Логико-дидактическая схема «Стерилизация стоматологического инструментария».
Этап стерилизации
| Характеристика
| Дезинфекция
| Удаление или уничтожение живых возбудителей инфекционных болезней в (на) абиотических объектах
окружающей среды. Проводится на месте использования изделий (в отделениях или кабинетах) с применением физических (кипячение в дистиллированной воде 30 мин)и химических агентов(замачивание в дезинфицирующих растворах).
| Предстерилизационная обработка
| Предназначена для удаления с изделий белковых, механических и лекарственных загрязнений с целью усиления эффекта последующей. Очистке подвергается инструментарий после использования и предварительной дезинфекции. Ее осуществляют ручным или механизированным способом в моющих растворах. Процесс очистки включает в себя:
- ополаскивание проточной водой по 30 с на предмет;
- замачивание в моющем растворе при полном погружении изделия в течении 15 мин,
- мойка каждого изделия в моющем растворе щеткой по 30 с каждый предмет
- ополаскивание в проточной воде 3-5 мин
- ополаскивание в дистиллированной воде 30 с
- сушка горячим воздухом при 85 градусах до полного исчезновения влаги.
| Контроль качества предстерилизационной очистки
| Определяют путем постановки химических реакций на наличие крови и белковых загрязнений (азопирамовая и амидопириновая проба), остаточных количеств щелочи моющих средств (фенол-фталеиновая проба), жира (проба с Суданом III). Контролю качества очистки подлежит 1% изделий каждого наименования, обработанных в смену.
| Стерилизация
| Стерилизацию проводят паровым, воздушным и химическими методами. Выбор метода зависит от характеристик изделий, подвергающихся стерилизации.
Паровой метод: действующий агент – водяной пар под избыточным давлением. Стерилизация осуществляется в паровых стерилизаторах. Рекомендуется для изделий из коррозиестойкого металла, стекла, изделий из резины, латекса и отдельных полимерных материалов. Все изделия , простерилизованные в стерилизационных коробках без фильтров, в двойной мягкой упаковке из бязи или в пергаментной бумаге и прочих разрешенных материалах, считаются стерильными в течение 72 час. В случаях стерилизации в коробках с фильтрами этот срок увеличивается до 20 сут.
Воздушный метод: действующий агент – сухой горячий воздух. Используются воздушные стерилизаторы.Стерилизация осуществляется в одном из 2-х режимов: 180 градусов – 60 мин,
160градусов - 150 мин. Метод рекомендуется для изделий из металла, стекла, силиконовой резины. Изделия, простерилизованные в разрешенном упаковочном материале, могут храниться в течение 20 суток. Если стерилизация данным методом проводилась без упаковки, то стерильный материал должен быть использован сразу после стерилизации.
Химический метод: используются растворы химических веществ и специальные газы. Н: перекись водорода (6% р-р) применяется для стерилизации предметов из полимерных материалов, резин, стекла, коррозиестойких металлов. Изделие погружается в раствор на 360 минут.
| Контроль качества стерилизации
| Осуществляется физическими (измерение температуры, давления, времени стерилизации), химическими ( с помощью химических термических индикаторов )и бактериологическими (с помощью биотестов, представляющих споры бактериальных культур ) методами.
|
Итоговый контроль
Вопросы по теме занятия
1. Перечислить инструменты для обследования полости рта.
2. Перчислить инструменты для пломбирования .
3. Дать определение асептике и антисептике.
4. Назвать этапы стерилизации
5. Охарактеризовать этап предстерилизационная очистка.
Тесты к занятию №2.
1.Методом стерилизации стоматологических наконечников является
а) кипячение в масле
б) стерилизация в сухожаровом шкафу
в) химический метод
г) облучение ультрафиолетовыми лучами
д) специальное автоклавирование
2.Инструментами для обследование полости рта являются
а) зонд
б) гладилка со штопфером
в) экскаватор
г) зеркало
д) пинцет
е) шпатель
3.Инструментами для приготовления пломбировочного материала являются
а) зонд
б) шпатель
в) гладилка со штопфером
г) зеркало
д) пинцет
е) плато
4.Инструментами для пломбирования являются
а) зеркало
б) пинцет
в) плато
г) шпатель
д) гладилка со штопфером
е) экскаватор
5.Инструментами для удаления зубных отложений являются
а) пинцет
б) зеркало
в) гладилка со штопфером
г) экскаватор
д) кюретки
6.Установите соответствие:
Контроль качества предстерилизационной очистки стоматологического инструментария проводят:
1) на наличие крови
2) на определение остаточных количеств щелочных компонентов моющего средства
а) азопирамовой пробой
б) фенолфталеиновой пробой
в) амидопириновой пробой
7.Установите правильную последовательность
а) предстерилизационная очистка
б) стерилизация
в) дезинфекция
г) контроль качества предстерилизационной очистки
д) контроль качества стререлизации
8.Стерилизацию проводят
а) химическим методом
б) воздушным методом
в) термическим методом
г) паровым методом
д) сухожаровым методом
9.Методом стерилизации стоматологических зеркал является
а) стерилизация в сухожаровом шкафу
б) химический метод
в) облучение ультрафиолетовыми лучами
г) автоклавирование
10.Дезинфекция включает
а) обеззараживание физическими методами
б) химическая дезинфекция
в) обеззараживание термическими методами
Решение ситуационных задач по теме занятия:
1. Врачи-стоматологи в поликлинике начинают прием больных в 8 часов. Стоматологический инструментарий был заложен в сухожаровой шкаф в 7.30. Достаточная ли стерилизация была проведена?
2. Больному с жалобами на боли в зубе от температурных раздражителей необходимо провести обследование полости рта. Какие инструменты вы для этого возьмете?
3. Больному после лечения хронического пульпита необходимо провести пломбирование. Какие инструменты вы для этого возьмете?
4.В стоматологическом кабинете медсестра обнаружила, что сухожаровый шкаф не нагревается выше 120 °С. Возможно ли осуществление стерилизации в таком режиме?
5.В стоматологической поликлинике для дезинфекции стоматологического инструментария медсестра использовала 96% спирт. Верны ли действия медсестры?
6.Для лечения кариеса врач-стоматолог использовал лоток, в котором находились следующие инструменты: экскаватор, зеркало, пинцет, штопфер-гладилка. Каких инструментов не хватает в лотке?
6.Минимум мануальных навыков:
Уметь правильно выбрать инструменты:
1) для осмотра полости рта
2) для препарирования
3) для пломбирования
4) для снятия зубных отложений
7. Задание на дом:
1. Анатомия зубов верхней и нижней челюсти.
8. Рекомендуемая литература, методические пособия:
1. Лекционный материал.
2. Методическое пособие «Лечение и профилактика кариеса зубов»
3. Методическое пособие по заполнению медицинской карты стоматологического больного.
4. Боровский Е.В., Барышева Ю.Д., Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология. М., 1988, с.69-105.
5. Боровский Е.В., Барер Г.М. Руководство к практическим занятиям по терапевтической стоматологии. М., 1975, с.18-26.
6. Чемикосова Т.С. и др. СПИД и тактика стоматолога.// Клиническая стоматология. – 1997 - №3 - C. 29
7. Дмитриенко С.В., Краюшкин А.И., Сапин М.Р. Анатомия зубов человека -2000.
8. Гемонов В.В., Лавров Э.Н., Фалин Л.И. Развитие и строение органов ротовой полости и зубов – 2002.
9. Скорикова Л.А., Волков В.А., Баженова Н.П., Лапина Н.В., Еричев И.В. Пропедевтика стоматологических заболеваний. – Ростов н/Д.: Феникс. 2002. – 640 с.
10. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология: Учебн. пособ. – 3-е изд. – М.:МЕДпресс-информ,2004. – 548 с
11. Пожарицкая М.М., Симакова Т.Г. Пропедевтическая стоматология. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2004. – 304 с.: ил. (Учеб. лит. Для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов)
12. Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. Фантомный курс терапевтической стоматологии. – М.: Медицина, 1996.
Практическое занятие №3.
1. Тема:
Анатомия зубов верхней и нижней челюстей.
2. Цель занятия:
1. Изучить особенности анатомического строения отдельных групп зубов .
3. Контроль исходного уровня знаний:
Вопросы, изученные ранее, необходимые для усвоения данной темы
1. Анатомия полости рта.
2. Анатомия зубов.
Вопросы для проверки исходного уровня знаний:
1. Назовите сроки закладки постоянных зубов
2. Назовите сроки закладки молочных зубов
3. Клиническая анатомия постоянных зубов.
Самостоятельная работа.
Зубы - это органы полости рта, расположенные в альвеолярных частях верхних и нижних челюстей, и выполняют жевательную, фонетическую, эстетическую функции .Закладка зубов происходит в эмбриональном периоде на 6-ой неделе (молочных), и 8-ом месяце (постоянных) внутриутробной жизни.
Молочный прикус начинает формироваться от момента прорезывания первого зуба (это нижний центральный резец) в 6-8 месяцев, заканчивает формирование закрытием верхушки вторых моляров к 3-м годам. В молочном прикусе 20 зубов (по 10 на каждой челюсти).
В возрасте от 6 до 13 лет у детей молочные зубы начинают заменяться постоянными . Это - так называемый смешанный прикус.
Постоянный прикус формируется к 15 годам. Насчитывает от 28 до 32 зубов.
Формула прикуса записывается следующим образом:
87654321I12345678
87654321I12345678
Каждый зуб имеет коронку (клиническую, анатомическую), шейку (место перехода коронки в корень), корни от 1 до 5.Внутри зуб полый. Полость зуба подразделяется на коронковую камеру и корневые каналы.
Каждая половина челюсти имеет 7-8 зубов. Для определения принадлежности зуба к определенной половине челюсти выделяют 3 признака: признак кривизны , признак угла коронки, признак корня.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|