ГЛАВА 11 АНАЛИЗ КАДРОВОГО СОСТАВА ДЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ
Рис. 10.2. Классификация затрат рабочего времени персонала АП
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Время регламентированных перерывов
| | | | | | | | |
затруднительна из-за отсутствия четких критериев. Для изучения затрат рабочего времени производственного и управленческого персонала применяются два основных метода непосредственных наблюдений; фотография рабочего времени (ФРД) и хронометраж. Эти методы дают возможность получить представление о фактических затратах рабочего времени при выполнении тех или иных работ. С учетом объекта наблюдения фотография имеет следующие разновидности: фотография рабочего дня (объект - работник управления); фотография использования оборудования во времени (объект - технические средства управления); фотография процесса (объект - управленческий процесс). Наиболее распространенной из перечисленных видов наблюдения является ФРД, которая представляет собой непрерывное наблюдение и измерение всех без исключения затрат рабочего времени исполнителя в течение рабочего дня.
При проведении ФРД могут быть получены разные по-своему характеру фотографии и, следовательно, использованы различные методы наблюдения: сплошные; выборочные; периодические; моментные наблюдения.
В зависимости от выбранного объекта наблюдения фотография может быть индивидуальной, групповой или маршрутной. При индивидуальной ФРД наблюдению подвергается один исполнитель, при групповой - группа работников управления, например все работники планового отдела АТП. В ходе маршрутной ФРД наблюдение ведут не на одном рабочем месте, а на ряде мест, по маршруту движения документа, проекта управленческого решения и т.п.
В зависимости от способа записи данных при проведении ФРД их подразделяют на цифровые (обычные), индексные, графические, способом фото- и киносъемки, комбинированные. Индексная ФРД предусматривает запись наблюдаемых затрат времени общепринятыми индексами. Общепринятыми индексами затрат рабочего времени: основное То, вспомогательное Тв, подготовительно-заключительное Тп+з и т.д.
При графической ФРД применяется особая форма наблюдательного листа, в которой заранее зафиксированы все виды затрат рабочего времени. В ходе наблюдения записи словами и цифрами не делаются, проводятся лишь горизонтальные линии такой длины, которая соответствует продолжительности наблюдаемых затрат времени с учетом установленного масштаба, например, 1 см - 3 мин. С помощью фото- и киносъемки осуществляется наиболее детальное изучение и измерение затрат времени и трудовых приемов работы.
В зависимости от характера системы управления, целей и задач наблюдения ФГД Может быть осуществлена тремя способами: наблюдателем визуально непосредственно на рабочем месте; наблюдателем при помощи приборов, фиксирующих затраты времени; самим исполнителем. Последний способ получил название самофотографии рабочего дня, поскольку исполнитель работы одновременно является и наблюдателем.
ФРД является сравнительно несложным способом установления фактических затрат рабочего времени. Подготовку, непосредственное наблюдение и обработку полученных материалов можно выполнить без значительных затрат средств. Проведение ФРД заключается в непосредственном наблюдении и записи всех действий исполнителя и перерывов в работе с указанием причин каждого перерыва.
Таблица 10.3. (лист 41)
Министерство автомобильного транспорта РСФСР ЦНОТ и У
| Наблюдательный лист № фотографии рабочего дня (Ф.Р.Д.)
| Предприятие ПОГАТ-3 г. Казань
Подразделение
Плановый отдел
| Исполнитель
| Работа
| Документация
| ТСУ и оргтехника
| Наблюдение
| Фамилия Спирин И.В.
Должность экономист
Квалификация –
Стаж работы 4 года
Производственная характеристика
| Наименование и содержание управленческой операции или работы разработка плана на 1985 г. По ТО и ТР
| Входящая
Исходящая\нормативная Инструкция по составлению трансфинплана
Справочная Справочник работника автомобильного транспорта
| Наименование настольная выч. машина
Тип (модель)
«Искра»-111
Техническое состояние исправна
| Дата 22.08.84
Начало 8 00
Конец 16 30
Продолжительность 7 – 45
Наблюдал Новиков Н.Н.
Проверил Зимина Л.А.
| №
п.п.
| Что наблюдалось
| Индекс
| Текущее время
| Продолжительность, мин
| Количество документов
| Материалы используемые в работе
| Замечания наблюдателя
| ч
| мин
| работы
| перерывы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Затраты времени каждого заносятся в бланк - наблюдательный лист ФРД. Форма наблюдательного листа ФРД работников управления представлена и табл. 10.3.
Затраты времени учитываются но текущему времени. Обработка ФРД состоит в определении продолжительности каждого замера, заполнения сводки одноименных затрат рабочего времени, составления баланса рабочего времени по результатам наблюдения, а также разработки основных выводов и мероприятий по итогам проведения ФРД. При обработке результатов наблюдения определяют показатели, характеризующие величину оперативного времени, уровень различных потерь рабочего времени, степень возможного уплотнения рабочего дня и др.
Так, средней процент оперативного времени
К1 = 100 Топ/Т.
где Топ, Т - средняя продолжительность соответственно оперативного времени и наблюдений по обрабатываемым ФРД, мин.
Средний процент потерь рабочего времени, зависящих от исполнителя,
К2 = 100(Тотд (факт)- Тотд (регл) + Тпи)/Т,
где Тотд (факт) - среднее фактическое время перерывов на отдых и личные надобности соответственно фактическое и установленное регламентом, мин; Тпи - средняя продолжительность потерь рабочего времени, зависящих от исполнителя, мин.
Средний процент потерь рабочего времени, не зависящих от исполнителя,
К3 = 100(Тпи + Тпо + Тпт)/Т,
где Тпи, Тпо, Тпт - средняя продолжительность потерь соответственно на непроизводительную работу, по организационным причинам, по техническим причинам, мин.
В настоящее время достаточное распространение получил метод моментных наблюдений, который представляет собой статистическую выборку из совокупности затрат рабочего времени, совершаемых одним или несколькими исполнителями. При моментных наблюдениях ФРД ведется путем большого числа коротких наблюдений, совершенно случайных но времени их осуществления и неожиданных для исполнителя.
Хронометраж представляет собой метод наблюдения и измерения определенных затрат рабочего времени на выполнение повторяющихся элементов операции. В сфере управленческого труда хронометраж применим только к тем работникам, которые составляют технический персонал управления. Хронометраж представляет собой более сложное наблюдение, требующее особых навыков у наблюдателя, знания наблюдаемой операции и владения работой с секундомером или хронометром.
Материал фотографий и самофотографий рабочего дня, хронометражей является полезным при разработке мероприятий по дальнейшему совершенствованию организации труда работников управления. В ходе систематического проведения ФРД на предприятиях и в объединениях автотранспорта установлено, что потери рабочего времени у руководителей, этих производств достигают 15-18%, а у других сотрудников - более 20 % 3. Отдельные руководители затрачивают значительную часть своего рабочего времени на общественную работу (20-23 %). У некоторых руководителей наблюдается очень низкий процент времени, связанного с выполнением основной работы (всего 40-45 %), тогда как вспомогательная работа, особенно такая, которую можно поручить другим сотрудникам, составляет более 30%.
Вместе с тем установлено, что продолжительность рабочего дня руководителей АТП и АТО составляет в среднем 9,4-9,7 ч. При этом большинство руководителей систематически работает в субботний день. Практически каждый второй директор или главный инженер предприятия более половины своего рабочего времени затрачивает на текущие дела, рядовые работники управления также заняты этими вопросами ежедневно примерно 60% времени.
Наблюдения позволили выявить и такую интересную особенность в организации труда управленческих работников. Установлено, что практически каждый директор, главный инженер, руководитель подразделения автотранспортного предприятия на протяжении одного рабочего дня очень часто переключается с одного вопроса на другой. У некоторых руководителей число переключений доходит до 36. Это означает, что почти через каждые 16 мин перед руководителем встает новая задача, а иногда и проблема, требующая принятия решения.
Составной частью вопросов организации управленческого труда является обеспечение и оснащение данной категории работников всем необходимым для нормальной и бесперебойной работы. При анализе и оценке существующей схемы размещения работников управления следует исходить из требований рациональности, экономии средств и производственной целесообразности. Все эти требования содержатся в различных нормативных документах, справочниках и т.п. Однако на практике зафиксированные в официальных документах требования и нормативы не всегда выполняются. На это имеются разные причины.
Одна из причин - это недостаток площадей и помещений для нормального размещения сотрудников. Необходимо заметить также, что в части размещения бытует неправильное представление, что наиболее целесообразно каждому сотруднику предоставить отдельную комнату (кабинет). Но оказывается, что это не только очень дорого, но и нерационально с производственной точки зрения, так как не позволяет осуществлять совместный труд нескольких исполнителей. Так, недопустимо размещение диспетчеров АТП в отдельных изолированных комнатах.
Большое значение имеет правильное размещение подразделений АТП, АТО. ТУ, ТТУ относительно друг друга. Здесь должен быть выдержан принцип кратчайших расстояний между подразделениями и службами, наиболее часто соприкасающимися по работе.
Данный раздел анализа предполагает также изучение вопросов оснащения подразделений мебелью, оргтехникой, канцелярскими и другими принадлежностями. В него входят оценка организационно-технических, санитарно-гигиенических, психофизиологических и эстетических условий труда аппарата управления.
По итогам анализа организации труда работника управления рассчитывается ряд коэффициентов (рис. 10.3).
ГЛАВА 11 АНАЛИЗ КАДРОВОГО СОСТАВА ДЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|