Проектирование подсистемы управленческих решений
Техническое проектирование объективно необходимого состава управленческих решений является, первой и наиболее важной задачей технического проекта подсистемы решений АТП, АТО, ТУ. Для этого, номенклатуру групп управленческих решений, разработанную в эскизном проекте, детализируют до отдельных решений, по масштабу соответствующих документу или устному распоряжению. Основное внимание обращается на вводимые в проекте (дополнительно к существующим) конкретные функции управления, на повышение удельного веса тактических и стратегических управленческих решений. При этом используются рекомендации по теории и методологии эксплуатации и управления АП.
Методом экспертных оценок, эвристическим, опытным методом уточняется проектная номенклатура управленческих решений путем увязки ее с двухуровневым «деревом целей» управления, рассчитывается удельный вес решений, соответствующих целям управления.
Проектная номенклатура управленческих решений распределяется по конкретным функциям управления как формы результатов их исполнения. Такое распределение осуществляется в виде таблицы и используется в дальнейшем для построения модели взаимосвязи управленческих решений. Кроме того, спроектированный состав решений закрепляется за структурными подразделениями аппарата управления, с помощью которого уточняются положения о структурных звеньях по разделу «Ответственность».
Необходимо рассчитывать число решений, исходящих их каждого структурного звена управления по определенной службе, и их удельные веса; эти показатели характеризуют производительность (но не качество работы) управленческих подразделении. Проектные значения сравниваются с фактическими показателями.
С учетом мероприятий, разработанных в эскизном проекте технологического процесса управления, изменяется фактическая номенклатура структурированных и особенно творческих решений. Проектный состав устанавливается путем перевода подобных фактических решений на класс ниже (до формализованных, рутинных решений) с учетом разработки их алгоритмов, а также введением дополнительных творческих решений на основе проектного состава конкретных функций (управленческих задач). Подсчитывается проектное количество рутинных, структурированных и творческих решений по каждой службе аппарата управления; определяются их удельные веса в общем количестве и сравниваются с фактическими значениями.
Далее устанавливаются номенклатура и количество управленческих решений, по которым необходимо разработать специальные мероприятия, в проекте технологического процесса управления по повышению уровня их обоснования. К таким решениям относятся главным образом тактические и стратегические по отношению к экономике и организации автотранспортного производства и управления им, а также все решения, связанные с планированием и регулированием производства. Рассчитывается проектная величина удельного веса достаточно обоснованных решений и уточняется снижение количества волевых решений.
Необходимо повысить удельный вес своевременно принимаемых управленческих решений, используя мероприятия по усилению контроля исполнения поставленных задач, по совершенствованию стиля и методов управления, морального и материального стимулирования управленческого персонала, по его воспитанию и т.п. Особо выделяются те решения, по которым установлено в диагностическом анализе регулярное запаздывание с их подготовкой и принятием. Для таких решений разрабатывается в деталях рабочий проект; в последующих разделах оргпроекта именно по ним подробно разрабатывается технологический процесс управления, акцентируется вниманием при выборе ТСУ.
В рабочем проектировании подсистемы управленческих решений основой выступает определение действительно необходимой номенклатуры и периодичности выходных показателей, реквизитов документов как результатов решения подзадач (исполнения должностных обязанностей) отдельными работниками аппарата управления. Это связано с тем, что 20-30% времени ИТР и служащие АТП тратят на составление различных видов справок, ответов на запросы вышестоящих органов. Такое же положение в ТУ по отношению к объединениям и министерству. В оперативных ежедневных сведениях, подаваемых из АТП, АТО в ТУ, указывается число выпущенных на линию автомобилей, объем перевозок в тоннах и грузооборот в тонно-километрах по основным клиентам, коэффициенты выпуска и технической готовности подвижного состава, число автомобилей в простое, в том числе в ремонте и др. Вся эта информация, заключенная в 18 документах и составляющая примерно 6000 четырехзначных цифр, ежедневно передается начальнику ТУ, его заместителю по эксплуатации и главному инженеру. Естественно, эти руководители не в состоянии проанализировать такой объем информации и на ее основе принять какое-либо решение, 15-20% поступившей из АТП в ТУ информации затем не используется; а в целом на верхних ступенях отраслевого управления используется только 10% поступившей снизу информации.
Основная масса документов (до 80% от общего объема) создается для нужд самого АТП, АТО. Как правило, содержание одних и тех же данных (кроме бухгалтерской, статистической отчетности) отражается родственными АТП в документах, имеющих различную форму, не всегда соответствующую предъявляемым требованиям. Главным объектом проектирования форм документов является нестандартная документация. Каждый документ должен объективно отражать ход производства набором определенных показателей, способствовать принятию обоснованного решения или характеризовать содержание управленческого решения.
При проектировании форы документов используются данные анализа для устранения существующих недостатков, дублирования документов и
документа и отдельных пробелы и недостающих данных и видах документов. Например, государственный номер автомобиля повторяется в шести документах, остаток топлива фиксируется шесть раз в трех документах и т.д.; в целом по АТП избыточность информации составляет 45%.
При выборе содержания и построении форм бланков документов необходимо руководствоваться следующим:
- наличие документа должно быть достаточно обосновано с точки зрения нецелесообразности устных решений и их составляющих;
- каждый документ должен содержать минимальное, но достаточное количество информации для полного отражения события или решения, которое им оформляется; при этом уточняется соответствие проектной номенклатуры выходных показателей трех-, четырехуровневому «дереву целей» управления;
- в документах не должны дублироваться показатели, содержащиеся в документах смежных служб АТП, АТО;
- расположение показателей в документе должно подчиняться логической последовательности его заполнения, облегчающей использование, чтение и контроль данных. При этом необходимо минимизировать число движений глаз, рук или поисковых элементов машин при выборе нужных показателей;
- формы документов должны быть смонтированы комплексно с использованием минимально возможных форматов бумаги, предусмотренных ГОСТом; размеры строк и граф должны обеспечить ясность всех записей и внешний вид документа;
- постоянные записи, не изменяющиеся в течение длительного времени, должны быть отпечатаны типографским способом; в первичные документы не должны заноситься нормативы предприятия;
- необходимо обеспечить преемственность, учет традиций в построении и оформлении документов, несоблюдение которых может значительно снизить эффективность введении новых или совершенствования имеющихся формуляров.
Перечисленные требования относятся к так называемой системе специального делопроизводства. Служебная переписка должна соответствовать общей системе делопроизводства. Согласно «Методическим рекомендациям по практическому применению основных положений Единой государственной системы делопроизводства», проектирование бланков документов осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 6-38-72 «Система организационно-распорядительной документации. Основные положения» и ГОСТ 6-39-72 «Система организационно-распорядительной документации. Формуляр-образец». На всех АТП, АТО, ТУ общие документы должны составляться на унифицированных бланках, применение которых сокращает объем машинописной работы и повышает культуру делопроизводства.
Для машинной обработки документов при их проектировании используются дополнительные требования. Документы, обрабатываемые с помощью клавишных вычислительных машин, должны быть однострочными, так как группировка содержащихся в них показателей сводится к ручной раскладке самих документов. Обработка информации на перфорационных и электронных вычислительных машинах предполагает использование многострочных документов, что сокращает их общее количество и трудоемкость за счет однократной записи общих для всех позиций документов признаков. Многострочные документы удобны для перфорации.
Для разработки сводных учетно-плановых показателей с помощью ПВМ и ЭВМ информация с первичных документов переносится на перфокарты и перфоленты по установленным макетам. После проектирования макета перфорации его расчерчивают на перфокарте с присвоением ему номера, наименования и с надписями в соответствующих зонах наименования каждого реквизита. В отличие от перфокарт информация на перфоленте записывается зонами, причем зона перфоленты может включать информацию и одного документа, и нескольких пачек документов. В пределах каждой зоны содержание документов фиксируется последовательно - постоянные и рабочие реквизиты, служебные знаки.
Формы носителей сводной или результативной информации определяются эксплуатационными возможностями машин, назначением и методами использования данных. Для работников органов управления на автотранспорте результатная информация представляется в виде печатных сводок (таблиц, ведомостей) на бланках или рулонной бумаге.
После установления номенклатуры выходных показателей и распределения детализированных результатов по документам осуществляется фиксация их закрепления за должностными обязанностями (привязка управленческих подзадач и результатов их решения). Это выполняется в виде таблицы, аналогичной таблице распределения проектной номенклатуры управленческих решений по конкретным функциям (управленческим задачам), и используется для построения модели взаимосвязи управленческих подзадач по показателям.
Кроме того, детализированные результаты, выходные показатели во всей их совокупности по структурным подразделениям и службе аппарата управления распределяются по отдельным должностям также в виде таблицы. Этот промежуточный результат рабочего организационного проектирования подсистемы управленческих решений используется для уточнения положений о должностях по разделу «Ответственность».
В итоге подсчитывается проектное число формируемых показателей (по их номенклатуре) на уровнях должности, структурного звена и службы аппарата управления АТП, АТО, ТУ. С учетом периодичности их формирования определяется общее число показателей по тем же уровням. На основе этих данных определяется общий объем перерабатываемой информации.
Объем информации рассчитывается не только для установления трудоемкости ее обработки, но, главным образом, для обоснования выбора конкретных модификаций ТСУ. При этом определяются по каждому документу и суммируется число граф, строк, графострок, слов, показателей, реквизитов, заполняемых букв алфавита, цифровых знаков, логических и арифметических действий, приведенных к действиям умножения. Таким образом, определяется объем регулярной документируемой информации, которая составляет 80-85% от всей документированной информации на АТП. В с вою очередь, в общем объеме документированная информации составляет 50-70%, а устная информация - 30-50%. Зная эти соотношения, можно установить примерный общий объем всей информации на АТП, АТО.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|