Проектирование целей и функций управления
Управление на основе целей позволяет уменьшить объем используемой информации и число принимаемых решений, освободить, высшие, уровни управления от решения оперативных вопросов. По каждой цели формируется определенный количественный показатель, на основе которого осуществляется контроль за их достижением и проверка степени выполнения задач. Работа системы управления оценивается прежде всего по достигнутым результатам, а. не только ,по затраченному времени или энергии.
При построении «дерева целей» управления очень важно правильно определить их количественные и качественные характеристики. Последние используются для обоснования конкретных функций управления и должностных обязанностей, а также структурных подразделений, состава заместителей руководителя АТП, АТО, ТУ.
Одним из методов проектирования «дерева целей», управления является использование системы показателей эффективности и качества управления (см. гл. 4). На основе диагностического анализа, за ряд лет выявляются показатели с положительными тенденциями их изменения и рассчитывается прогнозируемый темп их роста на проектный период. Во взаимосвязи с директивно утверждаемыми показателями определяются прогнозируемые ранги темпов их роста и даются качественные формулировки соответствующих целей. По наиболее неблагополучным показателям устанавливается желаемый темп их изменения и проектный ранг на основе анализа фактического состояния, возможных ресурсов, направлений развития АТП, АТО, ТУ в соответствии с решениями, принимаемыми в отрасли, а также стратегических мероприятий, разработанных в эскизном проекте ОУАП.
Важнейшее значение при формулировании целей управления имеют решения КПСС и Советского правительства. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования, организации перевозок народнохозяйственных грузов и пассажиров и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности работы предприятий и организаций транспорта», принятом в декабре 1982 г., указывается на необходимость значительного подъема эффективности работы транспортных предприятий и организаций, повышения качества транспортного обслуживания народного хозяйства. Для этого основное внимание должно быть сосредоточено: на росте объема перевозок в тоннах, в том числе особо важных грузов по установленной клиентуре, пассажирооборота, перевозок грузов в универсальных и специализированных контейнерах пакетированном виде; на снижении транспортных издержек в народном хозяйстве; на рациональном использовании фондов заработной платы материального поощрения в соответствии с конечными показателями работы предприятия, ростом производительности труда.
Установленные направления функционирования и развития системы травления АТП, АТО, ТУ формулируются в виде качественных целей с количественными показателями их оценки, используя абсолютные, величины, относительные или темпы роста. Например, обеспечить превышение роста объемов перевозок в тоннах над ростом общей суммы доходов с показателями темпов роста, соответственно 1,05 и 1,04. На основе принципов формирования, системы целей проектируется «дерево целей» управления, обращая внимание на их соподчиненность, развертываемость и относительную важность.
Другой метод проектирования «дерева целей» управления основывается на использовании опыта руководителей АТП, АТО, ТУ, на экспертных оценках. Для формулировки целей каждому руководителю, предлагается определить желаемые результаты деятельности его подразделения в качественной и особенно в количественной форме (номенклатура, объем и качество результатов, затраты труда на них, себестоимость) и момент времени, к наступлению которого результаты должны быть получены. Например, правильными формулировками цели управления на втором уровне (для бухгалтерии) можно считать «Обеспечить своевременное снабжение руководителей информацией, необходимой для компетентного управления в части расходов», а на третьем уровне - «Предоставлять ежемесячные рапорты по проверке состояния экономической деятельности АТП, АТО с точным указанием виновников и причин перерасхода в 10-дневный срок», «В информации, поступающей руководителям, охватить все результаты их труда по установленной номенклатуре», «Расходы на систему бухгалтерского учета и отчетности не должны превышать 28,2 тыс. руб. в год» и т.д. Совокупность всех установленных таким образом целей систематизируется в «дерево целей» управления с детализацией до третьего, четвертого уровней, используя сформулированные требования.
На основе целей упри плен ин разрабатывается состав конкретных функций управления и должностных обязанностей, т.е. операций организационного процесса управления производством. Конкретная модель оргпроцесса управления, используемая в техническом оргпроекте, и его детальная модель, используемая в рабочем оргпроекте, идентичны. Различие состоит в уровне детализации его операций: в первом случае в качестве таковых выступают конкретные функции управления (управленческие задачи), во втором - должностные обязанности (управленческие подзадачи, детальные функции управления). Основными показателями конкретной и детальной моделей оргпроцесса управления автотранспортным производством являются:
- состав конкретных функций управления (КФУ) или должностных обязанностей работников (ДОР);
- соответствия номенклатуры КФУ второму уровню «дерева целей» управления, а ДОР - третьему (четвертому) его уровню;
- соответствие номенклатуры КФУ составу общих функций управления; соответствующие ДОР номенклатуре КФУ;
- количество КФУ всего и в каждой общей функции; количество ДОР; всего, в каждой конкретной и каждой общей функции управления;
- группировка КФУ и ДОР на основе их взаимосвязей;
- периодичность (повторяемость) исполнения КФУ и ДОР;
- последовательность-параллельность выполнения КФУ и ДОР;
- длительность (продолжительность) выполнения КФУ и ДОР.
Состав (номенклатура) конкретных функций управления АП определяется структурой целей управления и детализацией общих функций управления, разработанных в эскизном проекте. При этом, используя нормативный уровень проектных решений, следует руководствоваться ГОСТ 24525.0-80.
Возможен другой метод конкретизации общих функций управления, основанный на введении специального признака дифференциации организационного процесса управления (дополнительно к трем признакам использованным в эскизном проектировании общего оргпроцесса - специфика периода времени, особенность содержания управления и вид производства - см. табл. 14.2).
Таблица 17.2 (лист 78)
Таким признаком детализации выступает аспектная специфика объекта управления (вида производства), т.е. выделяется техника, технология, организация, социология и экономика. Кроме того, в каждом виде производства в качестве объекта управления выделяется комплекс, а также эффективность и качество. По масштабу конкретная функция (управленческая задача) примерно соответствует объему работ по отдельному документу или подготовке устного решения.
Установление проектного состава конкретных функций управления осуществляется на основе материалов обследования и диагностического анализа фактической номенклатуры выполняемых функций и выявления недостающих в сравнении с эталоном (табл. 17.2). При этом используются общие стратегические решения разработанные в эскизном проекте, связанные с возможностями сокращения фактической трудоемкости, масштабами механизации и автоматизации управления и т.п. Систематизировав эти данные, устанавливается проектный состав конкретных функций (управленческих задач), сохраняя рамки решений эскизного проекта по всей ОУАП и особенно оргпроцессу управления. Необходимо стремиться наполнить проектный состав общих функций, управления всеми аспектами объекта управления, причем обязательно включить комплексность, эффективность и качество. Примерами теоретических формулировок конкретных функций управления АП являются: перспективное руководство техникой вспомогательного производства, тактическое планирование организованности обеспечивающего производства, оперативная организация труда водителей и социального механизма перевозок, тактический контроль эффективности и качества производства в целом и т.п. Таким образом, строится матричная модель классификатора конкретных функций управления.
Для систематизации проектною состава конкретных функций управления и сравнения, его с фактическим положением строится таблица соответствия теоретического набор» конкретных функций (управленческих задач) и практически приемлемых формулировок (используемых названий документов или устных решений), например «оперативное планирование технологии основного производства», и «сменно-суточное планирование перевозок грузов по АТП». Такая таблица позволяет:
- установить степень полноты, конкретизации общих функций управления, не упуская ни одной из них, рассчитать такой показатель оргпроцесса управления, как полнота решения комплексов управленческих задач;
- перевести на язык практики теоретические построения;
- создать основу конкретной взаимосвязи организационного и технологического процессов управления; установить базу для определения состава должностных обязанностей (управленческих подзадач).
В рабочем проекте управленческие задачи (конкретные функции управления) в максимальной степени детализируются и уточняются:
- по периоду времени, например: «Тактическое управление» конкретизируется на годовое, полугодовое, квартальное, месячное управление;
- по содержанию управления, например: «руководство» детализируется на постановку целей и выработку критериев оценки, принятие ответственных решений, активизация деятельности, проведение политико-воспитательной работы;
- по объекту воздействия, например, «социология» детализируется на кадры, труд, социальное развитие, социальный механизм; «организация» конкретизируется на организационные систему, процесс, механизм и т.д.
Таким образом, формируется номенклатура должностных обязанностей. По масштабу должностная обязанность примерно соответствует объему работ по подготовке части документа (строки, графы, расчета показателя). Проектный состав должностных обязанностей сравнивается с фактическим по должностным инструкциям и результатам непосредственного обследования.
Для установления степени соответствия проектного состава конкретных функций проектному «дереву целей» управления строится таблица, в головке которой указывается номенклатура конкретных функций управления, а в боковике - номенклатура целей 2-го уровня их детализации; в поле таблицы отмечается связь (принадлежность) функции и цели. Такая таблица выступает основой разработки соответствующих разделов Положений о структурных подразделениях управления.
Связи между функциями устанавливаются (наряду с принадлежностью их к определенным целям) с помощью разработки сетевого графика, в котором в качестве работ выступают функции, а в качестве событий - управленческие решения. Отдельные сетевые графики могут составляться по группам общих функций управления с начальным событием в виде цели.
Разновидностью сетевых графиков, с помощью которых устанавливаются связи между конкретными функциями управления, последовательность и продолжительность их реализации, является система ПЕРТ (метод составления, оценки и пересмотра планов). Сущность этого метода заключается в том, что все конкретные функции по какой-либо группе общих функций управления отражаются в графике в той последовательности, в какой они должны выполняться. В итоге получается линия последовательно меняющихся функций управления. На этот же график наносятся все остальные конкретные функции, которые могут выполняться параллельно. Таким образом, на графике возникает несколько параллельных линий, характеризующих последовательные ряды одновременно выполняемых функций. В указанный момент времени все эти линии сходятся в одной точке, показывающей окончание определенного организационного цикла управления. Затем на график аналогично наносятся все конкретные функции, относящиеся к последующим или другим группам общих функций управления. После этого вновь уточняется продолжительность выполнения функций на каждом участке и т.д. В результате получается рациональный по времени вариант выполнения всего комплекса конкретных функций управления.
Связи между управленческими задачами (конкретными функциями) и должностными обязанностями устанавливаются на основе систематизации потоков информации. Такие связи определяются степенью непрерывности общих технологических циклов их осуществления и общностью исходных данных (форм отчетности, нормативной, справочной, первичной и т.п. информации).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|