И организационной структуры управления
В предыдущих главах рассматривалось эскизное проектирование ОУАП в соответствии с ее общей моделью. При этом устанавливались стратегические общие направления совершенствования ОУАП. Дальнейшая конкретизация и детализация этих направлений осуществляется при разработке технической» и рабочего проектов ОУАП в соответствии с ее конкретной и детальной моделями (см. табл. 13.2). Разработка таких проектов по всем направлениям ОУАП осуществляется и следующей последовательности: разработка и утверждение технического задания на проектирование; разработка и утверждение технического проекта ОУАП; разработка рабочего проекта ОУАП (возможна совместная разработка технорабочего проекта).
Техническое задание на проектирование ОУАП включает: краткую характеристику АП и хозяйственной деятельности АТП, АТО, ТУ на уровне конкретной модели; перечень общих проектных рекомендаций по совершенствованию ОУАП как результат эскизного проектирования с фактическими и проектными показателями общего уровня ОУАП и ориентировочными расчетами их эффективности; результаты диагностического анализа фактического состояния ОУАП на уровне конкретной модели с показателями организационно-технического и социально экономического уровня ОУАП; принципы, требования и ограничения к проектным решениям, желаемые величины показателей конкретного уровня ОУАП; методы разработки проектных решений; основание для проектирования, форма организации проектирования с указанием головной организации-разработчика, укрупненный план решений поставленных задач с указанием сроков окончания и сметами на проектирование, порядок внесения изменений в техническое задание, используемые методические, нормативно-правовые материалы, передовой опыт.
В техническом задании на проектирование целей, функций, оргсистемы и организационного механизма управления производством в АТП указываются:
- результаты диагностического анализа и эскизного проектирования по этим составляющим ОУАП с соответствующим и показателями (величины по факту и проекту); требования к проектному «дереву целей» управления;
- принципы выбора состава конкретных функций управления (управленческих задач), периодичности их выполнения, требования к их взаимосвязям;
- требования к составу линейных функциональных подразделений организационной структуры управления, принципы выбора числа ступеней управления;
- ограничения по численности аппарата управления и затратам на эго содержание;
- принципы закрепления целей и функций (задач) управления за структурными подразделениями, требования к распределению прав и ответственности по ступеням и звеньям управления, принципы формирования взаимосвязей между структурными подразделениями; степень организационно-правового регламентирования порядка функционирования оргсистемы управления.
В техническом проекте ОУАП одноуровневое «дерево целей» управления конкретизируется со второго уровня с установлением соответствующих показателей эффектов управления производством к АТП, АТО, ТУ. Состав общих функций управления (комплексом управленческих задач) и всех параметров и показателей общего организационного процесса управления расчленяются до конкретных функций управления (управленческих задач). В службах управления формируются структурные подразделения (линейные руководители, функциональные отделы, группы или ответственные исполнители).
Соответственно в рабочем проекте двухуровневое «дерево целей» управления детализируется до третьего или, при необходимости, до четвертого уровня с установлением конкретных показателей степени достижения поставленных целей. Конкретные функции управления (управленческие задачи) детализируются до подзадач управления (должностных обязанностей АУП) или единичных операций. Оргструктура управления проектируется на уровне отдельных должностей управленческого персонала.
При разработке проекта «дерева целей» управления необходимо использовать следующие требования:
- каждая цель управления должна иметь конкретную словесную формулировку и показатель количественной или качественной оценки степени ее достижения, характеризующий эффективность управления;
- формулировка целей дается в терминах событий, а не в терминах работ (например, «обеспечить, внедрить, достичь, повысить...») и основывается на каком-либо законе АП, закономерности управления, на учете потребностей внешней среды;
- состав целей должен быть комплексным (отражать все аспекты), выражать их определенность во времени и быть реальным, т.е. цели должны быть обоснованны с позиций имеющихся возможностей, ресурсов;
- цели и показатели результатов управления группируются на исходные, представляющие собой восприятие производственной системой входных характеристик её работы, т.е. таких ресурсов, которые потребляются, но не производятся данной системой, промежуточные (продукты труда тех звеньев, которые не имеют доступа ни к входам, ни к выходам данной системы, в частности, не интересуют обслуживаемую клиентуру) и конечные результаты (замыкающие элементы выхода системы, которые производятся, но не потребляются в структурных звеньях данной автотранспортной системы); цели управления дифференцируются как по классам (по горизонтали), так и по уровням (по вертикали) таким образом, что каждая цель верхнего уровня представляется в виде подцелей следующего уровня. Для АТП число уровней иерархии не должно быть более четырех, не считая нулевого уровня главной цели, а каждая цель разбивается на 2-7 подцелей);
- каждая цель должна иметь определенный приоритет, значимость по отношению к другим целям, а вся система показателей результативности управления выстраивается по их рангу, отражая желаемые темпы изменения этих показателей; каждая цель и соответствующий показатель эффективности управления должен быть закреплен за структурным подразделением или исполнителем, отвечающим за ее достижение, за уровень эффективности и выступать критерием оценки и стимулирования деятельности работников.
При разработке проекта функций (управленческих задач) и должностных обязанностей используются следующие требования:
- конкретные функции (управленческие задачи) осуществляются (решаются) для достижения конкретных целей управления автотранспортным производством и являются детализацией общих функций управлении с добавлением признака «аспектная специфика управляемого объекта», например, техника основного производства, технология вспомогательного производства, экономика обеспечивающего производства, организованность производства в целом, социология управления производством и т.п.;
- управленческие подзадачи (детальные функции управления, должностные обязанности) являются детализацией конкретных функций управления с предельной конкретизацией периода времени, содержания управления и объекта по его системам, процессам и механизмам; периодичность, параллельность и длительность выполнения конкретных функций управления и должностных обязанностей устанавливается в теснейшей связи с показателями эскизного проекта организационного процесса управления производством.
Разработка конкретной и детальной организационной структуры управления производством в АТП, АТО, ТУ основывается на следующих принципах:
- четкое выделение и минимальное количество иерархических ступеней управления с учетом норм управляемости;
- специализация управленческой деятельности на основе разграничения линейного руководства и функционального управления, четкого распределения ответственности, масштаба и сложности работ по управлению;
- каждое подразделение и отдельный работник должны подчиняться (получать задания и отчитываться) одному руководителю. Прямое функциональное воздействие допустимо только на нижней ступени по функциям оперативного контроля, и регулирования производства;
- основанием для формирования состава линейных и функциональных подразделений и должностей служит однородность целей (конечных результатов) управленческой деятельности и связность однородных управленческих функций и обязанностей;
- должны быть строго регламентированы вертикальные и горизонтальные связи по обмену информации между подразделениями и работниками с точки зрения их прав и ответственности.
При распределении целей, функций, обязанностей, прав и ответственности между структурными подразделениями и отдельными работниками используются следующие принципы;
Таблица 17.1 (лист 76)
- максимальная специализация звеньев и должностей на ограниченном числе функций и обязанностей; приоритет функционально-технологической специализации подразделений, как наиболее устойчивой и универсальной перед пообъектной (предметной) специализацией;
- сочетание централизации управления и делегирования полномочий по вертикали в рамках службы управления; сочетание концентрации однородных задач и подзадач в специализированных подразделениях с усиленной координацией по горизонтали при их решении; главная роль в организационном механизме управления должна отводиться не столько функциям и обязанностям, сколько результатам деятельности подразделений и отдельных работников, четкой формулировке показателей оценки этих результатов и степени соответствия их закрепленным целям управления; ответственность, и права звеньев должны соответствовать друг другу; связи элементов и операций оргмеханизма управления должны обеспечить его адаптивность (гибкость), легкое приспособление к изменению состава и объема решаемых задач, ступенчатое кооперирование работников в периоды пиковых нагрузок.
Для проектирования «дерева целей» управления, организационного процесса, оргструктуры И организационного механизма управления разработан большой арсенал специальных методов, многие из которых широко применяются в практике. Их состав дифференцирование по задачам применительно к техническому проекту представлен в табл. 17.1. Несмотря на широкие возможности использования каждого из методов и имеющийся положительный опыт их применения, сложность указанных четырех задач, многогранность организационного механизма управления недостаточная отработанность некоторых из методов предопределяют необходимость их сочетания. Кроме того, теория и практика выдвигают иные методы формирования организационной системы управления производством, что требует постоянного, изучения отечественного и зарубежного опыта оргпроектирования.
Ниже рассматривается содержание указанных в табл. 17.1 методов решения соответствующих задач по целям и функциям управления в техническом и рабочем оргпроектах ОУАП.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|