Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: «Симптоматология заболеваний органов дыхания, (бронхитов пневмонии, плевритов, бронхиальной астмы, дыхательной недостаточности, эмфиземы, хронического легочного сердца)».





2. Форма организации учебного процесса: клиническое практическое занятие

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

3. Значение темы:Из всех основных физических методов исследования наибольшее значение для диагностики болезней сердца имеет аускультация. На основании полученных данных можно дать полную аускультативную оценку деятельности сердца, диагностировать пороки сердца, выявить аритмию и др.

4. Цели обучения:

- общаяобучающийся должен обладать ОК и ПК: ОК-1, ОК-8, ПК-1, ПК-5; ПК-6, ПК-22;

- учебная:

знать социально-значимые проблемы, процессы и существующие методы применения медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача Методы физикального осмотра, клинического обследования больного, алгоритм лабораторных и инструментальных обследований терапевтических больных. Выявлять у больных основные патологические симптомы и синдромы заболеваний на основе медико-биологических дисциплин, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях;



уметь анализировать и делать практические выводы, оценивать социальные факторы (в т.ч. факторы риска), влияющие на состояния физического и психологическое состояние пациента. Применять морально-этические нормы врачебного поведения.

Определить статус пациента: собрать анамнез, провести физикальное обследование пациента; наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни. Проводить исследования больного терапевтического профиля на основе современных методов клинического, лабораторного, инструментального обследования больных;

владетьнавыками использования на практике оценки факторов риска, влияющих на физическое и психическое состояние пациента, навыками проведения объективного обследования больного, постановки предварительного диагноза на основании результатов клинических, лабораторных, исследований, навыками сопоставления клинических и морфологических данных выявлять патологические синдромы.



5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

Тестовые задания по теме.

001.При бронхите выслушивается дыхание:

1)везикулярное

2) бронхиальное
3) амфорическое

4) ослабленное везикулярное

5) жесткое

002.Характер мокроты при бронхиальной астме:
1) стекловидная

2) в виде «малинового желе»

3) гнойная

4) слизисто-гнойная

003.Перкуторный звук при пневмотораксе:

1)бедренный
2) коробочный

3)тимпанический
4) ясный легочный

004. При компрессионном ателектазе выслушивается дыхание:

1)ослабленное везикулярное
2) ослабленное бронхиальное

3)жесткое

4) везикулярное

005. Признак, не соответствующий крупозной пневмонии в стадии опеченения:

1)отставание одной половины грудной клетки в акте дыхания
2) мелкопузырчатые влажные хрипы

3)притупление перкуторного звука на стороне поражения
4) усиление бронхофонии

5) бронхиальное дыхание

006. Для диагностики бронхоэктазов наиболее важен инструментальный метод исследования:

1)рентгеноскопия легких
2) томография легких

3)бронхоскопия
4) бронхография
5) спирография

007.Для хронического обструктивного бронхита не характерны признаки:

1) коробочный перкуторный звук
2) удлиненный выдох

3) рассеянные сухие хрипы на выдохе
4) бронхиальное дыхание

5) экспираторная одышка

008. Голосовое дрожание усилено:

1) при уплотнении легочной ткани
2) при обтурационном ателектазе

3) при пневмотораксе

4) при эмфиземе

009. Диагноз пневмонии устанавливается на основании:

1)клинических симптомов заболевания
2) данных физикального исследования

3)результатов рентгенологического исследования
4) показателей лабораторных анализов



5) всего перечисленного

010.У больного 55 лет обнаружено отставание правой половины грудной клетки при дыхании, притупление ниже уровня 3 ребра, ослабленное дыхание и бронхофония там же, рентгенологически - смещение сердца влево. Вероятный диагноз:

1)экссудативный плеврит
2) крупозная пневмония

3)ателектаз

4) пневмоторакс

Основные понятия и положения темы

При раскрытии учебно-целевых вопросов основное внимание обращается на разбор основных методов исследования больных с патологией органов дыхания (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). Подчеркивается значение жалоб, данных анамнеза. Акцентируется внимание на систематичность проведения обследования, выявления симптомов, имеющих особую диагностическую ценность. Проводится самостоятельная работа студентов у постели больного, после чего больные докладываются в присутствии всей группы, формулируется и обосновывается диагноз, предлагается назвать дополнительные методы обследования и ожидаемые результаты. В последующем проводится написание фрагмента истории болезни. Для закрепления пройденного материала решаются ситуационные задачи и проводится интерпретация результатов дополнительных методов исследования (анализы мокроты, анализы крови, рентгенограммы).

Основные клинические синдромы заболеваний органов дыхания:

- с. бронхиальной обструкции (бронхоспазма)

- с. воспалительного уплотнения легочной ткани

- с. уплотнения легочной ткани (долевого, очагового)

- с. воздушной полости в легком

- с. повышенной воздушности легочной ткани (эмфиземы легких)

- с. ателектаза (обтурационного и компрессионного)

- с. скопления воздуха в плевральной полости (пневмоторакс)

- с. утолщения плевральных листков (шварты) и заращения плевральной полости (фиброторакс)

- с. недостаточности функции внешнего дыхания (острой и хронической). Рестриктивная и обструктивная дыхательная недостаточность

 

Синдром бронхоспазма.

Это комплекс клинических признаков спазмирования бронхов, возникающих в виде приступов удушья у больных ХОБЛ, прежде всего у больных бронхиальной астмой.

Основные жалобы.

Приступ удушья с затрудненным выдохом, в разгар приступа появляется кашель с трудно отделяемой вязкой мокротой.

Физикальные данные.

Осмотр.

Положение вынужденное – ортопное. Дыхание шумное, слышны дистанционные хрипы. Выдох резко удлинен. Набухшие шейные вены.

Форма грудной клетки – бочкообразная. Расширены межреберные промежутки.

Уменьшение экскурсии грудной клетки.

Голосовое дрожание.

Ослаблено.

Перкуссия.

Коробочный перкуторный звук.

При топографической перкуссии верхние границы приподняты, нижние границы легких опущены, ограничение экскурсии при дыхании.

Аускультация.

Дыхание везикулярное ослаблено (эмфизема) с резко удлиненным выдохом.

Сухие свистящие хрипы.

Бронхофония.

Ослаблена.

 

Синдром воспалительного уплотнения легочной ткани

 

Уплотнение легочной ткани может возникнуть не только в результате воспалительного процесса, когда альвеолы заполняются экссудатом и фибрином (пневмония). Уплотнение может произойти в результате инфаркта легкого, когда альвеолы заполняются кровью, при отеке легких – в альвеолах накапливается транссудат. Однако чаще уплотнение легочной ткани развивается чаще в результате воспаления. Воспалительное уплотнение может охватить целую долю легкого (крупозная пневмония) или дольку (очаговая пневмония).

Основные жалобы:

Кашель, одышка, боли в грудной клетке при вовлечении в процесс плевры.

Физикальные данные.

Осмотр.

Отставание в акте дыхания половины грудной клетки со стороны поражения.

Голосовое дрожание.

Над зоной уплотнения - усилено.

Перкуссия.

При очаговой пневмонии – притуплено-тимпанический перкуторный звук.

При крупозной пневмонии:

В начальной и конечной стадиях – притуплено-тимпанический

В стадию разгара болезни - тупой перкуторный звук.

Аускультация.

При очаговой пневмонии дыхание смешанное (бронховезикулярное)

При крупозной пневмонии:

В начальной и конечной стадиях - везикулярное ослабленное.

В стадию разгара болезни - дыхание бронхиальное.

Побочные дыхательные шумы:

При очаговой пневмонии сухие и влажные незвучные хрипы

При крупозной пневмонии:

В начальной стадии – crepitatio indux

В конечной стадиях – crepitatio redux

В стадию разгара болезни – шум трения плевры

Бронхофония.

усилена.

При очаговой пневмонии, когда очаг воспаления залегает глубоко, меньше 1-2 см в диаметре, физикальных данных пневмонии выявить не удается. Если очаг воспаления большой или находится в непосредственной близости от висцеральной плевры, то физикальные данные как и при крупозной пневмонии.

 

Синдром полости в легком

Образовавшуюся в легком полость можно выявить, если она не менее 4 см в диаметре, сообщается с бронхом, располагается близко к грудной клетке и значительная часть ее объема содержит воздух.

Вероятные причины.

Абсцесс, туберкулезная каверна, распад опухоли легкого.

Основные жалобы.

Кашель с большим количеством зловонной мокроты желто-зеленого цвета и неприятным знилостным запахом.

Физикальные данные.

Осмотр.

Отставание в акте дыхания половины грудной клетки со стороны поражения.

Голосовое дрожание.

Усилено.

Перкуссия.

Укорочение или тимпанический перкуторный звук, что зависит от размеров полости и содержания в ней воздуха.

Аускультация.

Дыхание бронхиальное, (амфорическое).

Звучные средне – и крупнопузырчатые хрипы.

Бронхофония.

Усилена.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.