Сделай Сам Свою Работу на 5

Автотранспортным производством





 

В практике работы некоторых автотранспортных организаций на­ходит применение решение локаль­ных частных задач в области проектирования организации управ­ления. Это объясняется тем, что в отдельных системах и процессах управления имеются специфические тенденции, свои внутриаспектные зависимости, довольно сложные и многочисленные. Кроме того, локаль­ное аспектное проектирование наибо­лее просто. Как показано в предыду­щих главах, оргпроектирования по частным задачам, порой достаточно крупным, может дать неплохие ре­зультаты.

Однако комплексный подход к проектированию ОУАП предостав­ляет гораздо большие возможности. Он основывается на объективно существующих взаимосвязях элементов всех систем и операций всех процессов управления, на их взаимозависимостях, а так же на теснейших отношениях с АП. Любые изменения, и носимые к какие-либо элементы или операции управлении, требуют соответствующих корректив и в остальных частях ОУАП. Если такие взаимосвязи не будут в должной мере учтены, возникнут диспропорции в оргпроекте и труд­ности при его внедрении, а вместо ожидаемых положительных резуль­татов может быть получен отрица­тельный эффект.



Главным принципом комплексного проектирования ОУАП является до­стижение качественного соответст­вия и количественной пропорцио­нальности между аспектными систе­мами и процессами управления, ориентация на целостность оргпроекта. Комплексное проектиро­вание обеспечивает общесистемное представление о взаимодействии и взаимосвязях всех ее элементов и операций и согласование всех разделов оргпроекта. Это достигает­ся сведением отдельных проектных решений в единое целое.

Основными требованиями к комп­лексному проектированию ОУАП являются:

- синтез локальных аспектных оргпроектов, сопровождающийся раз­работкой комплексных материалов; достижение соотносительности и про­порциональности организации управ­ления с организацией АП;

- увязка организационной, техничес­кой, технологической, социальной и экономической систем управления между собой; проектирование двух- и трехаспектных систем, например организационно-технико-экономи­ческой системы управления; обеспе­чение соответствия системы управле­ния системе производства;



- согласованность общих функций управления с этапами технологичес­ких циклов управления, с исполь­зованием техники и кадров управле­ния, с управленческими затратами и процессом стимулирования;

- обеспечение соответствия процесса управления процессу производства;

- единство аспектных процессов с соответствующими системами управ­ления, закрепление операций за элементами управления);

- скоординированность аспектных механизмов управления АП; обеспе­чение соответствия комплексного механизма управления комплексному механизму производства в АТП, АТО, ТУ.

Перечисленные требования к ком­плексному проектированию ОУАП определяют необходимость разра­ботки документов системного единст­ва, дающих общее представление о спроектированной ОУАП и одно­временно обеспечивающих совме­стимость отдельных частных реше­ний. В составе документации сис­темного единства разрабатываются: краткая пояснительная записка об условиях, тенденциях и перспективах развития АТП, АТО, ТУ, в том числе структуры производства; паспорт автотранспортного производствен­ного объединения (предприятия); основной стандарт АТП, АТО, ТУ для системы управления в целом, общая схема взаимодействия процессов управления производством; общая схема взаимосвязей систем управле­ния производством, сводная схе­ма функционирования системы уп­равления; сводный расчет эффек­тивности проекта ОУАП.

Паспорт автотранспортного объе­динения (предприятия) является ба­зой комплексного проектирования ОУАП и разрабатывается на осно­ве Положения о паспорте произ­водственного объединения (пред­приятия), утвержденного ГКНТ СССР, Госпланом СССР, ЦСУ СССР, Госстандартом, Госстроем СССР 4 октября 1979 г. В нем отражаются данные по следующим разделам:



1. Общие данные по АТП (АТО).

2. Производственная мощность и использование оборудования.

3. Объем перевозок в натураль­ном и стоимостном выражении, ритмичность производства, качество транспортного обслуживания.

4. Основные фонды, наличие тех­нологического оборудовании, капи­тальное строительство, показатели эффективности основных фондов.

5. Материальные ресурсы, их пот­ребление, нормы расхода.

6. Трудовые ресурсы, производи­тельность труда, использование ра­бочего времени, заработная плата, социальное развитие.

7. Финансовые показатели, фонды экономического стимулирования.

8. Организационно-технический уровень производства и управле­ния: комплексная механизация и автоматизация производства; удель­ный вес рабочих, охваченных бригад­ной формой организации и стиму­лирования труда; мероприятия по совершенствованию управления; ав­томатизированные системы управле­ния и проектирования; системы управления качеством продукции; единые системы конструкторской, технологической, делопроизводствен­ной документации; затраты на меро­приятия по совершенствованию уп­равления и экономическая эффектив­ность их реализации; расходы на со­держание аппарата управления.

9. Охрана природы, рациональное использование природных ресурсов, наличие очистных сооружений.

10. Автоматизированная обработ­ка данных паспорта АТП (АТО).

Как видно, итоговые результаты проектирования ОУАП входят сос­тавной частью в 8-й раздел паспорта.

 

Увязка проектов аспектных систем управления с соответствующими

Процессами управления

 

Краткая пояснительная записка о состоянии и перспективах развития АТП, АТО, ТУ, а также паспорт АТП (АТО) выступают базовыми документами системного единства в комплексном оргпроектировании. Основной стандарт АТП (АТО) для системы управления в целом устанавливает общие положения по построению системы управления и организационно-правовому обеспечению. Основной СТП СУ содер­жит (ГОСТ 24525.0-80):

- структуру основных стандартов АТП, АТО (основной СТП СУ, основные стандарты для каждой из функциональных подсистем и каждой производственной единицы АТО);

- общую схему классификации и кодирования составных частей ОУАП (ее аспектных систем, процес­сов, механизмов управления) с соответствующими перечнями слова­рей (ключевых слов и их опре­делений), параметров и показателей - модели ОУАП, документов оргпроекта и их шифров;

- методологию и принципы построе­ния системы управления, основные требования и ограничения, зало­женные в оргпроект;

- адресность целей управления и показателей оценки управленческой деятельности по их достижению, т.е. закрепление целей и показате­лей эффективности и качества управ­ления за службами управления, установление ответственности по­следних, их руководителей;

- распределение общих функций управления (комплексов управлен­ческих задач) по службам управле­ния с учетом адресности целей, установление уровня централизации управления, распределение полно­мочий «по вертикали».

Закрепление целей и показателей эффективности и качества управле­ния за службами и распределение по ним общих функций управления (комплексов управленческих задач) оформляется в виде таблиц. На основе этих таблиц рассчитывается уровень централизации управления (уровень разделения управленческо­го труда «по вертикали»). Для этого проводится идентификация свойственных и несвойственных комплексов управленческих задач по службе управления, т.е. по центральному аппарату АТП. К свойственным для службы управления относятся те комплексы управленческих задач, которые на­правлены: на производство в целом по всем содержательным и времен ним функциям, например, перспек­тивное планирование производства в целом и т.п.; на перспективное и тактическое управление всеми видами производства, например, пер­спективная организация управления в целом, тактическое планирование управления перевозками и т.п. К несвойственным относятся те комплексы управленческих задач, которые объективно не присущи службе управления, но закрепляются за ней по различным причинам, например, перспективное и тактическое плани­рование перевозок и т.п. Уровень централизации управления для АТП:

Уцу = (КСрс - КСирс)/( КСс + КСрнс),

 

где КСрс и КСирс - числа комплексов управленческих задач, соответственно решаемых в службе управления (фактически или по проекту) и свойственных этой службе и нерешаемых, но свойственных ей (переданных в службы эксплуатации, техническую). КСс - число комплексов управленческих задач, свойственных (объективно присущих) служба управления АТП; КСрнс - количество комплексов управленческих задач, решаемых (фактически или по проекту) в службе управления, но не свойственных службе управления (объективно присущих другим службам) АТП.

Величина Уцу , колеблется от +1 до -1, при этом чем больше в службе управления решается свойственных ей комплексов управленческих задач, тем ближе Уцу к +1; чем меньше служба управления передает свои комплексы управленческих задач в другие службы, тем ближе Уцу от -1 к 0. Максимальный Уцу соответствует степени рациональности, равной нулю, когда все комплексы управленческих задач АТП решаются в службе управления. Минимальный Уцу соот­ветствует степени рациональности, равной (-1), когда все комплексы управленческих задач, свойственные службе управления, переданы в дру­гие службы.

Наряду с краткой пояснительной запиской, паспортом АТП, основным стандартом АТП (АТО) для системы управления в целом документом системного единства является общая система взаимодействия процессов управления производством. При ее разработке устанавливаются взаимные перекрещивания, переплетения организационного, технологического, технического, социально-трудового и экономического процессов управления, зависимость одного от других.

Уточняются значения проектных величин двух- и трехаспектных параметров и показателей комплексного процесса управления, производится их согласование, увязка между собой, сравнение с фактическими значениями. Уточняются проектные решения по аспектным процессам АП с позиций их взаимного соот­ветствия.

Наглядное представление о взаи­модействии аспектных процессов уп­равления дает табл. 16.1, в которой отражена их взаимосвязь с точки зрения работы и простоев техничес­ких средств управления и управлен­ческого персонала. Такая таблица позволяет не упускать из поля зре­ния проектировщика основные па­раметры и показатели комплексного процесса управления, отражающие взаимосвязи его аспектов.

В проекте организационно-техно­логического процесса управления уточняются: полнота технологичес­ких этапов по общим функциям управления; соотношения длитель­ности выполнения общих функций управления и общих технологических циклов управления, возможность их сближения; соответствие уровня регламентирования организацион­ных циклов управления и формализации технологических циклов управления. В проекте организационно-технического процесса управления уточняются соотношения по дли­тельности организационных циклов управления и продолжительности работы технических средств управле­ния; возможности повышения уровня механизации и автоматизации каж­дой общей функции управления. В проекте организационно-социаль­ного процесса управления уточняет­ся доля ручного труда по общим функциям управления, трудоемкость исполнения каждой из них. В проекте организационно-экономического процесса управления производится общая (примерная) калькуляция затрат в стоимостном измерении по каждой общей функции управ­ления.

В проекте организационно-технико-технологического процесса управ­ления разрабатывается общая тех­нология машинного исполнения об­щих функций управления с указа­нием времени работы технических средств управления, в том числе в реальном масштабе времени. В проекте организационно-социально-технологического процесса управле­ния уточняется технология ручного исполнения общих функций управле­ния с указанием затрат времени на каждую из них (трудоемкость). Наиболее важным является увязка длительности исполнения всех аспектных процессов управления по об­щим функциям в реальном масшта­бе времени, определение продолжи­тельности исполнения комплексного процесса управления, его циклов, выявление соответствия длительно­сти циклов управления и производ­ственных циклов. Проектные значе­ния данных показателей сравнивают­ся с фактическими и делаются выводы о качестве соответствую­щих проектных решений по совер­шенствованию процесса ОУАП.

Важным документом системного единства в комплексном оргпроектировании является общая схема взаимосвязей систем управления производством. При ее разработке выявляется качественное соответствие и количественная пропорциональность организационной, технической, технологической, социальной и экономической систем управления АП, их взаимообусловленность. Уточняются значения проектных ве­личин двух- и трехаспектных пара­метров и показателей комплексной системы управления, производится их согласование между собой, срав­нение с фактическими показателями; проектные решения по аспектным системам управления корректируют­ся с позиций их взаимного соответствия.

В эскизном проекте организацион­но-технической системы управлении производится распределение общей совокупности технических средств управления (их групп и типов) по службам управления, в том числе общая планировка админист­ративных зданий с выделением пло­щадей служб. В проекте организа­ционно-технологической системы уп­равления уточняется номенклатура массивов исходной (входящей в службу) информации, групп управ­ленческих решений, выходящих из каждой службы, и массивов проме­жуточной информации (внутри службы), а также удельные веса по числу номенклатурных групп управленческих решений, массивов исходной и промежуточной инфор­мации по каждой службе управления в общем числе групп данных по службе. Потоки информации изоб­ражаются в виде общей схемы или таблицы. В проекте организа­ционно-социальной системы управ­ления распределяется общая числен­ность управленческого персонала по службам управления, рассчитывают­ся соотношения (удельные веса) служб по численности персонала, а также соотношение численности АУП по службам с численностью рабочих соответствующего произ­водства, определяется численность руководителей, специалистов и ис­полнителей по службам; выявляется соотношение удельных весов соответствующих категорий по службам с их удельными весами по системе управления и целом. В Проекте организационно-экономической сис­темы управления: распределяются общие финансовые ресурсы управле­ния, по службам управления, рас­считываются их соотношения (удель­ные веса); определяется пропорцио­нальность общей стоимости основных фондов управления и производства по каждой службе, проектные величины сравниваются с фактичес­кими; рассчитываются соотношения удельных весов стоимостей ТСУ по каждой службе и основных произ­водственных фондов по видам произ­водства; дифференцируется по служ­бам управления общая система материального стимулирования АУП.

В оргпроекте технико-технологи­ческой системы управления: произ­водится распределение номенклату­ры групп управленческих решений и массивов информации по группам и типам ТСУ устанавливается соответ­ствие мощности оборудования объе­му перерабатываемой информации; (определяется число групп управлен­ческих решении и массивов информа­ции, подготавливаемых с помощью ТСУ, и удельный вес их в общем числе.

В проекте технико-социальной системы управления: устанавливает­ся численность административно-управленческого персонала, использующих определенные группы и типы ТСУ, рассчитывается обеспеченность административными помещениями на одного работника аппарата уп­равления; определяется соответствие, профессиональной квалификации АУП уровню совершенства ТСУ. В проекте технико-экономической системы управления общая стои­мость ТСУ дифференцируется по их группам, определяется соотношение (удельные веса) стоимости групп ТСУ в их общей стоимости и т.д.

В эскизном оргпроекте организационно-технико-технологической системы управления АП осуществляется распределение групп управленческих решений и массивов информации между группами и типами технических средств управле­ния по каждой службе управ­ления АТП, АТО, ТУ. В оргпроекте организационно-социально-техни­ческой системы управления уточ­няется обеспеченность АУП по его категориям группами и типами ТСУ (натурально) в каждой службе управления. В оргпроекте орга­низационно-технико-экономической системы управления распределяется общая стоимость групп технических средств управления по службам управления АТП, АТО. В оргпроекте организационно-социально-техноло­гической системы управления об­щее число и номенклатура групп управленческих решений и массивов информации распределяется между категориями управленческого персо­нала по каждой службе управления. В оргпроекте социально-технико-технологической системы управления устанавливается соответствие между качественным и количественным сос­тавом работников аппарата управле­ния, техникой управления, ее мощ­ностью и перерабатываемой ин­формацией. В оргпроекте технико-социально-экономической системы управления рассчитывается: стои­мость ТСУ на одного работника аппарата управления; уровень осна­щенности аппарата управления ТСУ по каждой их группе (отноше­ние стоимости ТСУ определенной группы к произведению численно­сти АУП, использующих эту группу ТСУ, на нормативную стоимость ТСУ по этой группе на одного управленческого работника); уро­вень пропорциональности групп ТСУ по их стоимости и оснащенности АУП (среднее геометрическое из уровней технической оснащенности по каждой группе ТСУ) и т.д. Аналогично увязываются проект­ные решения с позиций четырех аспектных систем управления произ­водством; организационно-социально-технико-технологической, организационно-экономико-технико-техно­логической, организационно-экономико-социально-технологической и социально-экономико-технико-техно­логической систем управления.

Одним из важнейших документов системного единства в комплексном оргпроектировании является сводная схема функционирования системы управления. При ее разработке решаются следующие задачи эскиз­ного оргпроектирования:

- увязка общих функций управления (комплексов управленческих задач) по службам управления с входными массивами информации и выходными группами управленческих решений; распределение или закрепление технологических циклов управления и их этапов за категориями управлен­ческого персонала с указанием уровня их профессиональной под­готовки, а также используемых групп и типов технических средств управления;

- уточнение длительности, трудоем­кости и стоимостных затрат по ком­плексам управленческих задач в службах управления; сравнение дли­тельности процессов управления и производства;

разработка положений о службах управления.

Сводная схема функционирования системы управления выполняется в форме таблиц, сетевых матриц, графиков, общих оперограмм с ис­пользованием символики, принятой для разработки блок-схем решений задач, а также руководящих ме­тодических материалов по проекти­рованию автоматизированных систем управления производством. Все рас­четы, рисунки дополняются краткой пояснительной запиской.

При разработке положения о службе управления АТП, АТО, ТУ уточняются следующие разделы:

1. Общие положения - наименова­ние службы и должности воз­главляющего ее руководителя; гра­ницы соответствующего вида произ­водства и его основные функции; глобальная цель управления АТП и цель службы; критерии оценки работы АУП службы и её руководителя;

2. Ответственность службы, ре­зультаты работы - номенклатура групп управленческих решений, под­готавливаемых службой; перечень достижений в соответствующем виде производства, рассматриваемые как типовые результаты деятельности собственно административно-управ­ленческого персонала данной службы система стимулирования админист­ративно-управленческого персонала службы;

3. Функции службы - номенклату­ра закрепленных общих функций управления; регламентированный по­рядок выполнения общих функций и технологических этапов по ним;

4. Права службы и информацион­ные связи в виде перечней: общих действий других подразделений, вы­полнение которых могут требовать работники данной службы; прав руководителя внутри службы; мас­сивов входящей информации и их адресатов;

5. Кадровый состав и процесс труда-численность административ­но-управленческого персонала служ­бы общая и по категориям; требова­ния к профессионально-квалифика­ционному уровню работников служ­бы в соответствии с характером выполняемых общих функций управ­ления; общие методы работы в служ­бе управления;

6. Оборудование и материалы - общая техническая оснащенность работников службы; регламенты ис­пользования оборудования;

7. Порядок расширения и ликви­дации - в каких случаях и какая инстанция создает, реорганизует и упраздняет данную службу; осно­вания для составления настоящего положения и срок его очеред­ного пересмотра.

При разработке положений о всех службах АТП, АТО, ТУ особое внимание сосредоточивается на увязке взаимных прав и ответ­ственности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.