Сделай Сам Свою Работу на 5

И организационной структуры управления





 

В предыдущих главах рассмат­ривалось эскизное проектирование ОУАП в соответствии с ее общей моделью. При этом устанавливались стратегические общие направления совершенствования ОУАП. Дальнейшая конкретизация и детали­зация этих направлений осуществля­ется при разработке технической» и рабочего проектов ОУАП в соответствии с ее конкретной и детальной моделями (см. табл. 13.2). Разра­ботка таких проектов по всем направ­лениям ОУАП осуществляется и следующей последовательности: раз­работка и утверждение технического задания на проектирование; раз­работка и утверждение технического проекта ОУАП; разработка рабочего проекта ОУАП (возможна совместная разработка технорабочего про­екта).

Техническое задание на проектиро­вание ОУАП включает: краткую характеристику АП и хозяйственной деятельности АТП, АТО, ТУ на уровне конкретной модели; перечень общих проектных рекомендаций по совершенствованию ОУАП как результат эскизного проектирования с фактическими и проектными показателями общего уровня ОУАП и ориентировочными расчетами их эф­фективности; результаты диагности­ческого анализа фактического сос­тояния ОУАП на уровне конкретной модели с показателями организа­ционно-технического и социально экономического уровня ОУАП; прин­ципы, требования и ограничения к проектным решениям, желаемые величины показателей конкретного уровня ОУАП; методы разработки проектных решений; основание для проектирования, форма организации проектирования с указанием го­ловной организации-разработчика, укрупненный план решений поставленных задач с указанием сроков окончания и сметами на проекти­рование, порядок внесения измене­ний в техническое задание, исполь­зуемые методические, нормативно-правовые материалы, передовой опыт.



В техническом задании на проек­тирование целей, функций, оргсистемы и организационного механизма управления производством в АТП указываются:

- результаты диагностического ана­лиза и эскизного проектирования по этим составляющим ОУАП с соответствующим и показателями (величины по факту и проекту); требования к проектному «дереву целей» управления;



- принципы выбора состава конкретных функций управления (управленческих задач), периодичности их вы­полнения, требования к их взаимосвязям;

- требования к составу линейных функциональных подразделений организационной структуры управления, принципы выбора числа сту­пеней управления;

- ограничения по численности аппарата управления и затратам на эго содержание;

- принципы закрепления целей и функций (задач) управления за структурными подразделениями, требования к распределению прав и ответственности по ступеням и звеньям управления, принципы формирования взаимосвязей между структурными подразделениями; степень организационно-правового регламентирования порядка функционирования оргсистемы управления.

В техническом проекте ОУАП одноуровневое «дерево целей» управления конкретизируется со второго уровня с установлением соответствующих показателей эффектов управления производством к АТП, АТО, ТУ. Состав общих функций управления (комплексом управленческих задач) и всех параметров и показателей общего организационного процесса управле­ния расчленяются до конкретных функций управления (управленчес­ких задач). В службах управления формируются структурные подразде­ления (линейные руководители, функциональные отделы, группы или ответственные исполнители).

Соответственно в рабочем проекте двухуровневое «дерево целей» уп­равления детализируется до третьего или, при необходимости, до четвер­того уровня с установлением конкрет­ных показателей степени достижения поставленных целей. Конкретные функции управления (управленчес­кие задачи) детализируются до под­задач управления (должностных обязанностей АУП) или единичных операций. Оргструктура управления проектируется на уровне отдельных должностей управленческого персонала.



При разработке проекта «дерева целей» управления необходимо ис­пользовать следующие требования:

- каждая цель управления должна иметь конкретную словесную форму­лировку и показатель количественной или качественной оценки степени ее достижения, характеризующий эф­фективность управления;

- формулировка целей дается в терминах событий, а не в терми­нах работ (например, «обеспечить, внедрить, достичь, повысить...») и основывается на каком-либо за­коне АП, закономерности управле­ния, на учете потребностей внешней среды;

- состав целей должен быть комп­лексным (отражать все аспекты), выражать их определенность во времени и быть реальным, т.е. цели должны быть обоснованны с позиций имеющихся возможностей, ресурсов;

- цели и показатели результатов управления группируются на исход­ные, представляющие собой восприятие производственной системой входных характеристик её работы, т.е. таких ресурсов, которые потреб­ляются, но не производятся данной системой, промежуточные (продукты труда тех звеньев, которые не имеют доступа ни к входам, ни к выходам данной системы, в частности, не интересуют обслуживаемую клиенту­ру) и конечные результаты (замы­кающие элементы выхода системы, которые производятся, но не потреб­ляются в структурных звеньях дан­ной автотранспортной системы); цели управления дифференци­руются как по классам (по гори­зонтали), так и по уровням (по вертикали) таким образом, что каж­дая цель верхнего уровня представ­ляется в виде подцелей следующего уровня. Для АТП число уровней иерархии не должно быть более четырех, не считая нулевого уровня главной цели, а каждая цель раз­бивается на 2-7 подцелей);

- каждая цель должна иметь оп­ределенный приоритет, значимость по отношению к другим целям, а вся система показателей результа­тивности управления выстраивается по их рангу, отражая желаемые темпы изменения этих показателей; каждая цель и соответствующий показатель эффективности управле­ния должен быть закреплен за струк­турным подразделением или ис­полнителем, отвечающим за ее дости­жение, за уровень эффективности и выступать критерием оценки и стимулирования деятельности работ­ников.

При разработке проекта функций (управленческих задач) и должност­ных обязанностей используются сле­дующие требования:

- конкретные функции (управлен­ческие задачи) осуществляются (ре­шаются) для достижения конкретных целей управления автотранспортным производством и являются детализацией общих функций управлении с добавлением признака «аспектная специфика управляемого объекта», например, техника основного произ­водства, технология вспомогательно­го производства, экономика обеспе­чивающего производства, органи­зованность производства в целом, социология управления производст­вом и т.п.;

- управленческие подзадачи (де­тальные функции управления, долж­ностные обязанности) являются де­тализацией конкретных функций управления с предельной конкретиза­цией периода времени, содержания управления и объекта по его системам, процессам и механизмам; периодичность, параллельность и длительность выполнения конкрет­ных функций управления и должно­стных обязанностей устанавливает­ся в теснейшей связи с показате­лями эскизного проекта организационного процесса управления производством.

Разработка конкретной и деталь­ной организационной структуры уп­равления производством в АТП, АТО, ТУ основывается на следую­щих принципах:

- четкое выделение и минимальное количество иерархических ступеней управления с учетом норм управля­емости;

- специализация управленческой деятельности на основе разграниче­ния линейного руководства и функционального управления, четкого распределения ответственности, масштаба и сложности работ по управлению;

- каждое подразделение и отдельный работник должны подчиняться (получать задания и отчитываться) одному руководителю. Прямое функциональное воздействие допустимо только на нижней ступени по функциям оперативного контроля, и регулирования производства;

- основанием для формирования состава линейных и функциональ­ных подразделений и должностей служит однородность целей (конечных результатов) управленческой деятельности и связность однородных управленческих функций и обязанностей;

- должны быть строго регламенти­рованы вертикальные и горизонтальные связи по обмену информации между подразделениями и работни­ками с точки зрения их прав и ответственности.

При распределении целей, функ­ций, обязанностей, прав и ответст­венности между структурными подразделениями и отдельными работ­никами используются следующие принципы;

 

 

Таблица 17.1 (лист 76)

 

- максимальная специализация звеньев и должностей на ограничен­ном числе функций и обязанностей; приоритет функционально-техноло­гической специализации подразделе­ний, как наиболее устойчивой и универсальной перед пообъектной (предметной) специализацией;

- сочетание централизации управле­ния и делегирования полномочий по вертикали в рамках службы управления; сочетание концентра­ции однородных задач и подзадач в специализированных подразделениях с усиленной координацией по горизонтали при их решении; главная роль в организационном механизме управления должна отво­диться не столько функциям и обя­занностям, сколько результатам дея­тельности подразделений и отдель­ных работников, четкой формули­ровке показателей оценки этих ре­зультатов и степени соответствия их закрепленным целям управления; ответственность, и права звеньев должны соответствовать друг другу; связи элементов и операций оргмеханизма управления должны обеспечить его адаптивность (гиб­кость), легкое приспособление к изменению состава и объема решае­мых задач, ступенчатое коопери­рование работников в периоды пи­ковых нагрузок.

Для проектирования «дерева це­лей» управления, организационного процесса, оргструктуры И организа­ционного механизма управления раз­работан большой арсенал специаль­ных методов, многие из которых широко применяются в практике. Их состав дифференцирование по задачам применительно к техничес­кому проекту представлен в табл. 17.1. Несмотря на широкие воз­можности использования каждого из методов и имеющийся положи­тельный опыт их применения, слож­ность указанных четырех задач, многогранность организационного механизма управления недостаточная отработанность некоторых из методов предопределяют необходи­мость их сочетания. Кроме того, теория и практика выдвигают иные методы формирования организацион­ной системы управления производст­вом, что требует постоянного, изу­чения отечественного и зарубежного опыта оргпроектирования.

Ниже рассматривается содержа­ние указанных в табл. 17.1 методов решения соответствующих задач по целям и функциям управления в техническом и рабочем оргпроектах ОУАП.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.