Сделай Сам Свою Работу на 5

Конец суры Аль-Му’минун (Верующие) 2 глава





Избранные хадисы на тему суетности

11. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Самые достойные это те, кто отказывается от бесполезных дел»[29].

12. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) также сказал: «Душевное спокойствие достигается отказом от тщеты»[30].

13. Имам Бакир (да будет мир с ним!) сказал: «Вам надлежит поступать справедливо, не отступать перед трудностями (на пути справедливости) и не заниматься бесполезными делами»[31].

14. Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Сторонитесь того, что бесполезно, иначе вы будете отвергнуты и презираемы»[32].

15. Имам Садык (да будет мир с ним!) во время молитвы произнес: «О Аллах! Смилостивься надо мной, [дабы я] еще при жизни полностью избавился от грехов, а также упаси меня Своей милостью от неприятностей, порождаемых суетой»[33].

16. Имам Али (да будет мир с ним!) в письме, адресованном Абдулле ибн Аббасу, писал: «Стремись к тому, что плодотворно, и оставь то, что бесполезно, ибо отказ от тщетных усилий даст тебе больше возможностей для полезных занятий»[34].

17. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Не подставляйте лица языкам адского пламени, занимаясь бесполезными делами»[35].



18. Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Как много зла приносят бесполезные слова, дела и поступки!»[36].

19. Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Любая речь, в которой не упомянут Аллах, суетна»[37].

10. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Верным признаком покорности человека Аллаху является его отказ от суеты»[38].

Налог в пользу нуждающихся (закят)

Арабское слово закят может толковаться как «очищение», «чистота», «рост», «развитие». С точки зрения мусульманского права и правосознания закят — это часть имущества, которая на определенных условиях уплачивается в виде налога и затем расходуется на нужды бедняков и неимущих или в иных благотворительных целях.

Другими словами, закят подразумевает изъятие части собственности у владельца и передачу ее нуждающимся, с тем чтобы оставшаяся часть Божьей милостью прирастала и способствовала тем самым духовному возвышению ее владельца. Кроме того, посредством закята остальному имуществу придается статус законности, а его владелец освобождается от подозрений в недобропорядочности. Таким образом, можно сказать, что налог в пользу нуждающихся именно потому получил название закят, что его уплата очищает душу от сребролюбия, эгоизма, жадности, низости и жестокосердия.



Закят является очень важной религиозной обязанностью. Это третье из фундаментальных установлений ислама, которое считается вторым столпом мусульманской веры.

В священном Коране и в изречениях непогрешимых имамов, закяту придается очень большое значение. При внимательном прочтении Корана можно заметить, что закят и его важность во многих случаях упоминаются сразу после аятов, где говорится об обрядовой молитве.

В предании, восходящем к Пророку (да благословит Аллах его и род его!) и имаму Садыку (да будет мир с ним!), говорится о том, что человек, отказавшийся от уплаты даже самой малой доли своего имущества в качестве закята, не может считаться мусульманином.

В одном из хадисов говорится, что однажды Пророк (да благословит Аллах его и род его!) изгнал из мечети пять человек, которые не платили закят, и сказал им: «Вы, не платящие закят, подите прочь из нашей мечети и не смейте в ней молиться».

Еще в одном предании говорится, что для того чтобы наша молитва была принята, нам следует платить закят.

Есть также изречения, предупреждающие людей о том, что если они не будут платить закят со своего имущества, то земля по велению Всевышнего лишит их своих даров, и их постигнут лишения и голод.

Ниже будут представлены наиболее интересные высказывания на эту тему, принадлежащие непогрешимым имамам.



Итак, аят из рассматриваемого отрывка сообщает нам о третьем признаке истинно верующих, важном в социальном и экономическом отношениях. Аят гласит:

«…вносят закят…»

Данная сура была явлена в Мекке еще до того, как было ниспослано повеление об уплате закята в общепринятом смысле этого слова, поэтому комментаторы по-разному толкуют вышеприведенный аят.

Следует уточнить, что закят подразумевает не только обязательное и узаконенное пожертвование, поскольку в исламе существует довольно большое число пожертвований рекомендуемых. Повеление об обязательной уплате закята было ниспослано в Медине, но обычай раздачи милостыни как похвального благого деяния существовал и до этого.

Некоторые комментаторы считают, что в Мекке закят существовал, вероятно, в форме религиозной обязанности, не имеющей четко установленных границ и правил. Это означает, что мусульмане были обязаны отдавать какую-то часть своего состояния нуждающимся. И только после образования мусульманского государства и создания общественной казны была разработана и внедрена четкая система уплаты закята, которая устанавливала минимальный размер собственности, облагавшийся налогом, и по указанию Пророка (да благословит Аллах его и род его!) повсюду были назначены сборщики податей.

Часть комментаторов, в числе которых Фахр Рази, Алуси (Рух аль-ма’ни) и Рагиб (Муфрадат), утверждает, что в данном аяте закят означает любое доброе дело или очищение сердца и души. Но такая трактовка маловероятна, поскольку всюду, где в Коране одновременно упоминаются молитва и закят, последний подразумевает материальную помощь, а любое иное толкование этого понятия требует соответствующего контекста, который здесь отсутствует.

В заключение представляется необходимым рассмотреть еще один аят Священного Корана и несколько изречений на тему закята.

В суре Аль-Ма’ида (Трапеза), 5:12, говорится: «…И сказал Бог: „Воистину, с вами Я. Если будете творить молитву, вносить налог в пользу нуждающихся, уверуете в посланников Моих, поможете им и сделаете Богу одолжение достойное, то отпущу Я прегрешения ваши и введу вас в сады райские, в которых [чистые] ручьи текут…“»

Избранные изречения на тему закята

11. Повелитель правоверных Али (да будет мир с ним!) сказал: «Я советую вам платить закят. Я слышал, как Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: „Закят — это мост ислама. Всякий, кто платит его, пройдет по этому мосту, а тот, кто не платит — сорвется вниз. Закят смиряет гнев Аллаха“» [39].

12. Некто рассказал, что слышал от имама Али (да будет мир с ним!) такие слова: «У ислама три столпа, каждый из которых бесполезен без двух остальных. Это — обрядовая молитва, закят и вилайат (исламское правление)» [40].

13. Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Если люди будут платить налог с имущества в пользу неимущих, не останется ни одного бедного и нуждающегося мусульманина» [41].

14. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Ни одному народу не удалось уклониться от уплаты налога в пользу неимущих, без того чтобы Аллах лишил его дождя Своей милости» [42].

15. Руфата сообщает, что слышал от имама Садыка (да будет мир с ним!) такие слова: «Аллах не предписывает этим людям ничего более обременительного, чем уплата закята, и когда они уклоняются от него, многие из них погибают»[43].

16. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Я получил повеление бороться со своим народом до тех пор, пока он не засвидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, а я — посланник Аллаха и пока все не станут совершать молитву и платить закят» [44].

17. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Лечите своих больных милостыней и охраняйте свое имущество с помощью уплаты закята» [45].

18. Имам Муса ибн Джафар (да будет мир с ним!) сказал: «Воистину, закят установлен для того, чтобы дать пищу неимущим и улучшить их благосостояние» [46].

19. Фатима Захра (да будет мир с ним!) в своей проповеди сказала: «Аллах сделал веру (иман) средством избавления вас от многобожия, молитву — средством избавления вас от гордыни, и обязал вас платить закят, чтобы очистить ваши души и сердца и преумножить пропитание» [47].

10. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Тому, кто платит закят, в раю взамен каждого уплаченного дирхема будут дарованы блага, равные по весу горе Ухуд» [48].

11. Повелитель правоверных Али (да будет мир с ним!), покидая земной мир, сказал: «Сын мой! Завещаю тебе совершать молитву точно в установленное время и платить закят в пользу тех, кто того заслуживает, и для расходования на установленные цели» [49].

12. Имам Садык (да будет мир с ним!), ссылаясь на своих благородных предков, приводит такое высказывание Пророка (да благословит Аллах его и род его!): «Самый щедрый из людей тот, кто уплачивает закят со своего имущества, а самый скупой тот, кому жадность мешает исполнить предписание Аллаха» [50].

13. Повелитель правоверных Али (да будет мир с ним!) сказал: «Сохрани свою веру раздачей милостыни, застрахуй свое имущество уплатой закята и отведи от себя беды и несчастья мольбой» [51].

14. Имам Бакир (да будет мир с ним!) сказал: «Закят увеличивает пропитание» [52].

15. Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Слово ма‘ун означает (в Священном Коране) обязательный закят. Тот, кто уклоняется от его уплаты, подобен ростовщику, а тот, кто не платит закят в соответствии с размером своего состояния, — не мусульманин» [53].

16. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Когда не платится закят, земля прячет свои блага» [54].

17. Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Воры бывают трех видов: те, кто не платит закят; те, кто считает себя вправе распоряжаться приданым в ущерб своей жене; те, кто берет в долг, не собираясь его возвращать» [55].

18. Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Пророк (да благословит Аллах его и род его!) обложил закятом девять видов товаров: пшеницу, ячмень, финики, изюм, золото, серебро, верблюдов, коров и овец, а остальное освободил от налога» [56].

19. Сумаа рассказал, что попросил имама Садыка (да будет мир с ним!) пояснить, для кого предназначены средства, полученные от сбора закята. Тот ответил: «Клянусь Аллахом, они предназначены тем, о ком говорится в Его Книге (Священном Коране): беднякам, обездоленным, сборщикам закята, а также тем, чьи сердца можно склонить (к принятию ислама с помощью закята). Закят расходуется на выкуп пленных, вызволение из тюрьмы должников, на благотворительные цели и на помощь путникам, оказавшимся без средств. Таково предписание Аллаха» [57].

20. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Закят нельзя расходовать на богатых, умных и здоровых, а также на тех, у кого есть работа». Я спросил: «Как это понимать?» Он ответил: «Незаконно расходовать закят на тех, кто может без него обойтись» [58].


Сура Аль-му’минун

аяты: 5—7

وَالَّذِينَ هُمْ لِفُرُوجِهِمْ حَافِظُونَ ﴿٥﴾ إِلاَّ عَلَى أَزْوَاجِهِمْ أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُمْ فإِنَّهُمْ غَيْرُ مَلُومِينَ ﴿٦﴾ فَمَنِ ابْتَغَى وَرَآءَ ذَلِكَ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْعَادُونَ ﴿٧﴾

5. хранят целомудренность свою,

6. кроме как с женами своими или невольницами, за что не порицаемы они.

7. А те, кто возжелает сверх этого, преступают чрез дозволенное.

Комментарий

Поскольку половой инстинкт в человеке является одним из самых сильных мотивов его поведения, для его обуздания необходимы набожность, аскетизм и прочная вера. Рассматриваемый аят говорит о важности этой проблемы.

«…хранят целомудренность свою…»

Здесь названо четвертое качество верующих — целомудрие, подразумевающее самоконтроль и неприятие любых сексуальных извращений. Это означает, что верующие оберегают себя от распутства и вступают в интимные отношения только со своими женами и рабынями, что не возбраняется.

«…кроме как с женами своими или невольницами,
за что не порицаемы они».

Седьмой аят гласит:

«А те, кто возжелает сверх этого, преступают чрез дозволенное».

Слова пятого аята «хранят целомудренность свою» указывают на то, что без постоянного и жесткого сдерживания поползновений к отступлению от нравственных норм и половой распущенности возникает опасность того, что отдельных людей и даже общество в целом захлестнет волна разврата.

Слово «жены» подразумевает здесь как постоянных, так и временных жен. Некоторые суннитские комментаторы допускают ошибку в трактовке этого места, на что указывается в комментариях правоведов и толкователей Корана, а также в трактате «Ан-никах», посвященном правовым вопросам брачных отношений.

Кораническая фраза гайра малумин («не порицаемы они»), скорее всего, служит ответом на искаженные представления фанатиков-христиан, считающих, что любые интимные отношения противоречат человеческому достоинству, и видящих доблесть в строгом половом воздержании. Любую форму семейных отношений они считают враждебной духовной самореализации, в силу чего католические священники, монахи и монахини на протяжении всей жизни отказываются от вступления в брак, считая этот шаг несовместимым с их духовным рангом. (Хотя во многих случаях этот принцип соблюдается только внешне. Втайне же эти представители духовенства ведут себя совершенно по-иному.)

Как бы то ни было, невозможно допустить, чтобы Аллах, Своей мудростью наделив человека столь мощным инстинктом, затем полностью запретил все его проявления и объявил их противоречащими человеческому достоинству. Противоестественность такой ситуации приводит к тому, что многие члены монашеских орденов вынуждены прибегать ко всякого рода тайным способам удовлетворения полового инстинкта [59].

Вряд ли стоит напоминать о том, что сексуальный контакт с женой ограничивается в некоторых ситуациях, например во время месячных и т. п. Что же касается законности половых отношений с наложницами, то они обставлены рядом условий, изложенных в книгах по мусульманскому праву. Неверно представлять, будто любая служанка так же доступна для своего хозяина, как и его жена, и что на нее распространяются те же условия, что и на законную супругу.

В завершение разговора, мы хотим привлечь ваше внимание к нескольким хадисам на эту тему.

1. Абдулла Санан сообщает, что имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Воистину, женщина — это ошейник, который вы надеваете себе на шею, тем самым обременяя себя рядом обязанностей. Поэтому вы должны тщательно присмотреться к ней и хорошо подумать о том, кому доверяете контроль над собой и кто будет держать в руках поводок. Помните, что плохая жена не идет ни в какое сравнение с хорошей, поскольку хорошая жена дороже золота, серебра и драгоценных камней, а плохая — хуже грязи, ибо в грязи больше достоинств, чем в ней» [60].

2. Ибрахим Кархи рассказывает: «Я сообщил имаму Садыку (да будет мир с ним!), что моя жена, которая полностью разделяла мои взгляды на жизнь, скончалась и теперь я намерен жениться на другой женщине. Имам сказал мне: „Хорошенько подумай о том, кому ты собираешься отдать свою душу и сердце, кому предстоит стать совладельцем твоего имущества, с кем ты будешь делиться своими убеждениями и тайнами. Если ты собрался жениться, выбери девушку достойную и благонравную, из семьи, которая известна тебе своей нравственностью, честностью и порядочностью“».

3. Али ибн Салим приводит такое высказывание имама Садыка (да будет мир с ним!): «Более жестокому наказанию в Судный день, несомненно, подвергнется тот, кто изливает свое семя в лоно женщины, запретной для него» [61].

4. Зурара привел следующие слова имама Бакира (да будет мир с ним!): «Нет более высокой формы поклонения Аллаху, чем отказ от того, что незаконно для желудка и срамных частей тела» [62].

5. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Чаще всего мои соплеменники попадают в ад по причине двух полостей в их теле: брюшной и влагалищной (под последней подразумевается прелюбодеяние и половая распущенность)» [63].


Сура Аль-му’минун

аят: 8

وَالَّذِينَ هُمْ لاَمَانَاتِهِمْ وَعَهْدِهِمْ رَاعُونَ ﴿٨﴾

8. [Блаженны те], которые блюдут врученное им на хранение и договоры,

Комментарий

Еще одним отличительным признаком верующих, о котором говорится в этом аяте, является верность своему слову в самом широком смысле этого понятия. Сюда относится как исполнение обещаний, данных людям, так и верность обетам, принесенным Творцу.

Под широкую концепцию аманат («вещь, отданная в доверительное хранение») подпадает все, что доверено людям Аллахом, пророками и другими такими же людьми. Любое из всевозможных благ Всевышнего — это один из Его аманатов. Истинная религия, священные Книги, учения и практические наставления лидеров, ведущих по пути истины, богатство, дети, возложенная на человека ответственность, достигнутое им социальное положение — все это Его аманаты, которые верующий должен ценить и достойно хранить.

Верующие берегут эти знаки доверия на протяжении всей жизни, а покидая сей мир, передают их следующему поколению, которое они готовили к продолжению своего дела. Все материальные, духовные и политические блага являются Божественными аманатами. (Имам Хомейни, да будет благословен его дух, сказал, что Исламская Республика — это Божий аманат.)

В рассматриваемом аяте аманат следует трактовать широко, как только позволяет смысл самого понятия «доверие», с учетом различного рода частных слу­ча­ев толкования, приводимых в хадисах и изречениях мусульманских авторитетов.

Иногда аманат интерпретируют как «имамат непогрешимых имамов», который каждый из них передает своему преемнику, а иногда — как их безраздельную власть и господство [64].

Примечательно, что Зурара, который был одним из выдающихся учеников имама Бакира (да будет мир с ним!) и имама Садыка (да будет мир с ним!), сказал: «Смысл слов „возвращать владельцам имущество, которое было оставлено вам“ [65] состоит в том, чтобы вернуть руководство и власть тем, кому они принадлежат по праву» [66]. Отсюда следует, что власть является важным аманатом, который должен быть возвращен истинным владельцам. Аят гласит:

«[Блаженны те], которые блюдут врученное им на хранение
и договоры…»

Универсальный смысл понятий «договор» и «обещание» подтверждается и другими аятами Корана. Так например, в одном из них сказано: «Верно выполняйте договор с Аллахом, когда вы его заключили…» [67]

Интересно, что в некоторых аятах Корана слова о «возвращении отданного на хранение» и «оправдании доверия» подразумевают и сохранение доверенного имущества, и его возврат исконному владельцу. Следовательно, если отданному на хранение имуществу будет нанесен ущерб, доверенное лицо обязано его компенсировать. Таким образом, речь идет о его тройной обязанности: сохранение имущества, его возврат и компенсация возможного ущерба.

Таким образом, верность договору, сохранение доверенного имущества и его возврат владельцу являются важными основами социальной структуры общества, без которых это общество будет ввергнуто в анархию и хаос. Вот почему даже отдельные люди и целые народы, не исповедующие ни одной из мировых религий, считают, тем не менее, необходимым исполнять такого рода обязательства, по крайней мере — в рамках своего общества, чтобы защитить его от беспорядка, который может вызвать несоблюдение обязательств и договоров.

Изречения на тему аманата

1. В последние минуты своей жизни в этом мире святой Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал имаму Али (да будет мир с ним!): «Возвращай аманат владельцу, будь он праведником или грешником, будь то ценная вещь или безделица, даже если это всего лишь нитка, кусок ткани или одежда» [68].

2. Имам Али ибн Абу Талиб (да будет мир с ним!) сказал: «Наивысшее проявле­ние веры — это верность слову, а самое отвратительное качество — предательство» [69].

3. Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Не предавай того, кто доверился тебе, даже если он сам предал тебя. Не разглашай его тайны, даже если он разгласил твои» [70].

4. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Тот, кто ушел из земной жизни, нарушив договор и не вернув владельцу его имущество, умер смертью человека, не принявшего мою веру, и он испытает на себе гнев Аллаха» [71].

5. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Тот, кто проявляет небрежность в хранении доверенного ему имущества и причиняет ему ущерб, чужд нашей общине» [72].

6. Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Нет веры у того, кто нарушает договор» [73].

7. Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Не было ни одного Божьего пророка, который не был бы честен и не возвращал бы доверенное ему имущество и достойным и недостойным людям» [74].


Сура Аль-му’минун

аят: 9

وَالَّذِينَ هُمْ عَلَى صَلَوَاتِهِمْ يُحَافِظُونَ ﴿٩﴾

9. [и] соблюдают свои молитвы,

Комментарий

Наиболее очевидным признаком верующего человека, который был упомянут первым в этой суре, является его отношение к молитве: «…которые смиренны при [совершении] молитв…» Рассматриваемый аят вновь привлекает внимание к этой характерной особенности верующих.

«[и] соблюдают свои молитвы…»

Таким образом, в этой суре подчеркивается роль и значение совершения обрядовой молитвы, как последнего и важнейшего из перечисленных признаков верующего человека.

Примечательно, что из всех особенностей поведения верующего человека первой названо смирение при совершении молитв, а последней — их соблюдение. Таким образом, перечисление отличительных черт верующих начинается с молитвы и молитвой же заканчивается, поскольку обрядовая молитва является важнейшим связующим звеном между Творцом и Его творениями.

Молитва является высшей школой воспитания души. Это средство пробуждения души и сердца, которое предохраняет человека от греховных поступков. Короче говоря, молитва, совершаемая с соблюдением всех элементов ее ритуала, является прочной основой благонравия и добродетели.

Необходимо также отметить различие между вторым аятом данной суры, с которого начинается перечисление качеств верующих, и рассматриваемым аятом, выражающееся в том, что во втором аяте слово «молитва» стоит в единственном числе, а здесь — во множественном. Дело в том, что во втором аяте речь идет о покорности и особой внутренней сосредоточенности, характерных для человека, совершающего молитву как таковую. Данный же аят обращает внимание на дисциплину отправления молитвенного обряда, требующую точного соблюдения времени, места и количества молитв. Этот аят призывает истинно верующих соблюдать порядок и условия совершения обрядовых молитв.

О чрезвычайной важности обрядовых молитв

Существуют многочисленные предания, содержащие выразительные изречения Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и непогрешимых Имамов (да будет мир с ними!) по поводу вышеприведенных аятов, которые раскрывают исключительно важную роль обрядовой молитвы в исламе.

Абу ‘Усман рассказал: «Однажды мы с Салманом Фарси сидели под деревом. Вдруг он поднял с земли сухую ветку и потряс ее так, что все листья с нее осыпались на землю. А затем он сказал мне: „Ты не спросил, зачем я это сделал“. Тогда я попросил объяснить мне смысл его поступка. Он ответил: „Я повторил то, что сделал Пророк (да благословит Аллах его и род его!), когда я сидел рядом с ним под деревом“. Он тогда тоже сказал: „Салман, почему ты не спрашиваешь, зачем я это сделал?“ Я попросил разъяснений, и он ответил: „Когда мусульманин совершает ритуальное омовение, а вслед за ним — пятикратные молитвы, все грехи опадают с него, как листья с этой ветки“» [75].

В другом предании приводится такой рассказ Абу Умамы: «Однажды, когда я сидел с Пророком (да благословит Аллах его и род его!) в мечети, к нам подошел человек и сказал: „О Посланник Аллаха, я совершил грех, за который мне предстоит понести установленное наказание. Пожалуйста, исполни его!“ — „Ты молился вместе с нами?“ — спросил его Пророк (да благословит Аллах его и род его!). — „Да, о Посланник Аллаха“, — ответил человек. Тогда Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: „В таком случае, Аллах простил тебя и освободил от наказания“» [76].

А вот рассказ имама Али (да будет мир с ним!): «Мы с Пророком (да благословит Аллах его и род его!) ждали в мечети начала молитвы, когда один человек встал и сказал: „О Посланник Аллаха, я совершил грех“. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) отвернулся от него, а когда молитва закончилась, этот человек снова встал и повторил свои слова. Тогда Пророк (да благословит Аллах его и род его!) спросил его: „Разве ты не молился вместе с нами? Разве ты не совершил перед этим необходимое омовение?“ — „Я все это сделал“, — ответил человек. „Этим ты искупил свой грех “, — сказал Пророк (да благословит Аллах его и род его!)» [77].

Сообщается, что имам Али (да будет мир с ним!) привел такие слова Пророка (да благословит Аллах его и род его!): «Пятикратная молитва для членов моей уммы подобна ручью, протекающему у двери дома. Представьте себе, что один из вас, испачкавшись, пять раз в день совершит омовение в этом ручье — разве останется у него на теле грязь? Конечно, нет! Такова и пятикратная молитва для членов моей уммы» [78].

Нет сомнения в том, что при исполнении молитвы с соблюдением всех ее правил человек погружается в мир духовности и проникается преданностью Богу, а его связь с Ним становится такой прочной, что вся скверна от его грехов вымывается из сердца и души.

Молитва уберегает человека от неправедных дел и удаляет ржавчину греха с зеркала его сердца.

Молитва пробуждает в душе человека самые благородные чувства, укрепляет его волю, очищает сердце и просветляет душу. Таким образом, если обрядовая молитва не уподобляется бездушной плоти, то становится высшей школой воспитания души.


Сура Аль-му’минун

аяты: 10—11

أُوْلَئِكَ هُمُ الْوَارِثُونَ ﴿١٠﴾ الَّذِينَ يَرِثُونَ الْفِرْدَوْسَ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ ﴿١١﴾

10. именно они и есть наследники,

11. которые наследуют Фирдаус, где пребудут они вечно.

Комментарий

Арабское слово фирдаус («сад») используют для обозначения самого лучшего места в раю [79].

После перечисления важнейших отличительных черт верующих Коран сообщает, что они унаследуют рай, в котором будут пребывать вечно.

«…именно они и есть наследники…»

По мнению некоторых филологов, слово фирдаус заимствовано из латыни, другие считают, что у него арабские корни. Предполагают также, что это персидское слово со значением «сад». Но это особенный сад, лучший из всех райских садов, в котором собраны все Господние блага и милости, и потому он считается высшей ступенью рая.

Слово «наследуют» подразумевает, что верующие попадут в рай без всяких усилий со своей стороны, подобно тому как человек получает наследство, ничем себя не утруждая. Конечно, для того чтобы попасть на высшую ступень рая, необходимо заниматься самовоспитанием, платить закят и сражаться во имя Аллаха, но все эти усилия выглядят сущим пустяком в сравнении с величайшей наградой, ожидающей праведника.

Необходимо помнить слова Пророка (да благословит Аллах его и род его!): «У каждого из вас, без исключения, есть два пристанища: в аду и в раю. Если человек после смерти попадает в ад, его место в раю наследуют обитатели рая».

Это высказывание можно считать примером того, как можно толковать в данном аяте слово «наследуют».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.