Сделай Сам Свою Работу на 5

Практическое занятие № 9.





 

1.Тема: Этапы препарирования кариозных полостей IV, V класса.

2. Цель занятия:

Научиться препарировать кариозные полости IV, V класса.

 

3. Контроль исходного уровня знаний:

Вопросы, изученные ранее, необходимые для усвоения данной темы:

  1. Анатомия зуба.
  2. Гистологическое строение тканей зуба.
  3. Методики препарирования кариеса зубов.

 

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1. Какие клетки участвуют в формировании эмали?

2. Назовите методики препарирования кариеса зубов.

3. Назовите классификацию кариеса зубов по глубине поражения.

4. Назовите классификацию кариеса зубов по Блэку.

 

Самостоятельная работа.

Схема ориентировочной основы действия для препарирования кариозных полостей IV класса:

Компоненты действия Средства действия Критерий самоконтроля
1. Нахождение ка- риозной полости зонд, зеркало Изменение цвета эмали, шероховатость, проваливание зонда в ткани зуба.  
2. Раскрытие кариоз-ной полости алмазные головки Хороший обзор дна и стенок полости с помощью зонда и зеркала.  
3.Расширение кариозной полости алмазные головки Иссечение патологически измененных тканей эмали, фиссур.
3. Некротомия (иссечение патологически измененных тканей дентина) фиссурные, шаровидные боры При высушивании воздухом - ровная гладкая поверхность. При окрашивании метиленовым синим - нет окрашивания
4. Формирование вариантов кариозных полостей фиссурные, обратно конусные боры См. показания - ЛДС
5. Формирование элементов кариоз- ной полости:    
- боковые стенки фиссурные, обратно конусные боры При зондировании ровная, гладкая поверхность Боковые стенки параллельны друг другу и перпендикулярны дну
- придесневая стенка фиссурные, обратно конусные боры Параллельна десневому краю или имеет наклон к полости зуба
- дно кариозной полости шаровидные боры, обратноконусные фиссурные боры Ровное, гладкое в полостях средней глубины. Вогнутое в глубоких полостях.
5.4 дополнительная площадка фиссурные, обратно конусные боры Дополнительная площадка формируется по режущему краю путем расшивания двух эмалевых листков вестибулярной и небной поверхности.
5.5 Отделка краев кариозной полости финиры, полиры Края эмали гладкие опираются на подлежащий дентин, Края эмали под углом 45% к дентину.

Схема ориентировочной основы действия при препарировании кариозных полостей 5 класса.





Компоненты действия Средства действия Критерий самоконтроля
1. Нахождение ка- риозной полости зонд, зеркало Изменение цвета эмали, шероховатость, проваливание зонда в ткани зуба.  
2. Расширение кариоз-ной полости алмазные головки Хороший обзор дна и стенок полости с помощью зонда и зеркала.  
3. Некротомия (иссечение патологически измененных тканей дентина) фиссурные, шаровидные боры При высушивании воздухом - ровная гладкая поверхность. При окрашивании метиленовым синим - нет окрашивания
4. Формирование вариантов кариозных полостей фиссурные, обратно конусные боры См. показания - ЛДС
5. Формирование элементов кариоз- ной полости:    
- боковые стенки фиссурные, цилиндрические боры При зондировании ровная, гладкая поверхность Боковые стенки параллельны друг другу и перпендикулярны дну
- придесневая стенка фиссурные, обратно конусные боры Параллельна десневому краю или имеет наклон к полости зуба
- дно кариозной полости шаровидные боры, обратноконусные фиссурные боры Ровное, гладкое в полостях средней глубины. Выпуклое в глубоких полостях.
5.5 Отделка краев кариозной полости    
финиры, полиры Края эмали гладкие опираются на подлежащий дентин, Края эмали под углом 45% к дентину.

 



Итоговый контроль

Вопросы по теме занятия:

  1. Классификации кариеса.
  2. Общие принципы препарирования кариозных полостей по Блеку.
  3. Элементы кариозной полости.
  4. Этапы препарирования кариозной полости.

Варианты формирования кариозных полостей IV и V класса

 

Тесты к занятию №9.

1. Дополнительнаяплощадка формируется бором

а) фиссурным

б) конусным

в) шаровидным

г) колесовидным

д) обратноконусным.

2.Приглубоком кариесе в полости 4 класса дно должно быть

а) плоским

б) валикообразным

в) вогнутым

3.Полость 4 класса локализуется на апроксимальной поверхности 11 зуба. Вестибулярная стенка разрушена на 1/3, язычная стенка сохранена. Доступ осуществляется

а) с вестибулярной поверхности

б) с язычной поверхности

в) с апроксимальной поверхности.

4.Придесневая стенка в полостях 5 класса препарируется под углом

а) 45º б)75º в) 90º.

5.Дно кариозной полсти 5 класса формируется

а) плоским

б) выгнутым

в) выпуклым.

6.Придесневаястенка в кариозной полости 5 класса формируется

а) параллельно жевательной поверхности

б) параллельно экватору зуба

в) перпендикулярно фиссурам

г) параллельно шейке зуба.

7.Спомощью микромотора и углового наконечника проводят следующие этапы

а) раскрытие

б) расширение

в) некрэктомия

г)формирование кариозной полости

д) финирование краев эмали

8.С помощью турбинного наконечника проводятся следующее этапы

а) раскрытие

б) расширение

в) некрэктомия

г)формирование кариозной полости

д) финирование краев эмали

9.Этап формирования кариозной полости включает

а) иссечение пигментированного дентина

б) иссечение истонченных стенок кариозной полости

в) формирование фальца

г) удаление нависающих краев кариозной полости

 

10.дополнительнаяплощадка формируется на

а) жевательной поверхности

б) контактной поверхности

в) вестибулярной поверхности

г) язычной поверхности.

 

Решение ситуационных задач по теме занятия:

 

1. Врач при препарировании небольшой кариозной полости на контактной поверхности 22 по 4 классу сформировал дополнительную площадку на небной поверхности. Оцените действия врача.

2. На щечной поверхности нижнего второго моляра ниже экватора коронки зуба имеется кариозная полость. Перечислите этапы препарирования.

3. На контактной поверхности нижнего правого резца по режущему краю и на контактной поверхности располагается кариозная полость. Выберите вариант препарирования, обоснуйте его.

4. На вестибулярной поверхности верхнего первого моляра находится отпрепарированная глубокая кариозная полость: в полости стенки дивергируют, дно плоское. Укажите ошибки, допущенные на этапах препарирования.

5. При формировании кариозной полости с использованием обратноконусного бора одна стенка кариозной полости препарирована под углом 110 о к дну полости. Укажите ошибку в действии врача.

 

6. Минимум мануальных навыков:

1. Отпрепарировать кариозные полости IV класса на резцах.

2. Отпрепарировать кариозную полость V класса молярах и резцах.

 

7. Задание на дом:

Подготовка к коллоквиуму.

8. Рекомендуемая литература, методические пособия:

1. Лекционный материал.

2. Методическое пособие «Лечение и профилактика кариеса зубов»

3. Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2005.

4. Дмитриева Л.А. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2003.

5. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов. М. 1998 г.

6. Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. “ Фантомный курс по терапевтической стоматологии” М. 1996.

7. Скорикова Л.А. и др. Пропедевтика стоматологических заболеваний. Ростов н/д., 2002.

8. Цепов Л.И., Николаев А.И. Практическая терапевтическая стоматология. М., 2005.

 

 

Практическое занятие №13

 

1.Тема: Стоматологические цементы. Классификация, состав, свойства, показания к применению, методика применения. Выбор цемента в клинической практике цементы. Стоматологическая амальгама.

 

2. Цель занятия: Изучение состава и свойств цементов и амальгамы, принцип выбора пломбировочного материала в зависимости от кариозной полости.

3. Контроль исходного уровня знаний:

Вопросы, изученные ранее, необходимые для усвоения данной темы

1. Принципы препарирования кариозных полостей.

2. Этапы препарирования кариозных полостей.

6. Виды стоматологического инструментария.

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1. Какие принципы препарирования кариозных полостей?

2. Назовите этапы препарирования кариозных полостей.

3.Назовите стоматологический инструментарий и его предназначение.

4.Вспомните классификацию кариеса по Блэку

Самостоятельная работа.

Цементы.

Цинк – фосфатные (порошок и жидкость) оксид цинка 75-90%, оксид магния 10%, двуоксид кремния.

Положительные свойства: хорошая прилипаемость, малая теплопроводность, относительно безвреден по отношению к пульпе. Отрицательные – значительная пористость, химическая нестойкость при действии на него слюны, невысокая прочность, отличие в цвете от эмали, значительные изменения в объеме при твердении. Представители « Фосфат- цемент»,

« Унифас », «Нarvard»

Применение: как изолирующие прокладки, в детской стоматологии, пломбы под коронки, в качестве временных пломб, фиксация вкладок и мостовидных протезов, раннее использовали для каналов.

Силикатные цементы – оксид алюминия до 35%, двуоксид кремния до 47%, оксид кальция, фторид натрия.

Положительные свойства: хорошая пластичность, легко вводится в полость, отличается блеском и прозрачностью, имеет небольшую теплопроводность, противокариозное действие за счет содержания фторидов, коэффициент температурного расширения приблизительно равен расширению тканей. Отрицательные свойства: менее выражена прилипаемость к стенкам, недостаточная механическая прочность, хрупкость, токсическое действие на пульпу ( пломбы из этого цемента ставят только с изолирующей прокладкой), значительная усадка, изменения объема после кристаллизации, чувствительность к влаге и растворимость в ротовой жидкости.

Применяют вследствие хороших косметических свойств для пломбирования фронтальных зубов, дефектов по 5классу.

«Силицин», «Алюмодент»

Силико-фосфатный – это комбинация цементов. Положительные свойства - лучше механическая прочность и прилипаемость, менее раздражают пульпу. Отрицательные - неудовлетворительные косметические качества, раздражающее действие на пульпу. Представители – «Силидонот-2»,» «Лактодонт».

Поликарбрксилатные цементы– оксид цинка, оксид магния и кальция, оксид алюминия, фторид олова. Основные преимущества – отсутствие раздражающего действия на пульпу, хорошая адгезия к тканям зуба и металлам. Применяются как изолирующие прокладки под пломбы из силикатных цементов, амальгамы, пломбы, для фиксации вкладок, коронок. Представители –Адгезор (Чешский), Harvard CC Carboco.

В последние годы в связи с бурным развитием практической стоматологии резко возрос интерес к новым технологиям, методикам, инструментам и пломбировочным материалам. Одними из относительно новых и перспективных стоматологических материалов являются стеклоиономерные цементы (СИЦ). Стеклоиономерные цементы созданы путем объединения силикатных и полиакриловых цементов. Основные компоненты диоксид кремния, оксид алюминия, фторид кальция, фторид натрия, алюминия и калия. Положительные качества СИЦ : химическая адгезия, хорошее краевое прилигание, кариес профилактический эффект за счет высвобождения активных фторидов, высокая биологическая совместимость, удовлетворительные косметические свойства, простота в применении. Недостатки – гигроскопичность, опаковость, стираемость.

Классический СИЦ представляет собой систему "порошок/жидкость". Порошок - кальций-алюмо-силикатное стекло с добавлением фторидов. Жидкость - раствор полиакриловой (или полималеиновой) кислоты. При отвердении цемента полиакриловая кислота в присутствии воды реагирует со стеклом, при этом образуется иономерная соль, плохо растворимая в ротовой жидкости.

Основные свойства стеклоиономерных цементов:
1. Химическая адгезия к тканям зуба. Химическое связывание СИЦ с эмалью и дентином происходит за счет хелатного соединения карбоксилатных групп полимерной молекулы кислоты с кальцием твердых тканей зуба. При этом не требуется кислотного протравливания и абсолютной сухости поверхности. Кроме того, на заключительной стадии отвердения происходит небольшое увеличение объема стеклоиономерной массы, что обеспечивает более плотное краевое прилегание пломбы. СИЦ образуют прочную связь с твердыми тканями зуба и в тех случаях, когда "не действуют" адгезивные системы композитов: при кариесе корня, некариозных поражениях и т.д.
2. Антикариозная активность обеспечивается за счет пролонгированного выделения фтора, которое начинается после пломбирования и продолжается не менее одного года. Диффузия фтора в окружающие ткани вызывает усиление их минерализации, уменьшение проницаемости дентина, остановку или замедление остаточного кариеса, ухудшение условий жизнедеятельности микроорганизмов.
3. Достаточная механическая прочность и эластичность, что позволяет этим цементам в качестве прокладок выдерживать нагрузку от амальгамовых пломб и в какой-то мере компенсировать полимеризационную усадку композитов. Кроме того, коэффициент температурного расширения СИЦ близок к коэффициенту температурного расширения тканей зуба, что важно в плане обеспечения долговременной герметичности на границе "пломба - зуб".
4. Удовлетворительные эстетические свойства.
5. Высокая биологическая совместимость.
6. Отсутствие раздражающего действия на пульпу зуба (из-за большого размера молекулы полиакриловой кислоты почти не проникают через дентин).
7. Простота применения.
8. Относительная дешевизна (по сравнению с композитами).

Недостатками СИЦ являются:
а) чувствительность к присутствию влаги в процессе твердения;

б) пересушивание поверхности твердеющего цемента ведет к ухудшению его свойств и может явиться причиной послеоперационной чувствительности;
в) длительность "созревания" пломбы (24 часа);
г) опасность раздражающего действия на пульпу при глубоких полостях.

Амальгама
До недавнего времени была самым прочным материалом. Состав серебряной амальгамы: опилки или порошок серебряного сплава и ртуть. В составе опилок не менее 65% серебра, не более 29% олова, 55 меди, 2% цинка и 3% ртути.

Положительные свойства: большая твердость, прочность, хорошая пластичность, небольшая растворимость в слюне, не изменяет цвет зубов и имеет антисептические свойства.

Отрицательные свойства: высокая теплопроводность пломбы, несоответствии температурного коэффициента расширения с эмалью и дентином, плохая прилипаемость к стенкам, медленное твердение, усадка при твердении. При содержании ртути больше оптимального она может оказать токсическое действие на организм.

Показания к применению: 1,2,5 класс по Блэку. Благодаря способности амальгамы сохранять свои свойства в условия значительной влажности, ее используют в детской стоматологии, ретроградное пломбирование корневых каналов.

При пломбировании амальгамой обязательным условием является применение изолирующей прокладки из фосфат цемента или СИЦ.

Для приготовления амальгамы необходим амльгамосмеситель, в который помещают опилки и ртуть, прибор создает большую частоту колебаний, таким образом, смешиваются компоненты.

Основные этапы пломбирования амальгамой ручным методом:

дозирование сплава и ртути, замешивание в керамической ступке с помощью пестика, удаление избытка ртути, внесение амальгамы в полость с помощью специального инструмента – амальгамтрегера (амальгаму вносят небольшими порциями, притирая к стенкам полости, вносят ее с избытком), обработка пломбы в первое посещение грубая, окончательная производится через 24 часа.

Согласно всемирной организации здравоохранения амальгама остается безопасным, прочным материалом, относительно не дорогим.

Симптомы аллергии на ртуть—от хронического воспаления вокруг пломб и коронок до РЗТ слизистой полости рта.

5. Итоговый контроль:

1.Силикатные цементы используются в качестве

а) временной пломбы

б) изолирующей прокладки

в) лечебной прокладки

г) постоянного пломбировочного материала для пломбирования корневых каналов

2.Цементы бывают

а) минеральные

б) полимерные

в) минерально-полимерные

3.К минеральным цементам относятся

а) силикатные

б) цинк-фосфатные

в) силикофосфатные

г) стеклоиономерные

д) поликарбоксилатные

4.Основу стеклоиономерных цементов составляет

а) оксид цинка и алюмосиликатное стекло

б) алюмосиликатное стекло

в) фосфорные кислоты

г) полиакриловая кислота

5.Силикатные цементы используются в качестве

а) временной пломбы

б) изолирующей прокладки

в) лечебной прокладки

г) постоянного пломбировочного материала для пломбирования корневых каналов

6.К группе эстетических цементов относятся

а) поликарбоксилатные цементы

б) силикатные цементы

в) цинк-фосфатные цементы

г) силикофосфатные цементы

д) стеклоиономерные цементы

7.К цементам, оказывающим противокариозное действие относятся

а) поликарбоксилатные цементы

б) силикатные цементы

в) цинк-фосфатные цементы

г) силикофосфатные цементы

д) стеклоиономерные цементы

е) цинк-эвгенольные цементы

8.Стеклоиономерные цементы можно использовать в качестве

а) временной пломбы

б) изолирующей прокладки

в) лечебной прокладки

г) постоянного пломбировочного материала для пломбирования корневых каналов

9.Основу цинк-фосфатного цемента составляет

а) оксид цинка

б) оксид цинка плюс алюмосиликатное стекло

в) фосфорная кислота

г) полиакриловая кислота

10.Упроченные стеклоиономерные цементы можно использовать при кариозных полостях

а) 1го класса

б) 2го класса

в) 3го класса

г) 4го класса

д) 5го класса

11.Силикатные пломбировочные материалы можно использовать при кариозных полостях

а) 1го класса

б) 2го класса

в) 3го класса

г) 4го класса

д) 5го класса

е) 6го класса

 

12.Полость, сформированная под амальгаму должна быть

а) ящикообразной с фальцем

б) ящикообразной без фальца

в) чашеобразной с фальцем

г) чашеобразной без фальца

13.Амальгама – это

а) постоянный пломбировочный материал

б) материал для лечебной прокладки

в) материал для изолирующей прокладки

г) временный пломбировочный материал

14.Пломбирование амальгамой складывается из следующих этапов

а) препарирование кариозной полости, приготовления амальгамы, внесение амальгамы в полость, ее конденсация, блеснение

б) подготовка кариозной полости, наложение изолирующей прокладки, приготовление амальгамы, внесение амальгамы в полость,

в) подготовка кариозной полости, наложение изолирующей прокладки, приготовление амальгамы, внесение амальгамы в полость, конденсирование, шлифование и полирование пломбы

15.Требования, предъявляемые к терапевтическому кабинету при работе с амальгамой

а) полы выстланы плиткой

б) стены окрашены краской с добавлением серы

в) наличие вытяжного шкафа с принудительной вентиляцией

16.Амальгама бывает

а) серебряная

б) медная

в) золотая

17.Затвердевшая амальгама состоит из трех интерметаллических соединений

а) гамма-фаза, гамма-1-фаза, гамма-2-фаза

б) гамма-1-фаза, гамма-2-фаза, гамма-3-фаза

18.Амальгама показана при полостях

а) 1го класса

б) 2го класса

в) 3го класса

г) 4го класса

д) 5го класса

19.Положительные свойства амальгамы включают

а) высокую прочность

б) высокие эстетические качества

в) отсутствие токсического действия на пульпу

г) отсутствие усадки

д) хорошая полируемость

20.Амальгама – это

а) сплав ртути с оловом

б) сплав ртути с цинком

в) сплав ртути с серебром

г) сплав ртути с медью

д) сплав ртути с серебром, медью, оловом и цинком

21.Отрицательные свойства амальгамы

а) отсутствие адгезии к твердым тканям зуба

б) низкая прочность

в) плохая полируемость

г) низкие эстетические качества

д) усадка материала

Решение ситуационных задач по теме занятия:

1. На жевательной поверхности 16 зуба имеется глубокая кариозная полость, какой пломбировочный материал подойдет для лечебной и изолирующей прокладки.

 

2. Врач планирует постановку пломбы из амальгамы в 25 зуб, перечислите этапы пломбирования.

 

3. Известно, что амальгама не обладает токсическим действием на пульпу, однако все же требует изолирующей прокладки. Почему?

 

4. На контактной поверхности 13 зуба неглубокая кариозная полость, перечислите группы цементов, которые могут использоваться для пломбирования данной полости.

6. Минимум мануальных навыков:

1.Уметь выбрать стоматологический цемент по показаниям.

2. Уметь приготовить цемент для пломбирования.

Задание на дом

Общая характеристика композиционных материалов. Классификация. Особенности препарирования зубов при применении композитов. Адгезивные системы. Фиссурные герметики. Компомеры. Жидкие композиты. Вспомогательные материалы для работы с композитами. Факторы, влияющие на долговечность пломбы. Возможные ошибки при пломбировании.

8.Рекомендуемая литература:

1. Лекционный материал.

2. Методическое пособие «Лечение и профилактика кариеса зубов»

3. Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2005.

4. Дмитриева Л.А. и др. Терапевтическая стоматология. М., 2003.

5. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов. М. 1998 г.

6. Магид Е.А., Мухин Н.А., Маслак Е.Е. “ Фантомный курс по терапевтической стоматологии” М. 1996.

7. Скорикова Л.А. и др. Пропедевтика стоматологических заболеваний. Ростов н/д., 2002.

8. Цепов Л.И., Николаев А.И. Практическая терапевтическая стоматология. М., 2005.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.