Сделай Сам Свою Работу на 5

Конец суры Аль-Му’минун (Верующие) 5 глава





31. Потом взрастили Мы после них новое поколение.

32. И направили Мы к ним посланника из их же числа, [и призвал он]: «Поклоняйтесь Богу, нет у вас бога иного, кроме Него. Неужели вы не побоитесь?»

Комментарий

Обычай Господа состоит в том, что Он каждому народу посылает пророка.

Пророк должен быть выходцем из своего народа, чтобы, разделив с ним все его тяготы и невзгоды, стать для него живым примером и образцом для подражания.

В этом фрагменте речь идет о народах, пришедших на смену соплеменникам Ноя (да будет мир с ним!), и об их печальной участи. В нем также подчеркивается, что в своем неверии они следовали той же логике, что и их предшественники.

«Потом взрастили Мы после них новое поколение».

Арабское слово карн образовано от ’иктиран («близость», «схожесть»), поэтому поколение людей, живущих в одну эпоху, имеет собирательное название «карн». Иногда этим словом обозначают век одного поколения. Его продолжительность условна и составляет от 30 до 100 лет, в зависимости от национальных традиций.

Во втором из этих аятов говорится о том, что, поскольку люди не могут существовать без религиозного лидера, Аллах послал им великого пророка, который должен был научить их единобожию, религии истины и справедливости.



«И направили Мы к ним посланника из их же числа, [и призвал он]:
„Поклоняйтесь Богу, нет у вас бога иного, кроме Него. Неужели вы
не побоитесь?“»

В этом — суть призыва всех Божьих пророков. Именно призыв к единобожию является исходным пунктом всех перемен, которые происходят как с отдельным человеком, так и с обществом в целом.

Пророк вопрошает здесь: неужели вы не откликнетесь на призыв к единобожию и не откажетесь от многобожия и идолопоклонства («Неужто не будете вы оберегаться против зла?»).

Пророк и народ, которому он был послан, в Коране не названы, однако комментаторы, сопоставляя этот сюжет с аналогичными сюжетами из других аятов, предлагают два варианта толкования:

1) Речь идет о самудитах — народе, который обитал к северу от Хиджаза, и об их пророке Салихе, великом небесном посланнике, избранном для того, чтобы повести свой народ по пути истины. Соплеменники отвергли призыв Салиха, отказались служить Единому Богу и в конечном итоге были уничтожены раздавшимся с неба громоподобным гласом (или смертельным ударом молнии).



Подтверждением такого толкования можно считать аят в конце рассматриваемой суры, где говорится о наказании нечестивцев «трубным гласом», а также аят 67 суры Худ (11), где прямо говорится о народе Салиха.

2) Речь идет об адитах, чьим пророком был Худ. В пользу этой версии говорит тот факт, что история адитов изложена в других аятах Корана сразу же после истории Ноя (да будет мир с ним!).

Но учитывая то обстоятельство, что народ этот был уничтожен сильнейшим ураганом, продолжавшимся семь ночей и восемь дней, о чем сказано в суре Аль-Хакка (Неизбежное), 69:6,7, очевидно, что первый вариант толкования является более обоснованным. Как бы то ни было, мы знаем, каков был ответ упрямого народа на призыв своего пророка к единобожию.

Народы, пришедшие на смену народу Ноя

Народы пророков Худа и Салиха пришли на смену народу Ноя. — Посланники
последующих поколений один за другим предупреждали человечество. —
Всех посланников называли лжецами. — Моисей и Аарон посланы к Фараону. —
Иисус и Мария — знамения Аллаха. — Иисусу и его матери даровано безопасное
пристанище и пропитание

Сура Аль-му’минун

Аят: 33

وَقَالَ الْمَلاَُ مِن قَوْمِهِ الَّذِينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِلِقَآءِ الاَخِرَةِ وَأَتْرَفْنَاهُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا مَا هَذَآ إِلاَّ بَشَرٌ مّـِثْلُكُمْ يَأْكُلُ مِمَّا تَأْكُلُونَ مِنْهُ وَيَشْرَبُ مِمَّا تَشْرَبُونَ ﴿٣٣﴾



33. И вожди народа его, которые не веровали и называли жизнь Грядущую ложью и которым даровали Мы много благ в жизни мира сего, сказали: «Это всего лишь человек, подобный вам: ест он то, что едите вы, и пьет то, что пьете вы.

Комментарий

Призыв небесных пророков исходил из необходимости освобождения народа от господства несправедливых правителей и знати. Таким образом, племенная знать яростнее прочих выступала против пророков («И вожди народа его… сказали…»).

В этом священном аяте говорится о том, что богатая и высокомерная прослойка общества, которой Аллах ниспослал многочисленные блага, отрицала, тем не менее, Единого Бога и не верила в возможность Воскресения. Они говорили, что пророк — простой смертный, он ест и пьёт то же, что и все остальные.

«И вожди народа его, которые не веровали и называли жизнь Грядущую ложью и которым даровали Мы много благ в жизни мира сего, сказали: „Это всего лишь человек, подобный вам: ест он то, что едите вы,
и пьет то, что пьете вы…“»

Коран называет этих богачей мала’, что подразумевает, что внешне они были весьма привлекательны, но их сердца, лишенные света истины, были погружены во тьму. Они выступили против учения своего пророка, прибегая к тем же аргументам, что и те, кто ранее противостоял Ною. Их протест объяснялся тем, что они видели: призыв этого великого пророка идет вразрез с их низменными желаниями и ставит под угрозу их незаконное богатство, развенчивает высокомерие и ничем не обоснованное социальное превосходство. Именно земное богатство отдалило их от Бога и заставило отрицать Воскресение. Они выступали против истины, опираясь на ту же логику, что и безбожные соплеменники Ноя (да будет мир с ним!).

Именно то, что пророки были обычными людьми, ели и пили, как все остальные, и вели простую жизнь, безбожники использовали как аргумент для отрицания их пророческой миссии. Но по сути дела, как раз человечность этих великих людей служила подтверждением истинности их миссии, поскольку делала их более доступными и позволяла им острее ощущать боль и страдания простых людей — качество, недоступное высокомерной верхушке, ведь, как сказал имам Али (да будет мир с ним!), «их устами говорила зависть» [116].

Сура Аль-му’минун

аяты: 34—36

وَلَئِنْ أَطَعْتُم بَشَراً مِثْلَكُمْ إِنَّكُمْ إِذاً لَخَاسِرُونَ ﴿٣٤﴾ أَيَعِدُكُمْ أَنَّكُمْ إِذَا مِتُّمْ وَكُنتُمْ تُرَاباً وَعِظَاماً أَنَّكُم مُخْرَجُونَ ﴿٣٥﴾ هَيْهَاتَ هَيْهَاتَ لِمَا تُوعَدُونَ﴿٣٦﴾

34. И если подчинитесь вы человеку, подобному вам, то непременно ущерб понесете.

35. Неужто обещает он вам, что когда умрете вы и превратитесь в прах и кости, будете выведены вы [из могил живыми]?

36. Далеко, очень далеко то, что обещано вам!

Комментарий

Безбожники и язычники считали, что, идя по пути, к которому призывают пророки, человечество не обретет ничего кроме вреда. Цель пророков, по их мнению, — подчинить людей своей воле и, прикрываясь лозунгом освобождения, обратить их в рабство. Вот почему они говорили:

«И если подчинитесь вы человеку, подобному вам,
то непременно ущерб понесете».

Возможно, эти слепцы, сами того не осознавая, надеялись на то, что люди воспримут их собственные порочные идеалы и, объединившись, выступят против своего пророка. Они считали, что те, кто следует за человеком, который черпает руководство в Источнике откровения, чье сердце освещает свет Божественного знания, совершают ошибку, угрожающую свободе человечества!

***

Во втором аяте указывается, что их единственным весомым аргументом в споре против религии было отрицание Воскресения. Они понимали, что, признав Воскресение, они лишатся возможности удовлетворения своих алчных устремлений и социальных амбиций. Они говорили:

«Неужто обещает он вам, что когда умрете вы и превратитесь в прах
и кости, будете выведены вы [из могил живыми]?»

***

Из третьего аята явствует, что безбожники не верили в такое обещание своего пророка. Они не допускали возможности возврата к жизни после полного превращения в прах человеческой плоти.

«Далеко, очень далеко то, что обещано вам!»

Кораническое слово хайхат («о, как далеко») встречается в Коране дважды и оба раза — в рассматриваемом аяте. Оно подтверждает, что вожди безбожников считали Воскресение весьма маловероятным событием.

Сура Аль-му’минун

аяты: 37—38

إِنْ هِيَ إِلاَّ حَيَاتُنَا الدُّنْيَا نَمُوتُ وَنَحْيَا وَمَا نَحْنُ بِمَبْعُوثِينَ ﴿٣٧﴾ إِنْ هُوَ إِلاَّ رَجُلٌ افْتَرَى عَلَى اللَّهِ كَذِباً وَمَا نَحْنُ لَهُ بِمُؤْمِنِينَ﴿٣٨﴾

37. Нет ничего кроме нашей жизни в этом мире. Умираем мы и живем и не будем воскрешены.

38. Он не кто иной, как человек, который возвел навет на Бога, и не уверуем мы в него».

Комментарий

Некоторые безбожники говорили о своей вере в Бога, но не соглашались с возможностью Воскресения и отвергали миссию пророков.

Они отвергали святых и друзей Всевышнего и Его обещания, под предлогом «охраны Его святой неприкосновенности».

В рассматриваемом отрывке приводится еще один аргумент, к которому они прибегали, отрицая Воскресение:

«Нет ничего кроме нашей жизни в этом мире».

При этом они имели в виду, что после смерти от человека ничего не остается — он возникает из ничего и возвращается в никуда. Одно поколение умирает, и на смену ему приходит другое. Они говорили:

«Умираем мы и живем и не будем воскрешены».

Во втором аяте безбожники подвергают нападкам уже личность самого пророка, заявляя:

«Он не кто иной, как человек, который возвел навет на Бога,
и не уверуем мы в него».

Безбожники считали, что ни один здравомыслящий человек не может поверить в пророка, поскольку сами они отвергали его Божественную миссию и не верили в его пророчества о Воскресении.

В своем моральном разложении общество может дойти до того, что истинные подвижники религии будут восприниматься как лжецы, а самонадеянные безбожники — как защитники святынь.

Сура Аль-му’минун

аяты: 39—41

قَالَ رَبّ‌ِ انصُرْنِي بِمَا كَذَّبُونِ ﴿٣٩﴾ قَالَ عَمَّا قَلِيلٍ لَّيُصْبِحُنَّ نَادِمِينَ ﴿٤٠﴾ فَاَخَذَتْهُمُ الصَّيْحَةُ بِالْحَقّ‌ِ فَجَعَلْنَاهُمْ غُثَآءً فَبُعْداً لّـِلْقَوْمِ الظَّالِمِينَ ﴿٤١﴾

39. Он [их пророк] сказал: «Господь мой! Помоги мне за то, что они сочли меня лжецом».

40. Ответил [Всевышний]: «Вскоре, несомненно, раскаются они».

41. И настиг их воистину трубный глас и обратили Мы их в сор. Да сгинут несправедливые!

Комментарий

Пророки уповают только на Всевышнего («Господь мой!»).

Слово рабб («Господь») является одним из наилучших обращений во время молитвы и мольбы. По частоте употребления в Коране оно является вторым после слова «Аллах».

Когда гордыня и непокорство самудитов превзошли все мыслимые пределы, они в своей непомерной наглости и бесстыдстве обрушились на самого пророка, называя ложью его призыв к истинной вере, его чудеса и откровения. Тогда пророк воззвал к Богу.

«Он [их пророк] сказал: „Господь мой! Помоги мне за то,
что они сочли меня лжецом“».

Рассказав о происках нечестивцев и о том, что они обвинили его (да будет мир с ним!) во всех смертных грехах, пророк обратился к Богу за помощью. Следующий аят гласит:

«Ответил [Всевышний]: „Вскоре, несомненно, раскаются они“».

Но запоздалое раскаяние им уже не поможет, и исправить содеянное они будут не в состоянии.

Следующий аят сообщает о том, что с ними случилось.

«И настиг их воистину трубный глас…»

Громовой раскат невероятной силы обрушился с небес и все уничтожил. Повсюду лежали груды мертвых тел. Все произошло так внезапно, что люди не успели даже покинуть свои дома и были погребены под их развалинами. В Коране сказано:

«…и обратили Мы их в сор».

Так и погиб грешный народ. Это были самудиты, которые отвергли своего пророка Салиха и убили верблюдицу, чудесным образом вышедшую из горы по воле их пророка. Завершается отрывок такими словами:

«Да сгинут несправедливые!»

Пояснения

Что такое сайха?

Арабское слово сайха («возглас», «вопль») означает громкий крик, издаваемый человеком или животным. Но это слово служит для обозначения и любого другого громкого звука.

Коран сообщает, что некоторые грешные народы были уничтожены громовым звуком невероятной силы. В их числе самудиты, а также народы Лота [117] и Шу‘айба [118].

В других аятах Корана говорится, что самудитов постигла кара в виде молнии. Так например, в суре Фуссилят (Разъяснены), 41:13, сказано: «А если не внемлют они, то скажи: „Я предупреждаю вас о молнии, подобной той, что погубила народы ‘ад и самуд“». Из этого аята видно, что сайха — это «раскат грома, сопровождающий молнию». Может ли этот ужасный грохот убить толпы людей?

На этот вопрос можно без колебаний ответить утвердительно, поскольку мы знаем, что звуковые волны, достигнув определенной интенсивности, способны вызвать разрушение оконных стекол и даже целых зданий, а также вывести из строя некоторые органы человеческого тела.

Когда самолет на небольшой высоте преодолевает звуковой барьер, в прилегающей местности в домах вылетают стекла, некоторые люди теряют сознание, а у женщин может случиться выкидыш. Вполне естественно, что звуковые волны еще большей интенсивности могут нанести смертельный вред нервной и сердечно-сосудистой системам и тем самым убить человека.

Согласно Корану, конец земной жизни будет ознаменован трубным гласом. Например, сказано: «Нечего ожидать им, кроме гласа трубного, который прозвучит в тот миг, когда они будут препираться меж собой» [119]. С трубного гласа начнется и Воскресение: «Не успеет прозвучать и глас один трубный, как все они предстанут пред Нами» [120].

Мусульманские предания сообщают, что верблюдицу убил один человек, однако Коран возлагает ответственность за это преступление на весь безбожный народ, отвергнувший Салиха. Поэтому в соответствующем аяте глагол стоит во множественном числе: «Но подрезали они поджилки ей…» [121]

Объясняется это тем, что ислам рассматривает внутреннее согласие с идеологической доктриной и сохранение отношений с ее сторонниками как ее практическую поддержку. В данном случае замысел убить верблюдицу нельзя приписать одному человеку, поскольку даже конкретный исполнитель преступления не полагался исключительно на собственные силы, а вдохновлялся одобрением и поддержкой общества.

Повелитель правоверных Али (да будет мир с ним!) однажды сказал: «Верблюдица самудитов была убита одним человеком, но Аллах наказал весь народ, поскольку все они одобрили это преступление» [122].

Существует немало таких же или аналогичных высказываний на эту тему, принадлежащих Пророку (да благословит Аллах его и род его!) и Имамам (да будет мир с ним!). Они свидетельствуют об огромном значении, которое ислам придает проблемам идейной взаимосвязи, соучастия и пособничества. Приведем некоторые из них.

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Человек, который стал свидетелем некоего действия, но не одобрил его, подобен тому, кто не присутствовал при нем. А человек, который отсутствовал при совершении этого же действия, но внутренне с ним согласен, подобен тому, кто присутствовал и принимал в нем участие» [123].

Имам Али ибн Муса ар-Риза (да будет мир с ним!) однажды сказал: «Если на востоке кого-то убьют, а на западе некий человек обрадуется этому убийству, то в глазах Аллаха он является соучастником убийства» [124].

Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Человек, одобряющий преступление какой-то группы, подобен тому, кто принимал в них участие, но тот, кто практически участвовал в преступлении, совершил два греха: грех соучастия и грех одобрения преступления» [125].

Ислам считает идеологическую и интеллектуальную близость чрезвычайно мощным фактором, на который не влияют ни время, на расстояние. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть об одном эпизоде из жизни имама Али (да будет мир с ним!), описанном в «Нахдж аль-балага».

Когда имам Али (да будет мир с ним!) одолел врага в так называемом Сражении из-за верблюдицы и его соратники радовались победе ислама над невежеством и расколом, один из них сказал: «Я хотел бы, чтобы и мой брат участвовал в этом сражении и увидел, какой триумф даровал тебе Аллах». Имам Али (да будет мир с ним!) ответил: «Скажи, а твой брат сердцем был на нашей стороне?» Человек ответил: «Да». Тогда Имам сказал: «Значит он был среди нас», — а затем добавил: «Скажу тебе больше: в рядах нашей армии были даже те, кто пока еще пребывает в чреслах мужчин и в материнских утробах! Вскоре они появятся на свет, и с их помощью истинная вера еще больше укрепится» [126].

***

Существует связь между роскошью (по-арабски — ’итраф), и безбожием тех, кто не верит во встречу с Аллахом. Это действительно так. Обычно те, кто живет в роскоши, имеют большие возможности удовлетворять свои низменные желания и предаваться чувственным наслаждениям. Подчинение же власти религии и признание возможности Воскресения стало бы для них помехой, поскольку, с одной стороны, им не давала бы покоя собственная совесть, а с другой — люди обрели бы смелость протестовать против их образа жизни.

Поэтому нечестивцы сбрасывают с себя бремя служения Аллаху и отказываются верить в сотворение мира и в Судный день. В рассматриваемых аятах сказано о том, что они утверждают, будто существует только земная жизнь, после которой уже ничего не будет, и все, кто говорит об обратном, — лжецы. Эти люди считают, что другой возможности у них не будет, а посему надо срывать цветы наслаждения в каждом саду и при любой возможности ублажать свою плоть в этой скоротечной земной жизни. Так они оправдывают все свои преступления и грехи.

Кроме того, вести праздную и роскошную жизнь, как правило, невозможно, не ущемляя законные права других людей. А чтобы оправдать свое положение и образ жизни, они вынуждены отрицать Воскресение и миссию пророков. Мы постоянно видим, как большинство тех, кто ведет праздную и беззаботную жизнь, проявляют презрение и высокомерие по отношению к окружающим. Эти несчастные духовные слепцы, рабы собственных прихотей и капризов, отказываются повиноваться Аллаху, лишают себя Его милостей, продолжая нести бремя страстей и низменных желаний и становясь рабами других таких же рабов. У этих людей, как правило, богатых и развращенных, черные сердца, грязные души и убогие мысли. Их жизнь некоторым может показаться привлекательной, но при ближайшем рассмотрении она оказывается ужасной и отвратительной, поскольку греховные дела, страх смерти и опасения за свое богатство отравляют их существование и лишают душевного равновесия.

Табарси в «Маджма’ аль-баян» (Т. 5. С. 168) приводит интересное высказывание одного из комментаторов Корана: «Обладатели земных богатств впадают в заблуждение и погибают, поскольку невежество и беспечность одолевают их, и их ничего не заботит, кроме бренного мира и его радостей».

Это наблюдение справедливо и в отношении богатых и процветающих стран, большинство из которых погрязло в разврате. Они не только не заботятся о судьбе угнетенных и обездоленных народов, но и ежедневно строят новые планы по эксплуатации этих народов и присвоению их природных ресурсов.

Из-за этого Аллах, рассчитывая пробудить их спящую совесть, посылает им войны и катастрофы, которые на время лишают их части богатства.

Что подразумевается под словом гуса’ («сор»)?

В вышеприведенном аяте мы прочли о том, что самудиты были превращены в сор громовым раскатом. Первоначально арабское слово гуса’ означало высохшую траву, которую в виде бесформенного пучка несет на своей поверхности селевый поток. Этим же словом обозначается и пена в кипящем котле.

Использование слова гуса’ применительно к мертвым телам безбожников должно показать их слабость, бессилие, никчемность и конечное поражение — ведь что может быть ничтожнее и бесполезнее мусора, плавающего на поверхности воды. У него нет ни выбора, ни конечной цели, а после того как закончится наводнение, от него не останется и следа.

***

Следует отметить, что слова Аллаха, завершающие этот отрывок, звучат уже не конкретно в адрес самудитов, а приобретают обобщающий характер («Да сгинут нечестивцы!») Они, фактически, подводят итог всем предыдущим аятам, который состоит в том, что суровая расплата за отрицание знамений Всевышнего и неверие в Воскресение ожидает не какой-то один народ, а всех нечестивцев во все времена.

 


Сура Аль-му’минун

аяты: 42—43

ثُمَّ أَنشَأْنَا مِنْ بَعْدِهِمْ قُرُوناً ءَاخَرِينَ ﴿٤٢﴾ مَا تَسْبِقُ مِنْ اُمَّةٍ أَجَلَهَا وَمَا يَسْتَأْخِرُونَ ﴿٤٣﴾

42. Потом сотворили Мы после них другие поколения.

43. Никакой народ не может ускорить своей гибели, не могут они и отсрочить [ее].

Комментарий

Согласно обычаю Аллаха, одно поколение сменяется другим («Потом сотворили Мы…»).

Исторические перемены происходят по воле Аллаха. Каждому обществу и каждому народу мудро определен срок существования и установлен предел его жизни.

Не считайте своей заслугой то, что Божья кара отсрочена, крики протеста не заставят Его отменить Свои планы, и все исторические перемены подчинены Божественному провидению. История вершится по твердо установленному сценарию.

В завершение истории самудитов, первый из двух рассматриваемых аятов сообщает, что на смену им пришли другие народы, жившие в эпоху, предшествовавшую появлению Моисея (да будет мир с ним!). В Коране сказано:

«Потом сотворили Мы после них другие поколения».

Незыблемый закон и обычай Аллаха состоит в том, что Он никогда не прекращает осыпать людей Своими милостями, а если некая группа людей становится препятствием на пути человечества к совершенству, Он стирает их с лица земли и продолжает вести вперед караван истории.

***

Во втором аяте Аллах говорит, что всем народам и племенам отмерен свой срок, который никто из них не может ни продлить, ни сократить. Посылается роковой приказ, и народ, время которого истекло, уходит. И происходит это не раньше и не позже установленного срока.

«Никакой народ не может ускорить своей гибели, не могут они
и отсрочить [ее]».

Арабское слово ’аджал означает «срок существования чего-либо», а иногда оно используется в значении «конец», «завершение». Так например, можно сказать, что срок (’аджал) погашения долга истекает такого-то числа.

Ранее мы уже говорили о том, что ’аджал («конец») бывает двух видов:

1. Неизбежный конец. Здесь подразумевается твердо установленный срок завершения жизни человека, народа или вещи, который нельзя изменить.

2. Обусловленный конец. Его наступление может быть ускорено или отсрочено в зависимости от обстоятельств.

Очевидно, что в рассматриваемом аяте слово ’аджал использовано в своем первом значении, то есть речь здесь идет о неизбежном конце.


Сура Аль-му’минун

аят: 44

ثُمَّ أَرْسَلْنَا رُسُلَنَا تَتْرَا كُلَّ مَا جَآءَ اُمَّةً رَّسُولُهَا كَذَّبُوهُ فَاَتْبَعْنَا بَعْضَهُم بَعْضاً وَجَعَلْنَاهُمْ أَحَادِيثَ فَبُعْداً لِقَوْمٍ لاَّيُؤْمِنُونَ ﴿٤٤﴾

44. Потом направляли Мы одного за другим посланников Наших. Каждый раз, когда приходил посланник к какой-либо общине, называли они его лжецом. И губили Мы те народы один за другим, и сделали их назиданием. Да сгинут же те, кто не уверовал!

Комментарий

Появление пророков у различных народов — это один из обычаев Аллаха. (Любое общество нуждается в лидере. Человеку недостаточно одного лишь теоретического и научного знания, поскольку существует множество проблем, ответ на которые можно получить только с помощью откровения.) Исторические перемены происходят по воле Аллаха, а гибель непокорных народов есть следствие Его проклятия («…и сделали их назиданием»).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.