Цели, задачи и характеристика кадрового обеспечения
Кадрами управления принято считать всех работников, занятых в системе управления. Применительно к нашей подотрасли это люди, занятые в системе управления автотранспортным производством. В ряде случаев вместо понятия «кадры управления» применяется понятие «управленческий персонал»,«работники управления», «штатный состав системы управления» и др. Практически все эти понятия являются синонимом понятий «кадры управления».
Кадровое обеспечение представляет собой необходимую и очень важную часть обеспечения системы управления любым производством. Оно включает в себя ряд мер, направленных на дальнейшее совершенствование работы с кадрами и повышение эффективности их использования. Целью кадрового обеспечения является полное обеспечение системы управления АП работниками соответствующей квалификации, отвечающими установленным требованиям и обеспечивающими эффективное управление производством на всех уровнях.
Основными задачами кадрового обеспечения в соответствии с поставленной целью являются:
- определение, планирование и прогнозирование потребности в кадрах управления;
- выработка требований к кадрам и. объективная оценка их личных и деловых качеств;
- подбор и расстановка кадров управления;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- совершенствование материального и морального стимулирования кадров управления.
Система кадрового обеспечения всех отраслей народного хозяйства начала создаваться уже в первые годы Советской власти под непосредственным руководством В.И. Ленина. Именно В.И. Ленину принадлежит выдающаяся роль в формировании кадровой политики, в определении значения кадров управления, в их воспитании, в создании условий для высокой требовательности к кадрам и, вместе с тем, бережного отношения. Определяя важнейшие черты советского работника управления, В. И. Ленин писал: «Коммунист-руководитель, добившийся хотя бы ничтожного, и практически осуществляющегося улучшения в содержании работы, вот это настоящий руководитель».
Руководствуясь указаниями В. И, Ленина, КПСС уделяет исключительное внимание работе с кадрами управления. При этом учитываются деловые и морально-политические качества. Большое внимание и забота, необходимый такт особенно должны проявляться при подборе и расстановке кадров в условиях многонационального состава союзных и автономных республик. В этом конкретно выражается смысл кадровой политики партии на современном этапе.
Характеристика кадрового обеспечения системы управления автотранспортным производством включает комплекс данных и показателей, дающих представление о наличии соответствующих кадров в подразделениях и службах АТП, АТО, ТУ, ТТУ, министерства, их составе, численности, расстановке, использовании и т.д.
В состав кадров управления автотранспортным производством входит довольно большая и разнохарактерная группа работников. Аналогичное положение наблюдается и в других отраслях народного хозяйства.
По этой причине с 1967 года в стране введена Единая номенклатура должностей (ЕНДС), которая утверждена государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам. ЕНДС охватывает все категории служащих, занятых в различных отраслях народного хозяйства. Общая численность должностей включает свыше 300 наименований, из которых более 90 используется в сфере автомобильного транспорта. Это говорит о том, что управление АП является многогранным и сложным, а поэтому требует участия специалистов самых различных профилей. ЕНДС устанавливает различие между понятиями «должность» и «специальность» работника аппарата управления.
Должность, как понятие, определяет границы компетенции работника, круг его обязанностей, права и ответственность. Специальность работника управления характеризует род трудовой деятельности, для которой необходимы определенные знания и трудовые навыки. Эти знания и навыки могут быть получены в ходе обучения в высшей или средней специальной школе, а также на производстве, на базе практического опыта.
Наименования должностей, входящих в ЕНДС, отражают характер выполняемой соответствующим сотрудником управления работы независимо от специализации предприятия, организации или подразделения, в котором он работает. Так, должности инженер, экономист, техник, нормировщик, секретарь и другие можно встретить в АТП, АТО, ТУ, ТТУ, министерстве.
Классификация должностей служащих в соответствии с характером выполняемого ими труда предполагает деление их на три категории:
Руководители, специалисты и технические исполнители. Подобная группировка управленческих кадров досрочно полно отражает участие каждого служащего в реализации комплекса функций и работ по руководству производством, подготовке и принятию управленческих решений, а также исполнению канцелярских, делопроизводческих и других работ.
Применительно к автотранспортному производству, с учетом объекта руководства можно выделить две группы руководителей;
предприятий, объединений и организации автотранспорта; подразделений и служб АТП и АТО. Основными функциями указанных руководителей и их заместителей являются:
принятие решений по всем вопросам управления данным производством, руководство подчиненными объектами и организация работы аппарата управления.
Руководителями автотранспортных предприятий, объединений и организаций являются: директора НИИ, авторемонтных заводов; начальники АТО и автокомбинатов, республиканских объединений автотранспорта, территориально-транспортных и транспортных управлений; министры автомобильного транспорта союзных республик (всего 8 наименований должностей). Как указано выше к категории руководства отнесены и заместители вышеназванных руководителей.
Руководителями подразделений и служб предприятий, объединений и организаций автотранспорта являются начальники отделов, служб, цехов, автоколонн, мастера цехов, зон и участков, заведующие и их заместители. Всего по данной категории руководителей насчитывается около 30 наименований должностей.
Специалисты являются наиболее массовой категорией управленческих работников. Наименование их должностей в ЕНДС классифицируется в зависимости от характера выполняемых ими функций и сферы деятельности. Из пяти групп специалистов, предусмотренных данной классификацией, на автотранспорте широко используются в управлении производством только две: специалисты, занятые инженерно-техническими и экономическими работами; специалисты юридической службы. Реже используются в нашей подотрасли специалисты, занятые медицинским обслуживанием (в службах предрейсового медицинского контроля, в здравпунктах и т.п.), а также специалисты народного образования (в учебных комбинатах, на курсах и т.п.) и научные работники (в НИИ, научных лабораториях и проектных институтах). В сфере автотранспорта работают специалисты 112 специальностей, в том числе по таким новым, как организация управления на автотранспорте, экономическая кибернетика, АСУ на автотранспорте, прикладная математика и т.д.
Насыщение системы управления автотранспортным производством большим числом специалистов разных профилей и специальностей свидетельствует о том, что эффективное управление в отрасли невозможно в современных условиях без привлечения всесторонне подготовленных и знающих людей. Наименования должностей технических исполнителей, которые замыкают классификационную схему кадров управления, подразделяются в зависимости от выполняемой ими работы на три группы: по учету и контролю; по подготовке и оформлению документации; по хозяйственному обслуживанию.
Первая группа технических работников включает 10 наименований, среди которых кассиры, статистики, учетчики, счетоводы, табельщики и др. Вторая группа включает 13 наименований (делопроизводитель, машинистка, чертежник, секретарь и т.д.). Третья группа состоит из 8 наименований, имеющих распространение на автотранспорте (комендант, кладовщик, агент и т.п.).
На предприятиях и организациях автотранспорта все наименования должностей работников управления используются с добавлениями, которые раскрывают содержание должности в рамках конкретного производства. Так, например, указывается: начальник третьей автоколонны, заведующий промежуточным складом, техник по учету ГСМ, мастер зоны ТО-2 и т.д.
Одним из обязательных требований ЕНДС является строгое соблюдение установленного порядка присвоения наименований должностей соответствующих руководителей. Так, наименование должности генеральный директор может быть присвоено только руководителю крупного автотранспортного производственного объединения; начальник - руководителю АТП; директор - научно-исследовательского или проектного института. Начальниками могут называться руководители самостоятельных управлений, вычислительных центров и т.д. Должность заведующего, как правило, устанавливается на предприятиях и в учреждениях непроизводственной сферы. В автотранспортном производстве такая должность устанавливается для руководителя склада, архива и др.
Весьма распространенные должности инженер, инженер-экономист и экономист должны применяться только в тех случаях, когда специалисту в его повседневной работе требуются соответственно: инженерные, инженерно-экономические и экономические знания в объеме высшей школы. К сожалению, на ряде производств бывают случаи, когда указанные должности установлены для исполнителей, работа которых требует знаний в пределах, обеспечиваемых обучением в техникуме.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|