Сделай Сам Свою Работу на 5

Конец суры Аль-Му’минун (Верующие) 3 глава





Некоторые комментаторы придерживаются мнения, согласно которому слово «наследуют» можно рассматривать как уподобление судьбы верующих судьбе тех, кому на долю выпадает наследство.

Буквальный же смысл аята состоит в том, что высшая ступень рая предназначена для верующих, которые обладают перечисленными выше качествами. Все остальные обитатели рая будут размещаться на более низких ступенях.

Избранные изречения о рае

1. Святой Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Каждый, кто стремится попасть в рай, должен совершать добрые дела» [80].

2. Имам Саджжад, Зайн аль-Абидин (да будет мир с ним!) сказал: «Знайте, что каждый, кто желает попасть в рай, спешит творить добро и избегает плотских соблазнов. А тот, кто боится адского пламени, кается Аллаху в своих грехах и сторонится запретного» [81].

13. Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Рай — это высшая цель» [82].

14. Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Рай — удел преуспевших» [83].

15. Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Рай — это обитель мира (и спокойствия)» [84].

16. Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Рай — это награда тем, кто повинуется (повелениям Аллаха)» [85].



17. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Обещайте мне выполнять шесть благих деяний, и я обещаю вам, что вы попадете в рай: совершайте молитву, платите закят, возвращайте владельцу доверенное вам имущество, храните целомудрие, следите за своим языком и не предавайтесь чревоугодию» [86].

18. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Тот, кто умирает с верой в истинность Аллаха, попадет в рай» [87].

19. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «В рай попадет только мусульманин» [88].

10. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «В раю есть вещи (блага), которых не видел глаз, о которых не слышало ухо и которые никогда никому не приходили на ум» [89].

11. Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Ваша цена — это рай, не продавайте себя за меньшую цену» [90].

12. Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Тот, кто искренне произносит ля ’иляха илля-ллах, попадет в рай. А искренность его будет залогом того, что эта священная фраза удержит его от того, что запрещено Аллахом» [91].



13. Имам Казем (да будет мир с ним!) сказал: «Трем категориям людей запрещен путь в рай: сплетникам, пьяницам и распутникам, ибо они — нечестивцы» [92].

14. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Обманщик и предатель никогда не попадут в рай». Он также сказал: «Непутевый сын и пьяница не попадут в рай» [93].


Сура Аль-му’минун

аяты: 12—13

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الإِنسَانَ مِن سُلاَلَةٍ مِن طِينٍ ﴿١٢﴾ ثُمَّ جَعَلْنَاهُ نُطْفَةً فِي قَرَارٍ مَّكِينٍ ﴿١٣﴾

12. Воистину, сотворили Мы человека из теста глиняного,

13. потом поместили его в виде капли [семени] в место надежное,

Комментарий

Арабское слово сулала означает «квинтэссенция», коранический термин ‘алака — «сгусток крови», а слово музка — «кусок мяса без кости».

Прочитав предыдущие аяты, где перечислялись отличительные черты истинно верующих и ожидающее их небывалое вознаграждение, верующий читатель захочет влиться в их ряды. Но как это сделать? В данном отрывке и в некоторых последующих аятах показан один из главных путей обретения веры и знания. Вначале Коран призывает задуматься над чудом человеческой плоти и ее сотворения. В нескольких последующих аятах Коран привлекает внимание читателя к загадкам внешних аспектов бытия чудесных созданий, населяющих земной мир, то есть макрокосма. Но человек обязан попытаться разглядеть чудо творения и в своем внутреннем мире, то есть в микрокосме. Аят гласит:



«Воистину, сотворили Мы человека из теста глиняного…»

Итак, первый шаг состоит в том, чтобы задуматься о том, каким образом человек — лучшее из сотворенных существ, со всем его величием, талантами и способностями — был сотворен из низменного праха. Само существование человека служит свидетельством устрашающего могущества Аллаха, Который сотворил такое удивительно сложное существо из такого простого материала. Следующий аят добавляет:

«…потом поместили его в виде капли [семени] в место надежное…»

По сути дела, аят 12 сообщает о том, что все человечество — это потомки Адама. Каждый из нас вышел из сырой глины и в конце концов в нее же обратится. Но этот аят говорит и о продолжении человеческого рода посредством процесса оплодотворения, когда в результате слияния мужских и женских половых клеток в утробе женщины зарождается и растет будущий человек. Эта тема затрагивается и в других местах Корана. Так например, в аятах 7 и 8 суры Ас-Саджда (Земной поклон), 32, сказано: «…Воплотил [Он] первый раз человека из глины, потом создал потомство его из капель влаги презренной».

В рассматриваемом аяте женское лоно названо карарин макин, что означает «надежное и безопасное место» и указывает на вполне определенное расположение органов тела женщины. Действительно, матка находится в одном из наиболее безопасных мест тела. Она полностью защищена со всех сторон — позвоночником, ребрами, костями таза. Кроме того, дополнительную защиту ей обеспечивают брюшные мышцы, а также руки. Таким образом, место для зачатия и вынашивания плода в организме женщины обеспечено надежной защитой.

Несмотря на различные телодвижения, которые приходится совершать женщине, плод в ее утробе пребывает в полной безопасности. Хотя, конечно же, все стадии зарождения и развития плода проходят под Его присмотром и контролем.


Сура Аль-му’минун

аят: 14

ثُمَّ خَلَقْنَا النُّطْفَةَ عَلَقَةً فَخَلَقْنَا الْعَلَقَةَ مُضْغَةً فَخَلَقْنَا الْمُضْغَةَ عِظَاماً فَكَسَوْنَا الْعِظَامَ لَحْماً ثُمَّ أَنشَأْنَاهُ خَلْقاً ءَاخَرَ فَتَبَارَكَ اللَّهُ أَحْسَنُ الْخَالِقِينَ ﴿١٤﴾

14. потом превратили каплю в сгусток крови, [а] кровяной сгусток — в кусок мяса, в куске мяса создали [Мы] кости и кости покрыли мясом. Потом воплотили Мы его (т. е. человека) в новое творение. Благословен Аллах, Наилучший из создателей!

Комментарий

В этом аяте речь идет об удивительном процессе созревания зародыша в материнской утробе и о последовательных стадиях этого процесса, протекающего в надежном и безопасном месте, о котором еще сравнительно недавно мы ничего не знали и которое было недоступно для вмешательства человека.

«…потом превратили каплю в сгусток крови, [а] кровяной сгусток —
в кусок мяса, в куске мяса создали [Мы] кости и кости покрыли мясом».

Семенная жидкость и четыре последующих состояния составляют в совокупности пять стадий развития человеческого зародыша. Каждая из этих стадий столь чудесна сама по себе, что является объектом множества исследований и предметом спора эмбриологов, написавших на эту тему массу книг. Но самое поразительное это то, что все стадии внутриутробного развития плода были описаны в Коране в те времена, когда не существовало еще и самой науки эмбриологии, а представления об анатомии человека были крайне примитивны, если не сказать большего.

Завершающую и наиболее важную стадию формирования человеческого существа аят описывает такой многозначительной фразой:

«Потом воплотили Мы его (т. е. человека) в новое творение.
Благословен Аллах, Наилучший из создателей!»

Да будет благословенна эта Бесподобная Сила, рисующая каплей жидкости небывалую и дивную картину в темноте материнской утробы!

Да будут благословенны Знание и Мудрость, дарующие внешне ничем не примечательному человеческому существу необыкновенные таланты, способности и возможности! Слава Ему за Его уникальное творение!

Следует иметь в виду, что арабское слово халик образовано от халк, что означает «измерение». Это слово используют тогда, когда отмеряют кусок кожи для последующего отрезания. А поскольку в процессе творения важна прежде всего точная мера, то для описания этого процесса и употреблено слово халк.

В связи с использованием в аяте выражения «наилучший из создателей» может возникнуть вопрос: а разве существует в мире иной создатель помимо Аллаха?

Есть ряд комментаторов, которые предлагают различные толкования этой фразы, но их ухищрения здесь, пожалуй, излишни. Слово халк, означающее измерение и сотворение, применимо и к деятельности других создателей, но творение Аллаха во многих отношениях отличается от всех других творений. Аллах творит и сущность и форму, в то время как человек, вознамерившийся что-то создать, всего лишь придает новую форму уже существующим в нашем мире материалам. Например, он может построить дом из кирпичей и дерева или автомобиль — из железа и стали.

Еще одно отличие состоит в том, что число творений Аллаха безгранично («Бог — Творец всего сущего…») [94], а вещи, созданные человеком, ограничены в числе. Кроме того, изделия, выходящие из под руки человека, часто бывают несовершенны и требуют исправления и доработки, в то время как по нашим меркам творения Аллаха лишены малейшего изъяна.

Способность человека к созиданию дана ему с дозволения и повеления Аллаха, ведь без Его разрешения и лист с дерева не упадет. Так, в суре Аль-Ма’ида (Трапеза), 5:110, Аллах, обращаясь к Иисусу, говорит: «…по соизволению Моему лепил ты птиц глиняных…»

Пояснения

1. В рассматриваемом аяте арабским словом халк описывается процесс сотворения, в ходе которого развитие эмбриона проходит пять стадий. Но для нового существа, названного в аяте «новым творением», которое возникает по достижении последней стадии и уже способно существовать вне тела матери, в Коране употреблен другой термин — анша’а. По мнению филологов, это слово означает «создавать», «воспитывать» и «обучать». Сам факт его применения говорит о том, что последняя стадия коренным образом отличается от четырех предыдущих. Эта завершающая и самая важная стадия описана в Коране коротко и без излишних подробностей. Сказано только: «Потом воплотили Мы его (т. е. человека) в новое творение». За этим сразу следует: «Благословен Аллах, Наилучший из создателей!»

Завершающая стадия является самой важной. Здесь зародыш становится полностью сформировавшимся человеческим существом, наделенным сознанием и способностью двигаться и чувствовать. В мусульманских преданиях эта стадия названа «вдувание дыхания жизни».

Имам Бакир (да будет мир с ним!) сказал: «Выражение халкан ’ахар означает „вдохнуть душу в тело“» [95].

На этом этапе человек покидает растительную стадию жизни и стремительно входит в мир животных и, что еще более важно, — в мир людей. Разница между этой и предыдущей стадией настолько велика, что для ее описания недостаточно было бы слов сумма халакна, поэтому в аяте использовано выражение сумма анша’на.

На этой стадии человеку даруется особая милость, выделяющая его из всего остального сотворенного мира. Ему доверено быть наместником Аллаха на земле, на что не способны ни горы, ни небеса. Воистину, Аллаху следует воздать хвалу («Благословен Аллах, Наилучший из создателей!»).

Все сущее в огромном мире со всеми его чудесами находит свое отражение в форме и содержании этого столь малого, но столь совершенного тела. Имам Али (да будет мир с ним!) сказал по этому поводу: «Как можешь ты считать себя маленьким, когда в тебе заключен весь мир?» [96] Говоря иначе, ты являешься уменьшенной копией сотворенного мира.

2. Автор комментария «Фи зилал» предлагает интересную интерпретацию рассматриваемого аята. Он пишет: «Когда эмбрион проходит стадии сгустка крови и куска мяса, многие его клетки трансформируются в костную ткань, которая затем постепенно обрастает мышцами. Поэтому слова «кости покрыли мясом» представляют собой научное чудо, ибо во время ниспослания Корана никто не имел представления о том, что там происходит. В Коране не сказано: «Мы превратили кусок мяса в кости и плоть», — но сказано: «…превратили… кровяной сгусток — в кусок мяса, в куске мяса создали [Мы] кости и кости покрыли мясом…» Это говорит о том, что кусок мяса вначале превращается в кости, которые затем покрываются плотью. Следовательно, перед последней стадией формирования человек выглядит довольно непривлекательно, как скелет, но затем приобретает нормальный вид.

Помимо этого, мышцы защищают кости, подобно тому как одежда защищает тело. Если бы не было мышц, кости в результате внешнего воздействия постоянно повреждались бы или даже ломались. Кроме того, мышцы, как и одежда, защищают кости, служащие опорой нашего тела, от жары и холода. Все это говорит о том, насколько точно и верно в Коране подобраны слова и выражения.

Сура Аль-му’минун

аяты: 15—16

ثُمَّ إِنَّكُم بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيّـِتُونَ ﴿١٥﴾ ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ ﴿١٦﴾

15. Потом, после всего этого (т. е. по истечении жизненного срока), вам предстоит умереть.

16. А затем, в день Воскресения, вы будете воскрешены.

Комментарий

В этих аятах Аллах говорит нам, что смерть безусловна и неизбежна. Здесь будет уместно привести отрывок из проповеди имама Али (да будет мир с ним!) на эту тему: «Если кто-то и сумел бы найти лестницу, ведущую к вечной жизни и избежать смерти, то это был бы Сулейман ибн Дауд, которому была дарована власть над джиннами и людьми, пророческий дар и высокий ранг (в глазах Аллаха). Но когда он исполнил свое предназначение в земном мире и исчерпал отпущенное ему время, стрела смерти, выпущенная из лука разрушения, поразила его» [97].

В предыдущем аяте были перечислены стадии развития человека — процесс, за который Аллах вознес хвалу Самому Себе. Два новых аята рассказывают о заключительных этапах восхождения к совершенству, начинающихся с момента смерти. Вслед за темой единобожия и сотворения человека, которой были посвящены предыдущие аяты, Коран здесь совершает изящный переход к проблеме Воскресения. Речь идет о том, что человек, несмотря на все свои необыкновенные качества и чудесные способности, не может жить на земле вечно, и наступит час, когда это удивительное создание погибнет. Аят гласит:

«Потом, после всего этого (т. е. по истечении жизненного срока),
предстоит умереть вам».

Избранные изречения на тему смерти

1. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Смерть для верующего подобна букету благоуханных цветов» [98].

2. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Как благотворна смерть для тех, кто упражнял свое сердце верой и набожностью» [99].

3. Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Смерть приносит успокоение тем, кто добился успеха» [100].

4. Имам Хади (да будет мир с ним!) сказал: «Помни о часе, когда ты будешь лежать на смертном одре, окруженный своими близкими, и ни один врач будет не в состоянии отсрочить твою кончину, и ни один друг не сможет тебе помочь» [101].

5. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) казал: «Неожиданная смерть приносит облегчение верующим и навлекает гнев на неверных» [102].

Во втором аяте этого отрывка говорится о том, что смерть — это не разрушение, а этап на пути к совершенству. И для того чтобы опровергнуть утверждение, будто со смертью человека все кончается (а значит теряет свой смысл все величие его сотворения), Аллах тут же добавляет:

«А затем, в день Воскресения, будете воскрешены вы».

Интересно, что в рассматриваемых аятах для доказательства существования Аллаха, Его могущества и величия использован тот же аргумент, что и в начале суры Хадж (22:5—7), где с его помощью обосновывается реальность Воскресения. Оба фрагмента начинаются с перечисления различных стадий формирования человеческого организма, а затем переходят к теме Воскресения.

Величие Аллаха можно увидеть в тайне сотворения человека, в его метаморфозах в потаенном убежище материнского лона, где он обретает свою форму и собственный облик, как если бы группа искусных художников, умелых мастеровых и гениальных изобретателей трудилась днем и ночью, смешивая эту крохотную каплю мужского семени с женской клеткой, чтобы затем в немыслимо короткие сроки провести этот ничтожный плод смешения через все этапы созревания человеческой жизни.

Если бы мы могли заснять на кинопленку весь процесс развития зародыша, то поняли бы, какое чудо таится в этом феномене. Стремительное развитие современной эмбриологии и постоянно растущий объем исследований и лабораторных экспериментов, проводимых в этой области, прояснили многие вещи. Когда человек видит результаты этих исследований, у него сами собой напрашиваются слова из Священного Корана: «Благословен Аллах, Наилучший из создателей!» [103]

С другой стороны, непрерывный процесс творения, выражающийся в появлении на свет все новых и новых живых существ и в зарождении каждого нового человека из капли соединившихся клеток, воплощает в себе власть Аллаха над материей и подтверждает Его способность воскресить человека и вернуть его к новой жизни. Таким образом, один аргумент выполняет двойную задачу: доказывает всемогущество Аллаха и реальность Воскресения.

Избранные изречения на тему Воскресения

1. Однажды в Басре имам Али (да будет мир с ним!) зашел на рынок и увидел, что люди настолько увлечены торговлей, что забыли обо всем на свете. Увиденное так потрясло его, что он разрыдался, а затем обратился к ним с такими словами: «О вы, погрязшие в мирских делах! Днем вы торгуетесь и ругаетесь, а ночью спокойно спите, позабыв о Воскресении и о расплате в Судный день. Когда же вы будете готовиться к путешествию, которое вскоре всем вам предстоит? Запаслись ли вы для него всем необходимым? Когда же вы задумаетесь о Воскресении и об Иной жизни?» [104]

2. Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Воистину, в день Воскресения Аллах (да будет славен Он) прежде всего спросит Своего раба о таких его важнейших обязанностях, как:

1) Совершение молитвы.

2) Уплата налога в пользу неимущих.

3) Соблюдение поста.

4) Отправление ритуалов хаджа.

5) Поддержка Ахл аль-бейт (членов семейства Пророка) и принятие их руководящей роли.

Если раб Божий в момент смерти признает наше правление, его молитвы, закят, пост и хадж будут приняты Всевышним (конечно, при условии их должного исполнения)» [105].

3. Некто попросил имама Али (да будет мир с ним!) объяснить, как Аллах может оценить деяния всех Своих рабов, учитывая то, что их великое множество. Имам ответил: «Точно так же, как Он обеспечивает всех их хлебом насущным» [106].

4. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Помните, что день вашей жизни — это день деяний, а не Расплаты. Дождитесь дня Расплаты, когда уже не будет никаких деяний (которые вы могли бы совершить)» [107].

Сура Аль-му’минун

аят: 17

وَلَقَدْ خَلَقْنَا فَوْقَكُمْ سَبْعَ طَرَآئِقَ وَمَا كُنَّا عَنِ الْخَلْقِ غَافِلِينَ ﴿١٧﴾

17. Воистину, воздвигли Мы над вами семь небес. И [никогда] не пренебрегали Мы созданиями [Своими].

Комментарий

Арабское слово тара’ик в этом аяте означает, возможно, дороги ангелов или орбиты планет. А может быть, это семь небес, соединенных друг с другом.

В предыдущих аятах речь шла о сотворении человека, здесь же говорится о сотворении небес. Перечислив явления микрокосма, которые являются знамениями величия Аллаха внутри нас самих, Коран переходит к знамениям Аллаха во внешнем мире, в макрокосме, заставляя нас задуматься над величием Его творения в небесах и на земле. Вначале сказано:

«Воистину, воздвигли Мы над вами семь небес».

Арабское слово тара’ик является формой множественного числа слова тарика, что означает «путь» или «уровень». Если исходить из первого варианта толкования, то тогда этот аят означает, что Аллах сотворил над нами семь путей. Возможно, по этим путям приходят и уходят ангелы, а может быть по ним движутся планеты. А если принять второй вариант, то тогда речь в нем идет о том, что Аллах сотворил в высях семь уровней, то есть семь небес. Ранее мы уже подробно говорили на эту тему. Но здесь важно заметить: если рассматривать здесь цифру семь как обобщенный символ множественности, то этот аят следует понимать как указание на существование бесконечного множества галактик, звезд и планет.

Не следует толковать слово тарика как орбиту в птолемеевой системе мира, где планетарные сферы расположены одна над другой подобно слоям луковицы. Не следует думать, что Коран исходит из этой ошибочной теории. «Пути» и «уровни» указывают на существование иных миров, расположенных на различных расстояниях от нашей планеты и с точки зрения земного наблюдателя находящихся один над другим: одни ближе к нам, другие — дальше.

Если же воспринимать цифру семь буквально, то тогда речь в этом аяте идет о том, что за доступной наблюдению нашей Вселенной (со всеми ее планетами, звездами и галактиками), располагаются другие шесть вселенных, которые науке еще предстоит открыть.

Если внимательно посмотреть на схему Солнечной системы и на то, как расположены на ней планеты, можно прийти к еще одному варианту толкования этого аята. Орбиты двух планет, вращающихся вокруг Солнца, — Меркурия и Венеры — расположены внутри орбиты Земли, то есть они ближе к Солнцу, чем она. Орбиты же остальных шести планет расположены за пределами земной орбиты, составляя условно уровни, расположенные один поверх другого. Если добавить сюда орбиту, по которой Луна вращается вокруг Земли, получится семь орбит, или семь уровней.

Масштабы Вселенной и несметное количество небесных тел с их орбитами могут породить ложное представление о том, что Аллаху якобы не под силу уследить за всеми этими объектами, и потому в заключение аята говорится:

«И [никогда] не пренебрегали Мы созданиями [Своими]».

Использование в аяте слова «создания» призвано подчеркнуть, что само сотворение мира воплощает в себе знание Аллаха и подчинение всего созданного Им Его мысли. Разве может Творец упустить из-под контроля Свои творения?

Существует еще один возможный вариант трактовки этого аята. Суть его в следующем. Аллах не забывает о нас и потому создал над нами множество путей, чтобы по ним ходили ангелы, которые наблюдают за нашими делами.

Аллах является одновременно и Творцом и Наблюдателем. Во всей Вселенной нет места, где не было бы Аллаха.


Сура Аль-му’минун

аят: 18

وَأَنزَلْنَا مِنَ السَّمآءِ مَآءً بِقَدَرٍ فَاَسْكَنَّاهُ فِي الاَرْضِ وَإِنَّا عَلَى ذَهَابٍ بِهِ لَقَادِرُونَ ﴿١٨﴾

18. В меру низвели Мы с неба воду [дождевую] и поместили Мы ее в землю, и, воистину, способны мы забрать ее.

Комментарий

Аллах в равной степени способен и даровать блага, и отбирать их. Каждая капля дождя, как и всё что он сотворил, имеет свое предназначение, и ее нельзя рассматривать как стихийное явление природы, не имеющее конкретной цели («В меру…»).

Дождь считается одним из Божьих благ, ниспосылаемых с неба на землю, и в данном аяте он упомянут как еще одно проявление могущества Аллаха.

«В меру низвели Мы с неба воду [дождевую]…»

Дождевая вода, как правило, не настолько обильна, чтобы вызвать наводнение, и в то же время достаточна для того, чтобы напоить растения и животных.

Земля служит вторым после небес, изливающихся животворной влагой, источником жизни, от которого зависят все живые существа и который стоит в ряду важнейших даров Аллаха. Затем аят привлекает внимание к не менее важной проблеме, связанной с водой, — сохранению воды в почве. Он гласит:

«…и поместили Мы ее в землю, и, воистину, способны мы забрать ее».

Мы знаем, что поверхность земли состоит из двух слоев: водопроницаемого и водонепроницаемого. Если бы эта оболочка была целиком водопроницаемой, то дождевая вода, даже после самых затяжных дождей, просачивалась бы сквозь почву вглубь, и земная поверхность оставалась бы сухой.

Если бы весь поверхностный слой был водонепроницаемым и состоял, например, из глины, то вода застаивалась бы на поверхности земли, служа рассадником для бактерий и микробов, издающим смрад и зловоние, и превратилась бы из источника жизни в источник болезней и смерти. Но Великий и Милостивый Аллах сделал верхний слой почвы водопроницаемым, а нижний — водонепроницаемым, с тем чтобы вода могла проникать в почву и задерживаться в ней благодаря наличию последнего. Оттуда чистая вода поступает на поверхность в виде родников, а также посредством колодцев и подземных рек.

Вполне возможно, что освежающая и бодрящая влага, которую мы извлекаем из глубоких колодцев и используем для своих нужд, — это дождевая вода, пролившаяся на землю много лет тому назад и сохранившая в ее глубинах свою первозданную чистоту.

Тот, Кто вызвал человека к жизни на этой земле и сделал воду важнейшим средством поддержания его существования, задолго до появления человека создал эффективные способы накопления и удержания воды. Часть запасов воды хранится высоко в горах в виде снега и льда, которые каждый год тают и стекают вниз, наполняя ручьи и реки, а часть остается на горных вершинах сотни и тысячи лет, пока не будет повеления сойти вниз и напоить иссохшую землю. Однако кораническая фраза фил ’ард («в земле») указывает на то, что в данном аяте речь идет о грунтовых водах, а не о наземных водоемах.


Сура Аль-му’минун

аят: 19

فَاَنشَأْنَا لَكُم بِهِ جَنَّاتٍ مِن نَّخِيلٍ وَأَعْنَابٍ لَّكُمْ فِيهَا فَوَاكِهُ كَثِيرَةٌ وَمِنْهَا تَأْكُلُونَ ﴿١٩﴾

19. Затем даем Мы произрастать садам пальмовым и виноградным для вас. Много там для вас плодов, и питаетесь вы от них.

Комментарий

Растения созданы для того, чтобы человек пользовался их плодами. Плоды бывают разными, но среди них есть такие, которые занимают особое место, например финики и виноград. Премудрый Аллах обеспечил нам пропитание, даровав произрастающие из земли питательные плоды.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.