Проектирование оргструктуры и оргмеханизма управления
Среди проблем ОУАП особое место занимает разработка схемы организационной структуры (проектирование организационной системы управления) и распределение целей, функций, прав и ответственности между структурными подразделениями (проектирование организационного механизма управления).
В техническом оргпроекте перечень задач по первой проблеме соответствует конкретной модели оргсистемы мы управления, включающей следующие показатели:
- состав и число ступеней конкретной иерархии управления на АТП, в АТО (по функциональным подразделениям и линейным руководителям);
- номенклатура структурных подразделений управления;
- число структурных подразделений, подчиненных одному руководителю (масштаб контроля, норма управляемости);
- число структурных подразделений на различных ступенях;
- подчиненность линейных и функциональных звеньев, схема организационной структуры управления;
- общая численность работников в каждом структурном подразделении.
Состав и число ступеней конкретной иерархии организационной системы управления производством на АТП, в АТО определяет вид структуры и, как следствие, эффективность работы аппарата управления. Чем меньше ступеней управления, тем более оперативной оказывается ле-редача информации и распоряжений «по вертикали», меньше искажений. Однако при этом значительно возрастает нагрузка на «горизонтальную координацию» управленческой деятельности.
Число ступеней управления на АТП, в АТО (длина иерархической линии) определяется, прежде всего, составом руководителей разных рангов. Высшей иерархической ступенью является руководитель АТП или АТО, низшей - мастер производственного участка, механик автоколонны. Наличие последних прямо зависит от числа участков и автоколонн, которые, в свою очередь, определяются их размерами по трудоемкости объема работ в человеко-часах или по количеству условных баллов. Чаще всего оргструктура характеризуется наличием большого числа ступеней, и задача проектирования заключается в том, чтобы, исходя из конкретных условий, определить их необходимое и достаточное число. При этом можно воспользоваться следующей формулой для расчета числа ступеней линейного руководства
hл = (lgP0 – lgHун - 1gС + lgHуc) / lgHуc .
где P0 - общая численность работающих на АТП, в АТО (рассчитанная по соответствующим нормам времени и утвержденным нормативам численности, чел.); Hуc - норма управляемости для руководителей низшей ступени управления, средняя по предприятию (для мастеров Hун = 25 чел.); С-сменность работы предприятия; Hуc - средняя норма управляемости для руководителей средних и высших ступеней (как правило, Hуc = 6 подразделений).
Возможен и метод прямого подсчета числа ступеней управления в зависимости от номенклатуры и численности структурных подразделений производства и нормы управляемости, равной 6. На крупных АТП (I и II группы по оплате труда ИТР и служащих) и тем более на средних АТП число конкретных ступеней управления не должно быть более четырех: 1) директор; 2) заместители директора, руководители, служб, функциональные подразделения, подчиненные непосредственно директору; 3) начальники автоколонн» начальники производств, комплексов участков, старшие мастера, функциональные, подразделения,, подчиненные заместителям директора, руководителям служб; 4) механики автоколонн, мастера производственных участков.
При формировании номенклатуры структурных подразделений на каждой ступени управления исходят из принципа первичности целей и функций и вторичности органов управления. Каждое структурное подразделение (линейный руководитель или функциональная группа, лаборатория, отдел, центр) создается на основе общности целей, тесноты связей между конкретными функциями и систематизации потоков информации внутри служб аппарата управления. Номенклатура структурных подразделений выбирается из типового их перечня, одновременно используя опыт передовых АТП, АТО; например, создание центра управления производством в технической службе, центра управления эксплуатацией в соответствующей службе, отдела организации (совершенствования) управления и АСУ в службе управления и т.п.
Число структурных подразделений на различных ступенях управления должно Монотонно возрастать от высших к низшим ступеням с кратностью не менее 5. Равномерность такого возрастания является важным, показателем рациональности проектной оргструктуры управления.
Установленную с помощью указанных принципов и методов оргструктуру управления, необходимо изобразить графически с выделением служб, линейных и функциональных звеньев внутри их и особенно ступеней управления. В нижней части такого рисунка на одном уровне изображается организационная структура производства, причем каждому линейному руководителю низшей ступени управления должно подчиняться четко указанное звено производства с его границами.
В каждом звене организационной структуры производства показывается численность рабочих, а в функциональном звене управления - численность АУП. Последняя определяется на основе отраслевых нормативов численности ИТР и служащих АТП, АТО, ТУ по функциям управления. В пределах общей численности АУП по службам, определенной в эскизном проекте, и соотношений между руководителями, специалистами и исполнителями определяется численность ИТР и служащих по каждому функциональному, подразделению.
Техническое проектирование целей, организационного процесса и оргструктуры управления увязывается в проекте организационного механизма управления АП. При этом распределяются цели, функции, права и ответственность между структурными подразделениями и ступенями управления. В техническом проекте организационного механизма управления решаются задачи, соответствующие таким показателя его конкретной модели, как уровне функционально-целевой специализации в организационной систем управления; конкретной централизации управления; структуризации функционирования; концентрации полномочий; конкретной линейности управления (использование линей него принципа и организационно административных методов управления), документальной оформленности положений о структурны подразделениях управления.
Уровень функционально-целевой специализации характеризует отношение числа целей, закрепленных за единственным звеном управления, и числа функций, выполняемых только специализированным подразделением, к общему числу конкретных целей и функций управления, выполняемых системой. Это соотношение правильнее выражать в человеко-часах по функциям управления. Определить такой уровень проекте и сравнить его с фактическим можно на основе специально составленной матричной таблицы. В этой функциональной матриц в строках указывается вся номенклатура конкретных функций управления по группам общих функций а в графах - структурные подразделения по службам аппарата управления. В клетках поля таблиц: условными обозначениями отмечаются закрепление и степень выполнения каждой функции каждым звеном управления. Кроме того, составляется таблица, где указываете наименование структурного подразделения, закрепленные цели и показатели результатов и эффективности управления.
Таблица 17.3 (лист 81)
Степень конкретной централизации управления характеризует сосредоточение функций принятия решений на верхних ступенях управления и измеряется отношением объема работы по управлению (численность АУП) на ступени n к объему работы на ступени (n - 1) по конкретным функциям управления. В большинстве современных АТП степень централизации управления излишне высока, поэтому в проекте необходимо предусмотреть делегирование полномочий, т.е. предоставление права на принятие решений звеньям, находящимся на более нижних ступенях.
Уровень структуризации функционирования является обобщенной характеристикой организационного механизма управления. Он устанавливает, в какой мере совокупность различных управленческих операций расчленена, разделена между специализированными звеньями и ступенями управления, насколько специфичным является поведение отдельных элементов и блоков организационной системы управления. Величина уровня конкретной структуризации функционирования рассчитывается на основе его корреляционных зависимостей от частных характеристик организационного процесса и организационной структуры управления (табл. 17.3). Уровень стандартизации процесса управления определяется отношением числа стандартизированных конкретных функций управления или должностных обязанностей к их общему числу, а уровень формализации - отношением числа формально регламентированных (зафиксированных в положениях) функций или обязанностей к их общему числу.
Уровень конкретизации полномочий устанавливает целостное единство выполняемых звеном управления или ступенью функций (управленческих задач), прав, целей и ответственности и рациональность их распределения по оргсистеме управления. Этот уровень также рассчитывается на основе его зависимостей от частных характеристик, представленных в табл. 17.3.
Уровень линейности управления характеризует степень использования линейного принципа и организационно-административных методов управления; при этом вся ответственность за тот или иной участок производства персонифицирована.
Линейность управления противоположна функциональному принципу управления. В табл. 17.3 представлены зависимости уровня линейности управления от частных характеристик организационного процесса и организационной системы на приоритетном уровне измерения.
Технический проект организационной структуры управления производством и организационного механизма управления завершается разработкой положений о функциональных структурных подразделениях и линейных руководителях. Степень документальной оформленное положений о звеньях управления представляет собой произведение коэффициента: охвата звеньев регламентирующими положениями и коэффициента качества положений.
Коэффициент охвата звеньев регламентирующими положениями рассчитывается как отношение числа структурных подразделений, имеющих утвержденные положения со сроком давности не более пяти лет, к общему числу звеньев аппарата управления.
Коэффициент качества положений рассчитывается как отношение числа разделов, составленных полно и конкретно в соответствие с их типовым содержанием, к общему суммарному числу разделов по всем положениям.
Структура типового положения о подразделении управления состоит из следующих разделов и элементов:
1. Общие положения - полное и сокращенное наименование отдела или должности линейного руководителя; границы объекта управления и его основные функции; кому из руководителей подчинено данное звено и в какую службу оргсистемы управления оно входит; порядок назначения и освобождения от работы линейного или функционального руководителя.
2. Ответственность структурного подразделения, результаты работы - цель (цели), службы и собственно данного звена; номенклатура основных управленческих решений, подготавливаемых структурным подразделением; критерии, показатели опенки, результатов деятельности; перечень производственных и управленческих подразделений, в которые направляются результаты деятельности звена; кто оценивает объем и качество работы в целом данного подразделения и осуществляет поощрения и наказание коллективной работы и руководителя; виды, формы, размеры активизации деятельности работников данного звена.
3. Функции структурного подразделения - перечень конкретных функций управления (управленческих задач) из проектного их состава, полностью или частично, выполняемых данным звеном; регламентированный порядок выполнения закрепленных конкретных, функций управления, в том числе степень участия в технологии выполнения каждой из них (исполняет в виде подготовки, участвует в разработке совместно с другими звеньями, согласовывает, представляет на утверждение, утверждает, контролирует наполнение).
4. Права и информационные связи структурного подразделения - перечень конкретных действий других подразделений, выполнение которых может требовать данное звено;, перечень прав руководителя (какие решения принимает самостоятельно, в решении каких вопросов участвует), особенно к работникам внутри отдела, в том. числе,, какие их действия он может требовать, разрешать, запрещать, проверять; возможности приема на работу, поощрений, взысканий, увольнения; перечень входящей информации (документов, устных распоряжений и данных) и ее источников, адресатов.
5. Кадровый состав и процесс труда - численность АУП отдела по проекту как часть штатного расписания; требования к профессионально-квалификационному уровню работников звена в соответствии с характером выполняемых конкретных функций управления; перечень конкретных методов работы структурного подразделения.
6. Оборудование и материалы - перечень средств оргтехники в звене и их качество; перечень оборудования, которым могут пользоваться работники данного подразделения в порядке кооперации; организационные нормативы использования ТСУ.
7. Порядок расширения и ликвидации звена - в каких случаях и какая инстанция создает, реорганизует и упраздняет данное звено; перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлено положение; дата его утверждения, срок окончания действия и обязательного пересмотра.
Качество решения всех вопросов по разделам положения о звене зависит, в первую очередь, от уровня их целостной проработки в масштабах всей службы аппарата управления, от четкости установления взаимосвязей данного звена с другими структурными подразделениями, т.е. от качества проработки разделов о правах и ответственности линейных руководителей и функциональных звеньев.
Результаты основных проектных решений по организационным процессу, системе, механизму управления необходимо отобразить в компактных наглядных формах, таблицах, схемах, убедительно доказывающих их отличия и преимущества по сравнению с фактическим состоянием. Традиционными способами отображения являются схемы организационных структур управления, положения о подразделениях, должностные инструкции, штатные расписания. Однако, например, в должностной инструкции указывается конкретная функция и обязанность, но, как правило, функция и даже определенная обязанность выполняется не одной должностью. Целостное же представление о роли данной должности, а иногда и структурного подразделения, в общей системе управления отсутствует, так как не определены многочисленные связи и отношения между функциями и обязанностями, между должностями, нечетко распределены и закреплены все обязанности по всем должностям. Установление рациональных связей между элементами систем и операциями процессов управления является главнейшей задачей проектирования ОУАП. Учет связей позволяет преодолевать изолированность отдельных процессов и блоков организационной структуры управления, интегрировать их в целостную систему.
В настоящее время появились новые способы разработки и отображения проектных решений, в которых основное внимание обращается именно на связи, отношения между организационными элементами и операциями, причем с максимально возможной детализацией.
К таким методам относятся:
- классификатор общих функций и обязанностей;
- должностные обязанности и закрепление ответственности распорядителей;
- таблицы прав на принятие решений;
- карты регламентации единичных действий и обязанностей;
- количественная оценка меры порядка административных структур и др.
Результаты сравнения названных способов с точки зрения полноты отображения элементов и связей организационного механизма управления производством приведены в табл. 17.4.
Таблица 17.4 Способы изображения результатов проектирования оргпроцесса, оргструктуры и оргмеханизма управления.
Параметры
| дерево целей
| Схема структуры
| Штатное расписание
| Положения о звеньях
| Положения о должностях
| Методы
|
|
|
|
|
| Состав целей управления
| +
| -
| -
| +
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Взаимосвязь целей
| +
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Функции и обязанности
| -
| -
| -
| +
| +
| +
| +
| -
| +
| -
| Взаимосвязь функций, обязанностей
| -
| -
| -
| -
| -
| +
| -
| -
| -
| -
| Состав подразделений и должностей
| -
| +
| +
| -
| -
| -
| -
| +
| -
| +
| Связи между подразделениями и должностями
| -
| -
| -
| +
| +
| -
| +
| +
| +
| +
| Права и ответственность
| -
| -
| -
| +
| +
| -
| +
| +
| +
| +
| Взаимосвязь прав и ответственности
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| +
| +
| +
| -
| Взаимосвязь должностей, обязанностей, прав и ответственности
| -
| -
| -
| +
| +
| -
| +
| +
| +
| +
|
1 метод позволяет сформулировать целостную совокупность операций организационного процесса управления по единому принципу в соответствии с определенной процедурой по трем уровням детализации - общие функции, конкретные функции и должностные обязанности; при этом каждая операция характеризуется тремя признаками (период времени, содержание управления -и объект).
2 метод позволяет увязать должностные обязанности и ответственность по каждой из них применительно к отдельному работнику аппарата управления по структурному подразделению или службе в целом.
3 метод дает, наглядное представление о распределении прав на принятие всей совокупности основных управленческих решений между линейными и функциональными руководителями.
4 метод позволяет на уровне отдельных должностей установить связи между их ответственностью, правами и обязанностями.
5 метод устанавливает четкие ступени управления и распределение ответственности по ним отдельных работников во всей их совокупности, отражая одновременно и связи подчинения.
Таким образом, рабочее проектирование организационной структуры и организационного механизма управления осуществляется на третьем уровне их детализации (уровень должностных обязанностей и отдельных должностей) в соответствии с детальной моделью ОУАП.
Задачи рабочего проекта организационной структуры управления - производством вытекают из следующих параметров, характеризующих ее детальную модель:
- число ступеней детальной иерархии управления по должностям, отдельным работникам;
- состав должностей АУП в соответствии с действующей Единой номенклатурой должностей служащих;
- число должностей в каждом структурном подразделении, службе и системе управления;
- число работников на различных ступенях управления и по каждой должности;
- среднее число работников, подчиненных одному руководителю по звену, службе и целостной системе управления;
- относительная численность линейного персонала по каждой службе и системе управления в целом;
- относительная численность всех руководителей (линейных и функциональных) по каждой службе и системе управления;
- схема организационной структуры на уровне отдельного работника - функционального подразделения управления и производства по службе и по АТП, АТО в целом;
- коэффициент единства распорядительства в оргсистеме управления
Ке = 2 - (r+1)/Ny.
где r - число связей подчинения (распорядительства); это такие связи, когда руководители непосредственно укалывают подчиненным что, как и к какому сроку нужно сделать (в отличие от функциональных связей, по которым осуществляется обмен информацией, методическая помощь и т.п.); Ny - численность работников аппарата управления, чел.
Рабочее проектирование оргструктуры управления осуществляется на основе рассмотренных принципов и методов; проектные значения параметров сравниваются с фактическими.
Рабочий проект организационного механизма управления производством предполагает решение следующих задач и расчет соответствующих показателей:
1. Определение уровня должностной специализации в аппарате управления как отношение числа должностных обязанностей, выполняемых и свойственных данной должности, к общему числу ее обязанностей (свойственных и несвойственных). Проектные решения должны обеспечить повышение такого уровня по сравнению с фактическим за счет рационального распределения должностных обязанностей, предусмотренных в оргпроекте.
2. Установление степени детальной централизации управления как отношение числа решений, принимаемых на n-й ступени управления, но относящихся к (n - 1)-й или (n - 2)-й ступени, к общему числу решений в структурном подразделении и в службе. Проектное решение сравнивается с фактическим положением и рассчитывается его уточненное значение с учетом корреляционной зависимости с соответствующими показателями по табл. 17.3.
3. Уточнение распределения ответственности между управленческими работниками методом 2 и по ступеням управления методом 5
4. Уточнение распределении прав принятие решений между работниками аппарата управлении методами 3 и 4.
5. Определение уровня документальной оформленности должностных инструкций методом, аналогичным в отношении положений о структурных подразделениях.
Рабочий проект организационного механизма управления производством в АТП, АТО, ТУ завершается разработкой Положений о должностях (должностных инструкций) специалистов и технических исполнителей, в которых фиксируется распределение функций, каждого структурного подразделения между его работниками. Эффективность работы аппарата управления существенно зависит от того, насколько четко определены, согласованы, взаимосвязаны и сбалансированы все элементы управляющей системы. Достигнуть этого помогают правильно разработанные положения о должностях, охватывающие не отдельные категории, а всех работников аппарата управления. Эти положения позволяют: точно определять обязанности, права и ответственность каждого работника, в том числе фиксировать взаимные обязательства руководителей и подчиненных; устанавливать отличившихся или провинившихся по конкретным результатам работы; поддерживать рациональную технологию управления, включая порядок выполнения, и взаимосвязь управленческих операций; регламентировать разделение н кооперацию управленческого труда на АТП, АТО, ТУ; распределять и упорядочивать потоки информации на предприятии; формулировать требования к соответствующим должностям с целью рационального подбора, расстановки, использования и оценки, аттестации кадров управления.
Структура положений о должностях должна быть унифицирована и соответствовать содержанию разделов положений об отделах, конкретизировать, развивать их. Типовая структура положения о специалисте или техническом исполнителе включает:
1. Общие положения - полное наименование должности, отдела и службы; основной объект управленческого воздействия (например, техническая система основного производства); должности непосредственного руководителя и подчиненных.
2. Ответственность, результаты работы - цель из третьего, (четвертого) уровня «дерева целей» управления, на достижение которой направлены усилия работника, и цель второго уровня; перечень выходных данных, рассматриваемых как результаты деятельности; критерии, показатели оценки количества и качества выдаваемых результатов; функциональные связи и отношения (с кем согласовывается и координируется работа, по отношению к кому осуществляется методическое руководство, выработка рекомендаций, советов, кому выдаются результаты работы); диапазон должностного оклада и условия установления конкретного оклада; величина (в процентах или в абсолютном выражении) всех видов премий, которые может получить данный работник в соответствии с действующим положением, периодичность выплат, связь со, степенью выполнения своих служебных обязанностей в соответствии с установленными критериями оценки результатов; виды морального поощрения, административных взысканий и условия их применения.
3. Обязанности - четкий перечень должностных обязанностей, детализирующих конкретные функции звена управления и необходимых для получения результатов, представленных в разделе 2 (степень детальности обязанностей должна быть на таком уровне, чтобы сферы деятельности работников не перекрывались, чтобы не появилось незакрепленных работ и чтобы можно было определить критерии выполнения работы);
в качестве обязательных пунктов по любой должности необходимо предусмотреть такие обязанности, как повышение своей квалификации, внесение предложений по совершенствованию своей работы и работы лиц по смежным должностям.
4. Права и информационные связи - перечень личных прав при выполнении работы и поведении в системе управления; перечень входящей информации (показателей документов и устных данных), получение которых может, требовать данный работник, и ее источников, адресатов; с кем осуществляет сотрудничество при выполнении обязанностей, от кого может получить методические рекомендации, советы и т.п.
5. Квалификационные требованиями и процесс труда - минимально необходимый и предпочтительный уровень образования и стаж работы, специальные знания и специальная подготовка (что должен знать и на каком уровне, в том числе использование техники управления); требования к политическим, деловым и личным качествам; перечень приказов, распоряжений, нормативных правовых, справочных материалов, которыми должен пользоваться данный работник; перечень методик, рабочих инструкций, алгоритмов для исполнения должностных обязанностей.
6. Оборудование и материалы - перечень необходимого, оборудования; планировка рабочего места; перечень оборудования, которым может пользоваться работник в порядке кооперации, и места его расположения санитарно-гигиенические условия труда; рабочие инструкции по использованию ТСУ.
7. Порядок назначения, освобождения и замещения по должности - кто осуществляет подбор и расстановку кадров на данную должность (подготавливает материалы утверждает); основные положении процесса аттестации работника; кто замещает (при отсутствии) данного работника, перечень документов, в соответствии с которыми составлено данное положение; дата утверждения и срок пересмотра; подписи составителя, с кем согласовано, кто утвердил и ознакомлен.
Положение о должности станет действительно реальным и активным средством организации управления только в том случае, если имеется непосредственная связь между четко установленными обязанностями, правами, ответственностью работника, оценкой результатов его деятельности на основе установленных для каждой должности критериев и системой оплаты труда и если данная связь, зафиксирована в этом документе.
Для оперативного внесения изменений в положения о должностях каждый раздел или пункт раздела оформляется на отдельной странице и при необходимости заменяется или делаются вкладыши по изменяющимся частям.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|