Сделай Сам Свою Работу на 5

Логико-дидактическая структура «Стоматологические наконечники».





Вид наконечника Характеристика
Турбинный наконечник Инструмент, использующий для приведения во вращение режущего инструмента поток сжатого воздуха, который вращает ротор в головке наконечника. Ротор, в свою очередь, вращает вставленный в наконечник инструмент, который удерживается цанговым устройством, приводимым в действие либо нажатием кнопки, либо специальным ключом. Своим названием обязан турбине, расположенной в корпусе наконечника. Турбина — наиболее уязвимая часть наконечника. Поэтому для повышения срока службы большинство турбинных наконечников требует своевременной регулярной смазки (как минимум 2 раза ежедневно — в середине и в конце рабочей смены), особенно если они работают на шарикоподшипниковом роторе, а после приема каждого больного — дезинфекции. Без надлежащего ухода и смазки такой ротор может выйти из строя. Наконечники следует хранить в строгом соответствии с требованиями инструкции производителя. При нестерильном хранении и смазке жидким маслом, как правило, рекомендуется хранение на специальных подставках в вертикальном положении головкой вверх или вниз. Стерильное хранение осуществляется в пакетах для стерилизации наконечников. Такие наконечники могут придавать режущему инструменту высокую скорость вращения: от 300 000 (шарикоподшипниковый ротор) до 500 000 (воздушный ротор) об/мин. Для препарирования кариозной полости при лечении кариеса чаще всего используется скорость вращения бора от 150 000 до 200 000 об/мин. В турбинных наконечниках предусмотрена система воздушно-водяного охлаждения инструмента, а в некоторых из них — система автономного освещения операционного поля.
Угловой наконечник Называемый также малоскоростным или микромотором, приводятся в движение электромотором либо пневмомотором. Внешне эти наконечники похожи на высокоскоростные турбинные (только несколько крупнее). Угловые наконечники также имеют систему воздушно-водяного охлаждения препарируемой поверхности. Бор в наконечнике фиксируется поворотной защелкой. Угловой наконечник применяется для препарирования вестибулярной, язычной и контактных поверхностей зубов с помощью фасонных головок, для подготовки в зубах с помощью алмазных головок и твердосплавных боров полостей для вкладок, пазов для полукоронок, парапульпарных каналов для штифтов, для раскрытия корневых каналов в зубах нижней челюсти, финирования краев эмали при препарировании кариозной полости. Получая воздух из того же источника, что и турбинный наконечник, роторная группа воздушного микромотора развивает скорость от 5000 до 25 000 об/мин. Мощность микромотора превышает турбину в 1,5 раза и составляет 20 ватт. Регулирование скорости микромотора проводится путем изменения объема подаваемого воздуха.
Прямой наконечник Приводится в движение электромотором или пневмомотором, имеет те же скоростные показатели, что и угловой, но за счет конструктивных особенностей позволяет оказывать на режущий инструмент большие усилия. Бор в наконечнике крепится при помощи цангового зажима. Прямой наконечник применяется для подгонки протезов и их полуфабрикатов, препарирования зубов абразивным камнем, фасонной карборундовой головкой, сепарационными дисками, для раскрытия корневых каналов на верхних передних зубах с помощью различных боров.  
Наконечники для специальных манипуляций Выделяют наконечники эндодонтические, хирургические, для снятия зубных отложений.  

 





Инструменты для препарирования твердых тканей зубов.

 

Для препарирования твердых тканей зуба, обработки пломб используют режущие (боры) и абразивные инструменты. В зависимости от формы и размеров стержня (хвостовика) они бывают предназначены для углового, прямого или турбинного наконечника.



Для прямого наконечника бор имеет длину 44 мм, диаметр стержня – 2,35 мм.

Боры для углового наконечника на хвостовике имеют фальц и циркулярную нарезку, длина может быть 17, 22 и 27 мм, диаметр стержня - 2, 35 мм.

Боры для турбинного наконечника имеют длину 20мм, диаметр стержня – 1,6 мм.

 

Классификация боров по материалу изготовления.

 

Название Характеристика
Стальные Применяются для препарирования дентина только при небольших скоростях вращения. При высоких скоростях и при препарировании эмали на режущих гранях бора создаются очень высокие температуры, приводящие к их оплавлению и полной потери эффективности.
Твердосплавные Изготавливают из карбида вольфрама, имеют 6-8 лопастей с острыми рабочими гранями. Головка припаяна к стержня из нержавеющей стали. Пайка – слабое место твердосплавных боров, поэтому при работе с ними следует избегать рычагообразных движений. Эти боры обладают высокой режущей способностью, могут выдерживать большие тепловые перегрузки, эффективно обрабатывать эмаль, дентин, амальгаму, композиты. Режущая эффективность твердосплавных боров больше чем алмазных, однако, они менее долговечны.
Алмазные Рабочая часть алмазного бора – головка - делается из стальной заготовки, покрытой связующим слоем, на который наносятся алмазные зерна. Этот процесс называется гальванопокрытием или электролитическим осаждением. В качестве связующего слоя обычно используется никель. Алмазные боры изготавливаются различной степени зернистости (размера частиц алмазной крошки) с учетом конкретной стоматологической задачи: препарирование или чистовой обработки тканей зуба или полировки пломбировочных материалов. Срок годности алмазного бора короток: после 4-5 операций его абразивная способность снижается в среднем на 50%. Применяются для обработки эмали, дентина, амальгамы, композитов.
Синтетические абразивы (карборундовые боры) Рабочая часть этих боров покрыта природным материалом – карборундом. Используются для полировки пломбировочных материалов.
Эластичные материалы (силиконовые головки) Используются стоматологами при работе с угловыми наконечниками для окончательной обработки и шлифовки пломбы.

 

Классификация боров по применению.

Форма рабочей части Назначение боров
Шаровидный Снятие боковых стенок кариозной полости при некрэктомии, формирование полукруглых ретенционных пунктов на дне и стенках полости, расширение устьев корневых каналов, вскрытие полости зуба.  
Цилиндрический (фиссурный) Раскрытие и расширение полости, иссечение фиссур, формирование отвесных стенок, прямых углов, плоского дна.  
Конусовидный Раскрытие и расширение полости, формирование стенок полости..  
Обратноконусовидный Формирование плоского дна полости, создание подрезок, острых углов, придание полости ретенционной формы.  
Колесовидный Для создания ретенционных пунктов, раскрытие окклюзионных поверхностей и удаление нависающих краев в резцах.  

Способы и средства изоляции от слюны.

1. Коффердам;

2. Рабердам;

3. Слюноотсос;

4. Ватные валики;

5. Dry tips.

Итоговый контроль

Вопросы по теме занятия:

1) Перечислить санитарно-гигиенические нормы по организации и оснащению стоматологического кабинета.

2) Назвать из чего состоит гидроблок стоматологической установки.

3) Дать характеристику основным видам приводов.

4) Виды наконечников и их применение.

5) Классификации абразивных и режущих инструментов.

6) Понятие эргономики.

7) Охарактеризовать основные средства изоляции от слюны.

 

Тесты к занятию №1.

1.Наименьшая площадь стоматологического кабинета в расчете на одно кресло должна составлять (кв.м.)

а) 7

б) 10

в) 14

г) 21

д) 35

2.Коэффициент отражения света с поверхности стен в стоматологическом кабинете не должен быть ниже

а) 10%

б) 20%

в) 30%

г) 40%

д) 50%

3.Скорость углового наконечника составляет

а) 300 тыс. об. в мин.

б) 100-400 тыс. об. в мин.

в) 2-60 тыс. об. в мин.

г) 5-40 тыс. об. в мин.

д) 60-100 тыс.об. в мин.

4.Стоматологическая установка включает

а) блок инструментов

б) автоклав

в) стоматологическое кресло

г) компрессор

д) глассперленовый стерилизатор

е) осветительный блок

5.Шаровидный бор применяют для

а) формирования ретенционных пунктов

б) формирования плоского дна

в) расширения устья корневых каналов

г) вскрытия полости зуба

д) иссечения фиссур

6.По материалу боры классифицируют

а) стальные

б) титановые

в) твердосплавные

г) алмазные

д) карборундовые

е) оптико-волоконные.

7.В набор для коффердама входит

а) слюноотсос

б) дырокол

в) силиконовый платок

г) зажимы

д) щипцы

е) матрицы

8.Окна в стоматологическом кабинете должны выходить на сторону

а) южную

б) северную

в) юго-восточную

г) северо-восточную

д) юго-западную

е) северо-западную

9.Типы приводов

а) механический рукав

б) жесткий рукав

в) воздушный рукав

г) рукав с электрическим микромотором

10.Эргономика – это

а) наука, изучающая функциональное состояние возможностей человека в трудовых процессах с целью создания для него оптимальных условий труда

б) наука, обеспечивающая максимальные удобства для работы врача и правильную организацию рабочего места

в) наука, снижающая физиологические нагрузки на врача путем правильной организации рабочего места

 

Решение ситуационных задач по теме занятия:

1) В стоматологической поликлинике для терапевтического отделения выделено 50 кв.м полезной площади. Сколько врачебных стоматологических установок можно установить при соблюдении гигиенических норм?

2) Во время капитального ремонта помещений терапевтического отделения были изготовлены полы из досок, а стены побелены известью. Какие допущены ошибки и почему?

3) Оценить соответствие условий предъявляемым требованиям при организации стоматологического кабинета, если на одно кресло предоставлено помещение площадью 7 кв.м, расположенное в подвальном помещении без канализации с искусственным освещением.

4) В стоматологическом кабинете есть вытяжной шкаф с механическим побуждением, пол покрыт линолеумом, который закрывает стену на высоту 10 см, стены покрыты нитроэмалью. Можно ли в кабинете готовить амальгаму и ставить пломбы из амальгамы? Почему?

5) больному поставлен диагноз средний кариес, перечислите необходимые устройства и инструменты для лечения.

 

6. Минимум мануальных навыков:

 

уметь подготовить рабочее место (фантом)

7. Задание на дом:

Инструменты для обследования и лечения стоматологического больного. Асептика, антисептика. Дезинфекция. Стерилизация. Профилактика ятрогенных и инфекционных заболеваний.

 

8. Рекомендуемая литература, методические пособия:

1. Боровский Е.В., Барышева Ю.Д., Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология. М., 1988, с.69-105.

2. Боровский Е.В., Барер Г.М. Руководство к практическим занятиям по терапевтической стоматологии. М., 1975, с.18-26.

3. Пожарицкая М.М. Роль слюны в физиологии и развитии патологического процесса в твердых и мягких тканях полости рта – 2001.

4. Гемонов В.В., Лавров Э.Н., Фалин Л.И. Развитие и строение органов ротовой полости и зубов – 2002.

5. Скорикова Л.А., Волков В.А., Баженова Н.П., Лапина Н.В., Еричев И.В. Пропедевтика стоматологических заболеваний. – Ростов н/Д.: Феникс. 2002. – 640 с.

6. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология: Учебн. пособ. – 3-е изд. – М.:МЕДпресс-информ,2004. – 548 с

7. Пожарицкая М.М., Симакова Т.Г. Пропедевтическая стоматология. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2004. – 304 с.: ил. (Учеб. лит. Для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов)

8. Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. Фантомный курс терапевтической стоматологии. – М.: Медицина, 1996.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.