Квалификации кадров управления
Анализ кадрового обеспечения системы управления АП включает довольно широкий спектр вопросов. На основе их рассмотрения можно сделать соответствующие выводы и заключения относительно положения дел с кадрами в системе управления данным автотранспортным производством. Прежде всего, анализ позволяет выяснить, насколько успешно реализуются задачи кадрового обеспечения. При этом исходный пункт анализа - это выявление фактической потребности в кадрах управления (по трем категориям работников), на основе чего она определена и каким образом на практике удовлетворяется.
В данной части анализа кадрового обеспечения полное совпадение потребности в кадрах управления и фактического их наличия случается редко. Основные причины несовпадения: несовершенство применяемых на практике методов определения потребности в кадрах управления; движение кадров, как результат роста их квалификации и перемещения по должности, а также перехода в другие сферы производства, ухода на пенсию и т.д.
Несовершенство методов определения потребности в кадрах управления приводит к тому, что сопоставление наличия кадров со штатным расписанием, становится условием необходимым, но недостаточным. Следовательно, нужен дополнительный диагностический анализ, основанный на доскональном изучении и проверке функций и задач, выполняемых аппаратом управления соответствующих подразделений, характера разделения и кооперации их труда, уровня нормирования труда и состояния норм.
Объективный процесс движения кадров в анализе кадрового обеспечения не должен вызывать каких-либо осложнений. Однако здесь имеются определенные трудности. Так, не совсем ясен принцип определения показателя стабильности кадров. С одной стороны, производство, где длительное время персональный состав работников управления не меняется, оценивается положительно. С другой, заслуживает всяческой похвалы АТП, АТО, ТУ, ТТУ, в которых заботливо растят и воспитывают кадры управления и смело выдвигают их на работу на другие предприятия и организации, не опасаясь падения показателя стабильности кадров. Четких нормативных значений коэффициента стабильности кадров нет, поэтому анализ должен основываться на тщательном изучении всех причин и обстоятельств, оказывающих влияние на его величину. Анализ должен касаться вопросов планирования и прогнозирования потребности в кадрах управления применительно к предприятиям и организациям автотранспорта. На качество и уровень планирования, прогнозирования потребности в кадрах управления нашей подотрасли следует обращать больше внимания, так как резервы для пополнения кадров ограничены.
Поскольку кадровое обеспечение предполагает использование четко сформулированных требований к кадрам, объективной оценки их личных и деловых качеств, анализ должен характеризовать и эти вопросы. Требования, предъявляемые к работникам управления, формулируются в общем виде для всех и в более конкретном для каждой категории, группы работников и даже должности.
Требования содержатся в разных документах: квалификационных характеристиках, должностных инструкциях, положениях, инструктивных документах, правилах внутреннего распорядка. Анализ должен, в первую очередь, выявить наличие таких документов, строгое соответствие и непротиворечивость их друг другу. Далее выясняется, в какой степени те или иные должностные лица соответствуют установленным требованиям, знают их и в какой мере выполняют в повседневной работе. Попутно устанавливают, какие требования устарели и нуждаются в замене.
Сложным и трудоемким является раздел анализа, посвященный оценке личных и деловых качеств кадров управления. На практике довольно часто такая оценка проводится на основе субъективных данных и это не всегда позволяет установить истину.
Важной и специфической стороной анализа кадрового обеспечения является изучение процесса комплектования кадров или их подбора и расстановки. По сути дела эго два взаимосвязанных, но все же самостоятельных процесса.
Подбор кадров управления представляет собой целенаправленный процесс предварительного изучения и отбора кандидатур для замещения соответствующих должностей в аппарате управления. При этом предварительное изучение предполагает определение пригодности кандидата для практической работы в данной должности. Отбор-это своеобразный конкурс или сравнение нескольких кандидатов на одну должность. Подбор кадров на более высокие должности в системе управления автотранспортным производством, является более сложным и трудоемким делом.
Расстановка кадров управления представляет собой перемещение уже имеющихся сотрудников по должности в пределах подразделения или производства в целом. При формировании новых организаций и производств подбор и расстановка аппарата управления в них происходит практически одновременно. Недостатки в подборе и расстановке кадров сказываются на работе подразделений и аппарата управления АТП, АТО, ТУ, ТТУ в целом. Поэтому при анализе на это обстоятельство следует обратить внимание.
В первую очередь, анализ должен быть направлен на определение соответствия этой работы с кадрами в данном производстве, ленинским принципам подбора и расстановки работников управления по политическим и деловым качествам. Особенно строго эти признаки должны соблюдаться в отношении руководителей. Это означает, что перед назначением руководящего работника на соответствующую должность, его стоит проверить с точки зрения добросовестности, политической грамотности, знания дела, административных способностей и других качеств.
Указанные качества, которым должен отвечать сотрудник аппарата управления, можно проверить по результатам его прежней деятельности. Анализ должен показать, кто вел проверку и по каким показателям велась оценка кандидата на должность. Материалами анализа являются анкетные листы, протокольные записи собеседований и др.
Анализ следует также направить на выяснение следующих вопросов, характеризующих действующую практику подбора и расстановки кадров:
как проверяется соответствие рекомендуемого работника основным требованиям, вытекающим из характера данной должности;
каким образом проверяется соответствие деловых качеств, образования и практического опыта у кандидата на должность уровню развития производства, на котором он предполагает работать;
как проверяется способность каждого кандидата на должность быстро адаптироваться в новом коллективе.
Расстановка кадров в давно сложившихся коллективах АТП, АТО, ТУ, ТТУ непосредственно связана с проблемой выдвижения работников на более высокие должности. В анализе должны найти отражение эти процессы.
Кадровое обеспечение системы управления автотранспортным производством не может эффективно выполнять возложенные на него задачи без хорошо продуманной организации подготовки и повышения квалификации всех работников аппарата управления. Анализ организации такой работы имеет важное значение, поскольку от уровня подготовки и повышения квалификации кадров управления зависит их качественный состав.
Подготовка инженерных кадров для предприятий и организаций автотранспорта выполняется высшей школой (преимущественно в автодорожных институтах и на автотранспортных факультетах политехнических, инженерно-экономических и других вузов). Кадры управления со средним специальным образованием готовятся в техникумах министерств автотранспорта союзных республик.
Основными вопросами анализа подготовки кадров для данного АТП, АТО, ТУ, ТТУ и министерства в целом являются:
- число молодых специалистов, ежегодно направляемых на работу из соответствующих вузов и техникумов.
- уровень теоретической и практической подготовки молодых специалистов;
- соответствие подготовки молодых специалистов характеру производства и системы управления;
- быстрота адаптации молодых специалистов в производственных условиях.
Молодые специалисты - сотрудники аппарата управления, направленные на работу на предприятия и в организации автотранспорта по распределению, при анализе требуют дополнительного внимания, так как на них распространяются особые льготы и требования, установленные действующим законодательством. Поскольку молодые специалисты проходят годичную стажировку, анализ должен выявить уровень ее организации и эффективность. Исходными данными для этого являются материалы «Трудового паспорта молодого специалиста», протоколы заседаний квалификационных комиссий и др.
В современных условиях стремительного развития науки и техники, постоянного совершенствования и усложнения организации производства и управления проблемы повышения квалификации управленческих кадров приобретают особое значение. Следует также учитывать, что параллельно происходит процесс старения знаний, умений и навыков, полученных работниками управления в вузах и техникумах. Таким образом, нужна не только хорошо продуманная организаций такой работы необходим детальный анализ всей системы повышения квалификации управленческих кадров на уровне от предприятия до министерства. Этот анализ поможет выявить имеющиеся резервы, повысить эффективность и практическую отдачу проводимых мероприятий. Анализ должен рассматриваться в качестве основы, на базе которой необходимо строить процесс обновления знаний кадров управления с учетом быстро меняющихся запросов отрасли, осуществлять долгосрочные программы повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов.
На автотранспорте, как и в других отраслях народного хозяйства, действует своя система повышения квалификации руководящих работников и специалистов управления. Эта система ориентирована на использование как собственной учебной базы (курсы, техникумы и учебные центры), так и учебных подразделений других министерств и ведомств (вузы и университеты министерств высшего и среднего специального образования СССР и союзных республик, в которых имеются институты (ИПК) и факультеты (ФПК) повышения квалификации). Сроки, периодичность и формы обучения для различных категорий работников управления определяются приказами министров автотранспорта соответствующей республики.
В целях обеспечения целенаправленной и успешной работы по повышению квалификации в ИПК и ФПК формируются группы и потоки, в которых сосредоточиваются работники управления соответствующего уровня квалификации и должности. Повышение квалификации может осуществляться как с отрывом, так и без отрыва от производства. При этом используются следующие виды подготовки: политическая, экономическая, техническая, управленческая и целевая.
Работники управления могут повышать квалификацию и самостоятельно, руководствуясь программами обучения ИПК и ФПК. Они могут стажироваться под руководством опытных специалистов, изучать передовой опыт на других предприятиях отрасли.
Основными позициями анализа состояния системы повышения квалификации в АТП, АТО, ТУ, ТТУ, министерстве являются:
- наличие плана повышения квалификации на пять лет, его уровень и характеристика выполнения;
- охват планом повышения квалификации всех категорий работников управления;
- периодичность повышения квалификации, установленная для руководителей и специалистов и степень ее выполнения;
- соответствие учебной базы ИПК, ФПК, учебных планов и программ, а также методов обучения уровню квалификации и должности соответствующих работников управления (определяется в основном по отзывам слушателей ИПК, ФПК, прошедших курс обучения);
- соответствие обучения на ИПК, ФПК целям и задачам дальнейшего развития организации производства и управления на предприятиях и в организациях, где работают слушатели.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|