Сделай Сам Свою Работу на 5

Схема ориентировочной основы действий





При препарировании и формировании полостей 1 класса

Последовательность действия Средства действия Критерий самоконтроля
1.Раскрытие полости зуба Бормашины электрическая или турбинная, алмазные головки. При раскрытии турбинной бормашиной алмазный или твердосплавный бор любой формы. Стоматологические угловые и прямые наконечники. При зондировании нет нависающих краев эмали. Эмаль на всем протяжении вокруг полости имеет подлежащий дентин.
2.Расширение кариозной полости Бормашины электрические или турбинные. Стоматологические угловые или прямые наконечники, алмазные головки. Иссечение патологически измененных тканей эмали, фиссур.
3.Удаление размягченного дентина (некротомия) Бормашины электрические. Стоматологические угловые или прямые наконечники, острые стальные или твердосплавные шаровидные боры. При смачивании полости 0,1 % раствором фуксина не удаленный кариозный дентин окрашивается в розовый цвет.
4.Формирование полости 1 класса на жевательной поверхности моляров и премоляров. Бормашины электрические или турбинные, наконечники угловые или прямые. Боры стальные, алмазные, твердосплавные - фиссурные, обратноконусные. В молярах нижней челюсти при поверхностном и среднем кариесе дно формируют с помощью обратноконусного бора ровным, при глубоком кариесе во избежание вскрытия пульпы дно формируют ступенчатым и выравнивают его при помощи кальмецина или цинк-эвгенольной пасты. Боковые стенки формируют под прямым углом по отношению к дну. Углы должны быть закруглены, все фиссуры иссечены. В первом моляре верхней челюсти, где на жевательной поверхности хорошо развит эмалевый валик, если он не поражен кариесом, формируют 2 полости. Конфигурация полостей может быть различная в зависимости от степени поражения кариесом твердых тканей зуба. Во втором и третьем молярах верхней челюсти фиссуры не имеют перерыва, поэтому они должны быть полностью иссечены, после формирования полость имеет зигзагообразную форму.В премолярах верхней и во 2-ом премоляре нижней челюсти фиссуры перерыва не имеют, при формировании они должны быть иссечены, полость формируют по типу ласточкина хвоста. В первом моляре нижней челюсти хорошо развита жевательная поверхность. При не повреждении ее кариесом разрушать ее не надо, при наличии 2-х полостей формируют две полости
5.Финирование краем эмали Алмазные головки Край эмали сглаживают под углом 45 º

Итоговый контроль





Вопросы по теме занятия:

  1. Классификации кариеса.
  2. Общие принципы препарирования кариозных полостей по Блеку.
  3. Элементы кариозной полости.
  4. Этапы препарирования кариозной полости.

Варианты формирования кариозных полостей 1 класса

Тесты к занятию №7.

1.Укажите соответствие в соответствии классификации Блека.

1) в пришеечной области; 2) на контактной поверхности моляров и премоляров; 3) на контактной поверхности резцов и клыков с разрушением режущего края; 4) на контактной поверхности резцов и клыков без разрушения режущего края. а) I кл.; б) II кл.; в) III кл.; г) IV кл.; д) V кл.

2.Принцип биологической целесообразности заключается

а) в профилактическом препарировании твердых тканей зуба до иммунных зон;

б) в максимальном сохранении видимо здоровых тканей.

3. Твердые ткани зуба:   1)эмаль; 2)дентин. Используемые боры: а) твердосплавные; б) стальные; в) алмазные; г) карборундовые головки.

4. Дном горизонтальной полости считают

а) вертикальную стенку;

б) горизонтальную стенку;

в) стенку, обращенную к пульпе.

5. Кариозная полость, расположенная на вестибулярной поверхности 26 зуба в слепой ямке, относится к

а) V кл.;

б) IV кл.;

в) III кл.;

г) II кл.;

д) I кл.

6. Некрэктомия проводится

а) шаровидным бором малых размеров;



б) шаровидным бором больших размеров;

в) экскаватором;

г) фиссурным бором больших размеров;

д) гладилкой.

7. На этапе финирования эмаль скашивается под углом

а) 90º;

б) 35º;

в) 45º;

г) 60º.

8. Формирование кариозной полости осуществляется борами

а) шаровидным;

б) фиссурным;

в) колесовидным;

г) обратноконусным;

д) конусным;

е) пламевидным.

 

9. Укажите в правильной последовательности этапы препарирования кариозной полости

а) расширение

б) формирование

в) финирование (сглаживание) краев

г) некрэктомия

д) раскрытие.

10. Основными принципами препарирования являются

а) профилактическое иссечение твердых тканей зуба до иммунных зон

б) профилактическое иссечение и принцип биологической целесообразности

в) принцип биологической целесообразности, безболезненность.

 

Решение ситуационных задач по теме занятия:

 

  1. Врач при препарировании кариозной полости средней глубины на жевательной поверхности 27 сформировал дно вогнутой формы, а при препарировании глубокого кариеса – на жевательной поверхности 37 дно сформировал валикообразным. Оцените действия врача.
  2. На щечной поверхности нижнего второго моляра выше экватора коронки зуба имеется кариозная полость с достаточно толстым слоем поврежденной жевательной поверхности. Выберите вариант препарирования
  3. На жевательной поверхности нижнего правого моляра в области фиссур имеются две неглубокие кариозные полости, разделенные большим слоем неповрежденных твердых тканей. Выберите вариант препарирования, обоснуйте его.
  4. На жевательной поверхности верхнего первого моляра находится препарированная кариозная полость: в полости незначительно нависающие края эмали, стенки и дно под углом 90º, стенки имеют слегка шероховатую поверхность, дно плоское. Укажите ошибки, допущенные на этапах препарирования.
  5. При формировании кариозной полости с использованием обратноконусного бора одна стенка кариозной полости препарирована под углом 110 о к дну полости. Укажите ошибку в действии врача.

 

6. Минимум мануальных навыков:

1. Отпрепарировать кариозные полости I класса на премолярах и

молярах.

2. Отпрепарировать кариозную полость 1 класса в слепой ямке резца.

 

7. Задание на дом:

Этапы препарирования кариозных полостей II и III классов.

8. Рекомендуемая литература, методические пособия:

1. Лекционный материал.

2. Методическое пособие «Лечение и профилактика кариеса зубов»

3. Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2005.

4. Дмитриева Л.А. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2003.

5. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов. М. 1998 г.

6. Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. “ Фантомный курс по терапевтической стоматологии” М. 1996.

7. Скорикова Л.А. и др. Пропедевтика стоматологических заболеваний. Ростов н/д., 2002.

8. Цепов Л.И., Николаев А.И. Практическая терапевтическая стоматология. М., 2005.

 

Практическое занятие № 8.

 

1. Тема:

Этапы препарирования кариозных полостей II, III класса.

 

2. Цель занятия:

Научиться препарировать кариозные полости II, III класса.

 

3. Контроль исходного уровня знаний:

Вопросы, изученные ранее, необходимые для усвоения данной темы:

1.Анатомия зуба.

2.Гистологическое строение тканей зуба.

3.Методики препарирования кариеса зубов.

 

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1.Какие клетки участвуют в формировании эмали?

2.Назовите методики препарирования кариеса зубов.

3.Назовите классификацию кариеса зубов по глубине поражения.

4.Назовите классификацию кариеса зубов по Блэку.

 

Самостоятельная работа.

Схема ориентировочной основы действия для препарирования кариозных полостей II класса:

Компоненты действия Средства действия Критерий самоконтроля
1. Нахождение ка- риозной полости зонд, зеркало Изменение цвета эмали, шероховатость, проваливание зонда в ткани зуба.  
2. Раскрытие кариоз-ной полости алмазные головки Хороший обзор дна и стенок полости с помощью зонда и зеркала.  
3.Расширение кариозной полости алмазные головки Иссечение патологически измененных тканей эмали, фиссур.
3. Некротомия (иссечение патологически измененных тканей дентина) фиссурные, шаровидные боры При высушивании воздухом - ровная гладкая поверхность. При окрашивании метиленовым синим - нет окрашивания
4. Формирование вариантов кариозных полостей фиссурные, обратно конусные боры См. показания - ЛДС
5. Формирование элементов кариоз- ной полости:    
- боковые стенки фиссурные, обратно конусные боры При зондировании ровная, гладкая поверхность Боковые стенки параллельны друг другу и перпендикулярны дну
- придесневая стенка фиссурные, обратно конусные боры Параллельна десневому краю или имеет наклон к полости зуба
- дно кариозной полости шаровидные боры, обратноконусные фиссурные боры Ровное, гладкое в полостях средней глубины. Вогнутое в глубоких полостях.
5.4 дополнительная площадка фиссурные, обратно конусные боры Ширина площадки равна ширине основной полости Длина площадки равна 1/3-1/4 длины жевательной поверхности Глубина – на 1-2 мм ниже дентинно-эмалевого соединения
5.5 Отделка краев кариозной полости финиры, полиры Края эмали гладкие опираются на подлежащий дентин, Края эмали под углом 45% к дентину.

Схема ориентировочной основы действия при препарировании кариозных полостей 3 класса.

Компоненты действия Средства действия Критерии самоконтроля
1.Препарирование типичной полости в форме треугольника 1.Раскрытие кариозной полости. В кариозную полость вводят фиссурную головку и боковой частью удаляют нависающую эмаль. Алмазные фиссурные головки. Нависающая эмаль удалена, Имеется хороший обзор дна и стенок с помощью зеркала и зонда.    
2.Некрэктомия-удаляют распавшийся и некротический дентин Шаровидные боры. Дентин плотный, гладкий, зонд не внедряется в дентин, скользит, характерный скрип здоровой ткани,
3.Формирование полости треугольной формы.   Боры - шаровидные, фиссурные, конусовидные. Создана полость треугольной формы с основанием у десневого и вершиной у режущего края Дно плоское, стенки отвесные под прямым углом к дну.
4.Отделка краев полости. Снимаются неровности и шероховатости эмали под углом 45 градусов. Финиры, полиры. Края эмали гладкие, опираются на подлежащий дентин.
2. Препарирование основной полости на контактной поверхности и дополнительной площадки на язычной поверхности. 1.Раскрытие кариозной полости. Кариозную полость выводят на язычную поверхность, т.е фиссурной головкой удаляют язычную стенку. Фиссурные алмазные головки. Язычная стенка отсутствует.
2.Некрэктомия. Шаровидные боры. Плотный дентин.
3.Формирование основной полости на контактной поверхности. Фиссурные, конусовидные алмазные головки. Создана полость треугольной формы без язычной стенки. Дно плотное, стенки отвесные, переходят в дно под прямым углом.
4.Создание дополнительной площадки с язычной поверхности. Фиссурные, конусовидные алмазные головки. Дополнительная площадка должна занимать не менее трети язычной поверхности коронки зуба, Ее стенка у режущего края должна отступать от него не менее чем на 2.5-3 мм.
3.Препарирование полости на контактной поверхности с созданием дополнительной площадки из фосфат- цемента. 1.Раскрытие кариозной полости. 2.Некрэктомия. 3.Формирование полости на контактной поверхности. 4. Создание дополнительной площадки из фосфат- цемента. Фосфат- цемент, гладилка, штопфер-гладилка. Дополнительная площадка создается из фосфат- цемента, в ней борами делаются углубления для лучшей фиксации постоянной пломбы.

Итоговый контроль

Вопросы по теме занятия:

  1. Классификации кариеса.
  2. Общие принципы препарирования кариозных полостей по Блеку.
  3. Элементы кариозной полости.
  4. Этапы препарирования кариозной полости.

Варианты формирования кариозных полостей III и II класса.

 

Тесты к занятию №8.

1.Укажите соответствие в соответствии классификации Блека.

1) в пришеечной области; 2) на контактной поверхности моляров и премоляров; 3) на контактной поверхности резцов и клыков с разрушением режущего края; 4) на контактной поверхности резцов и клыков без разрушения режущего края. а) I кл.; б) II кл.; в) III кл.; г) IV кл.; д) V кл.

2.Принцип биологической целесообразности заключается

а) в профилактическом препарировании твердых тканей зуба до иммунных зон;

б) в максимальном сохранении видимо здоровых тканей.

3. Твердые ткани зуба:   1) эмаль; 2) дентин. Используемые боры: а) твердосплавные; б) стальные; в) алмазные; г) карборундовые головки.

4. Дном горизонтальной полости считают

а) вертикальную стенку;

б) горизонтальную стенку;

в) стенку, обращенную к пульпе.

5. Кариозная полость, расположенная на контактной поверхности 26 зуба , относится к

а) V кл.;

б) IV кл.;

в) III кл.;

г) II кл.;

д) I кл.

6. Некрэктомия проводится

а) шаровидным бором малых размеров;

б) шаровидным бором больших размеров;

в) экскаватором;

г) фиссурным бором больших размеров;

д) гладилкой.

7. На этапе финирования эмаль скашивается под углом

а) 90º;

б) 35º;

в) 45º;

г) 60º.

8. Формирование кариозной полости осуществляется борами

а) шаровидным;

б) фиссурным;

в) колесовидным;

г) обратноконусным;

д) конусным;

е) пламевидным.

 

9. Укажите в правильной последовательности этапы препарирования кариозной полости

а) расширение

б) формирование

в) фиксирование (сглаживание) краев

г) некрэктомия

д) раскрытие.

10. Основными принципами препарирования являются

а) профилактическое иссечение твердых тканей зуба до иммунных зон

б) профилактическое иссечение и принцип биологической целесообразности

в) принцип биологической целесообразности, безболезненность.

 

Решение ситуационных задач по теме занятия:

 

1..На контактной поверхности нижнего второго моляра выше экватора коронки зуба имеется кариозная полость с достаточно толстым слоем поврежденной поверхности. Выберите вариант препарирования

 

2.На контактной поверхности 12 ниже экватора зуба имеется неглубокая кариозная полость. Выберите вариант препарирования, обоснуйте его.

 

3.На контактной поверхности верхнего первого резца находится отпрепарированная кариозная полость: в полости нет нависающих краев эмали, стенки и дно под углом 90º, стенки и дно гладкие. Укажите ошибки, допущенные на этапах препарирования.

 

4.При формировании кариозной полости с использованием обратноконусного бора одна стенка кариозной полости препарирована под углом 110 о к дну полости. Укажите ошибку в действии врача.

 

6. Минимум мануальных навыков:

1. Отпрепарировать кариозные полости II класса на премолярах и

молярах.

2. Отпрепарировать кариозную полость III класса у резца.

 

7. Задание на дом:

Этапы препарирования кариозных полостей IV и V классов.

8. Рекомендуемая литература, методические пособия:

1. Лекционный материал.

2. Методическое пособие «Лечение и профилактика кариеса зубов»

3. Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2005.

4. Дмитриева Л.А. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2003.

5. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов. М. 1998 г.

6. Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. “ Фантомный курс по терапевтической стоматологии” М. 1996.

7. Скорикова Л.А. и др. Пропедевтика стоматологических заболеваний. Ростов н/д., 2002.

8. Цепов Л.И., Николаев А.И. Практическая терапевтическая стоматология. М., 2005.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.