Сделай Сам Свою Работу на 5

Цели, задачи и характеристика кадрового обеспечения





 

Кадрами управления принято счи­тать всех работников, занятых в сис­теме управления. Применительно к нашей подотрасли это люди, занятые в системе управления автотран­спортным производством. В ряде слу­чаев вместо понятия «кадры управ­ления» применяется понятие «управ­ленческий персонал»,«работники уп­равления», «штатный состав системы управления» и др. Практически все эти понятия являются синонимом понятий «кадры управления».

Кадровое обеспечение представля­ет собой необходимую и очень важ­ную часть обеспечения системы уп­равления любым производством. Оно включает в себя ряд мер, направлен­ных на дальнейшее совершенство­вание работы с кадрами и повыше­ние эффективности их использова­ния. Целью кадрового обеспечения является полное обеспечение системы управления АП работниками соот­ветствующей квалификации, отве­чающими установленным требовани­ям и обеспечивающими эффективное управление производством на всех уровнях.

Основными задачами кадрового обеспечения в соответствии с постав­ленной целью являются:

- определение, планирование и про­гнозирование потребности в кадрах управления;



- выработка требований к кадрам и. объективная оценка их личных и деловых качеств;

- подбор и расстановка кадров уп­равления;

- организация подготовки, перепод­готовки и повышения квалификации кадров;

- совершенствование материального и морального стимулирования кад­ров управления.

Система кадрового обеспечения всех отраслей народного хозяйства начала создаваться уже в первые годы Советской власти под непосредственным руководством В.И. Ленина. Именно В.И. Ленину принадлежит выдающаяся роль в формировании кадровой политики, в определении значения кадров управления, в их воспитании, в создании условий для высокой требовательности к кадрам и, вместе с тем, бережного отношения. Определяя важнейшие черты советского работника управления, В. И. Ленин писал: «Коммунист-руководитель, добившийся хотя бы ничтожного, и практически осуществляющегося улучшения в содержании работы, вот это настоящий руководитель».

Руководствуясь указаниями В. И, Ленина, КПСС уделяет исключитель­ное внимание работе с кадрами уп­равления. При этом учитываются де­ловые и морально-политические ка­чества. Большое внимание и забота, необходимый такт особенно должны проявляться при подборе и расста­новке кадров в условиях много­национального состава союзных и автономных республик. В этом конк­ретно выражается смысл кадровой политики партии на современном этапе.



Характеристика кадрового обеспе­чения системы управления авто­транспортным производством вклю­чает комплекс данных и показателей, дающих представление о наличии соответствующих кадров в подраз­делениях и службах АТП, АТО, ТУ, ТТУ, министерства, их составе, чис­ленности, расстановке, использова­нии и т.д.

В состав кадров управления авто­транспортным производством входит довольно большая и разнохарактер­ная группа работников. Аналогич­ное положение наблюдается и в дру­гих отраслях народного хозяйства.

По этой причине с 1967 года в стране введена Единая номенклатура должностей (ЕНДС), которая утверждена государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам. ЕНДС охватывает все категории служащих, занятых в раз­личных отраслях народного хозяйст­ва. Общая численность должностей включает свыше 300 наименований, из которых более 90 используется в сфере автомобильного транспорта. Это говорит о том, что управление АП является многогранным и слож­ным, а поэтому требует участия спе­циалистов самых различных профи­лей. ЕНДС устанавливает различие между понятиями «должность» и «специальность» работника аппарата управления.

Должность, как понятие, опреде­ляет границы компетенции работни­ка, круг его обязанностей, права и ответственность. Специальность ра­ботника управления характеризует род трудовой деятельности, для кото­рой необходимы определенные знания и трудовые навыки. Эти зна­ния и навыки могут быть получены в ходе обучения в высшей или средней специальной школе, а также на про­изводстве, на базе практического опыта.



Наименования должностей, входя­щих в ЕНДС, отражают характер выполняемой соответствующим со­трудником управления работы не­зависимо от специализации пред­приятия, организации или подразде­ления, в котором он работает. Так, должности инженер, экономист, тех­ник, нормировщик, секретарь и дру­гие можно встретить в АТП, АТО, ТУ, ТТУ, министерстве.

Классификация должностей слу­жащих в соответствии с характером выполняемого ими труда предполагает деление их на три категории:

Руководители, специалисты и технические исполнители. Подобная группировка управленческих кадров дос­рочно полно отражает участие каждого служащего в реализации комплекса функций и работ по руководству производством, подготовке и принятию управленческих решений, а также исполнению канцелярских, делопроизводческих и других работ.

Применительно к автотранспорт­ному производству, с учетом объек­та руководства можно выделить две группы руководителей;

предприятий, объединений и орга­низации автотранспорта; подразде­лений и служб АТП и АТО. Основ­ными функциями указанных руково­дителей и их заместителей являются:

принятие решений по всем вопросам управления данным производством, руководство подчиненными объекта­ми и организация работы аппарата управления.

Руководителями автотранспортных предприятий, объединений и орга­низаций являются: директора НИИ, авторемонтных заводов; начальники АТО и автокомбинатов, республикан­ских объединений автотранспорта, территориально-транспортных и транспортных управлений; министры автомобильного транспорта союзных республик (всего 8 наименований должностей). Как указано выше к категории руководства отнесены и за­местители вышеназванных руководи­телей.

Руководителями подразделений и служб предприятий, объединений и организаций автотранспорта являют­ся начальники отделов, служб, цехов, автоколонн, мастера цехов, зон и участков, заведующие и их замести­тели. Всего по данной категории ру­ководителей насчитывается около 30 наименований должностей.

Специалисты являются наиболее массовой категорией управленческих работников. Наименование их должностей в ЕНДС классифицируется в зависимости от характера выполняе­мых ими функций и сферы деятель­ности. Из пяти групп специалистов, предусмотренных данной классифи­кацией, на автотранспорте широко используются в управлении произ­водством только две: специалисты, занятые инженерно-техническими и экономическими работами; специалисты юридической службы. Реже используются в нашей подотрасли специалисты, занятые медицинским об­служиванием (в службах предрейсового медицинского контроля, в здравпунктах и т.п.), а также спе­циалисты народного образования (в учебных комбинатах, на курсах и т.п.) и научные работники (в НИИ, научных лабораториях и проектных институтах). В сфере автотранспорта работают специалисты 112 специаль­ностей, в том числе по таким новым, как организация управления на авто­транспорте, экономическая киберне­тика, АСУ на автотранспорте, при­кладная математика и т.д.

Насыщение системы управления автотранспортным производством большим числом специалистов раз­ных профилей и специальностей сви­детельствует о том, что эффектив­ное управление в отрасли невозмож­но в современных условиях без прив­лечения всесторонне подготовленных и знающих людей. Наименования должностей технических исполните­лей, которые замыкают классифика­ционную схему кадров управления, подразделяются в зависимости от выполняемой ими работы на три группы: по учету и контролю; по подготовке и оформлению докумен­тации; по хозяйственному обслужи­ванию.

Первая группа технических работ­ников включает 10 наименований, среди которых кассиры, статистики, учетчики, счетоводы, табельщики и др. Вторая группа включает 13 наи­менований (делопроизводитель, ма­шинистка, чертежник, секретарь и т.д.). Третья группа состоит из 8 наименований, имеющих распростра­нение на автотранспорте (комендант, кладовщик, агент и т.п.).

На предприятиях и организациях автотранспорта все наименования должностей работников управления используются с добавлениями, кото­рые раскрывают содержание долж­ности в рамках конкретного произ­водства. Так, например, указывается: начальник третьей автоколонны, заведующий промежуточным складом, техник по учету ГСМ, мастер зоны ТО-2 и т.д.

Одним из обязательных требований ЕНДС является строгое соблюдение установленного порядка присвоения наименований должностей соответствующих руководителей. Так, наименование должности генеральный директор может быть присвоено только руководителю крупного автотранспортного производственного объединения; начальник - руководите­лю АТП; директор - научно-иссле­довательского или проектного института. Начальниками могут называться руководители самостоятельных управлений, вычислительных центров и т.д. Должность заведующего, как правило, устанавливается на предприятиях и в учреждениях непроизводственной сферы. В авто­транспортном производстве такая должность устанавливается для ру­ководителя склада, архива и др.

Весьма распространенные долж­ности инженер, инженер-экономист и экономист должны применяться толь­ко в тех случаях, когда специа­листу в его повседневной работе требуются соответственно: инженер­ные, инженерно-экономические и эко­номические знания в объеме высшей школы. К сожалению, на ряде про­изводств бывают случаи, когда ука­занные должности установлены для исполнителей, работа которых требу­ет знаний в пределах, обеспечивае­мых обучением в техникуме.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.