одного работника аппарата управления на автомобильном транспорте, соответственно руководители, специалисты, и технические исполнители.
Среднегодовой контингент обучающихся (чел.)
(/у,и={^'Л1/;,+0,5^'/,,//,-Ь().42:'/,Л()/12,
где '/,| - численность 1-й группы обучающих работников аппарата управления с отрывом от производства, чел.; /ц -продолжительность обучения 1-и группы повышающих квалификацию с отрывом от производства » проектном периоде, мес; / - индекс группы обучающихся с отрывом от производств;]-. Ч/у численность 1-й группы работников аппарата управления, повышающих квалификацию по вечерней форме обучения, чел.; 1/г - продолжительность обучения /-и группы повышающих квалификацию по вечерней форме обучения в проектном периоде, мес; / - индекс группы, повышающих квалификацию по вечерней форме обучения; Ч а- численность /•и группы работников, обучающихся по заочной форме, чел.; 1,3 - продолжительность обучения /-и группы, повышающих квалификацию по заочной форме обучения в проектном периоде, мес; /- индекс группы обучающихся по заочной форме.
Годовой экономический эффект представляет собой фактическую экономию (прирост прибыли) за год с учетом капитальных вложений. Он позволяет сравнивать экономическую эффективность целостной совокупности проектных рекомендаций по совершенствованию организации управления с эффективностью других мероприятий научно-технического прогресса на автомобильном транспорте. Величина эффекта используется также для определения размеров премий за внедрение мероприятий по совершенствованию управления. Годовой экономический эффект
Э = Эгод – Ен К
где Эгод - годовая экономия (прирост прибыли) от внедрения мероприятий по совершенствованию ОУАП, тыс. руб.; Ен - отраслевой нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, равный 0,15; К - капитальные вложения на предлагаемые мероприятия по совершенствованию ОУАП, на их разработку и внедрение, тыс. руб.
Капитальные вложения на предлагаемые мероприятия складываются из затрат на научные исследования, проектирование и опытную эксплуатацию системы управления, на приобретение, модернизацию оборудования и строительно-монтажные работы. Экономическая эффективность затрат на предлагаемые мероприятия по совершенствованию ОУАП характеризуется расчетным коэффициентом эффективности Ер (руб./1 руб. затрат) и расчетным сроком окупаемости капиталовложений Тр (лет):
Ер = Эгод /К; Тр = К / Эгод.
Основным методом определения экономической эффективности является сравнение. Предлагаемые мероприятия считаются эффективными, если Ер > Ен.у или Тр < Тн.у, где Ен.у - нормативный коэффициент эффективности капиталовложений в систему управления, в том числе в АСУ автотранспорта равный 0,3; Тн.у - нормативный срок окупаемости капиталовложений в совершенствование управления на автотранспорте, равный 3,3 года.
Рост уровня эффективности управления АП уточняется в соответствии с проектными рангами темпов роста тех показателей, которые изменяются (по сравнению с запланированным их уровнем на проектный период) при совершенствовании организации управления производством на АТП, в АТО, ТУ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|