Эскизное проектирование организационно-технологического
Процесса управления
Сложность целостного процесса управления АП предполагает возможность и необходимость его расчленения по различным признакам: фазы информационного процесса, основные функции управления, фазы управляемого процесса, объекты управления, методы управления, степень централизации управления и т.д. Одним из конструктивных признаков такой классификации является дифференциация процесса управления по аспектам с выделением организационного, технического, технологического, социально-трудового и экономического процесса управления (см. рис. 3.1).
Организационный процесс управления представляет собой состав групп, типов управленческих функций (комплексов управленческих задач), функций (задач) и работ (должностных обязанностей), последовательность, частоту и длительность их исполнения, а также особенности содержания с позиций возможности их механизации и автоматизации. Таким образом, оргпроцесс управления характеризует, что делается (или должно делаться) структурными подразделениями аппарата управления и как они функционируют.
Основными параметрами и показателями общей модели оргпроцесса управления, используемыми в эскизном проекте, являются:
1. Состав групп управленческих функций - список (перечень) их номенклатуры, соответствие номенклатуры групп функций «дереву целей» управления, полнота исполнения групп управленческих функций;
2. Периодичность исполнения групп управленческих функций - число раз исполнения в год;
3. Число групп управленческих функций - число их наименований, число функциональных циклов в год, удельные веса стратегических, тактических и оперативных групп управленческих функций в общем их количестве;
4. Параллельность исполнения групп управленческих функций - очередность выполнения их состава (схема), сдвиги по времени их исполнения (график Гантта, сетевой график), коэффициент параллельности исполнения групп функций;
5. Длительность групп управленческих функций - продолжительность выполнения или момент времени завершения каждой группы управленческих функций, а также всего функционального цикла в целом;
6. Распределение групп управленческих функций по интервалам календарного времени;
7. Степень совершенства организационных методов формализации оргпроцесса управления - качество Положений об АТП, АТО, ТУ и Положений об их службах (раздел «Функции, задачи, права, ответственность»);
8. Состав и удельный вес групп управленческих функций, решаемых с помощью технических средств управления.
Рассмотрим методы совершенствования организационного процесса управления АП по указанным параметрам с учетом требований к рациональному процессу управления.
Задача установления проектного состава групп управленческих функций (комплексов управленческих задач) решается в следующей последовательности: выбирается коренной уровень измерения в проектных рекомендациях при решении этой задачи классификационный или порядковый; устанавливается уровень совершенства проектных решений - нормативный или научный, если отсутствует передовой опыт решения данной задачи; выбирается метод оргпроектирования - типовых проектных решений, параметрический, графический.
Допустим, выбран классификационный уровень измерения, нормативный уровень оргпроектирования и метод типовых проектных решений. В связи с этим формируется таблица-матрица состава групп управленческих функций по ГОСТ 24525.0-80, где по горизонтали указываются функциональные подсистемы, а по вертикали - целевые подсистемы. В поле таблицы проставляются шифры специальных функций управления с приложением списка их номенклатуры, выделяются фактически выполняемые группы управленческих функций (специальные функции управления), а также предлагаемые дополнительно в проекте. Последние устанавливаются на основе спроектированного «дерева целей» и результатов анализа использования техники, кадров, информационных, финансовых, организационных ресурсов управления, выявленных резервов в системе и процессе управления.
На основе составленной таблицы подсчитываются по ГОСТу проектное и базовое число специальных функций управления, относящихся к каждой целевой подсистеме, и рассчитываются частные коэффициенты полноты состава групп управленческих функций, а затем общий коэффициент. Фактические их величины сравниваются с проектными. В другом варианте проектного состава групп управленческих функций может быть выбран порядковый уровень измерения, научный уровень оргпроектирования и метод параметрического моделирования. Для этого необходимо изучение и обобщение специальной литературы по функциям управления производством (табл. 14.2).
Задача установления проектной периодичности исполнения групп управленческих функций (специальных функций) решается путем выбора частоты выполнения каждой из них, т.е. число раз в год. Проектное число общих функциональных циклов в год рассчитывается как сумма произведений проектного числа групп управленческих функций на проектную частоту их исполнения в год.
При нормативной номенклатуре проектного состава групп управленческих функций для установления частоты их исполнения применяется метод типовых проектных решений. При этом используются официальные инструкции, методики, учебная литература по экономике и организаций автомобильного транспорта.
Для установления частоты исполнения групп управленческих функций на научном уровне проектных решений применяется метод имитационного моделирования, в том числе автоматизированного.
Установление проектной параллельности исполнения групп управленческих функций проводится на классификационном уровне измерения и научном уровне совершенства проектных решений, так как нормативные данные пока отсутствуют, что, в свою очередь, не позволяет оценить прогрессивность передового опыта. При этом используются такие методы оргпроектирования, как личный опыт руководителей и проектировщиков, экспертные оценки, параметрическое моделирование.
Один из методов решения этой задачи предполагает установление логической параллельности исполнения групп управленческих функций, объединенных вначале по специфике объектов (управление производством в целом, обеспечивающим производством, вспомогательным производством, основным производством, управлением производством), затем - по специфике содержания управления любым объектом (контроль, руководство, планирование, организация, регулирование) и по интервалу времени, на который распространяется управленческое воздействие (перспективное, тактическое, оперативное, эпизодическое). Далее синтезируется исполнение всех групп функций в сетевом графике с учетом реального масштаба времени Наибольшая наглядность и убедительность достигается в том случае, когда график спроектированного оргпроцесса управления сравнивается с фактическим, специально построенным при обследовании и диагностическом анализе.
Особое и наибольшее внимание уделяется решению задачи установления проектной длительности исполнении каждой группы управленческих функций и в целом функционального цикла. Выбирается порядковый уровень измерения (так как срок завершения работы устанавливается в реальном масштабе времени, на определенные дату и часы), нормативный уровень совершенстве предложений и метод типовых проектных решений. При этом используются материалы обследования и диагностического анализа длительности исполнения каждой фактически исполняемой группы управленческих функций.
Таблица 14.2 (лист 59)
Устанавливается период времени завершения каждой группы управленческих функций на основе регламентирующих отраслевых документов, пожеланий руководителей, экспертных оценок (определенный год и месяц для перспективных функций, календарные месяц и число для тактических и время суток для оперативных функций; время исполнения эпизодических функций - 2-15 дней). Начало исполнения каждой группы функций определяется экспертным путем.
На основе проектной параллельности организационного процесса управления и периодов времени начала и завершения исследуемых операций рассчитываются длительность исполнения каждой группы управленческих функций и всего оргпроцесса управления в целом. Последняя определяется как сумма длительностей исполнения групп функций, лежащих на критическом пути в сетевом графике. Определяется выигрыш времени в проекте по сравнению с фактическими данными. Сравнивается проектная длительность решения комплексов управленческих задач и оргпроцесса в целом с базовой (т.е. с длительностью оргпроцесса при последовательном исполнении всех групп управленческих функций) и рассчитывается коэффициент параллельности спроектированного оргпроцесса управления. Затем проектный коэффициент параллельности сравнивается с фактическим.
Степень регламентирования состава групп управленческих функций, периодичности (частоты), последовательности и длительности их исполнения характеризуют качество предлагаемых организационных методов управления в части организационно-стабилизирующего воздействия на процесс управления при эскизном его проектировании. При этом уровень совершенства организационных методов управления определяется полнотой охвата параметров и показателей процесса управления и его организации в проекте, качеством проектных решений, выбранной формой представления этих решений (коэффициенты, таблицы, схемы, графики) и качеством оформления предлагаемых мероприятий, удобством для практического внедрения и пользования.
Завершающим параметром эскизного проектирования оргпроцесса управления является уровень выполнения групп управленческих функций с помощью ТСУ. Регламентация этого параметра является необходимым условием выделения и совершенствования технического процесса управления. Данная задача решается на классификационном уровне измерения путем установления процента механизированного и автоматизированного исполнения каждой группы управленческих функций. Здесь используется метод типовых проектных решений, в том числе рекомендации по «АСУавтотранс», передовой опыт АТП, АТО, ТУ, разработки научно-исследовательских организаций на автотранспорте и в других отраслях.
Итоговым и очень важным моментом является установление влияния общего совершенствования оргпроцесса управления на повышение эффективности и качества управления АП. Для этого выделяются те параметры и показатели, характеризующие спроектированный оргпроцесс управления, которые изменились по сравнению с фактическими. Затем на порядковом уровне измерения определяется характер влияния степени изменения показателей усовершенствованного процесса управления на показатели эффективности управления производством.
Наряду с организационным процессом управления АП важнейшее значение в оргпроектировании имеет разработка мероприятий по совершенствованию технологического процесса управления и его организации. Последний представляет собой процесс циркуляции и преобразования информации, совокупность этапов, стадий и процедур (в зависимости от уровня детализации) подготовки, принятия и реализации управленческих решений, выполняемых в определенной последовательности машинами и людьми с соответствующей длительностью в режиме разделенного времени. В процессе управления АП выделяются технологические процессы управления (общие, конкретные и детальные технологические циклы), соответствующие подготавливаемым группам управленческих решений, отдельным решениям или их составным частям.
При проектировании технологического процесса управления и его организации обязательно что-то в нем улучшается (по сравнению с существующей практикой) для повышения эффективности и качества управления производством. Проблема состоит в поиске того, что именно целесообразно улучшить, и в доказательстве, что это совершенствование действительно приведет к повышению эффективности и качества управления и в определении размера этого эффекта.
В эскизном проекте технологического процесса управления и его организации основным предметом внимания, единицей исследования выступает общий технологический цикл управления. Это объясняется тем, что состав общих технологических циклов управления предопределен номенклатурой групп управленческих решений, а совершенствование последней рассматривается в гл. 15. Кроме того, номенклатура общих технологических циклов управления вытекает из состава общих функций управления и их групп, который уже должен быть спроектирован и выступает как неизменное условие. Таким же условием выступает и проектное общее «дерево целей» управления. На данном этапе эскизного проектирования сохраняется вся фактически существующая система управления, рассматриваемая как условия при проектировании общего технологического процесса управления и его организации (табл. 14.3).
Параметры и показатели самого технологического процесса управления и его организации, которые можно улучшить по сравнению с фактическими их значениями, разделяются на две группы: первичные параметры (именно их изменяют в проекте) и расчетные параметры, которые вычисляют в соответствии с изменениями первичных параметров и показателей. Номенклатура таких параметров в наиболее полном виде представлена в табл. 14.3. Здесь же указаны показатели эффективности управления АП, на которые влияет изменение в проекте параметров технологического процесса управления. Первые семь первичных параметров и шесть расчетных характеризуют технологический процесс управления; вторая часть (под чертой) - его организацию (см. табл. 14.3).
Всю совокупность параметров технологического процесса управления производством удобно представлять в виде таблицы, в которой одновременно указываются фактические и проектные значения тринадцати параметров (табл. 14.4). Решение этих задач осуществляется на порядковом и, главным образом, на классификационном уровнях измерения при использовании нормативного или научного уровня совершенства проектных решений. Метод оргпроектирования - личный опыт проектировщика с использованием знаний и рекомендаций практических работников.
Состав (номенклатура) этапов по каждому общему технологическому циклу (ОТЦ) управления устанавливается (дополняя фактическое состояние) с учетом его значения в целостном технологическом процессе управления и степени точности фактического его выполнения, а также влияния на повышение эффективности и качества управления производством.
Периодичность (частота) выполнения каждого ОТЦ и, следовательно, всех его этапов (число раз в год) определяется на основе изучения соответствующих регламентирующих документов, анализа производственных ситуаций и оценки фактического состояния по ОТЦ. При этом необходимо помнить, что изменение периодичности прямо связано с повышением или снижением трудоемкости управления по выполнению ОТЦ и соответственно - результативности управления.

Таблица 14.4 (лист 61)
Фактическую сложность каждого ОТЦ управления и его этапов редко удаётся уменьшить в проекте, так как она зависит от сущности групп управленческих решений, а добавление этапов повышает сложность ОТЦ. И нее же ее можно снизить, если будут найдены более простые и точные методы, алгоритмы исполнения этапов и всего ОТЦ управления. Часто фактический уровень сложности ОТЦ искусственно повышен из-за низкой организации технологического процесса управления, когда на любой из последующих этапов поступает информация неполная, некачественная и несвоевременная. При отсутствии обоснованных методик степень сложности этапа оценивается экспертно по трехбалльной шкале: высокая сложность - 0,8; средняя - 0,5 и низкая - 0,2. При этом степень сложности ОТЦ рассчитывается, как средняя арифметическая величина по его этапам, а степень сложности всего технологического процесса управления, как средняя арифметическая по всем ОТЦ управления.
Проектная номенклатура методов реализации каждого этапа ОТЦ определяется с учетом их разбивки на три группы и трехбалльной шкалы оценок степени их совершенства: интуиция, опыт работника, экспертные оценки - 0,2; инструкции, алгоритмы, методики выполнения рутинных операций, простые расчеты - 0,5; оптимизационные методы, в том числе экономико-математические - 0,8. Выбор методов, алгоритмов реализации ОТЦ управления и этапов обосновывается в пояснительной записке на основе изучения передового опыта и соответствующей литературы с учетом условий системы управления производством (см. табл. 14.3). Особое внимание обращается на выбор методов, алгоритмов реализации ОТЦ, включающих общие функции управления, дополнительно введенные в проекте.
Степень точности исполнения этапов. ОТЦ и технологического процесса управления в целом зависит прежде всего от применяемых методов их реализации и оценивается тремя массами: высокая точность - 0,8; средняя - 0,5; низкая - 0,2. Перевод степени точности в проекте в белее высокий класс предопределяется изменением группы предлагаемых методов исполнения этапов ОТЦ управления.
Уровень соответствия (адекватности) сложности, методов и точности исполнения ОТЦ управления рассчитывается по следующим формулам:
адекватность степени совершенства методов Ум и степени сложности ОТЦ Ус:
Асм = Ус / Ум
адекватность степени точности Ут и степени сложности:
Аст = Ус / Ут
адекватность сложности, методов и точности исполнения ОТЦ:
Усмт = АсмАст
Причем, чем ближе эта величина к единице, тем выше уровень соответствия сложности, методов и точности исполнения ОТЦ.
Совершенствование параллельности выполнения общих технологических циклов управления и его этапов осуществляется по критерию минимизации времени на весь технологический процесс управления или на группу ОТЦ. При этом совмещаются этапы и ОТЦ по времени их исполнения разными службами аппарата управления. Последовательный метод сочетания заменяется на параллельно-последовательный и особенно параллельный. Важно учитывать, чтобы выигрыш во времени не пропадал из-за дополнительных затрат времени на согласование параллельно выполняемых и проекте ОТЦ и их этапов. Формами представления результатов эскизного проектирования организации технологического процесса управления по этому параметру могут выступать: логическая схема последовательности выполнения групп ОТЦ и их этапов; сетевой график выполнения этапов по группам ОТЦ с событиями - группы документов и другие формы. Сетевой график наиболее предпочтителен, так как позволяет отразить и параметр «длительность выполнения каждого этапа по всем или группе ОТЦ управления». Логические схемы, сетевые графики, разработанные в качестве проекта, сопоставляются с подобными схемами, отражающими фактическую организацию технологического процесса управления автотранспортным производством.
При эскизном проектировании документооборота и информационных потоков разрабатывается схема информационных связей между службами аппарата управления (с учетом подразделений производства и внешней среды) по группам документов и устных сообщений. Другой формой представления результатов проектирования по этому параметру может выступать табличная матрица.
Итогом разработки эскизного проекта технологического процесса управления и его организации является определение влияния предлагаемых мероприятий на повышение эффективности и качества управления производством. Такое влияние устанавливается на порядковом уровне измерения и дополняется разработками других разделов оргпроекта. Уточнение на более высоких уровнях измерения осуществляется в техническом проекте.
Разработка эскизного проекта организационного и технологического процессов управления АП дополняется мероприятиями по проектированию процесса технических средств управления (технического процесса управления) и его организации. При этом объектом внимания в эскизном проекте выступают группа и тип фактически имеющихся технических средств управления. Проектирование технического процесса управления и его организации в соответствии с обшей моделью (см. табл. 13.2) включает решение следующих задач:
- совершенствование использования исправных ТСУ по их группам и типам во времени - повышение коэффициента использования техники по отношению к фонду рабочего времени и к календарному фонду времени;
- повышение уровня загрузки исправных ТСУ по их мощности - улучшение соотношения достигаемом производительности технических средств управления к величине их паспортной мощности и к наиболее передовому фактическому уровню;
- сокращение времени простоев ТСУ по техническим неисправностям - уровень регулярности обслуживания и ремонта ТСУ;
- оценка влияния совершенствования использования ТСУ на повышение эффективности и качества управления АП.
Исходные данные для эскизного проектирования технического процесса управления (как результаты его обследования и анализа) удобно представить в форме таблицы. Одно временно в такую таблицу заносятся результаты оргпроектирования, что позволяет наглядно сравнивать фактическое и проектное состояния (табл. 14.5). При отсутствии какого-либо ТСУ на данном АТП в таблице ставится прочерк.
Совершенствование использования ТСУ может быть достигнуто в результате разработки мероприятий, касающихся: рационального использования административных зданий по назначению, более правильного размещения служб управления в помещениях;
Таблица 14.5 (лист 62 - 63)
недопущение перегрузки и использования некачественных материален при эксплуатации оборудования (что вызывает непредвиденные расходы на ремонт); улучшение учета простоев ТГУ в исправном и неисправном состоянии; бережного хранения оборудования на складах, при транспортировке и т.п.
Повышение уровня загрузки исправных ТСУ по их мощности достигается в результате совершенствования использования ТСУ по прямому назначению, обучения персонала грамотной эксплуатации ТСУ, улучшения оперативного маневрирования наличными ТСУ, введения контроля за их использованием и т.п.
Сократить время простоя ТСУ по техническим неисправностям удается в результате обеспечения периодического обслуживания и своевременного их ремонта, повышения заинтересованности работников в качественном обслуживании, улучшения обеспеченности запасными частями, рационального использования списанных ТСУ и т.п.
Оценка влияния совершенствования использования ТСУ на повышение эффективности и качества управления осуществляется путем установления связей между улучшением параметров технического и технологического процесса управления. Среди последних основными в данном случае выступают длительность выполнения этапов и общих технологических циклов управления, а также точность их выполнения. На порядковом уровне измерения оценивается степень такого влияния. Одновременно уточняется соответствие улучшения использования ТСУ с таким параметром организационного процесса управления, как состав и удельный вес общих управленческих функций, выполняемых с помощью ТСУ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|